Опыт обобщения работы педагога дополнительного образования Самохваловой А.В.
материал на тему

Самохвалова Антонина Васильевна

Из опыта работы педагога в декоративно-прикладном творчестве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение  дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области

Опыт обобщения работы

педагога дополнительного образования

Самохваловой Антонины Васильевны

Дергачи

2017

      В МУДО «Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области  в должности педагога дополнительного образования работаю более 24  лет.

Все это время являюсь руководителем детского объединения «Лоскутная пластика», работая в области декоративно-прикладного творчества.

В 1989 году окончила  училище  в г. Орджоникидзе  по специальности мастер широкого профиля.  А в 2016 году прошла  курсы переподготовки и получила диплом педагога дополнительного образования.

     Основной целью работы детского объединения «Лоскутная пластика» являeтся: развитие индивидуальных задатков и способностей детей.   Основными задачами занятий являются:

- развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса;

- воспитание у детей интереса и любви к декоративно – прикладной работе, народному искусству родного края;

- развитие художественно – творческих способностей детей;

- формирование трудовых умений и навыков;

- обучение детей приемам  шитья из различных  материалов   ткани  с целью выполнения художественных изделий;

- привлечение учащихся к изучению литературы с целью получения новых знаний по истории и развитию декоративно – прикладного искусства.

     Большое внимание в своей работе я уделяю изучению, пропаганде и возрождению такого  вида  народного декоративно-прикладного творчества как лоскутное шитье. Особый интерес для детей представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной аппликацией, мягкой игрушкой, декоративным  шитьем  из лоскутков.

    Обучение в детском объединений  ведётся по общеразвивающей программе «Лоскутная пластика». Программа рассчитана на 3 года обучения и ориентирована на детей с 7 до 17лет.

1-й год обучения  предполагает общехудожественное развитие детей, практическое овладение основами и знаниями в данной области, адаптацию в коллективе, выявление интересов и потребностей, знакомство со спецификой декоративно прикладного искусства.

2 - год обучения детей предполагает развитие и углубление профессиональных интересов и навыков, расширение спектра теоретических знаний, художественных и технических дисциплин по всем видам деятельности. План этого уровня рассчитан на детей, которые уже на первом этапе проявили свои способности. Большое значение и место уделяется практической работе по закреплению полученных знаний, умений и навыков.

3- год обучения предполагает изготовление изделий наибольшей сложности и создание творческих проектов, что ориентирует детей на самостоятельное приобретение и применение детьми новых знаний, умений.

     Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с различными материалами из лоскутков, обучающиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение.

В процессе работы у детей развиваются:

- чувства цвета, ритма;

- тренируются пальцы рук, глазомер;

- воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и

  эстетическое восприятие мира;

- формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками.

       В своей работе я  использую разнообразные методы обучения:

-методы формирования сознания (рассказ, беседа, работа с литературой, метод примера);

-методы организации деятельности (инструктаж, иллюстрации и демонстрации, практические работы);

-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, поощрение);

-методы контроля эффективности (творческие проекты, практическая работа);

       При работе с обучающимися  применяю следующие формы работы:

- анализ работ учащихся;

- выставки работ учащихся;

- коллективное творчество;

- физкультминутки;

- технологическое проектирование.

       При коллективном анализе работ обучающихся   акцентирую внимание на том, что получилось, т.е. дается положительная оценка деятельности ребёнка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.     Проводится анализ усвоения знаний, полученных детьми на занятиях с помощью индивидуальных маршрутных книжек. (Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной программе). Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям - это выставки детских работ. Совместно с детьми  отбирается лучшие работы, при этом учитывается мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более  качественному выполнению работы.                                                                              Работы, выполненные коллективно, служат украшением интерьера. Этот             вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к    общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений.

       По ходу занятий  я использую пословицы и поговорки, призывающие к творчеству: «Заняты руки, не будет скуки», «Руки да душа - и горница хороша», «Всякому молодцу ремесло к лицу». А для того чтобы снять возникшую во время занятий усталость, всегда провожу с детьми физкультминутки.

      Технологическое проектирование является одной из форм работы  педагога  дополнительного образования  с детьми. Её цель - стимулирование активности и самостоятельности обучающихся, развитие познавательных способностей детей, получение конкретного результата.  Стараюсь применять на всех занятиях технологическое проектирование.

      На протяжении всех лет работы  занимаюсь самообразованием. Приобретаю литературу для  детского объединения, использую в работе журналы «Дополнительное образование и воспитание», «Портфолио»,  пользуюсь  услугами Интернета и имею личный сайт в nsportale.

      Ежегодно пополняется методический банк детского объединения. За период  работы было выполнено более  220 изделий. Приобретено 32 книг декоративно-прикладного творчества по своему направлению (лоскутное шитье, мягкая игрушка, аппликация).

     В детском объединении  стараюсь создать комфортные условия для занятий детей. Ежегодно проводится косметический ремонт, кабинет  эстетично оформлен.

     За период работы в должности педагога дополнительного образования достигнуты неплохие результаты.

     Принимала  участие в конкурсах  муниципального уровня «Сердце отдаю детям», «Женщина года», в конкурсе среди педагогов декоративно-прикладного творчества,  а также принимаю участие  в ежегодных областных  выставках декоративно-прикладного творчества. Неоднократно моя работа отмечалась грамотами, благодарственными письмами  Дома детского творчества, управления образования, Главы администрации района.             Активно участвую в культурно-массовых мероприятиях ДДТ - новогоднее театрализованное представление, «День открытых дверей»,  «День защиты детей», «День матери», во всевозможных акциях и т д.  Шью костюмы для персонажей при проведении различных мероприятий.

      В основе  сотрудничества с родителями лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Сотрудничество с родителями воспитанников осуществляется в следующих формах:

- день открытых дверей;

- анкетирование ( родителей, детей;

- беседы, встречи (индивидуальные, коллективные);

- творческие отчеты;

- организация совместного досуга (концертные и праздничные программы);

- семейные выставки.

      За время работы  детского объединения выпустилась группа ребят, которая  добилась значительных успехов в работе с лоскутной техникой. Это- Учаева Ксения, Посвирякова Вера , Сайфетдинова Венера, Рахматулин Дмитрий,  Олейникова Ульяна, Канчигаримова Анжела, Сыпченко Ирина, Султашева Диана. Они и в школе имеют успехи в учебе, в спорте.

    Многие  обучающиеся, которые занимаются сейчас,  являются активными участниками конкурсов на различные темы: «Зеркало природы», «От ремесла к искусству», «Человек труда», «Любимый учитель», «Неопалимая Купина», «Души и рук творенье» и  многие другие.  Они ежегодно принимают  участие в выставках декоративно-прикладного творчества ДДТ, района и области, неоднократно становились их победителями.

      На протяжении многих лет  поддерживаю  тесную связь и сотрудничество с педагогами  школ СОШ №1 и №2  р.п. Дергачи. Это Мамедова Т.В., Белянкина А.В., Якупова Р.Р., Алехина Н.Н., Мурушкина О.В., Бердникова Н.Н.

  В 2015  году мне была присвоена первая квалификационная категория в должности педагога дополнительного образования, постоянно повышаю свой профессиональный уровень: участвую в семинарах, в курсах повышения квалификации и переподготовки в Саратовском областном институте развития образования.

     И  в дальнейшем  планирую продолжить работу по повышению уровня профессионального мастерства путём овладения новыми технологиями в работе  декоративно-прикладного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

План воспитательной работы педагога дополнительного образования

Данная методическая разработка, возможно, будет полезной при составлении плана воспитательной работы педагогами....

«Упражнения для укрепления здоровья ребенка на занятиях вокалом». Из опыта работы педагога дополнительного образования Чугуновой О.Н.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-вокалистов и родителей детей, обучающихся в вокальных коллективах.Цель: укрепление здоровья ребенка путем применения различных упражнений при...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Мотивационные факторы и регуляторы в работе педагога дополнительного образования: кейсы для практического занятия с наставляемым педагогом.

Работа с педагогами в последнее время видоизменяется. Мало давать  готовый методический материал педагогам. Надо настроить их на педагогический поиск решения проблемы. Сами нашли - оценили-поняли...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Садыкова Гизара Фагимовича Методическая разработка "Спинер с резиномотором"из конструктора " Fun Block"

В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для  работы в течение учебного года 36 зан...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Садыкова Гизара Фагимовича методическая разработка "Спинер с резиномотором из конструктора " Fun Block" для учащихся 1- 4 классов

В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для  работы в течение учебного года 36 зан...