самоанализ педагогической деятельности
материал на тему

Водопьянова Татьяна Ивановна

самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алгасовская средняя общеобразовательная школа»

Моршанского района Тамбовской области

Самоанализ

учителя начальных классов

Водопьяновой

Татьяны Ивановны

2012

 В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»   в МБОУ Алгасовская СОШ считается приоритетным направление «Методика и практика совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе дифферецированного подхода».

          Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа нацеленная на успех» предусматривает создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся, введение их в сферу новых компетентных возможностей, формирование и развитие компетентностей, дающих возможность созидательного преобразования действительности и способствующих жизненному самоопределению.

Цель моей педагогической деятельности: создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода  в  обучении,  активизирующего  личностный потенциал обучающихся.

Таким образом, цель моей профессиональной деятельности в полной мере согласуются  с целями деятельности школы.

За период, прошедший после последней аттестации,  я продолжила работу по обеспечению физического и духовного  развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся  с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.

С прошлого учебного года начальная школа начала работу в соответствии с  федеральными образовательными стандартами нового поколения. Практически каждый урок проходит с использованием ИКТ.  В результате соединения  учебной и  игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой,  энциклопедией,  на уроках выступают с сообщениями  по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает  прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем.

Работая по учебно-методическому  комплекту  «Планета знаний», мне удается  научить детей выражать свою внутреннюю мысль, овладевать умением познавать мир, применять полученные знания в жизни, на практике.

Особым видом образовательной потребности учащихся является развитие творческих способностей детей. Поэтому в работе уделяю внимание развитию креативного мышления. Способствовала этому и методическая работа:

- урок на районном этапе конкурса «Учитель года - 2011» «Рыцарский турнир для Имени Существительного»;

- открытые мероприятия  на муниципальном уровне «В гостях у Витаминки Витаминовны» (2010); «История семьи в истории России»(2011).  

Своими наработками делюсь с коллегами  на школьном  МО учителей начальных классов, классных руководителей, на педагогических советах, общешкольных и классных родительских собраниях.

Создала библиотеку методических материалов для успешной работы   в начальных классах: журналы  «Начальная школа», «Педсовет», «Справочник классного руководителя», адреса сайтов Интернета.

Реализуя задачи программы  развития школы, разработала контрольно – измерительные материалы для  промежуточного контроля знаний для 4 класса по русскому языку.

Для решения проблемы поиска методов и средств повышения эффективности процесса обучения  изучила методическую литературу по педагогике, психологии, использую методику Г.И.Щукиной.

Содействую реализации программы развития школы, выявляю степень реализации программы  и достижения высоких образовательных результатов каждого ученика. Проектирую свою деятельность, учитывая важнейшие предметные компетентности курса начальной школы:

  • эколого-природоохранные компетентности;
  • здоровьесберегающие компетентности.

Считаю, что образовательные потребности детей предполагают  комплексную деятельность по формированию  и развитию уровня образованности, применение системы  развития творческих способностей.  В связи этим провожу педагогический анализ (анкетирование, наблюдение), позволяющий дополнительно раскрывать способности ребёнка, развивать разные виды памяти, наблюдательность, способствующие  постоянному росту учебных возможностей ученика, творческого подхода в выполнении заданий.

В процессе обучения, в воспитательной деятельности использую инновационные модели - целенаправленные организованные ситуации, создавая условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяю  социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники).

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так,  чтобы дети могли открыть для себя  новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый  в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы  нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.  

Активизирую познавательную деятельность учащихся  и повышаю интерес к учению на каждом этапе  урока через современные образовательные технологии:

компьютерные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы,  медиаресурсы с использованием программы Power Point;

•  для организации коллективной и групповой работы (проекты);

• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала:

  • тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению; тексты  для проверки  техники чтения;
  • памятки по русскому языку, математике, литературному чтению,

технологии.

           Компьютерные технологии на уроках - мои незаменимые помощники. Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт  применения данной технологии позволил:

-   повысить эффективность обучения;

- совершенствовать логику подачи учебного материала,  что положительно сказывается на уровне знаний обучающихся;

-  вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются  нравственные качества личности.

Применяю технологию разноуровневого обучения.  В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания,  что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование.

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.  Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей, используя таблицы EXCEL.  Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести  индивидуальную работу над ними.

Результатом   использования различных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе является высокий уровень обученности - 100%; качество знаний повысилось на 6% и составляет 78%. Этому способствуют рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которую я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей, условия школы.

Взаимодействие с обучающимися пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. На уроках часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, применяю проектную методику, что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих учащихся сформировано умение работать в коллективе.

Уровень познавательного интереса обучающихся достаточно высокий. Дети проявляют высокую активность на уроках:

  •  с интересом работают с дополнительными материалами;
  •  увеличилось количество работ с использованием ИКТ;
  •  ребята активно занимаются исследовательской и проектной деятельностью.

В соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов формирование познавательного интереса школьников осуществляю  и во внеурочной деятельности. В соавторстве с учителями нашей школы нами были разработаны программы внеурочной деятельности: «Уроки нравственности», «Я – гражданин России», «Здоровейка», «Игровая психотерапия», «Первые шаги», «Игровая студия», «Клуб «Почемучка»».  Основной целью занятий во внеурочной деятельности является  не только развитие творчества детей, но и расширение  кругозора учащихся; формирование логического мышления.  Через праздники-встречи с новым героем занятий, путешествия и викторины идёт развитие и эмоционально-чувственной сферы ребёнка.       В тесной связи с учебным процессом  находится и воспитательная работа, направленная на развитие личности ребёнка, умеющего в любых жизненных обстоятельствах сохранить уверенность в себе и дружелюбие к другим; коммуникативных умений.

    Воспитательную работу в классе осуществляю по направлениям: «Я - человек» (цель: развитие субъектности личности каждого ребёнка);

«Мой мир знаний» (цель: развитие интеллекта и творческих устремлений каждого ребёнка);

«Я и природа» (цель: экологическое воспитание);

 «Я и Отечество» (цель: социализация личности);

« Я и семья» (работа с родителями).

         Добиваться целей и поставленных задач мне помогают не только проведение классных часов, но и творческие мастерские («Подарок своими руками», «В здоровом теле - здоровый дух»); мастерские общения («На празднике у друга»); праздники и встречи с родителями; посещение школьного  музея, библиотек;  лыжные прогулки и походы.  

        Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной креативной личности. Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Принимают активное участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских конкурсах.  

Детей, с отличающимися возможностями и наклонностями, стараюсь вовлекать  в предметные школьные кружки по интересам, где они смогут повысить  свой интеллект. С одаренными детьми веду специальную работу по развитию логического мышления, творческих способностей. Дети очень любят рисовать. Для талантливых художников проводятся персональные выставки, вернисажи. 

 В своей работе   нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого ученика, для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказания ему  минимально необходимой помощи со стороны учителя. Для этого:

  • даю дополнение к заданию в виде схемы;
  • помогаю найти алгоритм решения;
  • указываю причинно-следственные связи, необходимые для выполнения задачи;
  • предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и др.

Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости.

Результаты мониторинга в 4 классе

Учащиеся моего класса писали мониторинг по математике. Результаты его таковы: выполняло работу 18 человек - обученность составила 100%, качество знаний – 67%

В пятом классе учащиеся показали следующие результаты:

выполняло работу - 17 человек. Обученность - 100%, качество знаний - 65%.

Результаты свидетельствуют о качестве подготовки обучающихся по математике.

Развитие творческих способностей обучающихся в сочетании с высокой познавательной активностью и разнообразными формами и методами обучения привело к высокой мотивации в обучении и стремлению к самообразованию.

Уровень обученности стабильно составляет 100%, при качестве знаний 78%.

В своей работе использую следующую систему оценивания: самооценка, взаимооценка, накопительная система оценивания портфолио учащихся. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Для формирования мотивации учения стремлюсь поставить ребенка в такие условия, где желательные мотивы  складываются и развиваются  с учетом индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика. Работа по изучению мотивации со всеми учащимися класса проводится  психологом школы. Методы исследования: опрос и наблюдения. Школьный психолог отметил  высокую мотивацию к обучению и учебную активность во 4 классе, а также наличие познавательных процессов у обучающихся.

Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Дети неконфликтны. Они всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Главной задачей своей воспитательной работы  считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, пробуждающие интерес ребенка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к другим.

Умение создавать на уроках и во внеклассной работе комфортную среду – составляющая успешного процесса обучения и воспитания. Слежу за межличностными отношениями в коллективе, стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант. Для этого всё делаю для того, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, уютно в классном коллективе.

В классе развито самоуправление. Ребятам нравится самостоятельно организовывать работу и видеть полученный результат, они проявляют творческую  инициативу при выполнении заданий, не ждут указаний. В основу воспитания мною взят деятельностный  подход.

В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу  встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:

  • собрание-лекторий;
  • "круглый стол";
  • тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
  • консультация со специалистами;
  • собрание-практикум;
  • общешкольная и общеклассная конференция и др.

На них знакомлю родителей со спецификой обучения  в начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации  по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности); использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники,  за участие в конкурсах записываю благодарности,  за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными.

В течение последних двух лет провела родительские собрания по темам с использованием ИКТ, подготовила в виде презентаций материал по темам:

  • «Стили семейного воспитания детей»
  • «Здоровая семья: нравственный аспект»;
  • «Как приучить ребёнка к чтению?»;
  • "Детская агрессия. Как с ней бороться?".

Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.

Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя.  Провела анкетирование с родителями  по темам: «Способности вашего ребенка», «Отношение к школе». Данные анкеты, обработанные психологом школы, показали, что удовлетворённость родителей организацией учебного процесса в классе высокая.

В классе проводим заседания круглого стола с чаепитием  вместе с детьми и родителями. На  таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание?»,  «Влияние режима дня на здоровье ребёнка» и др.

За активное участие в жизни класса,  за правильное воспитание своих детей родители получают благодарственные письма от родительского комитета. Электронный дневник - это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одно из главных проблем школы - информативность.

Результативность работы:

  • в классе нет пропуска без уважительных причин, и эта ситуация сохраняется в среднем и старшем звене;
  • в классе нет отверженных детей.

Итоги анкетирования родителей показали уровень удовлетворенности школьной жизнью коллектива:  78% высокий, 22% средний.  Последнее время сталкиваюсь с трудностями в работе с родителями. Некоторые из них недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего  учебная мотивация детей сводится лишь к получению «пятерок».

Для того чтобы преодолеть эти трудности, провожу активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу.

        Психологическая атмосфера в нашей школе здоровая, сложился  коллектив единомышленников, работают люди творческие, у которых многому можно научиться. Старшие коллеги  являются для меня наставниками.  

Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства. Прошла теоретическую  и методическую подготовку на курсах повышения квалификации по программам:  

  • «Обучение для будущего» (2010г.);
  • «Компетентностно-ориентированное образование в начальной школе»(2010г.);
  • курсы переподготовки «Педагогика дополнительного образования»(2010г.)
  •  «Технология формирования универсальных учебных действий» (2012г.)

Делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые  уроки и мероприятия, участвую в районных, областных конференциях и семинарах.

Участие в конкурсах педагогического мастерства – неотъемлемая часть моей работы. Подготовка  к конкурсу – это кропотливая работа, требующая переосмысления своей деятельности, тщательного анализа положительных и отрицательных сторон своей работы. Она заставляет двигаться вперёд, не останавливаться на достигнутом.

 Принимала участие в районном конкурсе «Учитель года – 2011», где стала победителем в номинации «Архитектор детской души». Принимаю активное участие  в педфорумах, обсуждаю интересующие вопросы  на сайтах www.fsu-expert.ru, teacher.68edu.ru.

В связи с введением федеральных образовательных стандартов нового поколения приходится пересматривать весь процесс обучения с точки зрения компетентностного подхода более широко, сопоставлять и стремиться к выполнению требований стандартов.

Учителю необходимо всегда идти в ногу со временем. Научить детей мыслить самостоятельно, ориентироваться в современной жизни, самостоятельно находить ответы на вопросы, воспитать культуру умственного труда, любовь к школе, родному краю, ко всей нашей необъятной стране, пробудить желание принести пользу своему государству – всё возложено на  учителя. Эти качества необходимы каждому гражданину, чтобы достойно прожить в нашем «скоростном» мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Материал к предстоящей аттестации...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности...

самоанализ педагогической деятельности

подведение итогов своей работы за несколько лет...

самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности за время работы в МОУ "Побединская СОШ"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...