Эссе "Я -учитель"
материал по теме

Луканин Юрий Кимович

Эссе "Я -учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эссе "Я -учитель"45 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - Учитель»

С чего начинается осознание себя?  Это вопрос, который заставляет людей задуматься над собой!  Для чего я здесь? Что я могу сделать для себя и для других? Этот же вопрос  и я задал себе? Кем я хочу стать? Что я могу внести хорошего в эту жизнь? Вопросов много, а вот решений мало…

Все эти вопросы и попытки найти ответы на вопросы появились в период определения того, кем я буду, какую профессию я выберу. Но все же, определяющим стало несколько моментов.

Первое, я родился и вырос в семье учителей. Мой отец, Ким Дмитриевич, начал работать в Александровской средней школе Томского района Томской области  с 1964  года учителем математики. С 1975 по 1989 года был ее директором. Отличник народного образования, награжден медалью «За трудовую доблесть». Мама, Эльвира Ивановна, ветеран педагогического труда,  проработала в этой же школе более 50 лет учителем биологии. Так что я не понаслышке знаю учительскую жизнь. С одной стороны она сложна. Проверка тетрадей, подготовка к урокам до позднего вечера, проблемные ученики, работа с родителями, посещение неблагополучных семей. С  другой - интересна и привлекательна. Родители были постоянно в окружении своих учеников. Хотя они и были строгими, но их уважали за справедливость и честность, за искренность, за то, что они всегда приходили на помощь. Я часто видел, как искренне были благодарны ученики  и их родители за решение не только вопросов касающихся учебы,  но и бытовых проблем. Даже сейчас, спустя много лет выпускники приезжают и приходят в гости, и это доставляет радость моим родителям. Радость от того, что смогли дать ученикам почувствовать себя нужными, от того что смогли дать им возможность найти себя, от того, что смогли их сделать добрее, от того, что смогли сплотить учеников в дружный коллектив. Дать путевку в жизнь каждому ученику. И по примеру родителей мы с сестрой тоже связали свою жизнь с педагогической деятельностью. Моя сестра, Татьяна Кимовна, в 1989 году окончила Томский государственный педагогический институт, и в этом же году начала работать в школе, учителем математики. Сейчас она директор школы,  в которой работали наши родители и в которой учились мы. Мы и сейчас часто обращаемся к нашим родителям за советом.

Второе, что повлияло на мой выбор, это моя первая учительница, Латута Татьяна Афанасьевна. Она своим примером учила нас быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми. Она вкладывала в нас все то, что умела и знала сама. Сейчас я понимаю, сколько терпения было у нее, чтобы мы стали теми, кем стали сейчас, поскольку именно в начальных классах формируется будущая личность.

Благодаря этим людям я определился со своей будущей профессией. Они отдавали себя без остатка своей работе. Мне хотелось быть похожими на них, стать достойным последователем.

Профессия учитель одна из самых необычных профессий. Многие, наверное, могут спросить, что необычного?  Что сложного в том, чтобы учить. Но необычность в том, что мы учим детей, а они учат нас. Они направляют меня, помогают понять, в каком направлении нужно двигаться, чему учиться. Да, именно учиться. Каждый день, каждый час узнавать что – то новое. Н.К. Рерих писал: «Самое лучшее, что можно сделать для усовершенствования мира – усовершенствовать себя». Именно дети помогают мне понять, в каком направлении нужно двигаться и развиваться, помогают понять, что у меня получается, а что нужно изменить.

Почему же я стал именно учителем начальных классов? Наверно потому, что я был в душе ребенком, и мне именно дети начальных классов были ближе. Да и сейчас детство из моей души не ушло. Дети этого возраста с одной стороны - открытая книга, с другой стороны -  зашифрованная. Расшифровать эту книгу, прочитать и помочь ребенку понять себя – в этом и заключается моя задача. Главное не ломать, а указывать путь. Не ущемлять, а дать поверить в свои силы. Не давить, а дать проявить себя. Дети в этом возрасте подобны губке. Они впитывают все, что узнают, все, с чем сталкиваются. И моя задача помочь им впитывать только хорошее, доброе, научить их определять и отсеивать все плохое. Научить их находить решение не только учебных задач, но и решение жизненных ситуаций, помочь детям стать самостоятельными, дать почувствовать свою значимость в современном обществе. Еще Эрнст Легуве, французский писатель XIX века, сказал: «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас»  Современный мир с его быстрым ритмом требует от человека быстро реагировать на все изменения, которые  происходят. Чтобы не отставать от современных требований человек должен уметь учиться сам, постоянно адаптироваться  к новым условиям жизни.  Именно у учащихся начальных классов формируется умение учиться. Именно в этот период важно не упустить момент, когда ребенок не только научиться учиться, но и у него начнут формироваться задатки успешного человека. Научить ребенка видеть свои ошибки и исправлять их. Ребенок должен понять, что исправление ошибок является успехом, а это маленький шажок к положительному результату. Получить такой результат можно в том случае, если ошибка будет проанализирована, если будут определены их причины. На уроках я специально допускаю ошибки в записях на доске, использую задания на исправление ошибок. Дети проверяют работы друг друга по эталону. Делается это для того, чтобы  дети были внимательны и умели находить ошибки у других и у себя, чтобы все проверяли, а не принимали на веру. Такой прием   позволяет формировать у ребенка представление о том, что жизнь это путь, на котором будут и ошибки, и успехи.

Начальная школа должна обеспечивать становление личности ребёнка, развить его способности, сформировать желание и умение учиться, воспитать опыт общения и сотрудничества.

  Как и вся система непрерывного образования, начальная школа ориентируется в своей деятельности на новые принципы: демократизация, гуманизация, непрерывность, дифференциация, развивающая направленность образования. Современный учитель начальной школы должен хорошо представлять пути совершенствования начального образования, чтобы стать его активным участником. Важно на всех этапах непрерывного образования  создание оптимальных, наилучших условий для развития каждой личности. Вполне понятно, что создание подобных условий особенно важно тогда, когда ребёнок включается в школьное обучение. Здесь часто впервые происходит дифференциация детей. От степени научной её обоснованности, компетентности тех, кто осуществляет эту дифференциацию, во многом зависит судьба каждого ребёнка.

Почему же возникла необходимость дифференцированного обучения? Наверное, потому что нет одинаковых людей, а, особенно, детей. У каждого ребенка свои способности, свои возможности, свой темп работы. Если для одного поставленная перед ним задача не вызывает затруднений, то другой может решить ее только при наличии помощи. Развитие ребенка зависит не только от деятельности педагога, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе, особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Моя задача как педагога нейтрализовать негативные последствия таких противоречий, сгладить их, усилить положительные. Другими словами создать, создать такие условия, при которых можно было бы использовать как фактические, так и потенциальные возможности каждого ребенка на уроке. Как правило, учащихся можно разделить на три группы по уровню обучаемости:

- высокий уровень – учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время;

- средний уровень – ученики усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости;

- низкий уровень – учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа.

В связи с этим на своих уроках я использую разноуровневые задания. Это позволяет учащимся справиться с заданием, добиться успеха. Такая ситуация позволяет слабым учащимся на фоне положительных эмоций повысить свою самооценку, сильному – не потерять интерес к учебе, повысить уровень мотивации. Такие задания я использую не только на уроках, но и в домашних заданиях. Задания подбираю в соответствии с возможностями детей.

Учитель находится рядом со своими учениками на протяжении нескольких лет. И только хороший учитель может за это время стать близким человеком для своих учеников. Чтобы добиться этого, нужно быть искренним, не лукавить, быть честным и справедливым. Нужно вникать в проблемы, которые возникают у детей, и не только учебные проблемы, но и семейные. Пока не решится проблема, ребенок не будет открыт для впитывания новых знаний, нового опыта. Поэтому я стараюсь поддерживать тесную связь с родителями. Без совместных усилий невозможно избавиться от возникающих проблем. Только в этом случае у детей снова в глазах начинает искриться желание продвигаться вперед. К ним снова возвращается способность мечтать, и хороший учитель должен уметь мечтать вместе со своими учениками. Учитель может и должен мечтать! Иначе можно огрубеть, ощетиниться, что недопустимо в нашей работе, в итоге можно лишиться такой ценности, как общение с ребёнком.  Наши мечты – дорога к нашему счастью, в котором профессиональное и человеческое нельзя отделить друг от друга. Важно не дать мечте погибнуть под грузом каждодневных трудов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...