Моя педагогическая философия
материал по теме

Афанасьева Ольга Дмитриевна

Моя педагогическая философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_ped_filosof.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

       Афанасьева Ольга Дмитриевна,

       учитель начальных классов

                                                            МКОУ «Средняя школа №2»

                                                                  г. Сухиничи Калужской области

                                                                Я прикасаюсь к будущему. Я учу. 
                                                                                                      Криста МакОлифф 

      Чтобы постигнуть глубину значения слова учитель, иногда нужно прожить целую жизнь. На мой взгляд,  известный публицист, теоретик педагогики С. Л. Соловейчик  точно сказал об  учителе: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

        Почему я стала учителем?  Мои родители  с большим уважением, теплотой и благодарностью вспоминали своих учителей. И я благодарна, встретившимся мне в жизни требовательным, знающим свой предмет учителям.  Педагоги всегда были для меня особенными людьми. Меня  завораживала их манера говорить, одеваться, меня восхищало их умение   взглядом показать отношение к  поступкам. Мне всегда нравилось, что они давали  детям знания, делились с ними житейским опытом. С раннего детства хотела учить детей. Профессию педагога  выбрала осознанно, поскольку не представляла себя на другом месте. Я – учитель в третьем поколении. Мой дед был учителем математики, четыре сестры моей матери - учителями начальных классов. Мы с сестрой тоже стали учителями начальных классов. Я сделала свой выбор и не жалею об этом. Да, порой, это и бессонные ночи, и бесконечные переживания, и нескончаемые ученические тетрадки, а ещё планы, конспекты, отчёты, педсоветы, конференции… Но это и прекрасная возможность наполнить добротой и любовью каждое мгновение жизни детей.

        В педагогическом училище нам много  и часто говорили о значимости учительской профессии, но мы еще не осознавали этого в полной мере. В нашем представлении эта работа была легкой и простой: пришел в класс, провел урок, проверил тетради.

       Когда встал вопрос, куда идти работать, ответ был однозначным: в свою родную школу. Первые годы учительства  оказались  для меня самыми трудными, в это время ошибок было больше, чем удач. Самое главное – предотвратить промахи или вовремя их исправить. В этом помогали учителя – наставники.  Профессионализм нужен в любом деле, а в педагогике особенно. Учитель использует в своей деятельности достижения науки и передовой опыт коллег. Жизнь учителя – это постоянный поиск, одержимость, неудовлетворенность, творчество. Быть настоящим профессионалом – это значит  иметь чуткое сердце, любить детей. Наблюдая за своими школьными коллегами, я поняла, что настоящий учитель должен всецело отдавать себя  благородному делу воспитания и образования поколений.

        Учителю надо  ждать годы, чтобы увидеть результат своего труда.   Чаще других  он недоволен собой и своей работой,  а ошибки, допущенные в учительском труде, куда страшнее других ошибок: они коверкают детские души. Учителю всегда надо входить в класс с доброй светлой улыбкой, что бы ни случилось, какие бы ни встретились трудности в жизни.

        Современному обществу  нужна ответственная, инициативная, самостоятельная Личность, любящая свою Родину, отдающая свои силы и знания на ее благо, готовая к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе. Современный учитель отличается от прежнего учителя качественными «новообразованиями». Прежде всего он владеет глубокими знаниями по психологии и возрастной физиологии ребенка,  применяет инновационные методики и технологии, чтобы воспитать качественно новую личность, способную к социализации в обществе.    Современный учитель – диагност, исследователь, экспериментатор, организатор деятельности школьников. Учитель начальных классов  готов сегодня ориентировать каждый учебный предмет на развитие личности младшего школьника, способной присвоить  социальный опыт, быть готовой к продолжению образования. Учитель должен учить ребенка учиться, быть успешным в современном развивающемся обществе. Главная задача учителя начальных классов в современных условиях – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении,  каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними.

     Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.   Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними  – океан знаний и рифы противоречий.  Но любого, кто преодолеет их, ждут неохватные горизонты открытий, чарующие глубины познаний. Какой урок можно считать успешным?  Это урок,  который интересен  как для ученика, так и для учителя. Этому способствует эффектное начало, направленное на поиск новых знаний, этому способствует подведение итогов и обсуждение достигнутого, этому способствуют творческие задания и упражнения… Какой урок можно считать интересным? Это урок современный, действенный, имеющий непосредственное отношение к настоящему и будущему.

Мой  опыт работы в школе 24 года, поэтому понимаю, что можно отлично знать  предмет, но не уметь заинтересовать им учащегося. Сегодня в основу моей работы положена «субъективизация, под которой понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся на уроках, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов», а также «педагогика сотрудничества», личностно-ориентированный подход.
  Современные ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в виртуальном мире, не представляют своей жизни без Интернета.   Экономическая обстановка последних лет способствовала  социальному расслоению общества.  Учащиеся из  обеспеченных, или необеспеченных,  или неблагополучных семей  не видят перспектив обучения. У таких учащихся нет мотивации.
  Чтобы грамотно преподавать,  учителю нужно понять потребности современного школьника. А для этого необходим учитель, влюбленный в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий современными ИКТ, учитель – соратник. 
Конечно, таким учитель должен быть в идеале. Поэтому часто задаю себе вопрос: являюсь ли я таким учителем.  Я люблю свою профессию, не могу представить свою жизнь без детей.   Не только  учу детей, но и они учат меня. И, несмотря на трудности, каждый год с нетерпением жду 1 сентября. 
  В своем опыте работы  использую такие формы взаимодействия, когда  не только воспитываю и учу, но и  стимулирую стремление учащихся к саморазвитию, изучаю их активность, создаю условия для самодвижения, стараюсь, чтобы обучение воспринималось учащимися не только как необходимость, но и вызвало позитивные чувства, происходило в условиях психологического комфорта.   Мне нравится незаметно для детей направлять их на  самостоятельный поиск решений проблемных ситуаций, в процессе которого мои ученики учатся добывать, а не получать готовые знания. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.  Мы учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Неравнодушный, внимательный учитель даст каждому ребенку шанс проявить себя. Главное, чтобы дети не боялись экспериментировать, а для этого они должны чувствовать, что учитель верит в них и всегда поддержит. А ещё я стараюсь похвалить каждого ученика, тогда ребёнок в школу будет идти с улыбкой, и из школы он будет уходить тоже с улыбкой. Улыбка учителя способна на многое, стоит ему только улыбнуться, и ребёнок начинает чувствовать себя увереннее.

      Особое внимание уделяю взаимодействию с семьями  обучающихся. Участие родителей в жизни школы, класса позволяет стать единомышленниками, выработать единые подходы к воспитанию детей.  Инновационные технологии обучения школьников дают нам возможность удовлетворить высокие требования современных родителей.

      Учитель – главный источник информации о ребенке, о деятельности школы, класса, от него родители получают психолого-педагогическую информацию.  Работа с родителями проходит в атмосфере доверия и сотрудничества. Конечно, все семьи разные. Поэтому важно изучить потребности родителей в образовательных услугах и просвещать их с целью повышения правовой и педагогической культуры. На  опыте  убедилась, что совместные мероприятия: спортивные соревнования,  дни открытых дверей,  праздники, концерты, беседы, классные часы, экскурсии, обмен мнениями «за круглым столом» -  являются наиболее эффективными в работе с родителями. Если участники заинтересованы, это рождает новый интерес. Не скрою,  бывает сложно опровергать мнение родителей, которое расходится с постулатами  педагогики. Тогда «включается»  качество  толерантности и доброжелательности, помогающее  убеждать семью во благо воспитания ребенка. В своей практике использую индивидуальные консультации, беседы. Взрослые, как и дети, не всегда могут высказаться, раскрыться.   Коммуникабельность, тактичность и общительность - одни из главных качеств современного учителя.  Без них невозможна качественная работа с родителями. Я должна  помочь родителям осознать важность периода младшего школьного возраста. Как хочется, чтобы дети росли в семьях, где процветает любовь! А эта любовь  выражается  в пристальном  внимании к развитию  ребенка, к его душевному состоянию. Родители должны пережить вместе с детьми важные этапы становления личности. Я с большим удовольствием хожу с ребятами в поход, на горку, катаюсь на лыжах, участвую в играх и конкурсах. Для них я первый учитель и старший верный друг. 

    Учитель. Гордое и славное звание. Великое счастье – стать учителем. Сложен путь учителя. Главное – понять, каким должен быть человек будущего. Великое счастье встретить Учителя, который учит доброте, справедливости, честности, ответственности. Учит быть Человеком. Минуют года, века. Неузнаваемой станет жизнь, исчезнут многие профессии, но, пока существует человечество, сохранится на земле высокое звание – Учитель.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....