Обобщение педагогического опыта
материал по теме

Оськина Наталья Геннадьевна

Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф. И. О. автора

Оськина Наталья Геннадьевна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

Название учреждения: МБОУ СОШ № 9 г. Холмска

Почтовый адрес образовательного учреждения: 694620, Сахалинская область, г. Холмск, ул. Матросова, д.2

Телефон: 8 (42433)61014

E-mail: direktorsosh9@rambler.ru

Должность

Учитель начальных классов

Стаж работы в должности

23 года

1. Тема инновационного

педагогического опыта

Игровые технологии в рамках внедрения ФГОС НОО.                                Тико-конструирование – как средство достижения метапредметных и личностных результатов

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Управлять учебной деятельностью – это значит организовывать учение обучающихся, то есть направить их на решение системы учебных задач. Специфика деятельности учителя состоит в том, что он ставит обучающегося в позицию человека, активно усваивающего знания.

Таким образом, возникает потребность в осмыслении новых педагогических возможностей, связанных с применением Тико-конструктора во внеурочной деятельности «Геометрика» для повышения эффективности образовательных процессов.

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

Тико-конструирование- это  новая педагогическая технология, основанная на практической работе с конструктором для плоскостного и объемного моделирования. С этой целью организован кружок моделирования «Геометрика», программа которого разработана в соответствии с требованиями внеурочной деятельности, обозначенной в Федеральных государственных образовательных стандартах. Программа «Геометрика» является комплексной и интегрированной в самом глубоком смысле.

Важными задачами, для достижения метапредметных и личностных результатов во внеурочной деятельности «Геометрика» с использованием Тико-конструктора, являются:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания;

- формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения вариативности и разнообразия развивающей среды, организационных форм школьного образования.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Педагоги образовательных организаций должны создать такую среду, где обучающиеся будут иметь возможность проявить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, не только в узкопредметном пространстве, а в образовании в целом. Именно это будет способствовать достижению метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Основными принципами программы являются принципы диалогичности, творческой и проектной деятельности, поддержки самоопределения обучающегося.

Образовательный потенциал данной технологии дает возможность максимальной реализации идеи деятельностного и творческого подходов новых ФГОС к обучению.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Использование Тико-конструирования во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных объектов окружающего мира.

Работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты природы, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для начинающего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, постепенно подниматься на более высокий абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке младшего школьников к изучению систематического курса геометрии.

6. Результат изменений

Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. С сентября 2014 по декабрь 2015 года приняли участие в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах: ФГОС тестах, Олимпиада плюс, школьной предметной неделе, Инфоурок».

Результативность опыта по формированию метапредметных результатов младших школьников с помощью Тико-конструктора на уроках и во внеурочной деятельности оценивалась с помощью метапредметных работ в конце 1 и 2 классов.

В классе 22 ученика.

Класс

УУД

Высокий

Средний

Низкий

1 класс

Личностные

17%

71%

8%

Коммуникативные

71%

21%

8%

Регулятивные

25%

50%

25%

Познавательные

46%

54%

0%

2 класс

Личностны

31%

69%

0%

Коммуникативные

77%

18%

5%

Регулятивные

27%

55%

18%

Познавательные

50%

45%

5%

Динамика

Личностные

+ 14%

- 2%

- 8%

Коммуникативные

+ 6%

- 3%

-3%

Регулятивные

+ 2%

+ 5%

- 7%

Познавательные

+4 %

- 9%

+5%

Показатели уровня сформированности метапредметных результатов в таблице  свидетельствуют о положительной динамике.

Наиболее важным результатом внеурочной деятельности с использованием Тико-конструктора считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся.

Возросла активность участия обучающихся класса в заочных олимпиадах, конкурсах различного уровня.

 

Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию познавательных учебных действий.

Разработаны: система оценивания деятельности учащихся во внеурочной деятельности  по Тико-конструированию; карта оценки занятия внеурочной деятельности; буклет с методическими рекомендациями по Тико-конструированию.

7. Публикации

8. Описание педагогического опыта

Особая роль в формировании компетентностей на уроках в начальной школе принадлежит игровым технологиям.  Игровые технологии формируют  коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные Универсальные Учебные Действия.  Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

 Навык выполнять операции технологично, в четком соответствии с алгоритмом, позволяет обучающемуся грамотно выстраивать свою деятельность.

На сегодняшний день существует программа внеурочной деятельности, которая включает в себя занятия с Тико-конструкторами. Конструкторы ТИКО можно задействовать на уроках геометрии, математики, обучения грамоте, русского языка, технологии, окружающего мира.

В нашей школе организован кружок моделирования «Геометрика», программа которого разработана в соответствии с требованиями внеурочной деятельности, обозначенной в Федеральных государственных образовательных стандартах, в основе которого лежит Тико-конструирование.  Это новая педагогическая технология, основанная на практической работе с конструктором для плоскостного и объемного моделирования.

Совместное проектирование основывается на таких ценностных ориентирах, как коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная и управленческая компетентность. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно - Проектирую».

Значительное место в программе занимает геометрический материал. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и предметы, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективой подготовке обучающихся к изучению систематического курса геометрии.

Тематическое планирование для каждого класса включает в себя два модуля: плоскостное и объемное конструирование.

В основе занятий лежит практическая работа с конструктором для объёмного моделирования ТИКО. Что же такое «ТИКО»?  

Это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, изготовленный  из экологически чистых, безопасных, износостойких  материалов. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребёнка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развёртки – к объёмной фигуре и обратно.

Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазка». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки до мебели, ракеты, корабля и т.д. Дети с удовольствием фантазируют, придумывают разные конструкции.

Моделирование способствуют развитию усидчивости,  активизирует память, внимание, творческий склад мышления.

В игре с конструктором ребёнок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур, ему открывается мир призм, пирамид, звёзд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др.

Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Эффективность реализации данной программы определяется достижением запланированных образовательных результатов и степенью вовлеченности участников в работу по Тико-конструированию.

Показателями достижения запланированных результатов обучения являются:

  • умение собрать геометрическую фигуру с заданными характеристиками (в соответствии с учебным планом курса);
  • умение работать в команде;
  • повышение успеваемости по смежным дисциплинам;
  • повышение мотивации к обучению и расширение кругозора;
  • формирование личностных и метапередметных результатов.

Об эффективности опыта Оськиной Н.Г. свидетельствует интерес  учащихся к занятиям по Тико-конструированию, активное участие детей  во внеурочной деятельности, результативность участия в конкурсах по Тико-конструированию.

Заинтересованность учителей начальных классов. Об этом свидетельствуют проведенные на школьном и муниципальном уровнях мастер-классы по теме «Тико-конструирование – как средство достижения метапредметных и личностных результатов»

Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Кудрявцева Т.В., заместитель директора по УВР

Дата заполнения экспертного заключения:

«  16  » декабря  2015 год.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Занятие «Откуда появляются бабочки?»

Цель: развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.

Задачи:

1.        Научиться определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

2.        Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

3.        Познакомиться со стадиями развития бабочки.

4.        Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра.

5.        Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

Материалы: конструктор ТИКО – набор «Фантазёр».

ТИКО-поделки:

- плоскостные (гусеница, бабочка, цветок);

- объёмные («куколка»).

План занятий:

I занятие:

1.Приветствие с Зайчонком ТИКО (1  мин).

2. Логическое задание (4  мин).

Игра на развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек»: дети выбирают в мешочке фигуру наощупь и называют её.

3. Беседа по теме (5  мин).

Примерные вопросы и ответы:

- Откуда появляются бабочки? (гусеница превращается в бабочку)

- Как происходит процесс превращения гусеницы в бабочку? (сначала гусеница превращается в «куколку», потом «куколка» превращается в бабочку)

- Что представляет собой промежуточная стадия между гусеницей и бабочкой, которая называется «куколка»? (продолговатый кокон)

- Как бабочка появляется из кокона? (бабочка находится в коконе со сложенными крыльями; выбравшись из кокона, бабочка цепляется лапками за стебелек или листочек, расправляет крылья и подсушивает их на солнышке; когда крылья бабочки подсохнут и приобретут достаточную жёсткость, бабочка готова к полёту)

- Откуда появляются гусеницы? (бабочка откладывает яички, из которых появляются маленькие гусеницы)

4. Работа с карточкой (10 мин).

Задание: сконструируйте фигуры по контурным схемам, расчертите и раскрасьте схемы.  

                               

Игра «Полёт бабочки».

Дети встают, в руках у них бабочки, они имитируют полёт бабочки в направлении, заданном педагогом. Педагог диктует: бабочка летит вверх, вниз, вправо, влево, в верхний правый угол и т.д.

5. Игровое общение (1 - 2 мин).

Дети с помощью созданных конструкций имитируют полёт бабочки и движения гусеницы.

                          

II занятие:

1.        Исследование и выявление особенностей формы, пропорций,  конструктивных особенностей и художественного оформления ТИКО-поделки.

Конструирование по словесной инструкции предполагает отсутствие образца ТИКО-поделки и его предварительного исследования.

2.        Конструирование ТИКО-поделки по словесной инструкции (15  мин).

Словесная инструкция «Кокон»

  • Найдите маленький равносторонний треугольник.
  • К сторонам треугольника прикрепите по квадрату.
  • Квадраты соедините друг с другом с помощью маленьких равносторонних треугольников.
  • К квадратам и треугольникам прикрепите по одному прямоугольнику и соедините прямоугольники друг с другом.
  • Сконструируйте вторую часть кокона также как первую: к сторонам маленького равностороннего треугольника прикрепите по квадрату, квадраты соедините друг с другом с помощью маленьких равносторонних треугольников.
  • Соедините конструкции друг с другом и не забудьте сделать дверцу в коконе, чтобы гусеница и бабочка могли там поместиться.
  • Сконструируйте для бабочки цветок (дети самостоятельно выбирают форму цветка и подбирают детали для конструирования).

3.        Игровое общение (5 мин).

Дети рассказывают и показывают друг другу - как гусеница превращается в бабочку.

1.  Жила-была гусеница – большая и прожорливая.

         

             

 2.  Гусеница съела много вкусных листочков и превратилась в «куколку», закутавшись в  кокон.

           

3.   В коконе гусеница превратилась в бабочку.

4.   Бабочка выбралась из кокона и полетала.

5.   Позавтракать бабочка решила на цветках  ромашки.

 

Стадии превращения гусеницы в бабочку

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 4

Задания на замещение ТИКО-фигур

Конструирование квадрата

  1. Сконструируйте  квадрат из    двух прямоугольников.

Квадрат1

  1. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.

Квадрат2

  1. Сконструируйте  квадрат из восьми прямоугольных треугольников.

Квадрат3

4. Сконструируйте  квадрат из двух прямоугольников и восьми  прямоугольных треугольников.

Квадрат8

Конструирование ромба

  1. Сконструируйте большой ромб из восьми равносторонних треугольников.

Ромб1

  1. Сконструируйте ромб из двух трапеций и двух равносторонних треугольников.

Ромб3

  1. Сконструируйте ромб из двух маленьких ромбов и четырех равносторонних треугольников.

Ромб4

Конструирование шестиугольника

  1. Сконструируйте шестиугольник из трех ромбов.

Шестиугольник1

  1. Сконструируйте шестиугольник из двух трапеций.

Шестиугольник2

  1. Сконструируйте шестиугольник из двух ромбов и двух равносторонних треугольников.

Шестиугольник 3

  1. Сконструируйте шестиугольник из шести равносторонних треугольников.

Шестиугольник


Приложение 5

Работа с логическими задачами

Закрепляем умения: 

  • внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру;
  • делить схему на составные части;
  • раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией;
  • рисовать геометрические фигуры.

Развиваем умения: 

  • определять геометрическую фигуру независимо от её расположения в пространстве;
  • работать с множествами геометрических фигур (данные задания обозначены цифрой 16);
  • решать логические задачи на развитие логики и комбинаторики;

 Сконструируй фигуру (белка) и раскрась схему.

Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисуй недостающие ТИКО-детали.

Белка1

16. Помоги белочке найти  орешки.            Нарисуй орешки пятиугольной формы

Все четырехугольники – это орешки.

Раскрась орешки желтым цветом.

                     квадрат        квадрат большой   

    треугольник прямоугольный            ромб

             117_223                треугольник равнобедренный маленький

ромб

        

прямоугольниктреугольник равнобедренныйтреугольник равнобедренный маленький

                

шестиугольникромб

        треугольник прямоугольный

        

  Сконструируй фигуру (берёза) и раскрась схему.

Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисуй недостающие ТИКО-детали.

Берёза

16. Найди листочки, слетевшие с дерева. Все ромбы – это берёзовые листья. Раскрась берёзовые листочки жёлтым и красным цветами так, чтобы их количество было равным. Дорисуй стебельки.

ромбТрапеция

треугольник прямоугольный

   

ромб

ромб

ромбромб

           квадрат

треугольник равнобедренный маленькийромб

прямоугольник

                

шестиугольник

треугольник прямоугольный

        

        

 Сконструируй фигуру (пистолет) и раскрась схему.

Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисуй недостающие ТИКО-детали.

Пистолет1

Нарисуй боеприпасы для пистолета квадратной формы, соединив четыре точки между собой.

Сколько квадратов у тебя получилось? Раскрась боеприпасы красным цветом.

Квадрат

               

КвадратКвадрат

Задача Кроля и Вася

Братцы кролики Кроль и Вась получили в наследство огород и решили раздели его на две одинаковые части. Делили-делили, чуть не поссорились – никак поровну не разделить. Помогите Кролю и Васю разделить огород на две одинаковые части.

Прямоугольник

  Нарисуй огороды братцев кроликов.

117_239117_239

Задача Кроля и Вася

Братцы кролики Кроль и Вась получили в наследство огород и решили раздели его на две одинаковые части. Делили-делили, чуть не поссорились – никак поровну не разделить. Помогите Кролю и Васю разделить огород на две одинаковые части.

И

 Нарисуй огороды братцев кроликов.

117_239117_239

Посчитайте, сколько равносторонних  треугольников в фигуре и напишите в квадрате цифру.                                                                   

                          

Ромб1

   

Сконструируй и раскрась логический квадрат

Логический квадрат


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...