педагогический опыт
материал на тему

Надежда Александровна Кучаева

Из опыта работы. 

Совершенствование качества чтения как условие интеллектуального развития младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА_ДЕТСКИЙ САД «ЯСЕНЬ» С.ИМ. 9ЯНВАРЯ                    ОРЕНБУРГСКОГО РАЙОНА, ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ        

Учитель начальных классов Кучаева Надежда Александровна                                      

Из опыта работы

Тема: Совершенствование качества чтения как условие интеллектуального развития младшего школьника.

                                                 

                                                    Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

     

      Мы живем в век новых технологий. Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.  Современному обществу нужны люди думающие, интеллектуально развитые, умеющие ориентироваться в многообразии информации. Интеллект человека закладывается в раннем детстве, продолжает формироваться в школе. В школе работаю много лет и за это время пришла к выводу, что главным условием интеллектуального развития ребенка является совершенствование навыков чтения.

      Не сможет ребенок решить задачу по математике или выполнить упражнение по русскому языку, если неверно прочитает содержание задания или не осознает, о чем он прочитал.

Не умея правильно, быстро и осознанно читать, он не сможет подготовить пересказ литературного произведения или научной статьи по окружающему миру. И какого бы предмета я ни касалась, везде проблема усвоения материала упиралась в качество чтения.

          Поэтому в своей работе по обучению детей в школе. на первое место ставлю совершенствование навыков и качества чтения.

      В своей работе использую методики М.И. Омороковой, Г.А.Бакулиной, О.В.Кубасовой. Работа эта продолжительная и трудоемкая.

    Начинается она с первых дней ребенка в школе. Известно, что не сможет читать быстро и правильно тот, кто не умеет быстро и правильно говорить. Поэтому еще в добуквенный период обучения грамоте на уроках в качестве разминки ввожу артикуляционные упражнения и скороговорки.

С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения: 

1.Фонетическая зарядка.

Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )
Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )

2.Чтение чистоговорок, скороговорок.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.

Скороговорки: 
Лара у Вали
Играет на рояле.


Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

3. Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…"

Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!

Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…

Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.

Целый день сегодня шью,
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.

Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка

В данном упражнении можно использовать небольшие стихи Б.Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой.

4. Проведение диалогов в стихотворной форме.

Вместе: Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.

Учитель: За малиной?

Дети: За малиной!

Учитель: За грибами? 

Дети: За грибами!

Вместе : Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.

Учитель: Может мы идём за солнцем?

Дети: Что же 
Может и за солнцем!

Вместе: Может, белка попадется,
Может, ёжик ждёт нас где-то.
Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету!

^ 5. Проведение игры " Птичья стая ".

Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.

Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.

^ Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

          Такая игра очень нравится моим ученикам, они ведут себя также весело и оживлённо, как и птицы. Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу. Артикуляционная разминка, которая длится 5 - 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте , способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения.
Со временем эти задания усложняются, их я использую в качестве подготовки к чтению вплоть до 4 класса. У каждого ученика есть папка со скороговорками. На каждом уроке разучиваем новую и повторяем те, которые были изучены на предыдущих уроках.

     На уроках литературного чтения  я использую «Технологию продуктивного чтения», разработанную профессором Н. Н. Светловской. Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание  всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения позволяет мне организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

Теперь рассмотрим особенности каждого этапа.

I этап. Работа с текстом до чтении

Цель этого этапа – развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов (т.е. развитие умения антиципации).

1. Чтение фамилии автора и заглавия текста. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту. Предположения детей о героях, содержании.

2. Чтение ключевых (от слова – ключ) слов, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Учитель ставит задачу прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных      предположений.


Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается  постановкой целей урока.

Покажу работу с текстом на данном этапе на конкретном примере.

4класс Тема: К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

– Сегодня мы познакомимся с одним из лучших, на мой взгляд, рассказов Константина Георгиевича Паустовского. Называется он «Корзина с еловыми шишками».

-Какие произведения этого автора вы помните? Назовите их, – говорит учитель.

– Так о чём же писал этот человек? (О природе, о людях).

– Можете ли вы по заглавию рассказа «Корзина с еловыми шишками» догадаться, о чём пойдёт речь в этом произведении? Действительно, можно предположить, что рассказ посвящён природе, людям, но более определённо сказать трудно. Однако в книге есть иллюстрация к этому рассказу. Может быть, она поможет нам предположить, о чём мы будем сегодня читать? Откройте книгу.

- Кого вы видите? (Старика и девочку).

-Как вы считаете, они наши соотечественники или нет?

-Почему вы так решили? Правильно, события в рассказе происходят в северной стране – Норвегии, с её сумрачным величием хвойных лесов и суровой красотой фьордов, узких морских заливов с крутыми и высокими берегами, которые вы видите на рисунке.

-Как вы думаете, люди, изображенные на иллюстрации, живущие в Норвегии, наши современники или жили раньше, когда нас с вами не было? (Наводящий вопрос: «Носят ли сейчас деревянные башмаки, подобные шапочки, переднички?»). Вы верно определили: события, описанные Паустовским, имели место около девяноста лет назад, когда ещё не было не только нас с вами, но и ваших мам и бабушек. Теперь вы догадались, когда и где происходит действие рассказа, и я открою вам ещё один секрет: этот седой старик, которого вы ви- дите на картинке, – всемирно известный композитор (открывается запись на доске, дети по знаку учителя читают хором) Эдвард Григ. Послушайте фрагмент его музыки. Что вы чувствовали, представляли, слушая музыку Грига? Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины на- родной жизни, ожившие норвежские легенды и сказки – вот душа музыки этого композитора. (Учитель продолжает свой рассказ на фоне тихого звучания музыки). Родился Григ около ста пятидесяти лет назад в городе Бергене. И хотя он впоследствии много путешествовал, выступая с концертами в разных странах, каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. И в этот раз (учитель берёт книгу и начинает чи- тать) «композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бер- гена...»

II этап. Работа с текстом во время чтения 

Цель этого этапа — достижение понимания текста на уровне содержания.

  1. Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  3. Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  5. Выразительное чтение.

   

(    На данном этапе происходит первичное чтение текста. Это может быть самостоятельное чтение, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Затем выявляется  первичное восприятие, определяется, совпали ли первоначальные предположения учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

После этого текст перечитывается. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) проводится с использованием таких приемов, как диалог с автором через текст и комментированное чтение. И это наиболее короткий и доступный «путь к автору». Завершается данный этап работы с текстом обобщением прочитанного, постановкой к тексту обобщающих вопросов, обращением  к отдельным фрагментам текста, выразительным чтением.)

III этап. Работа с текстом после чтения 

Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»).

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

 Предполагает коллективное обсуждение  прочитанного. Оценки детей произведения сопоставляются с авторской позицией. Формулируется основная идея текста. И, конечно же, творческие задания, опирающиеся на эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.  В читательскую деятельность ребёнка включены 4 сферы:

Эмоциональная

Воображения

Осмысление

Реакция  на

содержания

художественную форму

- чтение по ролям

- выразительное

- рассказ о герое,

- отсутствует

чтение

событии, пересказ

(наблюдение  над

-иллюстрирование

- пересказ от лица

языком)

- инсценирование

одного из героев

-        составление плана

-        вопросы и ответы

на контрольные вопросы учителя

Выбирая творческие задания нужно учитывать:

-        художественную задачу текста;

-        особенности класса в целом и отдельного ребёнка;

-        учебные задачи (какую цель преследовали - развитие речи).

Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.

Можно заключить, что формирование типа правильной читательской деятельности является сложным процессом, тем более у младших школьников, в котором находят свое выражение знания ребенка, планирование своей деятельности учителем, целеполагание.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира.

     Особое внимание на этапе формировании осознанности чтения, уделяю словарной работе. Иногда ребенок не осознает прочитанное, т.к. не понимает значение некоторых слов. Эту работу часто провожу с использованием ИКТ (интернет есть в каждом классе)  Практика показывает, что использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.

        В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование “длиною в жизнь”). Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
  Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным  на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

Здесь мы можем не только узнать значение слова , но и увидеть изображение  предмета или явления, которое это слово называет.

      После того, как осознанность чтения сформирована, на первое место выходит работа над безошибочным . правильным чтением. С этой целью на каждом уроке литературного чтения в качестве разминки включаю такие упражнения:

1.Читай сначала по слогам, затем - слитно, целыми словами

2.Читай правильно (обращается внимание на ударение, чтение букв безударных гласных, сочетания тся, вст, чн и т.д.

3.Читай целыми словами (интерес-интересно-неинтересно)

4.Читай внимательно (увидел-увидал)

       Правильность чтения отслеживается на каждом уроке при проверке домашнего задания. Ведет контроль чтения не только учитель но и все учащиеся. Это задание называется «Читающий – проверяющие». Один ученик читает, остальные получают установку следить и,если будут ошибки, делать пометы карандашом. После чтения слово предоставляется проверяющим. Они называют ошибки, допущенные при чтении, делают замечания по выразительности, дают рекомендации (читать громче, четче проговаривать окончания  и т.д.). Такая работа повышает мотивацию работы на уроке для всех учащихся, а читающему дает установку на безошибочное, выразительное чтение. С этой же целью при чтении нового текста использую прием «Чтение до первой ошибки» . Дети читают до первой ошибки, затем читает следующий . Дети стараются не делать ошибок, чтобы больше прочитать.

      Нельзя оставлять без внимания и домашнее чтение. С этой целью на родительском собрании рекомендовала родителям дома использовать ряд технологических приемов по совершенствованию качества чтения

-ежедневные частные тренировки (жужжащее чтение)

-чтение перед сном

-самозамеры

-многократное чтение коротких отрывков

 Для совершенствованию качества чтения с 4 четверти 1 класса мои ученики ведут читательские дневники, которые заполняются ежедневно и проверяются в конце недели.

Страница дневника содержит следующие графы:

Дата

Название произведения и автор

Количество прочитанных страниц

Время чтения

Мои впечатления

    Читательский дневник позволяет мне отслеживать регулярность чтения, количество прочитанного и время, которое ребенок тратит на домашнее чтение. Графа «Мои впечатления» развивает осознанное чтение, умение формулировать свои мысли и высказывать их. В первом классе, когда уровень сформированности навыка чтения у детей разный, предлагаю детям, только начинаюшим читать, списывать из прочитанного 2-3 предложения.

    Изложенная выше работа ведется мною систематически в течении 4 лет и я могу подвести первые результаты. Сейчас мои ребята учатся в 4 классе. Мониторинг качества чтения проводился в начале учебного года и в конце 1 четверти.

Мониторинг качества чтения в 4 классе

Читают

целыми словами

Без ошибок

Замена слов

Неправильное чтение окончаний

Осознанность

Начало

четверти

100%

27%

53%

53%

93%

Конец четверти

100%

56%

18%

25%

100%

В таблице показаны результаты работы в период с 1 сентября 2015г. по 27 декабря 2015 года.

   Применяемые мною методики эффективны только при их регулярном, систематическом применении. Успешность формирования прочных навыков чтения заключается в каждодневной плодотворной работе учителя детей и родителей, в использовании традиционных упражнений, приемов и методов, а также использовании новых информационно-коммуникативных технологий. Вместе с ростом качества чтения наблюдается рост уровня знаний по всем предметам, повышается интеллектуальный уровень развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...