АЗБУКА НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ» - ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал на тему

Макаренко Наталья Александровна
В данной статье рассматривается проблема несоответствия представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе. Автор предлагают решение проблемы нравственного воспитания младших школьников на основе их приобщения к народным традициям посредством изучения курса «Азбука народных праздников». Курс «Азбука народных праздников» предназначен педагогам общеобразовательных школ и дополнительного образования по работе по духовно-нравственному направлению с учащимися 3-4 классов. Срок реализации: 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_kopiya_2.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

 «АЗБУКА НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ» - ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья

В обществе ощущается «дефицит нравственности», одним из проявлений которого выступает утрата духовных ценностей народа, в частности отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, его ценностей. В настоящее время проблема нравственного воспитания младших школьников стоит как никогда остро: наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодёжи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.

Актуальность проблемы определяется противоречием между потребностью общества в нравственной личности и отсутствием системы, программы нравственного воспитания школьника, потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий нравственного оздоровления человека.

Существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе.

Как же развивать в детях отзывчивость, как сделать их добрее? Как же закладывать основы нравственной этики в системе воспитательного процесса в школе? Как этого достичь? Необходима система работы с детьми по их нравственному воспитанию.

Все это обусловило выбор направления деятельности: нравственное воспитание младших школьников на основе их приобщения к  народным традициям посредством изучения курса «Азбука народных праздников».

Приобщение детей к народному творчеству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства,  воспитание при этом приобретает народный характер, формирует национальную психологию человека, его нравственное становление.

Интерес к народным праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, так как многое было утрачено. Появилась необходимость возрождения старинных праздников и обрядов.

Начинать изучение культурные традиции надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания - это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Необходима система работы с детьми, т.е. программа по изучению основных праздничных обрядов и ритуалов и установлению связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе. Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, праздничных обрядах.

С этой целью нами разработана  программа «Азбука народных праздников». В приложении к ней - примерные выпуски газет «Праздничный хоровод», которые позволяет педагогам расширить знания учащихся об истории возникновения народных праздников, традициях народного застолья.

Программа «Азбука народных праздников»  (авторы-составители: Макаренко Н.А., Рыжкова В.Н.) получила положительные отзывы, рецензии: специалиста МОУ ДПОС «Ресурсного центра» г.о. Тольятти Чижменко Г.П. от 07.04.2011года, доктора педагогических наук, директора Тольяттинского института технического творчества и патентоведения, патентного поверенного РФ З.Ф.Мазура, рекомендована  в качестве дополнительной для реализации в образовательном процессе.

Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа «Азбука народных праздников», которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, данная программа может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования, а её материалы могут быть использованы в любом общеобразовательном учреждении для организации учебно-воспитательного процесса.

В годы советской власти все русские праздники были запрещены, так как они в той или иной мере были связаны с религией. Даже столь любимая всеми детьми елка долгое время оставалась «вне закона», пока не придумали увенчать ее красной звездой и создать вокруг нее новые пролетарские обычаи. В настоящее время обычаи стали возрождаться, восстановлено празднование Рождества, первые чины государства принимают участие в пасхальных и других церковных праздниках. Мы разучились праздновать, веселиться и приносить радость, как себе, так и другим. Программа по изучению традиционных русских праздников направлена именно на то, чтобы восстановить утраченные знания о старинных обрядах.

В первой апробации «Азбука народных праздников» - дополнительная образовательная программа (реализация в кружке «Азбука народных праздников»), во второй -  программа внеурочной деятельности (реализация на внеурочной деятельности), предназначенная для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ, рассчитана на 2 года обучения при одном занятии в неделю.

Направленность программы – духовно-нравственная.  Данная программа направлена на передачу духовного опыта русского народа, способствующего восстановлению связей между поколениями и формирование активной, творческой личности.

 Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории возникновения народных праздников; игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с сезонными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.

Отличительной особенностей программы «Азбука народных праздников» является  активное включение детей в мир народных традиций, включение их в процесс познания окружающего мира, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении задач познания, осмысления и принятия новых знаний и нравственных и эстетических ценностей. Данная программа имеет просветительскую и практическую направленность – выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод» (выходит  2 раза в год).

Формы и режим  занятий: групповая, индивидуальная, по подгруппам, коллективная. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными.

Формы проведения занятий: игры, викторины; составление сборника рецептов, гаданий; коллективно-творческая работа; лекция; проектная деятельность; исследовательская деятельность; презентация работ; выпуск газеты.

Приведу пример работы над творческим проектом «Новый год по -...» (3 класс).
Основные этапы проведения «Новый год по -...».

1 этап. Предварительная работа

Внеклассное занятие по курсу «Азбука народных праздников»

Беседа с детьми  о содержании, о творческом проекте.

Включение работников филиалов городской библиотеки №4, №19 по подбору содержания.

2 этап. Коллективное планирование

Деление детей на группы. Предложения детей о содержании проекта «Новый год по -...» методом «Мозгового штурма».

Выделение направлений работы:

Как называют деда Мороза в разных странах?

Самый первый Дед Мороз.

Новогодние традиции в разных странах

Новогоднее застолье в разных странах.

Новый год в России.

3 этап. Подготовка

Учащиеся работают в пяти группах по направлениям работы. Укомплектованные  группы занимаются подбором материала на перечисленные темы. Оформляют свой проект и готовятся к защите, им помогают родители. Учитель выступает консультантом в каждой группе. Работники библиотеки помогают учащимся в подборе материала. Учащиеся  в свободное от учёбы время оформляют результаты своей творческой деятельности.

4 этап. Проведение

Форма проведения – презентация «Новый год по -...» (с сопровождением мультимедийной презентацией). Класс оформлен новогодними элементами, дети одеты в карнавальные костюмы. Каждая группа представляет свой проект. Между отчётами о результатах  своего творчества учащиеся проводят игры.

5 этап. Анализ

Рефлексия. По завершению праздника анализ проводится сначала в микрогруппах,  а затем со всем классом.  Задаются вопросы:

– Что удалось?

– Благодаря кому и чему?

– Кому скажем спасибо?

– Как сделать по-другому?

6 этап. Последействие

После презентации ребятам предлагается участвовать, используя полученный материал, в выпуске №1периодической газеты «Праздничный хоровод», посвященный традициям празднования Нового года.

Практическая работа (выпуск газеты). Согласно распределенным обязанностям учащиеся и их родители выполняют практическую работу. Учитель консультирует учащихся.

Презентация выпуска №1 газеты «Праздничный хоровод» проводится в форме праздника, на которую  приглашаются учащиеся начальной школы, родители класса, работники филиалов городской библиотеки №4, №19.

У  ребят на данном празднике было весёлое, радостное настроение, они были активны, проявляли интерес к результатам работы своих товарищей. Проведение праздника подняло самооценку учащихся и  осмысление значимости,  пользы презентации. Все задачи творческого проекта  были успешно решены.

Проведение праздника – это естественный итог совместной проектной деятельности детей и взрослых. Эта деятельность включает в себя такие этапы подготовки: первый этап – это выбор исследовательских заданий. От педагога дети узнают о приближающемся празднике, о его сути в народном календаре. Второй этап – это творческое воплощение полученной информации.

Воспитание нравственности и культуры поведения, актуально всегда, чтобы достичь этой цели, нужно время. Кому–то, чтобы стать добрым и отзывчивым, честным и справедливым, скромным и любящим Родину нужно сделать один шаг, а кому–то придется преодолеть долгий путь. Только при целенаправленной работе педагога по нравственному воспитанию учащихся в сотрудничестве с учащимися, родителями, социума приводит к становлению нравственной социально-адаптированной личности.

Литература

  1. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст]   / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
  2. Бондаренко О.Э. Праздники христианской Руси. [Текст]  / О.Э. Бондаренко. М.-1996.- 274 с.
  3. Буравова О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников [Текст]   / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.
  4. Круглый год. Русский земледельческий календарь [Текст]  / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М.Белоусовой. – М.: Правда, 1991. – 496 с., ил.
  5. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. [Текст]  / Ф.С. Капица. - М. - 2003. - 257 с.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]   / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011.- 23с.
  7. ОгурцоваЗ. И. // Начальная школа плюс до и после. [Текст] – 2009. – № 8. – С. 25–28.
  8. Соколова Л. Воспитание детей в русских традициях. [Текст]   / Л. Соколова. М., 2003.- 196 с. 
  9. Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст]   / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 34–38.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Программа разработана в рамках ФГОС для учащихся начальных классов....

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».

Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....

Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников

Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...

Программа духовно–нравственного воспитания младших школьников "Азбука открытий"

Данная программа  направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, приобретения опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественн...

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассказывается как можно воспитывать ученика младших классов на основе народной культуры русского народа,какие цели изадачи я ставлю перед собой для достижения положительного результата, каки...