Сценарии уроков
план-конспект урока на тему

Осадченко Наталья Алексеевна

Предварительный просмотр:

Открытый урок по  русскому  языку в 4  классе

Тема:  «Обобщение изученного о глаголе»

Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательная: продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки.

Развивающая :  развитие умения работать самостоятельно, делать выводы и обобщения после выполнения определенного этапа урока, развивать орфографическую зоркость, обогащать устную и письменную речь.

Воспитательная:  воспитывать самостоятельность, любовь к творчеству А.С.Пушкина и русскому языку.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- презентация урока;

- выставка книг и  рисунков по сказкам А.С.Пушкина;

- карточки с заданием.

                                                                                                 ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I.Организационный

этап.

II.Самоопределение к деятельности.        

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям,

И садитесь по местам.

Прошу посмотреть всех на доску.

Звучит песня о русском языке.

- Сейчас у нас урок русского языка.

- Наш урок будет необычным, потому что будет сказочным, поэтичным. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны блещут.( запись шум моря)

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет.

 Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

- Откройте глаза.

-Ребята, из какой сказки эти строки? ( Показ книжки)

- Кто написал эту сказку? ( Показ портрета)

Вместе с героями сказок Пушкина мы отправимся в путешествие по одной из изученных частей речи. Отгадайте эту часть речи.

Интересная часть речи

В русском языке живет

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам...

- Правильно, эта часть речи – глагол.

- Так какова же тема нашего урока?

Слайд 1—тема с  картой волшебной страны.

- Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о глаголе.

 - Одна область волшебной страны «Речь» называется «Глагол». Слова, которые живут в ней, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают существительные. С существительными они большие друзья. Когда же их объединяют общие интересы, они образуют предложения и могут о многом рассказать и детям, и взрослым.

С помощью глаголов мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет свои краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы могут "оживить" окружающий нас мир.

Слайд2

Вот на этом прекрасном корабле мы отправимся в путь.

- Во время всего путешествия каждый из вас будет заполнять «Карту ученика». Каждый этап работы на уроке вы будете оценивать самостоятельно знаками «+» или «-». Знак «+» вы будете ставить в том случае, если справитесь с заданием без затруднения, если же испытаете трудность – ставите знак«-».

- Команда готова?

Ну что ж, в путь.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, слова «классная работа».  ( Запись на доске)

 Минутка чистописания: к.рабл. ( Объясните орфограммы)

«Сказка о царе Салтане»

А.С.Пушкин

Глагол

Мы будем говорить о глаголе

Да.

Личностные:

нравственная этическая

ориентация,

эмоционально – положительный настрой на урок

Регулятивные

(поиск информации в предложенных источниках, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя)

Коммуникативные

Личностные

(уметь выполнять самооценку)

III.Словарная

работа.

IV.Работа по теме урока.

V.Физкульт

минутка.

VI. Работа по теме урока

(продолжение)

VII.Рефлексия.

VIII.Домашнее

задание.

Пристань «Словознайка»

Слайд 3

- Сейчас мы проведём словарную работу. Нам нужно заполнить кроссворд. Каждый из вас записывает слова в тетрадь и по одному выходите к доске.

  1. Как называется полоска земли, предназначенная для передвижения.  
  2. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования.
  3. Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим  её сторонам.
  4. Крупный населённый пункт, административный, промышленный и культурный центр.
  5. То же, что и экономика.
  6. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общественными интересами.

-А ключевое слово по вертикали под цифрой 7. Итак, это слово- ( глагол)

-Оцените свою работу знаком + или -

Пристань «Вспоминай-ка»

-Вспомним, что такое глагол

Слайд 4

1) Правила о глаголе

1. Это…

2. Обозначает…

3. Отвечает на вопросы…

4. Изменяется по…

5. В предложении является…

Оцените свою работу знаком + или -

2)Определение времени глаголов.

Пристань «Сказочная»

-Внимание! Продолжаем наше путешествие. Я предлагаю вам внимательно посмотреть отрывок из сказки,запомнить глаголы и записать их в тетрадь.

  Слайд 5

-Знакомы ли вам эти глаголы?

-Из какой сказки Пушкина вы записали глаголы?

- Чем отличаются эти глаголы?

- Время. Что это такое? Как вы понимаете?
Послушаем сообщение о времени.

-Мы вспомнили, что глаголы изменяются по временам.

-Какого временибывают глаголы?

 Назовите.

 

- Что обозначает настоящее, прошедшее и будущее время глагола?

 

-Давайте определим время записанных глаголов.

-(Оцените свою работу, поставьте + или -)

3.Работа с пословицами.

Пристань «Думай-ка»

- Каким трудом занимаются герои сказки о рыбаке и рыбке?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

- Какое значение придает частица НЕ?

Как пишется НЕ с глаголами?

- А теперь помогите пословицам. Некоторые из них потеряли частицу НЕ. Спишите пословицы и вставьте где нужно частицу НЕ.

Слайд 6

Откладывай безделье, да откладывай дела.

Без труда вынешь рыбку из пруда.

-(Оцените свою работу, поставьте + или -)

Пристань «Отдыхай-ка». ( Физминутка под песенку «Зарядка)»

Плывём дальше.

-Ребята, а какого вида бывают глаголы?

-На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида?

-  На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида?

    Слайд 7. Пристань «Построй - ка»

- Сейчас нам нужно построить графики.

Я читаю глагол, вы по одному выходите к доске и ставите точку на пересечении 1 слова и вида.

Простился, ждёт, снарядился, смотрит, села, видит.

Соедим получившиеся точки, на что похож наш график?

-(Оцените свою работу, поставьте + или -)

-Из какой сказки эти глаголы?

Слайд 8 (рисунок)

-Послушаем отрывок из этой сказки.

2) ЦОР

(Глаголы неопределённой формы).

Пристань «Выделяйка»

- На какой вопрос отвечают глаголы неопределённой формы?

Попробуем выполнить следующее задание.

Слайд 9

-(Оцените свою работу, поставьте + или -)

Творческая работа(в парах).

Пристань «Дружная»

- Плывем дальше.     

    Корабельщики дивятся.

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву. 

Слайд 10

- Какие чудеса увидели корабельщики на острове? Разгадка таится в конвертах, которые лежат у вас на партах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам надо их восстановить и записать в тетрадь.

Слайд 11

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Итак, первое чудо.

Второе чудо.

Третье чудо.

- На каком этапе урока встретилось слово месяц?

-(Оцените свою работу, поставьте + или -)

Слайд12

- Вот и закончилось наше путешествие . Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина.

 - Чему учат нас сказки Пушкина?

- В чём сила и красота этих сказок?

- О какой части речи мы говорили, путешествуя по сказкам Пушкина?

 - Что мы вспомнили о глаголе?

Выставка рисунков по сказкам Пушкина и его книг.

    - А сейчас я прочту пожелание, наказ А.С.Пушкина, которое он оставил вам – будущему поколению:

«Учись, мой сын, и  легче, и яснее,

Державный труд ты будешь постигать».

 - К чему призывает нас Пушкин?

Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.

- А теперь проверим как вы оценили свою работу.

-Кто справился со всеми заданиями и набрал наибольшее количество баллов. (ставлю оценки)

Выписать из сказок Пушкина  10 глаголов, определить время.

Слайд 13

дорога

библиотека

аллея

город

хозяйство

коллектив

Часть речи

Действие предмета

Что делает? Что делал? Что сделает?

Лицам, числам, временам,

в прошедшем времени по родам

сказуемым

Взмолится, молвит, отпусти, дам, откуплюсь,  удивился, испугался, рыбачил, не слыхивал, говорила.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

разного времени

Часы, дни, сутки, года. 
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

настоящее

прошедшее

будущее

действие происходит сейчас

действие уже прошло

действие ещё только будет происходить

Взмолится(буд.вр)

 Молвит(наст.вр), отпусти(повелит. накл.),

дам(буд.вр) откуплюсь(буд), пожелаешь,

удивился, испугался, рыбачил, не слыхивал, говорила.

Старуха пряла пряжу, старик ловил рыбу.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Отрицание

НЕ с глаголами пишется отдельно

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида

Что сделает?

Что делает?

На волну.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Что делать?

Что сделать?

Доброте, любви, верности.

Добро побеждает зло.

О глаголе.

Выслушиваются ответы детей

Познавательные

(добывать новые знания)

Личностные

(общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения)

Коммуникативные

(сотрудничество с учителем, высказывание своего мнения, обсуждение)

Коммуникативные

(уметь оформлять свои мысли в устной форме)



Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка

Класс: 4

Тема: Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени

Цель: Ознакомление с написанием суффикса перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего времени.

Задачи:

образовательные:

  • формировать умение написания суффикса перед суффиксом- Л в глаголах прошедшего времени;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

 развивающие:

  • учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные:

  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Оборудование:

  • Учебники;
  • Словари;
  • Презентация;
  • Компьютер;
  • Интерактивная доска;
  • Карточки с индивидуальными заданиями;
  • Учебник русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)

Необходимое оборудование и материалы для занятия:

  • компьютер, проектор, экран, доска,тетради, учебники, карточки.

Технологии, методы:

  • проблемное обучение;
  • иформационно-коммуникационное;
  • частично-поисковый;
  • практический;
  • наблюдение, сравнение, анализ;
  • словесный.

Ход урока

  1. Орг. момент (Слайд№1).

            -Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство    уверенности в том, что сегодня у нас всё получится.  Опустите ладошки.

          -Что подарили вы своему соседу?

 ( Сердечко своё, частичку сердца, удачу, радость, поддержку).

     -Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.

  1. Определение темы и целей урока (Слайд №2).

- Откройте содержание учебника и прочитайте тему урока.

- Какие поставим задачи на уроке?

 ( Закрепим знания о глаголе, познакомимся с написанием безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени)

  1. Работа в тетради.

Запишем дату. 6 ноября.

                         Классная работа.

IV.       Минута чистописания. (Развивающие: учить обучающихся приемам        осмысленного чтения;  способствовать формированию умения сравнивать,   анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; )

Ешь ет ем ете ут ют

Ишь ит им ите ат ят

-- Что спряталось в узоре?

 (окончания глаголов 1 и 2 спряжения)

- Что нужно знать, чтобы определить спряжение глаголов?

( дети объясняют, пользуясь памяткой)

  1. Закончи высказывание:
  1. Часть речи, которая обозначает действие…(предмета) и отвечает на вопросы ( что делать? что сделать?) называется…(глаголом)
  2. Не с глаголами пишется…( отдельно)
  3. Глаголы в начальной форме имеют суффиксы… (ть, ти, чь)
  4. В предложении глагол является…(сказуемым)

  1. Словарная работа.

             1. В какой из строчек все слова с  непроверяемой  гласной о?

                а) …втобус, в…сток, б…гаж;

б) в…кзал, д…рога, к…стёр;

в) м…роз, …ллея, ур…жай.

2. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а?

       а) тр…мвай, п…ртрет, м…лина;

       б) к…стрюля, …птека, кв…ртира;

       в) к…пуста, к…рабль, ст…лица.

3. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной и?

        а) д…ректор, ул…ца, сев…р;

        б) п…нал, б…лет, уч…ник;

        в) уж…н, р…сунок, с…рень.

Проверяем

1.  б) вокзал, дорога, костер;

2.  б) кастрюля, аптека, квартира;

3.   в) ужин, рисунок, сирень.

VII. Стадия осмысления.

  1. Работа с текстом.

(индивидуальная и групповая)

Каждому ребенку выдается текст.

Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите в группе:

«+» - это я знаю;

«!» - новая информация;

 Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.

 Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.

 Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.

 Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

 Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо помнить, что у глаголов 1-го спряжения в окончаниях есть буква -Е и буквы -У или -Ю в 3-м лице множественного числа, а у глаголов 2-го спряжения – буква -И и буквы -А и -Я в 3-м лице множественного числа.

 Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по его начальной форме.

 У глагола в форме прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы. Чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени, НЕ НУЖНО определять спряжение глагола! Достаточно знать, как пишется его начальная форма.

- Что нового узнали? Какая проблема встала перед нами?

                         2. Решение проблемного вопроса.

                     ( Групповая работа)

                   -  Какая проблема встала перед нами?

                      ( Как правильно написать безударный суффикс в глаголе  прошедшего времени?)

                Попробуйте выяснить, как правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени?

(Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают с сообщениями).

                    Как проверить верность наших выводов?

                     (Надо обратиться к научной информации).

                   Поработайте с плакатом Летучей мыши на стр.96

                    -Какое открытие вы для себя сделали?

(Чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени, надо глагол поставить в начальную форму. Какой суффикс будет перед –ТЬ-, такой пиши и перед суффиксом –Л-).

- А что же делать, если я не знаю, как пишется начальная форма глагола? (Посмотреть в словаре)

VIII. Физминутка.

Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем бег на месте, 2 спряжения –ходьба.

Идёшь,  шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, говоришь, видеть, брить, кричишь.

IX. Закрепление.

  1. Упражнение №69, стр.95.

(Взаимопроверка)

      2. Дифференцированная работа.

         (Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)

       Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.  

Трогать

Трог…л

Гореть

Гор…л

Видеть

Вид…л

Лаять

Ла…л

Сеять

Се…л

Бурчать

Бурч..л

Пыхтеть

Пыхт…л

Расскажите, о чем надо помнить, чтобы правильно написать безударный суффикс глаголов прошедшего времени?

X. Итог урока.

    Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока.

    - Над какой темой мы сегодня работали?

    - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени?

- Какое настроение у вас? У меня тоже хорошее настроение,  потому что вы сегодня очень хорошо работали и порадовали своими знаниями. Спасибо, вам. Каждому на память о нашем уроке я вручаю сердечко, чтобы оно согревало вас.

На обратной стороне сердечка написано домашнее задание. Перепишите его в дневник.

XI. Домашнее задание.

    1-ая группа - стр. 98, упр. 72; Правило стр.96.

    2- я группа- Тетрадь №1, стр. 45-46, упр. 49. Правило стр.96.

XI.  Рефлексия. 

Закончите фразу «Теперь я знаю...»

 или «Я умею...».



Предварительный просмотр:

Тема урока «ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ» ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. РАБОТА С ДАННЫМИ

Цели деятельности учителя

Создать условия для закрепления  знаний «Таблицы умножения» однозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки; содействовать формированию умения составлять задачу по рисунку и ответу; способствовать развитию умения анализировать

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки (·, :); употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления (произведение, множители, значение произведения; частное, делимое, делитель, значение частного); воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел; получат возможность научиться – понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – сравнивают и группируют предметы, объекты  по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая, парная


Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятель-ность
учащихся

Формы совза-имо-дей-ствия

Универсальные
учебные действия

Форма конт-
роля

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1. Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки».

2. Не выполняя вычислений, найдите в каждом столбике «лишнее» выражение:

9 ∙  5         8 ∙  4         7 ∙  4

9 ∙  6 – 6         8 ∙  5 – 4         7 ∙  3 + 3

9 ∙  4 + 9         8 ∙  3 + 8         7 ∙  3 + 7

9 ∙  6 – 9         8 ∙  5 – 8         7 ∙  5 – 7

3. Разгадайте правила и продолжите ряды чисел:

а) 13, 15, 19, 25, 33, … , … , … ;

б) 81, 84, 80, 83, 79, … , … , … ;

в) 9, 12, 16, 21, 27, 34, … , … , … .

4–5. (См. ресурсный материал к уроку.)

Отвечают на вопросы учителя
по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно судить о причинах

своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучеб-

ные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом

предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение

темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Сегодня на уроке повторим «Таблицу умножения»

Обсуждают тему урока, формулируют

Фронтальная

Личностные: устанавливают

связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют пос-

Устные ответы


цель урока

ледовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику

(задание 1)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Рассмотрите всю «Таблицу умножения». Почему некоторые табличные случаи оказались подчеркнутыми, а другие – нет?

Подчеркнутые табличные случаи отличаются только перестановкой множителей.

– В каждом столбике заключите в рамку те случаи, которые вы не очень хорошо помните. Сколько таких случаев у вас получилось?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Работают
с таблицей умножения. Называют самое маленькое
и самое большое значение произведения «Табли-цы умножения»

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; понимают значение математических знаний.

Познавательные: общеучеб-

ные – умеют ориентироваться

в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы

на основе изучения данной темы, определяют круг своего незнания;логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным

Устные ответы.

Выполнение

задания

в рабочей тетради

Работа по учебнику

(задание 2)

– Назовите самое маленькое значение произведения «Таблицы умножения». (1 · 1 = 1.)

Фронтальная

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 3)

– Назовите самое большое значение «Таблицы умножения». (9 · 9 = 81.)

Фронтальная

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 4)

– Какое значение произведения встречается в «Таблице умножения» чаще других?

– Выпишите все случаи с этим значением.

2 · 9 = 18                3 · 8 = 24

9 · 2 = 18                8 · 3 = 24

3 · 6 = 18                6 · 4 = 24

6 · 3 = 18                4 · 6 = 24

Работают
в парах.

Выписывают табличные случаи

Фронтальная, индивидуальная,

парная

Устные ответы. Выполнение

заданий

в рабо-


Работа по учебнику

(задание 5)

– Выпишите все табличные случаи, в которых значения произведений равны 63, 49, 27, 72.

7 · 9 = 63     7 · 7 = 49    3 · 9 = 27      9 · 8 = 72

9 · 7 = 63                       9 · 3 = 278  · 9 = 72

Работают
в парах.

Выписывают табличные случаи

учителем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют
в диалоге; выполняют различные роли в группе (парах), сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

чей тетради

Работа по учебнику

(задание 7)

– Дополните условие задачи так, чтобы в ответе получилось число 54.

Задача: 

В каждой из 9 коробок лежит по 6 ложек. Сколько ложек лежит во всех коробках вместе?

Дополняют условие
задачи так, чтобы в от-вете полу-чилось число 54

Фронтальная

Устные ответы

V. Первичное ос-мысление и закрепление

Работа по учебнику

(задание 1)

Задаёт вопросы по таблице сложения. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за ра-ботой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Рассмотрите «Таблицу сложения» однозначных чисел. Отличаются ли первые слагаемые в суммах

каждого столбика? Назовите их. (Не отличаются.)

– Отличаются ли вторые слагаемые в суммах каждого столбика? Назовите их. (Отличаются.)

Выполняют  дидактиче-ские упражнения, от-

вечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Индивидуальная, групповая, парная

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оказывают помощь одноклассникам.

Познавательные: общеучеб-

ные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти  необходимую информацию;логические – сравнивают предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности,
самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Устные ответы. Выполнение

задания

в рабочей тетради

Работа по учебнику

(задание 2)

– По какому признаку группировались в один столбик случаи сложения однозначных чисел с числами от 1 до 9?

Отвечают на вопросы.

Работают
в парах.

Выполняют проверку
по таблице.

Фронтальная

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 3)

– Назовите номер столбика, в котором следует искать значение суммы 7 + 5, а сосед по парте проверит твой ответ по таблице. (Столбик под номером 7.)

Фронтальная,

парная

Устные ответы


Работа по учебнику

(задание 4)

– Назовите номер строчки каждого столбика, где будет находиться сумма, второе слагаемое которой

равно 7. (Строчки под номером семь.)

Предлагают свои вопросы по работе с таблицей

Фронтальная

Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: участвуют
в диалоге; выполняют различные роли в группе (парах), сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 5)

– Назовите номер столбика и номер строчки, где будет находиться значение суммы 9 + 6. Проверьте свой ответ по таблице. (Столбик под номером 9, строчка под номером шесть.)

Фронтальная

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 6)

– Предложите свои вопросы по работе с таблицей

Фронтальная

Устные ответы

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение

полученных

сведений

Учащиеся оценивают  свою работу на уроке.

Вопросы:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение математических знаний для человека и принимают его; структурируют знания.

Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют
и осознают то, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы

Устные ответы.

Оценивание учащихся

Домашнее задание

– Выполните задание по учебнику, с. 149, № 6 инструктаж по выполнению домашней работы.

Слушают учителя

Фронтальная

Записывают

домашнее задание




Предварительный просмотр:


ТЕМА: УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЛОЖЕНИИ СЛОВ
В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения пользоваться алфавитом на практике, ознакомления с новыми словарными словами; способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке; метапредметные (критерии сформированности/оценки ком-понентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебной задачи информации в учебнике и рабочей тетради; коммуникативные – принимают участие в работе парами, соблюдая общепринятые правила сотрудничества и общения; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Образовательные ресурсы: рисунки, изображающие сказочных персонажей; карточки с загадками; «Этимологический словарь».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

Запись учащимися даты в тетради.

II. Чистописание.

 Задание по карточкам.

– Соедините буквы по алфавиту.

III. Сообщение темы урока, постановка целей.

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике, читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).

– На прошлом уроке Маша и Миша отправились в Волшебный Лес, который захватила злая Волшебница Анишит Йокоповна. Откройте учебник (с. 8–9) и рассмотрите иллюстрацию.

– Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом.

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй угадай.

                (Библиотека.)

– Что произошло в Лесной Библиотеке?

– Сегодня  на  уроке  мы  должны  будем  навести  порядок  в  Лесной Библиотеке.

– Отгадайте загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

                (Азбука. Алфавит.)

– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)

– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)

IV. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте алфавит.

2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.

– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.

– Почему нужно знать алфавит?

– Когда люди пользуются алфавитом?

Рубрика «Хочу все знать»

Ha основе греческого алфавита в 863 году братья Кирилл и Мефодий написали первую славянскую азбуку. Название это произошло от первых двух букв славянского алфавита аз и буки. Затем братья перевели на старославянский язык такие богослужебные книги, как Евангелие, Псалтырь, Апостол. Эти и подобные им книги оказали большое влияние на развитие письменности славянских народов.

Известны две древние славянские азбуки – глаголица и кириллица.

Глаголица  использовалась  на  Руси  только  в  первые  годы  распространения письменности. Потом глаголица была заменена другой славянской азбукой – кириллицей. От нее и происходит наш русский алфавит. На основе кириллицы созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты.

Вот мы и проследили весь путь рождения русского алфавита.

V. Введение в тему.

– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

                (Айболит.)

Я – героиня книжки.

Со мной всегда семь гномов,

Вам, думаю, знакомых.

Ответьте-ка без спешки –

Зовусь я … (Белоснежка).

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

                (Дюймовочка.)

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?

                (Карлсон.)

Она красива и мила,

А имя ей дали от слова «зола».

                (Золушка.)

С книжкою шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка?

                («Азбука», Буратино.)

 Коллективная работа.

– Кого напишете первым?

– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – «б». Что же делать? (Ответы учащихся.)

VI. Изучение нового материала.

В красном переплёте –

Самая красивая.

В синем переплёте –

Самая весёлая.

Книжка

В жёлтом переплёте –

Самая забавная,

А совсем без переплёта –

Самая любимая.

Мне читать её охота –

Хоть она без переплёта.

                        Р. Сеф

– Расскажите о своих любимых книгах. О чем они? Кто автор?

– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять?

 Учащиеся читают интригу учебника (с. 8, 1-й абзац).

– Что значит расставить книги по алфавиту?

– На что обращать внимание: на название книги или на фамилию автора?

Вывод: чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора данной книги.

– Рассмотрите полки в Библиотеке. Какие книги должны стоять на 1-й полке? 2-й полке? 3-й? И т. д.

Учащиеся устно распределяют все книги по полкам.

 Самостоятельное выполнение упражнения по заданию учебника (работа по образцу).

Коммуникативные УУД: формирование умения распределять работу с соседом по парте.

– На какие буквы на твоих полках не встретились фамилии? А у твоего соседа?

 Физкультминутка
ЛОШАДКИ

Выполнение движений производится учащимися в соответствии с текстом.

Вот помощники мои, 

Их как хочешь поверни,

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

 Проверка выполнения самостоятельной работы.

– Герои сказок остались довольны вашей работой.

Разные книги в библиотеке живут:

Короткие и длинные,

Новые, старинные,

И даже иностранные.

Серьезные, учебные,

Веселые, волшебные.

Про море и про лес,

С картинками и без.

 Игры по развитию речи.

1. «Доктор Айболит».

Образовательные ресурсы: картинки с изображением Айболита, а также рисунки, изображающие зверей, птиц, насекомых (или игрушки).

– К Айболиту на прием пришли разные зверюшки, птицы, насекомые.

– Скажите, кому что вылечил Айболит?

Учащиеся должны отвечать полным предложением, например:

– Зайке Айболит вылечил лапку.

– Жирафу Айболит вылечил горлышко. И т. д.

2. «Бюро находок».

– Кому  принадлежат  эти  вещи?  (Колпачок,  хрустальная  туфелька, варенье.)

 Работа по тетради для самостоятельной работы (с. 4).

– Прочитайте слова. (Картина, пальто, карман, морковь, окно, лимон.)

Эти слова относятся к группе «особо опасных», так как правописание многих из них учащимся трудно, а порой невозможно объяснить.

 Знакомство с «Этимологическим словарем» и работа с ним.

Учитель показывает «Этимологический словарь», объясняет его назначение.

– Надежный путеводитель по словарю – алфавит. Знание алфавита поможет определить направление в движении по словарю.

 Работа в группах.

– Найдите происхождение слов «картина», «пальто», «карман», «морковь», «окно», «лимон».

– О  происхождении  каких  слов  вам  не  удалось  узнать?  (Ответы учащихся.)

 Работа по вариантам.

– Составьте короткие рассказы, в которых будет словарное слово.

Например: «Морковь очень полезна. Каждое утро мама дает мне пить морковный сок. Он очень вкусный».

– Проговорите орфографически все словарные слова.

– Запишите их в тетрадь (с. 4).

– Откройте свои «орфографические словарики» и запишите эти слова в алфавитном порядке.

– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.)

– Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: «м» в алфавите стоит раньше, чем «т».)

– Дома в книгах, журналах поищите загадки на эти словарные слова.

VII. Итог урока.

Буква к букве – будет слово,                        Так восславим буквы эти!

Слово к слову – речь готова.                        Пусть они приходят к детям,

И напевна, и стройна,                                И пусть будет знаменит

Музыкой звучит она.                                Наш славянский алфавит.



Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: СОСТАВ СЛОВА. ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНОГО
СОГЛАСНОГО В СЕРЕДИНЕ И НА КОНЦЕ СЛОВА

Цель: учить составлять текст диктанта со словами на -кий, используя обратный словарь, понимать механизм образования новых слов.

Планируемые результаты (предметные): научатся графически обозначать части слова; образовывать новые формы слова с помощью суффикса; находить информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией. ( Показ на таблице. Ученики пишут одновременно с учителем, который комментирует соединения)

– Назовите орфограмму этих слов.

II. Формулирование учебной задачи. (Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника; используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)

– Прочитайте отрывок из шуточного стихотворения М. Яснова «Про мамонтов» (упражнение 38).

– Кто такой мамонт? ( Учитель показывает на слайде мамонта)  Как вы думаете, есть ли такие слова, (как запись на доске, читает ученик) «папонт», «бабонт», «дедонт» и «внучонт»? Зачем же поэт их придумал? (Чтобы было весело.)

– От каких других слов образованы эти слова? Покажите это письменно. Какой суффикс вы выделите во всех этих словах? ( Три ученика цепочкой выходят к доске и показывают с объяснением образования слов. Далее самостоятельно. Учитель показывает слайд для самопроверки))

– Сравните настоящее слово «мамонт» и слово «мамонт», придуманное поэтом. (У них разный состав. Только у того слова, которое придумал поэт, можно выделить суффикс .)

– Спишите текст, вставив нужные буквы. Какое правило вы вспомнили? (Сочетание чк пишем без мягкого знака.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о механизме образования новых слов. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

– Откройте обратный словарь на букву й (упражнение 39). Найдите слова на -кий.

– Какая есть трудность написания всех этих слов? (Это слова с буквой парного согласного в середине слова.)

– Рассмотрите плакат Летучей Мыши. Видно, в чем трудность написания этих слов: в середине слова перед глухими согласными звучат и слышатся глухие звуки, но очень часто пишется буква звонкого согласного. Все эти слова требуют проверки. ( Комментируют цепочкой – 2 слова, остальные самостоятельно. После написания – проверка.)

– Выполните проверку четырех слов.

Гадкий – гадок;                редкий – редок,

сладкий – сладок;                резкий – резок.

– Придумайте пять словосочетаний с этими словами. Запишите их. (Низкий туман, гадкий утенок, сладкий пирог, редкий экземпляр, резкий ветер.)

IV. Повторение и систематизация знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о способах проверки сомнительных написаний; логические – анализируют состав слова.)

– Прочитайте отрывок из стихотворения А. Омаровой (упражнение 40).

– Проверьте сомнительные написания. (Не жалея – жа́лко; слов – слова; говорят – го́вор, разгово́р; плов – нет плова; сварить – ва́рит; рис – рисинки; белел – бе́лый; к зерну – зерна.)

Работа в печатной тетради: задания 30, 31. Работа в  парах.

1. Один ученик рассказывает, как определить окончание в слове -- Чтобы выделить окончание, необходимо изменить слово: нет косички, вижу косичку. Та часть слова, которая изменяется, является окончанием.  Другой – как найти в слове корень. Чтобы выделить корень, необходимо подобрать родственные слова: косичка, коса – корень кос-.

2.Первый ученик рассказывает соседу, как определить, где словосочетания (2-я, 5-я, 6-я строчки – словосочетания.)

Второй --- как определить, где предложения. (1-я, 3-я, 4-я строчки – предложения.)

Задание 30.

Расплелась косичка.                Топится печка.

Рыжая лисичка.                Дождевая тучка.

Течет речка.                        Маленькая ручка.

Задание 31. Взаимопроверка.

– Впишите в стихотворение словарные слова, поставив их в нужную форму.

инейку, пенал, тетрадь.)

32.Работа в печатной тетради. Коллективная работа: задание     (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

– Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете?

– Найдите и подчеркните слово, которое является проверочным для слова [лоп]. (По лбу. Говорим [што], а пишем что. В лоб – парный согласный на конце слова; чтобы правильно записать, надо найти проверочное слово (по лбу); пишем лоб, в конце буква б. В результате получается запись: что в лоб, что по лбу.)

V. Итог урока. Рефлексия.

--- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

--- Что особенно понравилось?

--- Кому было интересно? Кому было трудно? ( поднимают карточки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».

«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"

Класс: 3Авторы учебника:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...