Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”»
рабочая программа по теме

Фризен Адолина Андреевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”»  (далее – программа) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», и реализуется в рамках художественно – эстетического направления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_skazki_malyshok.docx96.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ястребовская средняя школа»

        

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Театр сказки “Малышок”»

(художественно – эстетическое направление)

Класс: 1 – 4

Тип: модифицированная

с. Ястребово, 2016 – 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”»  (далее – программа) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», и реализуется в рамках художественно – эстетического направления.

Программа «Театр сказки “Малышок”» является средством активизации процесса художественно-творческого развития младших школьников через приобщение к  искусству театра в студийной деятельности. Занятия в театральной студии по предложенному курсу способствуют эстетическому и интеллектуальному развитию ребенка младшего школьного возраста.

Цель программы: развитие творческих способностей ребенка, его воображения, мышления, речи, коммуникативных и волевых качеств, средствами театрального искусства; освоение ребенком внутренней и внешней актерской техники; воспитание устойчивого интереса к театральному искусству и сценической деятельности; содействие приобщению учащихся посредством театра к литературе и искусству.

Задачи:

  1. Создание условий для реализации внутреннего «Я» ребенка через театральную деятельность.
  2. Знакомство детей с искусством театра и актерской деятельностью.
  3. Воспитание основных качеств актерской техники ребенка, его речевой и пантомимической выразительности (мимики и жестов).
  4. Воспитание у детей основ театральной культуры.
  5. Обучение детей умению вживаться в актерский образ и передавать его средствами актерской техники.
  6. Развитие у детей эстетического отношения к театру и к творчеству актера.
  7. Создание условий для межпредметной интеграции, способствующей синтетическому постижению любой учебной информации.

Планируемые результаты освоения

программы курса внеурочной деятельности

«Театр сказки “Малышок”»

Личностные результаты изучение курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”»  - формирование у обучающихся:

  • знаний о правилах поведение на занятиях, в раздевалке, во время игрового и творческого процесса, правилах игрового общения;
  • умений:

- анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижение цели;

- соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде;

- выражать себя в различных доступных видах творческой и игровой деятельности;

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

- самостоятельно подводить итог занятия;

- анализировать и систематизировать полученные умения и навыки;

Метапредметные результаты изучение курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”» - формирование у обучающихся:

  • знаний о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа, о многообразии театрального искусства;
  •  умений;

- планировать свои действия в соответствии поставленной задачей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

  •  представлений о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноценного общения;
  • нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками. Старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии общепринятыми нравственными нормами.  

Предметные результаты изучение курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”» - формирование у обучающихся:

  •  знаний

- видов кукол, особенности работы с ними;

- способов вождения кукол разных видов;

- особенности сценической речи, подбора и оформление декораций к спектаклю;

  • умений:

- работать в группе и коллективе;

- выступать перед публикой, зрителями;

- самостоятельно выбирать, организовывать творческий проект;

- выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания;

  • первоначального опыта самореализации различных видах творческой деятельности.

Результат реализации программы отслеживается при помощи следующих методик:

•        «Незавершенная сказка» - выявление развития познавательных интересов и инициативы обучающегося;

•        «Коммуникабельны ли вы» - сформированность коммуникативных навыков;

•        «Самооценка эмоционального состояния» - эмоциональное состояние: тревожность, спокойствие, энергичность, усталость;

•        «Личностный рост» - уровень к подготовленности ребенка к восприятию и следованию ценностям, отношение к культуре;

•        «Социометрическое изучение межличностных отношений в группе» - сплоченность группы;

•        определение направленности личности  (автор – Б. Басс) – выявление некоторых, ценностных характеристик личности (направленность» на себя» , «на общение» , «на дело»).

Календарно – тематическое планирование 1 класс

№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Кол-во часов

Дата

Мы знакомимся с театром

9

1

Мы знакомимся с театром. Упражнения актерского тренинга на развитие произвольного внимания, долговременной памяти, творческого воображения.

1

02.09.14

2

Мы знакомимся с театром. Упражнения на воспитание навыка актерского перевоплощения.

1

04.09

3

Мы знакомимся с театром. Упражнения на воспитание речевой выразительности: сила голоса, четкость дикции.

1

09.09

4

Что делают в театре? Упражнения на воспитание навыка самостоятельного активного действия в заданных условиях.

1

11.09

5

Что делают в театре? Упражнения и игры на знакомства ребенка с правилами элементарной зрительской и актерской культуры.

1

16.09

6

Что делают в театре? Упражнения на развитие громкости голоса.

1

18.09

7

Работники театра. Сюжетно-ролевая игра «Наш театр».

1

23.09

8

Работники театра. Театральные игры на воспитание умения брать на себя роли актера и зрителя.

1

25.09

9

Работники театра. Драматизации-импровизации на темы русских народных сказок.

1

30.09

Театр приглашает в сказку

25

10

Чудеса в театре. Упражнения на воспитание умения владеть громкостью голоса и четкой дикцией.

1

02.10

11

Чудеса в театре. Упражнения на воспитание веры ребенка в правду вымысла, на память ощущений и память физических действий.

1

07.10

12

Чудеса в театре. Упражнения на коллективную тренировку памяти ощущений через память физических действий.

1

09.10

13

Мы превращаемся в сказочных героев. Упражнения на воспитание умения владеть разной интонацией и разной силой голоса.

1

14.10

14

Мы превращаемся в сказочных героев. Упражнения на развитие внутренней техники ребенка-актера.

1

16.10

15

Мы превращаемся в сказочных героев. Упражнения на развитие внешней техники ребенка-актера (актерские взаимодействия).

1

21.10

16

Мы превращаемся в сказочных героев. Драматизация на свободную тему.

1

23.10

17

Мы играем в сказку. Просмотр иллюстраций с образами сказочных героев.

1

28.10

18

Мы играем в сказку. Упражнения на владение разной интонацией и разным тембром голоса.

1

30.10

19

Мы играем в сказку. Упражнения на совершенствование актерской техники ребенка.

1

11.11

20

Мы играем в сказку. Упражнения на совершенствование актерской техники ребенка (осуществление партнерских взаимодействий).

1

13.11

21

Мы играем в сказку. Беседа «Игра актера – это труд».

1

18.11

22

Мы играем в сказку. Драматизации по мотивам русских народных сказок.

1

20.11

23

Мы играем в сказку. Драматизации по мотивам русских народных сказок.

1

25.11

24

Мы играем в сказку. Драматизации по мотивам русских народных сказок.

1

27.11

25

Осенняя сказка. Слушание сказки с музыкальным сопровождением.

1

02.12

26

Осенняя сказка. Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев.

1

02.12

27

Осенняя сказка. Драматизация по мотивам сказки.

1

09.12

28

Осенняя сказка. Этюды на воплощение образов сказочных героев по сюжету сказки.

1

11.12

29

Осенняя сказка. Мини-представление для зрителей.

1

16.12

30

Зимняя сказка. Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев.

1

18.12

31

Зимняя сказка. Слушание и пересказывание зимней сказки.

1

23.12

32

Зимняя сказка. Этюды на воплощение образов сказочных героев по сюжету сказки.

1

25.12

33

Зимняя сказка. Драматизация зимней сказки.

1

13.01

34

Зимняя сказка. Мини-представление для зрителей.

1

15.01

Всем на удивление наше представление

20

36

Разыграем сказку сами. Упражнения на совершенствование сценической речи (интонация, дикция).

1

22.01

37

Разыграем сказку сами. Упражнения на воспитание мимической выразительности.

1

27.01

38

Разыграем сказку сами. Слушание выразительного рассказывание русских народных сказок.

1

29.01

39

Разыграем сказку сами. Этюды по мотивам русских народных сказок.

1

03.02

40

Разыграем сказку сами. Создание декораций и костюмов для представления.

1

05.02

41

Разыграем сказку сами. Создание декораций и костюмов для представления.

1

10.02

42

Какие бывают актеры? Беседа «Актеры в театре».

1

19.02

43

Какие бывают актеры? Беседа «Театр кукол».

1

24.02

44

Какие бывают актеры? Упражнения на воспитание элементарных умений кукловождения в разнообразных видах детского театра кукол.

1

26.02

45

Мы - актеры театра кукол. Упражнения на совершенствование речевой выразительности (сила голоса, дикция).

1

03.03

46

Мы - актеры театра кукол. Обучение элементарной технике вождения пальчиковых, варежковых и перчаточных кукол.

1

05.03

47

Мы - актеры театра кукол. Упражнения на совершенствование элементарных умений вождения кукол на ширме и без неё.

1

10.03

48

Мы - актеры театра кукол. Беседа «Актер театра кукол».

1

12.03

49

Мы - актеры театра кукол. Упражнения на совершенствование элементарных умений вождения кукол на ширме и без неё.

1

17.03

50

Мы - актеры театра кукол. Упражнения на совершенствование элементарных умений вождения кукол на ширме и без неё.

1

19.03

51

Мы - актеры театра кукол. Кукольное представление – фантазия.

1

02.04

52

Мы - актеры театра кукол. Кукольное представление – фантазия.

1

07.04

53

Представление в нашем театре. Беседа «Такие разные роли».

1

09.04

54

Представление в нашем театре. Этюды по выбранной пьесе для детского театра. Репетиции детского представления.

1

14.04

55

Представление в нашем театре. Премьерный показ детского спектакля зрителям.

1

16.04

Актер играет роль

3

56

Беседа «Чем работает актер?»

1

21.04

57

Упражнения на выражения словесных действий, на возникновение переживаний от настроения музыки.

1

23.04

58

Драматизация по мотивам русских народных сказок.

1

28.04

Наш друг -  театр

8

59

Театр – это  искусство. Упражнения на совершенствование речевых умений (темп речи, сила голоса, интонация).

1

30.04

60

Театр – это  искусство. Упражнения на развитие умений воплощать пластический образ под музыку.

1

05.05

61

Театр – это  искусство. Создание коллективного представления в театре пантомимы.

1

07.05

62

Театры вокруг нас. Беседа «Какие бывают театры?»

1

12.05

63

Театры вокруг нас. Упражнения на развитие умения осуществлять коллективные и парные взаимодействия.  

1

14.05

64

Театры вокруг нас. Сюжетно-ролевая игра «Наш театр».

1

19.05

65

Мы дружим с театром. Драматизации-импровизации на свободную тему.

1

21.05

66

Мы дружим с театром. Показ представления зрителям-родителям и сверстникам.

1

26.05

Всего часов:

66

Содержание

I. Мы знакомимся с театром.

1. Мы знакомимся с театром.

Цель: знакомство с театром как средством развлечения, с устройством театрального здания.

  1. Беседа «Мы идём в театр».
  2. Упражнения актёрского тренинга на развитие произвольного внимания, долговременной памяти, творческого воображения, памяти ощущений и памяти физических действий.
  3. Упражнения на воспитание навыка актёрского перевоплощения.
  4. Упражнения на воспитание речевой выразительности: сила голоса, чёткость дикции.

2. Что делают в театре?

Цель: воспитание навыка активного актёрского действия, знакомство с элементарными правилами зрительской и актёрской культуры.

  1. Упражнения на воспитание навыка самостоятельного активного действия в заданных условиях.
  2. Упражнения на воспитание навыка актёрского перевоплощения.
  3. Упражнения и игры на знакомство ребёнка с правилами элементарной зрительской и актёрской культуры.
  4. Упражнения на развитие громкости голоса.

3. Работники театра.

Цель: знакомство с профессиями «актёр» и «режиссёр» и с их деятельностью в театре, воспитание умения брать на себя роли актёра и зрителя.

  1. Беседа «Кто работает в театре?»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Наш театр».
  3. Театральные игры на воспитание умения брать на себя роли актёра и зрителя.
  4. Драматизации-импровизации на темы русских народных сказок.
  5. Упражнения на воспитание умения владеть разной силой голоса.

II. Театр приглашает в сказку.

1. Чудеса в театре.

Цель: знакомство с театральной условностью, воспитание веры в правду вымысла, развитие игровых и коммуникативных умений детей, воспитание умения коллективного взаимодействия.

  1. Беседа «По правде и понарошку».
  2. Упражнения на воспитание умения владеть громкостью голоса и чёткой дикцией.
  3. Упражнения на воспитание веры ребёнка в правду вымысла, на память ощущений и память физических действий.
  4. Упражнения на коллективную тренировку памяти ощущений через память физических действий.

2. Мы превращаемся в сказочных героев.

Цель: воспитание навыка веры в театральную условность, навыка перевоплощения в сказочные образы; развитие коммуникативных умений детей, воспитание пантомимической выразительности.

  1. Упражнения на воспитание умения владеть разной интонацией и разной силой голоса.
  2. Упражнения на развитие внутренней техники ребёнка-актёра.
  3. Упражнения на развитие внешней техники ребёнка-актёра (актёрские взаимодействия).
  4. Драматизации на свободную тему.

3. Мы играем в сказку.

Цель: совершенствование навыка сценического поведения, актёрской техники ребёнка, закрепление элементов актёрской и зрительской культуры.

  1. Рассматривание иллюстраций с образами сказочных героев.
  2. Упражнения на владение разной интонацией и разным тембром голоса.
  3. Упражнения на совершенствование актёрской техники ребёнка (осуществление партнёрских взаимодействий).
  4. Беседа «Игра актёра- это труд».
  5. Драматизации по мотивам русских народных сказок.

4. Осенняя сказка.

Цель: Закрепление навыка перевоплощения в образы живой и неживой природы, совершенствование внутренней и внешней техники ребёнка-актёра, закрепление элементов актёрской и общей культуры.

  1. Слушание сказки с музыкальным сопровождением.
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев.
  3. Драматизация по мотивам сказки.
  4. Этюды на воплощение образов сказочных героев по сюжету сказки.
  5. Мини-представление по сказке.

  1. Зимняя сказка.

Цель: Закрепление навыка перевоплощения в образы живой и неживой природы, совершенствование внутренней и внешней техники ребёнка-актёра, закрепление элементов актёрской и общей культуры.

  1. Рассматривание иллюстраций с образами сказочных героев.
  2. Слушание и пересказывание « Зимней сказки».
  3. Этюды на воплощение образов сказочных героев по сюжету сказки.
  4. Драматизация «Зимней сказки».
  5. Мини-представление для зрителей.

III. Всем на удивление наше представление!

1. Разыграем сказку сами.

Цель: совершенствование актёрской техники ребёнка, обучение

умению осуществлять партнёрские взаимодействия.

  1. Упражнения на совершенствование сценической речи (интонация, дикция).
  2. Упражнения на воспитание мимической выразительности.
  3. Слушание выразительного рассказывания русских народных сказок.
  4. Этюды по мотивам русских народных сказок.
  5. Создание декораций и костюмов для представления.

2. Какие бывают актёры?

Цель: закрепление представлений о профессии актёра и актёрском  труде, знакомство с актерами театра кукол и особенностями их работы.

  1. Беседа «Актёры в театре».
  2. Упражнения на воспитание речевой выразительности (тембровая окраска голоса, интонация).
  3. Упражнения на воспитание пантомимической выразительности.
  4. Беседа «Театр кукол».
  5. Упражнения на воспитание элементарных умений кукловождения в разнообразных видах детского театра кукол.

3. Мы - актёры театра кукол.

Цель: развитие исполнительских умений ребёнка, обучение элементарной технике вождения пальчиковых, варежковых  и перчаточных кукол, развитие творческого воображения и мышления ребёнка.

  1. Упражнения на совершенствование речевой выразительности (сила голоса, дикция).
  2. Упражнения на совершенствование элементарных умений вождения кукол на ширме и без неё.
  3. Беседа «Актёр театра кукол».
  4. Кукольное представление-фантазия.

4. Представление в театре.

Цель: совершенствование психических процессов (внимания, памяти, воображения, творческого мышления) ребёнка, совершенствование актерских умений, обеспечение творческой самореализации ребёнка в детском спектакле.

  1. Беседа «Такие разные роли».
  2. Беседа «Актёр - участник представления».
  3. Упражнения на совершенствование речевой выразительности ребёнка (сила голоса, тембровая окраска).
  4. Упражнения на совершенствование пантомимических умений.
  5. Этюды по выбранной пьесе для детского театра.
  6. Репетиции детского представления.
  7. Премьерный показ детского спектакля зрителям.

IV. Актер играет роль.

Цель: совершенствование внутренней (память ощущений, произвольное внимание, творческое воображение, мышление) и внешней (выразительность психофизических действий, мимики, жестов) техники ребёнка-актёра, закрепление представлений ребёнка о средствах актёрского труда, закрепление правил культуры общения.

  1. Беседа «Чем работает актёр?»
  2. Беседа «Как актёр трудится?»
  3. Упражнения на выражение словесных действий.
  4. Упражнения на возникновение переживаний от настроения музыки.
  5. Упражнения на совершенствование пантомимических умений.
  6. Этюды на воплощение образов сказочных героев.
  7. Драматизации по мотивам русских народных сказок.

V. Наш друг – театр.

1. Театр - это искусство.

Цель: развитие психических процессов и исполнительских актёрских умений детей в упражнениях и театральных играх.

  1. Упражнения на совершенствование речевых умений (темп речи, сила голоса, интонация).
  2. Упражнения на развитие телесной пластичности и пантомимической выразительности.
  3. Упражнения на развитие умений воплощать пластический образ под музыку.
  4. Упражнения на развитие умения осуществлять парные взаимодействия.
  5. Создание коллективного представления в театре пантомимы.

2. Театры вокруг нас.

Цель: закрепление представлений о театральном искусстве, знакомство с видами театрального искусства, закрепление правил сценической и общей культуры (поведение актёров и зрителей), развитие коммуникативных умений ребёнка.

  1. Беседа «Какие бывают театры?»
  2. Беседа «Театры в нашем городе».
  3. Упражнения на совершенствование речевых умений (дикция, сила голоса, интонирование).
  4. Упражнения на развитие умения осуществлять коллективные и парные взаимодействия.
  5. Упражнения на закрепление правил театральной культуры.
  6. Сюжетно-ролевая игра «Наш театр».

3. Мы дружим с театром.

Цель: развитие психических процессов личности ребёнка, совершенствование актёрских умений, закрепление устойчивого интереса к театральной деятельности.

  1. Драматизации-импровизации на свободную тему.
  2. Подготовка музыкально-драматического действа по мотивам сказки (по выбору детей).
  3. Показ представления зрителям - родителям и сверстникам.

Календарно – тематическое планирование 2 класс

№ п./п.

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Кол-во

часов

Дата

Актер – это профессия

8

1

Наш друг – театр. Беседа «Театр – это развлечение».

1

2

Наш друг – театр. Упражнения актерского тренинга на развитие внутренней техники (произвольного внимания, память ощущений).

1

3

Актер – главный в театре. Беседа «Актер в театре – главный».

1

4

Актер – главный в театре. Упражнения для воспитания сценического голоса (темп речи, разная сила голоса).

1

5

Актеры кукольного театра. Мы работаем на ширме.

1

6

Актеры кукольного театра. Упражнения кукольная зарядка (техника кукловождения).

1

7

Актеры в драматическом театре. Беседа как работает театр. 

1

8

Актеры в драматическом театре. Упражнения актерского тренинга для развития голоса, интонирования.

1

Актеры – участники представления

11

9

Труд актера. Упражнения на развитие внешней  техники (превратился сам, партнерское взаимодействие).

1

10

Труд актера. Этюды «Словесные действия».

1

11

Труд актера. Этюды «Партнеры».

1

12

Актер работает над ролью. «Что такое роль?»

1

13

Актер работает над ролью. Беседа «Актер трудится над ролью.»

1

14

Актер работает над ролью. Упражнения речевые действия.

1

15

Представление – труд многих актеров. Прогонные репетиции Новогоднего представления.

1

16

Представление – труд многих актеров. Прогонные репетиции Новогоднего представления.

1

17

Представление – труд многих актеров. Прогонные репетиции Новогоднего представления.

1

18

Представление – труд многих актеров. Генеральная репетиция Новогоднего представления.

1

19

Представление – труд многих актеров. Показ детского представления.

1

Представление – это искусство

14

20

Что такое «театральное искусство»? Анализ выступления на новогоднем празднике.          

1

21

Что такое «театральное искусство»? Драматизация-импровизация «Мороз и Солнце».

1

22

Представление – это искусство актеров. Беседа «Каков мастер, такова и работа»

1

23

Представление – это искусство актеров. Упражнения для развития сценического голоса.

1

24

Представление – это искусство актеров. Упражнения для развития внешней актерской техники.

1

25

Учимся творить искусство. Беседа «Как актер творит искусство»

1

26

Учимся творить искусство. Упражнения для развития сценического голоса («Снежинка»: интонация, сила голоса).

1

27

Учимся творить искусство. Упражнения для развития внутренней техники («Превратился сам»)

1

28

Учимся творить искусство. Упражнения для развития внешней техники («Тело в деле»). Выбор сказки для детского спектакля.

1

29

Учимся творить искусство. Этюды «Дед и внучка»

1

30

Роли всякие нужны, роли всякие важны. Беседа «Сказочные герои».

1

31

Роли всякие нужны, роли всякие важны. Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса).

1

32

Роли всякие нужны, роли всякие важны. Этюды «Герой в деле»

1

33

Роли всякие нужны, роли всякие важны. Этюды по мотивам выбранной сказки.

1

Мы готовим представление

14

34

Актеры дружат с репетицией. Беседа «Что такое репетиция?»

1

35

Актеры дружат с репетицией. Этюды по мотивам выбранной сказки «Сказочный герой»

1

36

Актеры дружат с репетицией. Упражнения «Ритмические аплодисменты»

1

37

Актеры дружат с репетицией. Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры»

1

38

Зачем нужна репетиция? Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры»

1

39

Зачем нужна репетиция? Черновые репетиции по сценарию.

1

40

Репетиция превращается в представление. Беседа «Какие бывают репетиции?»

1

41

Репетиция превращается в представление. Упражнения «Превращение в комнаты»

1

42

Репетиция превращается в представление. Прогонные репетиции по сценарию.

1

43

Репетиция превращается в представление. Генеральная репетиция будущего спектакля.

1

44

Репетиция превращается в представление. Упражнение «Актерский поклон»

1

45

Представление – это праздник. Сдача детского спектакля.

1

46

Представление – это праздник. Показ детского спектакля зрителям.

1

47

Представление – это праздник.  Обсуждение спектакля со зрителями.

1

48

Волшебная сила театра

21

49

Театр нужен людям. Беседа «Зачем нужен театр?»

1

50

Театр нужен людям. Беседа «Театр – наш воспитатель.»

1

51

Театр нужен людям. Упражнения для развития сценического голоса «Скороговорки», «Я – чтец».

1

52

Театр нужен людям. Драматизация - импровизация «Весенняя сказка»

1

53

Театр нужен людям.

1

54

Театр нужен людям. Тест – игра «Мои достижения»

1

55

Как приятно быть актером! Беседа «Как приятно быть актером!»

1

56

Как приятно быть актером! Упражнения для развития сценического голоса.

1

57

Как приятно быть актером! Этюды «Весенние фантазии».

1

58

Как приятно быть актером! Подготовка представления по замыслу детей.

1

59

Как приятно быть актером! Этюды «Характер героя»

1

60

Актеры – в представлении партнеры. Беседа «Партнеры по сцене»

1

61

Актеры – в представлении партнеры. Подготовка представления по замыслу детей.

1

62

Актеры – в представлении партнеры. Черновые репетиции детского представления.

1

63

Актеры – в представлении партнеры. Упражнения «Продолжи фразу»

1

64

Актеры – в представлении партнеры. Партнерские этюды «Партнеры»

1

65

Мы умеем быть актерами. Прогонные репетиции детского представления.

1

66

Мы умеем быть актерами. Прогонные репетиции детского представления.

1

67

Мы умеем быть актерами. Показ детского спектакля зрителям.

1

68

Мы умеем быть актерами. Совместный анализ – игра «Наш театр»

1

Всего часов:

68

Содержание

I. Актер – это профессия.

  1. Наш друг – театр.

Цель: расширение представлений о театральном искусстве, создание устойчивого интереса к театральной деятельности.

  1. Беседа «Театр – это развлечение».
  2. Беседа «Кто работает в театре?».
  3. Упражнения актерского тренинга на развитие внутренней техники (произвольное внимание, память ощущений, память физических действий).
  4. Упражнения на развитие внешней техники (способность к перевоплощению, пантомимическая выразительность).
  5. Упражнения на воспитание сценического голоса (разная сила голоса).

  1. Актер в театре – главный.

Цель: знакомство с профессией актера, с особенностями актерского труда, создание устойчивого интереса к актерской деятельности.

  1. Беседа «Актер в театре – главный».
  2. Беседа «Чем работает актер?».
  3. Упражнения для воспитания сценического голоса (темп речи, разная сила голоса).
  4. Упражнения на развитие внутренней техники («память физических действий», «если бы»).
  5. Упражнения на развитие внешней техники («воображаемые предметы», «превратился сам»).

  1. Актеры кукольного театра.

Цель: знакомство с особенностями работы актера театра кукол, обучение элементарным умениям вождения театральных кукол.

  1. Беседа «Актеры кукольного театра».
  2. Беседа «Мы работаем на ширме».
  3. Беседа «Представление театра кукол».
  4. Упражнение «Кукольная зарядка» (техника кукловождения).
  5. Упражнение «Оживляем кукол» (техника кукловождения).
  6. Пальчиковый тренинг.
  7. Этюды без ширмы «Утро куклы».
  8. Этюды на ширме «Гость из сказки».
  9. Этюды-эпизоды на ширме (по выбранной сказке).
  10. Репетиции кукольного спектакля (по выбранной сказке).
  11. Показ кукольного спектакля зрителям (детям и родителям).
  12. Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, темп речи).
  13. Упражнения для развития речевой выразительности (интонация, четкая дикция).
  1. Актеры драматического театра.

Цель: знакомство с особенностями творчества актера драматического театра; совершенствование актерской техники ребенка; воспитание умения совершать партнерские взаимодействия; обеспечение творческой самореализации ребенка в сценическом творчестве.

  1. Беседа «Драматический актер».
  2. Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, интонирование).
  3. Упражнения актерского тренинга для развития внутренней техники (память ощущений, творческое мышление, воображение).
  4. Упражнения для развития внешней техники (пантомимическая выразительность, точность физических действий).
  5. Этюды по мотивам Новогоднего представления.
  1. Актеры – участники представления.
  1. Труд актера.

Цель: расширение представлений о специфике и материале актерского творчества, о трудностях в работе актера; воспитание умения сознательно осуществлять актерскую деятельность.

  1. Беседа «Как работает актер?».
  2. Упражнения для развития сценического голоса (тембр голоса, звукоподражание).
  3. Упражнения на развитие внутренней техники («предлагаемые обстоятельства», «если бы»).
  4. Упражнения на развитие внешней техники («ПФД», «превратился сам», партнерское взаимодействие).
  5. Этюды «Словесные действия» (по сценарию Новогоднего представления).
  6. Этюды «Партнеры» (по сценарию Новогоднего представления).
  1. Актер работает над ролью.

Цель: создание представления о роли как продукте труда актера, воспитание стремления ребенка качественно выполнять выбранную роль, развитие умения перевоплощаться в заданную роль.

  1. Беседа «Что такое «роль»?».
  2. Беседа «Актер трудится над ролью».
  3. Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, звукоподражание).
  4. Упражнения «Речевые действия» (интонирование).
  5. Этюды-эпизоды по сценарию Новогоднего представления (партнерское взаимодействие).
  6. Черновые репетиции по сценарию Новогоднего представления (освоение сценического пространства, работа с реквизитом).
  1. Представление – труд многих актеров.

Цель: создание представления о коллективности в актерском творчестве, о влиянии актера на качество спектакля; развитие актерской техники ребенка; обеспечение условий для самопрезентации ребенка как актера.

  1. Беседа «Представление – труд многих актеров».
  2. Прогонные репетиции Новогоднего представления (речевые и пантомимические умения, освоение сценического пространства).
  3. Генеральная репетиция Новогоднего представления (темп действия, коллективный труд).
  4. Показ детского представления на Новогоднем празднике.

III. Представление – это искусство

  1. Что такое «театральное искусство»?

Цель: создание представления о театре как виде искусства; совершенствование внутренней актерской техники ребенка.

  1. Беседа «Театральное искусство».
  2. Анализ выступления на Новогоднем празднике.
  3. Упражнения для воспитания сценического голоса (разный темп речи, дикция).
  4. Упражнения для совершенствования внутренней техники («Предлагаемые обстоятельства»).
  5. Драматизация-импровизация «Мороз и Солнце».
  1. Представление – это искусство актеров.

Цель: создание представления о спектакле как произведении актерского искусства, о значимости и влиянии труда актера на спектакль; совершенствование внешней техники ребенка-актера.

  1. Беседа «Представление – это искусство актеров».
  2. Беседа «Каков мастер, такова и работа».
  3. Упражнения для развития сценического голоса («Скороговорки»: дикция, темп речи).
  4. Упражнения для развития внешней актерской техники («Тело в деле»).
  5. Драматизация-импровизация «Метелица».
  1. Учимся творить искусство.

Цель: воспитание отношения к актерской деятельности как виду искусства, осознание правил сценической культуры актера, совершенствование актерской техники ребенка (способность к перевоплощению, пантомимическая выразительность).

  1. Беседа «Как актер творит искусство».
  2. Упражнения для развития сценического голоса («Снежинка»: интонация, сила голоса).
  3. Упражнения для развития внутренней техники («Превратился сам»).
  4. Упражнения для развития внешней техники («Тело в деле», «Актер выходит на сцену»).
  5. Этюды «Дед и внучка» (пантомимическая выразительность).
  6. Выбор сказки для детского спектакля.
  1. Роли всякие нужны, роли всякие важны.

Цель: воспитание отношения к актерской деятельности как виду искусства, осознание правил сценической культуры актера, совершенствование актерской техники ребенка (способность к перевоплощению, пантомимическая выразительность).

  1. Беседа «Сказочные герои».
  2. Беседа «Роли всякие нужны, роли всякие важны».
  3. Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса).
  4. Упражнения для совершенствования актерской техники («Одно и тоже по-разному»).
  5. Этюды «Герой в деле» (пантомимические и речевые умения).
  6. Этюды по мотивам выбранной сказки.
  1. Мы готовим представление.
  1. Актеры дружат с репетицией.

Цель: воспитание отношения к репетиции как необходимому условию актерской деятельности; совершенствование актерских умений детей в коллективном творчестве.

  1. Беседа «Что такое «репетиция»?».
  2. Упражнения для развития сценического голоса («Словесные действия»: интонационная выразительность).
  3. Этюды по мотивам выбранной сказки «Сказочный герой».
  4. Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие).
  5. Упражнение «Ритмические аплодисменты» (коллективное одновременное действие).
  1. Зачем нужна репетиция?

Цель: воспитание отношения к репетиции как необходимому условию актерской деятельности; совершенствование актерских умений детей в коллективном творчестве.

  1. Беседа «Зачем нужна репетиция?»
  2. Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (сценическое взаимодействие).
  3. Этюды-эпизоды по сценарию выбранной сказки «Событие» (словесное и бессловесное взаимодействие).
  4. Черновые репетиции по сценарию.
  1. Репетиция превращается в представление.

Цель: воспитание отношения к репетиции как необходимому условию актерской деятельности; совершенствование актерских умений детей в коллективном творчестве.

  1. Беседа «Какие бывают репетиции?».
  2. Беседа «Костюм героя».
  3. Упражнение «Превращение комнаты» (коллективные действия: взаимопомощь).
  4. Прогонные репетиции по сценарию.
  5. Генеральная репетиция будущего спектакля.
  6. Упражнение «Актерский поклон» (одновременное коллективное действие).
  1. Представление – это праздник.

Цель: обеспечение актерской самопрезентации ребенка в театральной деятельности; закрепление правил театральной культуры (актерской и зрительской).

  1. Сдача детского спектакля.
  2. Показ детского спектакля зрителям (детям и родителям).
  3. Обсуждение спектакля со зрителями.
  4. Игра-действо «Наши таланты».
  1. Волшебная сила театра.
  1. Театр нужен людям.

Цель: создание представления о влиянии театрального искусства на людей, содействие осознанию ребенком собственных достижений через театральную деятельность.

  1. Беседа «Зачем нужен театр?»
  2. Беседа «Театр – наш «воспитатель»».
  3. Упражнения для развития сценического голоса («Скороговорки», «Я – чтец»: сила голоса, дикция, интонация).
  4. Драматизация-импровизация «Весенняя сказка».
  5. Тест-игра «Мои достижения».

  1. Как приятно быть актером!

Цель: закрепление устойчивого интереса к актерской деятельности; совершенствование актерской техники детей (партнерские взаимодействия); закрепление правил актерской культуры.

  1. Беседа «Как приятно быть актером!»
  2. Упражнения для развития сценического голоса («Голос героя»: интонация, тембр голоса).
  3. Этюды «Весенние фантазии».
  4. Подготовка представления по замыслу детей: этюды «Характер героя» («Превратился сам»).
  1. Актеры – в представлении партнеры.

Цель: закрепление устойчивого интереса к актерской деятельности; совершенствование актерской техники детей (партнерские взаимодействия); закрепление правил актерской культуры.

  1. Беседа «Партнеры по сцене».
  2. Подготовка представления по замыслу детей: партнерские этюды «Партнеры».
  3. Черновые репетиции детского представления.
  4. Упражнение «Продолжи фразу».

4. Мы умеем быть актерами.

Цель: развитие самостоятельности в детском актерском творчестве, обобщение и закрепление актерского опыта ребенка.

  1. Прогонные репетиции детского представления.
  2. Показ детского представления зрителям.
  3. Беседа «Мы умеем быть актерами?»
  4. Тест-игра «Аплодисменты для меня».
  5. Совместный анализ-игра «Наш театр».

 


Календарно – тематическое планирование 3 класс

№ п/п

 НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Кол-во часов

Дата

Наш друг – театр

9

1

Кто работает в театре? Беседа «Театр – большая семья»

1

2

Кто работает в театре? Беседа «Актер – главный творец в театре»

1

3

Театр – дело коллективное. Творческие игры-задания «Я-реквизитор», «Я-декоратор», «Я-гример».

1

4

Театр – дело коллективное. Представление-импровизация на основе приобретенного опыта.

1

5

Театр – дело коллективное. Упражнения на развитие умения пользоваться словесными и бессловесными действиями.

1

6

Актеры драматического театра. Упражнения актерского тренинга на развитие внутренней актерской техники (внимание, память ощущений, воображения, творческое мышление)

1

7

Актеры драматического театра. Упражнения актерского тренинга.

1

8

Актеры драматического театра. Этюды по мотивам сценария Новогодней миниатюры.

1

9

Актеры драматического театра. Этюды по мотивам сценария Новогодней миниатюры.

1

Актер выходит на сцену

11

10

Роль – произведение актерского искусства. (Беседа)

1

11

Роль – произведение актерского искусства. Упражнения на совершенствование внешней и внутренней актерской техники.

1

12

Роль – произведение актерского искусства. Этюды-эпизоды по мотивам Новогодней миниатюры.

1

13

Роль – произведение актерского искусства. Подготовка сценической миниатюры к Новогоднему празднику.

1

14

Роль – произведение актерского искусства. Подготовка сценической миниатюры к Новогоднему празднику.

1

15

Актеры создают спектакль. Беседа «Спектакль-дело общения»

1

16

Актеры создают спектакль. Этюдные зарисовки (совершенствование актерской техники).

1

17

Актеры создают спектакль. Репетиции миниатюры «Зимняя фантазия»

1

18

Актеры создают спектакль. Прогонные, генеральные репетиции.

1

19

Актеры создают спектакль. Прогонные, генеральные репетиции.

1

20

Актеры создают спектакль. Выступление на Новогоднем празднике.

1

Актерские фантазии

13

21

Что такое «импровизация?» Упражнение «игра скороговорок»

1

22

Что такое «импровизация?» Драматизация-импровизация по замыслу детей.

1

23

Актерский этюд. (Беседа)

1

24

Актерский этюд. Этюды по замыслу детей.

1

25

Актерский этюд. Этюды на темы русских пословиц.

1

26

Актерский этюд. Упражнения голоса - речевого тренинга.

1

27

Актерский этюд. Артикуляционная гимнастика, дикционный тренинг с мячами.

1

28

Актерские фантазии. Беседа «Актерская фантазия»

1

29

Актерские фантазии. Этюды на свободную тему.

1

30

Актерские фантазии. Этюды по мотивам сказочных сюжетов.

1

31

Актерские фантазии. Упражнения «Словесные действия»

1

32

Актерские фантазии. Упражнения «Оживи стихотворение»

1

Актеры готовятся к премьере

18

33

Спектакль – произведение актерского искусства. Выбор и слушание пьесы для будущей постановки.

1

34

Спектакль – произведение актерского искусства. Этюды по выбранной пьесе.

1

35

Спектакль – произведение актерского искусства. Упражнения голоса-речевого тренинга (дикция, звучность и сила голоса).

1

36

Репетиция – любовь моя. Беседа «Что такое репетиция?»

1

37

Репетиция – любовь моя. Беседа «Репетиция – кому она нужна?»

1

38

Репетиция – любовь моя. Упражнения голоса-речевого тренинга.

1

39

Репетиция – любовь моя. Черновые репетиции эпизодов спектакля.

1

40

Репетиция – любовь моя. Прогонные репетиции спектакля.

1

41

Репетиция – любовь моя. Прогонные репетиции спектакля.

1

42

Актеры готовятся к премьере. Беседа «Премьера в театре»

1

43

Актеры готовятся к премьере. Беседа «Группа готовит премьеру»

1

44

Актеры готовятся к премьере. Генеральная репетиция детского спектакля.

1

45

Актеры готовятся к премьере. Генеральная репетиция детского спектакля.

1

46

Актеры готовятся к премьере. Сдача детского спектакля.

1

47

Актеры готовятся к премьере. Выступление.

1

48

Премьера – это актерский успех? Показ премьеры зрителям (детям, взрослым, родителям)

1

49

Премьера – это актерский успех? Обсуждение премьеры со зрителями.

1

50

Премьера – это актерский успех? Совместный анализ премьеры актерами.

1

Как прекрасно быть актером!

18

51

Как трудно заслужить аплодисменты. Беседа «Спектакль глазами зрителя»

1

52

Как трудно заслужить аплодисменты. Беседа «Заслуженные аплодисменты»

1

53

Как трудно заслужить аплодисменты. Этюды «Работа над ошибками»

1

54

Как трудно заслужить аплодисменты. Этюды «Работа над ошибками»

1

55

Актер – значит «действующий». Упражнение «ПФД»

1

56

Актер – значит «действующий». Этюды «Так» и «не так»

1

57

Актер – значит «действующий». Этюды «Одно и тоже по-разному»

1

58

Актер – значит «действующий». Этюды «Поведение героя»

1

59

Актер на сцене. Этюды на событие.

1

60

Актер на сцене. Миниатюры-импровизации по замыслу детей.

1

61

Актер на сцене. Репетиции детского спектакля по мотивам миниатюр-импровизаций.

1

62

Актер на сцене. Репетиции детского спектакля по мотивам миниатюр-импровизаций.

1

63

Актер на сцене. Репетиции детского спектакля по мотивам миниатюр-импровизаций.

1

64

Актеры – «душа театра». Прогонные и генеральные репетиции детского спектакля.

1

65

Актеры – «душа театра». Премьера детского спектакля «Наши таланты»

1

66

Актеры – «душа театра». Обсуждение детского спектакля.

1

67

Актеры – «душа театра».

1

68

Актеры – «душа театра». Конкурс награждение «Заслуженные артисты»

1

Всего часов:

68

Содержание

I. Наш друг – театр.

  1. Кто работает в театре?

 Цель: закрепление и расширение знаний об искусстве театра.

  1. Беседа «Театр – большая семья».
  2. Беседа «Актер – главный творец в театре».
  3. Упражнения актерского тренинга на развитие внутренней актерской техники.
  4. Упражнения на развитие внешней актерской техники.
  5. Упражнения на развитие умения пользоваться словесными и бессловесными действиями.
  1. Театр – дело коллективное.

Цель: создание представления о театре как коллективе творческих единомышленников и о спектакле как синтетическом виде искусства.

  1. Беседа «Театр – дело коллективное».
  2. Творческие игры-задания: «Я – гример», «Я – реквизитор», «Я – декоратор», «Я – костюмер» и т.п.
  3. Представление-импровизация на основе приобретенного опыта.
  1. Актеры драматического театра.

Цель: совершенствование внутренней и внешней актерской техники, развитие творческой самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка, обеспечение творческой самопрезентации ребенка в театральной деятельности.

  1. Беседа «Актер драматического театра».
  2. Упражнения актерского тренинга  на развитие внутренней актерской техники (внимание, память ощущений, воображение, творческое мышление).
  3. Упражнения актерского тренинга на развитие внешней актерской техники (пантомимическая и речевая выразительность, умение совершать актерское психофизическое действие).
  4. Этюды по мотивам сценария Новогодней миниатюры.
  1. Актер выходит на сцену.
  1. Роль – произведение актерского искусства.

Цель: закрепление представлений о труде актера, воспитание ответственности за порученное дело, воспитание сознательного отношения к собственному и коллективному творчеству,  совершенствование актерской техники ребенка.

  1. Беседа «Роль - произведение актерского искусства».
  2. Упражнения на совершенствование внешней и внутренней актерской техники.
  3. Этюды-эпизоды по мотивам Новогодней миниатюры.
  4. Подготовка сценической миниатюры к Новогоднему празднику (черновые репетиции).
  1. Актеры создают спектакль.

Цель: закрепление представлений о труде актера, воспитание ответственности за порученное дело, воспитание сознательного отношения к собственному и коллективному творчеству,  совершенствование актерской техники ребенка.

  1. Беседа «Спектакль – дело общее».
  2. Этюдные зарисовки (совершенствование актерской техники).
  3. Репетиции миниатюры «Зимняя фантазия» (прогонные, «генеральная»).
  4. Выступление на Новогоднем празднике.
  1. Актерские фантазии.
  1. Что такое «импровизация»?

Цель: воспитание самостоятельности в детском актерском творчестве, совершенствование умения совершать актерское действие.

  1. Беседа «Актер творит спектакль».
  2. Упражнение «Одно и то же по-разному».
  3. Этюды на эмоциональные состояния.
  4. Этюды на проживание события.
  5. Беседа «Актерская импровизация».
  6. Упражнение «Игра скороговорок».
  7. Драматизация-импровизация» по замыслу детей.
  1. Актерский этюд.

Цель: совершенствование умения совершать актерское действие, создание представления о ценности труда актера и актерского искусства.

  1. Беседа «Актерский этюд».
  2. Этюды по замыслу детей.
  3. Этюды на темы русских пословиц.
  4. Упражнения голосоречевого тренинга (артикуляционная гимнастика, дикционный тренинг с мячами).
  1. Актерские фантазии.

Цель: развитие умения совершать самостоятельные импровизационные актерские действия, совершенствование внешней актерской техники (действие в речевой паузе).

  1. Беседа «Актерская фантазия».
  2. Этюды на свободную тему.
  3. Этюды по мотивам сказочных сюжетов.
  4. Упражнение «Словесные действия» (интонирование, логическое ударение).
  5. Упражнение «Оживи стихотворение».
  1. Актеры готовятся к премьере.
  1. Спектакль – произведение театрального искусства.

Цель: расширение представлений об искусстве театра и о труде актера, создание представления о ценности театрального искусства, совершенствование актерской техники ребенка.

  1. Беседа «Спектакль – это произведение искусства».
  2. Беседа «Как рождается спектакль?».
  3. Беседа «Замысел спектакля».
  4. Выбор и слушание пьесы для будущей постановки.
  5. Этюды по выбранной пьесе.
  6. Упражнения голосоречевого тренинга (дикция, звучность и сила голоса).
  1. Репетиция – любовь моя.

Цель: Совершенствование актерских умений ребенка, воспитание умения совершать органичные партнерские действия.

  1. Беседа «Что такое репетиция»?
  2. Беседа «Репетиция – кому она нужна?».
  3. Упражнения голосоречевого тренинга (сила голоса, звучность, темп речи).
  4. Черновые репетиции эпизодов спектакля.
  5. Прогонные репетиции спектакля.
  1. Мы готовимся к премьере.

Цель: совершенствование актерской техники ребенка, создание условий для его самовыражения в сценическом творчестве, воспитание умений готовить коллективное дело.

  1. Беседа «Премьера в театре».
  2. Беседа «Труппа готовит премьеру».
  3. «Генеральная» репетиция детского спектакля.
  4. Сдача детского спектакля.

4. Премьера – это актерский успех?

Цель: совершенствование актерской техники ребенка, создание условий для его самовыражения в сценическом творчестве, воспитание умений готовить коллективное дело.

  1. Показ премьеры зрителям (детям, взрослым – родителям).
  2. Обсуждение премьеры со зрителями.
  3. Видеопросмотр премьеры детского спектакля.
  4. Совместный анализ премьеры актерами и режиссером.

V. Как прекрасно быть актером!

1. Как трудно заслужить аплодисменты!

Цель: создание представления  об актерском успехе, воспитание умения критически оценивать собственную актерскую деятельность и деятельность партнера по сцене.

  1. Беседа «Спектакль глазами зрителя».
  2. Беседа «Заслуженные аплодисменты».
  3. Этюды «Работа над ошибками».

2. Актер – значит «действующий».

Цель: развивать чуткость к правдивому, целенаправленному действию и его особенностям, выраженным в мимике, жесте взгляде, походке, осанке, речи.

  1. Упражнения «ПФД».
  2. Этюды «Так» и «не так».
  3. Этюды «Одно и то же по-разному».
  4. Этюды «Поведение героя».

3. Актер на сцене.

Цель: развивать чуткость к правдивому, целенаправленному действию и его особенностям, выраженным в мимике, жесте взгляде, походке, осанке, речи.

  1. Этюды на событие.
  2. Миниатюры-импровизации по замыслу детей.
  3. Репетиции детского спектакля по мотивам миниатюр-импровизаций.
  1. Актер – «душа театра».

Цель: закрепление представления об искусстве театра и об актерской деятельности, создание устойчивой установки к сознательной актерской деятельности.

  1. Прогонные и «генеральная» репетиции детского спектакля.
  2. Премьера детского спектакля «Наши таланты».
  3. Конкурс-награждение «Заслуженные артисты».


Календарно – тематическое планирование 4 класс

№ п./п.

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Кол-во часов

Дата

Актер – создатель спектакля

9

1

Спектакль как произведение искусства. Коллективное действо на тему пословицы.

1

2

Спектакль как произведение искусства. Коллективное действо-зачин по замыслу детей.

1

3

Создатели спектакля. Творческая игра «Создатели спектакля».

1

4

Создатели спектакля. Дидактическая игра «Я – гример».

1

5

Создатели спектакля. Коллективное действо-зачин по замыслу детей.

1

6

Актер – участник спектакля. Беседа «Актер – участник спектакля».

1

7

Актер – участник спектакля. Беседа «Актерская этика».

1

8

Актер – участник спектакля. Упражнения ГРТ для совершенствования дикции, длительности звучания и звучности голоса.

1

9

Актер – участник спектакля. Сценические этюды на заданную тему.

1

10

Актер – создатель спектакля. Сценические этюды на заданную тему.

1

11

Актер – создатель спектакля. Сценические этюды на три слова.

1

12

Актер – создатель спектакля. Сценические этюды на три слова.

1

13

Актер – создатель спектакля. Постановка сценической миниатюры.

1

Драматургия – основа спектакля

5

14

Драматургия как род литературы. Слушание детской пьесы в исполнении режиссера-педагога.

1

15

Драматургия как род литературы. Творческое задание «Я – драматург».

1

16

Драматургия – основа спектакля. Беседа «Пьеса – основа спектакля».

1

17

Драматургия – основа спектакля. Беседа «Словесное действие персонажа».

1

18

Драматургия – основа спектакля. Упражнения ГРТ для совершенствования умения осуществлять словесные действия.

1

Драматургия сценического события

17

19

Событие на сцене. Упражнения ГРТ для совершенствования дикции и силы голоса.

1

20

Событие на сцене. Упражнение «Видения».

1

21

Событие на сцене. Беседа «События в пьесе».

1

22

Событие на сцене. Этюд «Событие» (разные события на заданный текст).

1

23

Сценическое событие как столкновение характеров. Беседа «Характер и события».

1

24

Сценическое событие как столкновение характеров. Беседа «Сценическое событие как столкновение характеров».

1

25

Сценическое событие как столкновение характеров. Упражнения ГРТ для совершенствования голосового диапазона («Чаепитие»).

1

26

Сценическое событие как столкновение характеров. Упражнение «Герой в деле». Коллективный зачин «Событие».

1

27

Предлагаемые обстоятельства события. Упражнение «Тело в деле».

1

28

Предлагаемые обстоятельства события. Упражнение «Пауза для …» (двоих, троих).

1

29

Предлагаемые обстоятельства события. Упражнение «Массовая сцена».

1

30

Предлагаемые обстоятельства события. Этюды по пьесе «Событие пьесы».

1

31

Актер играет событие. Беседа «Актер играет событие».

1

32

Актер играет событие. Беседа «Актерская импровизация».

1

33

Актер играет событие. Упражнение «Отличись, дополни, повтори».

1

34

Актер играет событие. Упражнение «Заданное действие».

1

35

Актер играет событие. Упражнение «Массовая сцена».

1

Спектакль – интерпретация пьесы

18

36

Пьеса и ее сценическая постановка. Беседа «Пьеса просится на сцену».

1

37

Пьеса и ее сценическая постановка. Беседа «Режиссер-постановщик пьесы и его помощники».

1

38

Пьеса и ее сценическая постановка. Этюды по выбранной пьесе.

1

39

Пьеса и ее сценическая постановка. Этюды по выбранной пьесе.

1

40

Пьеса и ее сценическая постановка. Этюды по выбранной пьесе.

1

41

Пьеса и ее сценическая постановка. Этюды по выбранной пьесе.

1

42

Пьеса и ее сценическая постановка. Этюды по выбранной пьесе.

1

43

Режиссер и актер. Беседа «Режиссер и актер в создании спектакля».

1

44

Режиссер и актер. Упражнение «Картина на сцене».

Этюды по выбранной пьесе.

1

45

Режиссер и актер. Прогонные репетиции детского спектакля.

1

46

Режиссер и актер. Подготовка декораций, реквизита, костюмов, музыкального и светового оформления к детскому спектаклю.

1

47

Замысел и воплощение спектакля. Беседа «Замысел и воплощение в театральном творчестве».

Упражнение «Оживи событие».

1

48

Замысел и воплощение спектакля. Творческое задание «Мой замысел».

1

49

Замысел и воплощение спектакля. Этюды по выбранной к постановке пьесе.

1

50

Спектакль – интерпретация пьесы. Беседа «Спектакль – воплощенный замысел».

1

51

Спектакль – интерпретация пьесы. Прогонные репетиции детского спектакля.

1

52

Спектакль – интерпретация пьесы. «Генеральная» репетиция детского спектакля.

1

53

Спектакль – интерпретация пьесы.

Премьера детского спектакля.

1

Актер и театральная критика

16

54

Театральная критика как оценка актерского творчества. Беседа «Актер и театральная критика».

1

55

Театральная критика как оценка актерского творчества. Упражнение «Обсуждение увиденного события и фантазирование».

1

56

Театральная критика как оценка актерского творчества. Упражнение «Обсуждение зрительских впечатлений».

1

57

Театральная критика как оценка актерского творчества.

1

58

Рецензия на театральную работу. Упражнение «Так и не так».

1

59

Рецензия на театральную работу. Упражнение «Актер и критик».

1

60

Рецензия на театральную работу. Просмотр и обсуждение видеоверсии детского спектакля.

1

61

«Актер» с большой буквы. Беседа «Актер с большой буквы».

Сценические миниатюры по замыслу детей.

1

62

«Актер» с большой буквы. Беседа «Исторические личности русского театра».

1

63

«Актер» с большой буквы. Творческое задание «Любимый актер».

1

64

«Актер» с большой буквы. Подготовка концертных номеров представления «Театру – с любовью».

1

65

Театр – друг наш навсегда. Упражнение «Обсуждение зрительских впечатлений».

1

66

Театр – друг наш навсегда. Упражнение «Так и не так».

1

67

Театр – друг наш навсегда. Упражнение «Актер и критик».

1

68

Театр – друг наш навсегда. Просмотр и обсуждение видеоверсии детского спектакля.

1

Всего часов:        

68

Содержание

  1. Актер – создатель спектакля.

1. Спектакль как произведение искусства.

Цель: закрепление знаний о спектакле как синтетическом произведении искусства; совершенствование внутренней актерской техники (память, внимание, мышление, речь) в самостоятельном детском творчестве.

  1. Беседа «Спектакль как произведение искусства».
  2. Упражнения ГРТ для фонационного дыхания и подготовки голоса к звучанию (вибрационный массаж, голосовая «середина»).
  3. Коллективное действо «Музыкальные ассоциации».
  4. Коллективное действо на тему пословицы.
  5. Коллективное действо-зачин по замыслу детей.

2. Создатели спектакля.

Цель: закрепление знаний о спектакле как коллективном произведении искусства, совершенствование внешней актерской техники (пантомимическая и речевая выразительность) в самостоятельном детском творчестве.

  1. Беседа «Создатели спектакля».
  2. Упражнения ГРТ для совершенствования дикции и длительности звучания.
  3. Творческая игра «Создатели спектакля».
  4. Дидактическая игра «Я – гример».
  5. Коллективное действо-зачин по замыслу детей.

3. Актер – участник спектакля.

Цель: закрепление представления об актерской этике и о партнерском творческом взаимодействии актера; совершенствование актерской техники (чувство меры, чувство партнерства); развитие творческой самостоятельности ребенка.

  1. Беседа «Актер – участник спектакля».
  2. Беседа «Актерская этика».
  3. Упражнения ГРТ для совершенствования дикции, длительности звучания и звучности голоса.
  4. Сценические этюды на заданную тему.
  5. Сценические этюды на три слова.
  6. Постановка сценической миниатюры.

4. Актер – создатель спектакля.

Цель: углубление и расширение представления о значении актерского труда; совершенствование актерской техники (выразительность и оригинальность исполнения роли); развитие творческой самостоятельности ребенка.

  1. Беседа «Актер – создатель спектакля».
  2. Упражнения ГРТ для речедвигательной координации.
  3. Упражнения для совершенствования пластичности тела.
  4. Коллективное действо-зачин по замыслу детей.
  5. Постановка сценической миниатюры.
  1. Драматургия – основа спектакля.
  1. Драматургия как род литературы.

Цель: знакомство с драматургией и ее специфическими и жанровыми особенностями; знакомство с именами драматургов, писавших для детей (С.Михалков, Т.Габбе, Е.Шварц и др.); знакомство с театральной терминологией (действие, реплика, диалог, монолог, сюжет, акт, явление).

  1. Беседа «Драматургия как род литературы».
  2. Беседа «Жанры драматургии».
  3. Упражнения ГРТ для совершенствования умения осуществлять словесные действия (интонация, сила голоса).
  4. Слушание детской пьесы в исполнении режиссера-педагога.
  5. Творческое задание «Я – драматург».
  1. Драматургия – основа спектакля.

Цель: создание представления о драматургии как действенной основе спектакля; знакомство с театральной терминологией (задача, сверхзадача, подтекст, сквозное действие, конфликт); изучение текста как словесного действия персонажа).

  1. Беседа «Пьеса – основа спектакля».
  2. Беседа «Словесное действие персонажа».
  3. Упражнения ГРТ для совершенствования умения осуществлять словесные действия.
  4. Упражнение «Чтение по ролям».
  5. Упражнение «Оживи текст».
  6. Упражнение «Диалог» (разные события на один и тот же текст).
  7. Упражнение «Инсценировка стихотворения».
  1. Драматургия сценического события.
  1. Событие на сцене.

Цель: знакомство с понятием «театральное событие»; воспитание осознанного интереса к внутреннему содержанию происходящих на сцене событий; совершенствование актерской техники ребенка.

  1. Беседа «Сценическое событие».
  2. Упражнение «Событие в статике».
  3. Упражнение «Видения».
  4. Упражнения ГРТ для совершенствования дикции и силы голоса.
  5. Беседа «События в пьесе».
  6. Этюд «Событие» (разные события на заданный текст).
  1. Сценическое событие как столкновение характеров.

Цель: знакомство с понятием «театральное событие»; воспитание осознанного интереса к внутреннему содержанию происходящих на сцене событий; совершенствование актерской техники ребенка.

  1. Беседа «Характер и события».
  2. Беседа «Сценическое событие как столкновение характеров».
  3. Упражнения ГРТ для совершенствования голосового диапазона («Чаепитие»).
  4. Упражнение «Герой в деле».
  5. Этюд «Событие для героя».
  6. Коллективный зачин «Событие».
  1. Предлагаемые обстоятельства события.

Цель: знакомство с сущностью предлагаемых обстоятельств, их значением для действия актера и с влиянием предлагаемых обстоятельств на логику поведения персонажа; развитие умения воплощать драматургическое задание; совершенствование актерской техники ребенка.

  1. Беседа «Предлагаемые обстоятельства».
  2. Беседа «Поведение в обстоятельствах».
  3. Упражнения ГРТ для совершенствования интонации и голосового диапазона.
  4. Упражнение «Заданная поза».
  5. Упражнение «Тело в деле».
  6. Упражнение «Пауза для …» (двоих, троих).
  7. Упражнение «Массовая сцена».
  8. Этюды по пьесе «Событие пьесы».
  1. Актер играет событие.

Цель: развитие умения воплощать драматургическое задание; воспитание умения импровизировать в задании; совершенствование актерской техники детей.

  1. Беседа «Актер играет событие».
  2. Беседа «Актерская импровизация».
  3. Упражнение «Отличись, дополни, повтори».
  4. Упражнение «Заданное действие».
  5. Упражнение «Массовая сцена».
  6. Этюды по событиям пьесы.
  7.  Этюды по тексту пьесы «Диалог».
  1. Спектакль – интерпретация пьесы.
  1. Пьеса и ее сценическая постановка.

Цель: углубление знакомства с драматургией как материалом для постановки спектакля; закрепление знаний о создателях спектакля  и их функциях в творческом  процессе; совершенствование актерских способностей детей.

  1. Беседа «Пьеса просится на сцену».
  2. Беседа «Режиссер-постановщик пьесы и его помощники».
  3. Этюды по выбранной пьесе.
  1. Замысел и воплощение в театральном творчестве.

Цель: знакомство с этапами театрального творчества, с их сущностью и значением в процессе подготовки спектакля; совершенствование актерских способностей детей; воспитание основ театральной этики.

  1. Беседа «Замысел и воплощение в театральном творчестве».
  2. Беседа «Застольный период в создании спектакля».
  3. Упражнение «Оживи событие».
  4. Творческое задание «Мой замысел».
  5. Этюды по замыслу на заданную тему.
  6.  Этюды по выбранной к постановке пьесе.
  1. Режиссер и актер в создании спектакля.

Цель: закрепление знаний о театральных профессиях; знакомство с ролью и значением труда режиссера и актера в подготовке спектакля; развитие актерских и режиссерских способностей детей.

  1. Беседа «Режиссер и актер в создании спектакля».
  2. Беседа «Репетиция – воплощение замысла».
  3.  Упражнение «Картина на сцене».
  4. Этюды по выбранной пьесе.
  5. Черновые репетиции эпизодов детского спектакля.
  6. Прогонные репетиции детского спектакля.
  7. Подготовка декораций, реквизита, костюмов, музыкального и светового оформления к детскому спектаклю.
  1. Спектакль – интерпретация пьесы.

Цель: закрепление  представления о спектакле как воплощении замысла и интерпретации пьесы; реализация и демонстрация актерских умений и навыков детей в показе детского спектакля зрителям.

  1. Беседа «Спектакль – воплощенный замысел».
  2. Беседа «Спектакль – интерпретация пьесы».
  3. Прогонные репетиции детского спектакля.
  4. «Генеральная» репетиция детского спектакля.
  5. Премьера детского спектакля.
  1. Театр – друг наш навсегда.
  1. Театральная критика.

Цель: знакомство с театральной критикой; освоение представления о праве театра на интерпретацию, толкование пьесы; совершенствование внутренней техники (мышление, речь, память); закрепление основ театральной этики.

  1. Беседа «Актер и театральная критика».
  2. Упражнение «Обсуждение увиденного события и фантазирование».
  3. Упражнение «Обсуждение зрительских впечатлений».
  4. Упражнение «Так и не так».
  5. Упражнение «Актер и критик».
  6. Просмотр и обсуждение видеоверсии детского спектакля.
  1. Рецензия на театральную работу.

Цель: знакомство с театральной критикой; освоение представления о праве театра на интерпретацию, толкование пьесы; совершенствование внутренней техники (мышление, речь, память); закрепление основ театральной этики.

  1. Беседа «Рецензия – оценка спектакля».
  2. Упражнение «Так и не так».
  3. Упражнение «обсуждение зрительских впечатлений».
  4. Творческое задание «Рецензия на актерскую работу».
  5. Коллективный зачин по замыслу детей.
  1. «Актер» с большой буквы.

Цель: углубление представления об актерской деятельности как специфическом создании произведения сценического искусства; знакомство с историей творчества наиболее крупных русских актеров (Ф. Волков, М. Щепкин, М. Ермолова, К. Станиславский, М. Чехов), современных актеров театра и кино родной страны и города; развитие актерских умений и навыков детей.

  1. Беседа «Актер с большой буквы».
  2. Беседа «Исторические личности русского театра».
  3. Творческое задание «Любимый актер».
  4. Сценические миниатюры по замыслу детей.
  5. Подготовка концертных номеров представления «Театру – с любовью».
  1. Театр – друг наш навсегда.

Цель: закрепление знаний об искусстве театра, актерской деятельности и театральной этике; обобщение практического опыта детей в области театральной деятельности; демонстрация накопленного опыта в коллективном сценическом действе.

  1. Черновые репетиции этюдов и концертных номеров детского представления.
  2. Прогонные и «генеральная» репетиции детского представления.
  3. Показ детского представления «Театру – с любовью».
  4. Творческий конкурс «Актеры с большой буквы» и награждение его победителей.
  5. Творческий самоотчет «Я и театр».

Примеры театральных игр:

  • «Существительное-прилагательное». Группа делится на две подгруппы. Участники садятся друг напротив друга на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребенок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце - лучистое». Не обязательно ответить правильно, важно придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своем отношении к персонажам. Например:» Муми-мама-теплая».
  • «Звучащие игрушки.» Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обмениваются с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актерской смелости.
  • «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определенную тематику и на фоне музыки и слов песни инсценирует ее. Получается небольшой музыкально-пластический спектакль.

Материально-техническое обеспечение

Дополнительная литература для учителя:

•        Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. Минск, 2008;

•        Алянский Ю.Л. Азбука театра. Ленинград, 2007;

•        Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемам в интеллектуальном развитии. СПб, 2001;

•        Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 2004;

•        Белюшкина И.Б. и др. Театра, где играют дети. М., 2005;

•        Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М, 2002;

•        Караманенко Т.Н. Кукольный театр – школьникам. М., 2005;

•        Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2008;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»

Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр сказки».

Программа театральной студии «Театр «Каруселька»  разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школы. Автор  И.А. Генералова (Образовательная сис...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Воспитание сказкой" для 2 класса

Рабочая программа для 2 класса содержит пояснительную записку и КТП....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наш волшебный театр» для учащихся, воспитанников 2 класса

Рабочая программа по курсу «Наш волшебный театр» разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный театрал-риторик"

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Юный театрал - риторик» составлена на основе:Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюдж...