ОРКСЭ 4 класса
материал (4 класс) на тему

Осипова Светлана Юрьевна

Презентация и конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx241.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Разработка конспекта урока  ОРКСЭ по теме

                                                                                                            «ПОДВИГ»

Тема урока

Подвиг

Цель урока

Формировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,

- создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;

- построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Задачи урока

Обучающая: узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник.

Развивающая: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру

Воспитывающая: понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)

   Личностные:             действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании прочитанного, осознание  сущности  поведения

                                        героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки  героев с нравственными нормами;                                     эмоциональное «проживание» текста, выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

 Познавательные:       общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов

решения проблем поискового характера;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:       целеполагание как постановка учебной задачи,

контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия      перед  его  выполнением); умение работать

по предложенному учителем плану.

      Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества  с  учителем  и со сверстниками;

                                  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

                                  управление поведением партнера;

                                  умение выражать свои мысли.

Ключевые понятия урока

подвиг, жертва, подвижник.

Межпредметные связи

окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Ресурсы:

Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 5 класс.

напечатанные задания на каждого ученика;  кроссворд;

тексты нравственно-этического содержания, компьютерное оборудование.

Описание урока

Подведение под понятие слово «Подвиг». Осмысление статьи учебника. Акцентуация внимания на том, что жертва присутствует там, где человек отдает, не рассчитывая на возврат.

Этап урока ОНЗ

УУД, формирующиеся

на данном этапе

Деятельность учителя                                                                              

Деятельность учащегося

I.  Мотивация

к учебной деятельности

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Личностные:

действие смыслообразования.

Регулятивные:

формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию; волевая саморегуляция. 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи.

-Здравствуйте, дорогие ребята!

- Пожелайте друг другу  успехов в преодолении трудностей, а я присоединяюсь ко всем вашим пожеланиям. И, в свою очередь, постараюсь быть вам хорошим помощником.

- Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний.

Высказывание обучающихся.

- От совместной деятельности учителя

и учеников

Обмен пожеланиями.  

II.  Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

-Нашу работу я хочу начать со стихотворения.


В жизни можно по разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
До рассвета встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

-Как вы понимаете смысл двух последних строк? Как можно назвать такой поступок?

-А для того, чтобы вы убедились в правильности или заблуждении своих ответов, я предлагаю вам заполнить кроссворд.

СЛАЙД 3-9

1)  Религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. (Заповедь)

 2)   Слово, несущее в себе два корня, обозначающие «верный», «мнение, прославление».  (Православие)

3) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость.

                          ( Милосердие)

4) Внутренняя оценка человеком своего поведения,  своих чувств, а также действий, мнений других людей с  позиций добра и зла,  осознание человеком  своего долга и ответственности перед собой и другими людьми.             (Совесть)

5) Разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом, обращение к Всевышнему.( Молитва )

6)  Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога,  мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия) 

(ключевое слово «ПОДВИГ»)

- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде? Какое место на уроке может занимать это  понятие?

Целеполагание.

- Вспомнить определения, термины и разгадать

Ответы детей

- Это тема занятия.

III.  Выявление места и причины затруднения

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

Личностные:             действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия  с нравственными нормами.

(На экране тема урока «Подвиг …»

 Посмотрите на тему урока.

– Попробуйте растолковать значение этого слова.

-Как вы можете растолковать значение этого слова?

- Я согласна с вами, сколько людей, столько и высказываний по этой проблеме. У меня тоже есть своё мнение, которое я озвучу чуть позже.

-А в какое время можно совершить подвиг? В военное, в мирное или всегда?

СЛАЙД 11

М. Горький (наш земляк) в своей книге говорил:

«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.

В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

- Мне кажется, что  понятие «подвига» – как только  героического поступка это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширить. Я предлагаю поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон.

- Как вы считаете, эта проблема заслуживают нашего внимания?

Построение диалога.

Высказывания учащихся

Подвиг – это героический поступок.

 Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой.

Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других.

Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь.

Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.

-Высказывания обучающихся о том, что в мирное время тоже можно совершить подвиг.

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения 

  Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Учитель раздает задания

- Знаем ли мы точные ответы на вопросы?

- Можем ли мы самостоятельно найти ответ?

- Конечно, мы можем дать свой вариант ответа, но есть ли у нас уверенность в том, что он верный? Как проверить его истинность?

Работа в группах

1 ГРУППА

Исследовательское задание:  разбор слова «ПОДВИГ»  по составу, на основании чего СДЕЛАТЬ ВЫВОД, как могло возникнуть это слово, подобрать однокоренные слова.

2 ГРУППА

В толковых  словарях даны следующие толкования слова «ПОДВИГ»:

основываясь на них, дайте своё определение слова «ПОДВИГ»

3 ГРУППА

Выберите из положений,  те которые вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

 ПОДВИГ – это:

 – то, что требует напряжения воли;

– преодоление эгоизма и корысти;

 – дар другому человеку или целому народу, человечеству;

  – жертва человека во имя добра и справедливости

ПРОВЕРКА 1 группы

СЛАЙД 12

Высказывания обучающихся.

Высказывания  обучающихся.

- Сверить его с тем, что нам даётся в толковом словаре, в  научных текстах, в трудах мыслителей.

Работа в группах с источниками информации:  

(Приложение 4)

словарь Ожегова,

словарь Ушакова,

словарь Кузнецова,

Словарь Православной церковной культуры"

 Г.Н. Скляревской

Разбор слова по составу, выделение корня, объяснение его смысловой нагрузки, подбор однокоренных слов, выяснение толкования слова в разных источниках, выбор положений из ряда предложенных учителем.  Подбор синонимов к слову «подвиг»:  поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа.

Выявление общего в толкованиях слова:

САМООТВЕРЖЕННЫЙ поступок

подвиг – движение, двигать, двигаться.

Подвиг -  это движение.

Высказывания обучающихся

Слушание

                                                                          V.  Реализация построенного проекта

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

знаково-символическое – моделирование

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,

Регулятивные УУД :

умение работать

по предложенному

учителем плану.

 

Личностные:             действие смыслообразования, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами.

- А я хочу предложить ещё несколько слов в ваш ряд однокоренных слов:

подвижник, подвижничество

- Это слово мы слышим часто, но не понимаем смысл.

- Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение понятий «ПОДВИГ», «ПОДВИЖНИК» «ПОДВИЖНИЧЕСТВО», учитывая все лексические стороны этих слов.

ПРОВЕРКА группа 2,3

СЛАЙД 13

- Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы.

  ПОДВИГ – это  беззаветный, бескорыстный,  самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. чувством;

 самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание,  усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу  (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.),  движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти;

принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя  идеи, религии.

СЛАЙД 14

ПОДВИЖНИК

СЛАЙД 15

-Значит, подвиг- это какое-то движение. Но что подразумевает это движение?

- Я предлагаю посмотреть на схему и отвечать на мои вопросы:

Было время, когда понятия подвига и подвижника ассоциировались с тихой монашеской кельей, с шелестом монастырских дубов за окном. Лампады, иконы, гроб вместо кровати. Тихие речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для крестного знамения — представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой благословляющей рукой…

Высказывания обучающихся

Слушание

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ                      

- Да, разные бывают подвиги и подвижники и по своей внешности, и по обстоятельствам, где совершается подвиг. Но всех истинных подвижников объединяет и роднит одна всем им присущая черта — самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника..   мы  каждый раз жертвуем своими желаниями, порой эгоистичными, своими потребностями. Иногда проще пойти на уступки своей совести, своим желаниям, чем совершить движение вперёд …

Примеры подвигов – самопожертвований

Чтение текста из учебника с.63 (Шла война…)

 

VI . Первичное закрепление во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Личностные:             действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании прочитанного, осознание  сущности  поведения   героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки  героев с нравственными нормами.

-Ребята, скажите, а слово «подвиг» можно заменить словом «жертва»?

СЛАЙД 16

чтение материала учебника с.62-63

VII.  Включение в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Личностные:

 действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании изложенного материала, осознание  сущности  поведения  героев, соотносить поступки  героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержании изложенного материала, выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.
Регулятивные УУД :

в сотрудничестве с

учителем учитывают

выделенные педагогом

ориентиры действия

в учебном материале.

СЛАЙД 17

- Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих  мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить!

Слушание

    IX. Рефлексия учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания

      Домашнее задание

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные:

 действие смыслообразования, ориентирование в нравственном   содержании изложенного материала, осознание  сущности  поведения  героев, соотнесение поступков  героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

СЛАЙД 18

-Да, и в настоящее время люди ежедневно  совершают подвиги.

СЛАЙД 19

-Что же такое подвиг в понятии христианина?

СЛАЙД 20

РЕФЛЕКСИЯ

Подведем итог нашего занятия.

- Сравним  определения понятия «ПОДВИГ» в начале урока и конце.

- Изменилось ли ваше понимание? Как?

- Почему оно стало другим в вашем понимании?

-Во благо кого христиане приносят жертву?

Домашнее задание:

- Подумайте и расскажите, ради кого или чего вы жертвуете, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

Спасибо за урок.

Запись и осмысление домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...