Программа духовно–нравственного воспитания младших школьников "Азбука открытий"
рабочая программа (1 класс) на тему

Никифорова Елена Юрьевна

Данная программа  направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, приобретения опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников “Азбука открытий” основывается на указанных позициях и является моим личным педагогическим и гражданским вкладом в процесс воспитания подрастающего поколения, частью большой воспитательной работы, которую активно ведёт на протяжении многих лет МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”, реализующая метапрограмму “Формирование духовности школьников на основе целостного подхода к отечественному историко-культурному наследию”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-azbuka_otkrytiy.docx175.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ “Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского”

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

“АЗБУКА ОТКРЫТИЙ”

Автор программы:

Никифорова Елена Юрьевна

Гатчина

2014

 “Из всех наук, которые должен знать человек,

                                                                                   главная есть наука о том, как жить, делая

                                                                                   меньше зла и как можно больше добра”.                                                                                                                                                                                            

                                                                                    Л.Н.Толстой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

            Проблема духовно–нравственного воспитания всегда была одной из приоритетных в сознании русского человека. Глубокие социально-экономические преобразования сегодняшнего дня заставляют задуматься о будущем России, а значит о новом поколении россиян. Часто обвиняют молодежь в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому так актуальна проблема воспитания младших школьников. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.  

Сегодня, как никогда, наше общество нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только знаниями, но и выдающимися чертами личности. В современном мире на маленького ребенка, на его еще только формирующуюся сферу нравственности воздействуют различные источники как позитивного, так и негативного характера. Овладение знаниями о нравственных принципах важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но дают представление о последствиях нарушения этих норм для самого ребенка и для окружающих людей.          

Одна из актуальных задач современного образования – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее. Строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. В то же время духовно-нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач воспитания в современных условиях.

В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг, проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной.

        Духовно-нравственное воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что будет вложено в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

        В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

        Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  

       Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и  правилами поведения и формирования моральных привычек.

Данная программа  направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, приобретения опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников “Азбука открытий” основывается на указанных позициях и является моим личным педагогическим и гражданским вкладом в процесс воспитания подрастающего поколения, частью большой воспитательной работы, которую активно ведёт на протяжении многих лет МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”, реализующая метапрограмму “Формирование духовности школьников на основе целостного подхода к отечественному историко-культурному наследию”.

Краткая характеристика 2 «Б» класса

В классе 28 человек: 15 девочек и 13 мальчиков. Дети растут в семьях, в которых родители уделяют внимание и проявляют заботу к своим детям. В семьях присутствуют взаимопонимание, уважение между взрослыми и детьми. 24 человека -  из полных семей, 4 - из неполных, из них один ребёнок, воспитывается бабушкой, которая является его опекуном. 5 детей из многодетных семей.

       У  большинства учащихся класса (88%) на   достаточном  уровне  сформирована  познавательная   и учебная   мотивация. К учебным  занятиям  они   относятся ответственно,  занимаются  с интересом, на  уроках  активны, показывают высокую работоспособность. В классе создана система поддержки и оказания помощи в учёбе слабоуспевающим ученикам.

Ребята активны не только в учебной деятельности, но и во внеучебной. Ребята желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания, принимают активное участие во внеклассных мероприятиях. Учащиеся посещает дополнительные кружки по интересам и спортивные секции. В систему дополнительного образования вовлечено 100% учащихся. Ребята показывают успехи, занимаясь в кружках, принимают участие в районных конкурсах.

Класс  дружный,  друг к другу ребята  относятся доброжелательно, прислушиваются  к мнениям друзей, помогают слабым. Есть в классе лидеры. Они выступают организаторами различных дел, игр, направляют класс при проведении различных мероприятий. Есть в коллективе и  микрогруппы  по  интересам.  

Основные ценностные приоритеты класса – быть тактичнее, искреннее, душевнее, терпимее по отношению друг к другу. 

Нормативно-правовая основа программы

Конституция Российской Федерации

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под ред. А. Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В. А. Тишкова;

Концепция УМК «Школа России»;

Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях;

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ  “Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского”.

Цели и задачи программы воспитания

Цель: организация образовательной среды, направленной на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи:

В области формирования личностной культуры создать условия обучающимся для:

  • укрепления нравственности, основанной на духовных отечественных традициях;
  • формирования  основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

В области формирования социальной культуры создать условия обучающимся для:

  • для формирования основ российской гражданской идентичности;
  • для воспитания ценностного отношения к национальной культуре;
  • формирования патриотизма и гражданской солидарности
  • формирования осознанного и уважительного отношения к традиционной для русского народа религии – православию, к вере и религиозным убеждениям.

В области формирования семейной культуры создать условия обучающимся для:

  • для формирования  отношения к семье как основе российского общества, представлений о семейных ценностях.

Принципы программы

Принцип следования нравственному примеру

Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нравственную рефлексию. Обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип народности (наиболее глубоко разработан К.Д. Ушинским) – воспитание строится в соответствии с духом, историей, культурой и традициями своего народа. Принцип народности предполагает сохранение и преданность своему народу, своему государству. Здесь рождается патриотизм – как любовь к своей Родине, народность является важнейшим источником высокой нравственности.

Принцип индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации.

Принцип интегративности – интеграция духовно-нравственного воспитания   в основные  виды деятельности обучающихся:     урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную.

Принцип социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Принцип вариативности социального воспитания – определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. На основе ежегодного проблемно-ориентированного анализа результатов воспитательной программы уточняются формы работы, вводятся дополнения.

Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся

Содержанием духовно-нравственного воспитания являются ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Базовые национальные ценности:

патриотизм — любовь к России, своему краю, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших;

личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

православная культура – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, система отношений и нравственного поведения на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Основные направления духовно-нравственного воспитания обучающихся

Задачи духовно-нравственного воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по направлениям, каждое из которых представлено на Страницах программы духовно-нравственного воспитания “Азбука открытий”:

  • Страница Юного Гражданина “Мое Отечество”. Направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Страница Добра  “Жизнь дана на добрые дела”. Направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Разноцветная Страница “Город Мастеров”. Направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Зеленая Страница “Этот удивительный мир”. Направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  • Прекрасная Страница “Учимся видеть и слышать прекрасное”. Направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Все направления духовно-нравственного воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Организацию сотрудничества школы и семьи воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников раскрывает Родительская Страница “Семья и школа”.

Сроки реализации программы  

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 классы начальной школы).

Планируемые результаты

В ходе реализации программы Духовно-нравственного воспитания “Азбука открытий” воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по двум уровням.  

Первый уровень результатов (1 класс): приобретение младшим школьником социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе); первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие школьника с педагогом как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов (2-4 классы): получение младшим школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получает первое практическое подтверждение  приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о  нравственных ценностях.

- при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. При этом основными критериями нравственности человека можно считать: его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Высоконравственным можно считать человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как собственные взгляды, убеждения, привычные формы поведения.

Способы диагностики конечных ожидаемых результатов:

Педагогическое наблюдение;

Психологическое тестирование;

Анкетирование родителей и детей.

Беседа.

Уровни воспитательных результатов  будут достигнуты  при использовании следующих видов и форм организации внеурочной и внешкольной деятельности: тематические беседы и классные часы, проекты, чтение книг,  произведений духовно-нравственной тематики, работа с фольклором (пословицами и поговорками, народными приметами), проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность (экскурсии, путешествия), творческая деятельность (конкурсы, выставки, викторины, олимпиады, журналы, газета), досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): праздники.

Инновационные  педагогические  технологии, лежащие  в  основе  воспитательной  деятельности

1. Здоровьесберегающая технология направлена на сохранение и укрепление здоровья (игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности Степановой О.А., проветривание и генеральные уборки кабинета, введение диагностики заболеваний детей, беседы с обучающимися и  родителями медицинским работником и др.)

2. Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия подрастающего поколения к жизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии в отношениях " человек-природа", ориентация обучающихся на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным  ископаемым, флоре, фауне.

3. Технология накопительной оценки "Портфолио" дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.

4. Проектная технология - одна из важнейших составляющих воспитательного процесса. Она способствует формированию исследовательских умений обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. Этот метод широко использую во внеурочной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

5. Технология сотрудничества - совместная деятельность классного  руководителя и учеников, ученика и учеников, классного  руководителя и родителей (дискуссии, беседы, обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).

6. Технология КТД (коллективное творческое дело). Понятие “Коллективное Творческое Дело”  И.П. Ивановым определялось как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).  

Страница Юного Гражданина  “Мое Отечество”

“Сделать как можно больше пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности”.

К. Д. Ушинский

Направление. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека раскрывает.*

Цель: создание условий для формирования у обучающихся особого чувства сопричастности к судьбе своего народа, своей страны (малой и большой Родины), гражданственности и патриотизма.

Задачи: 

  • формирование первоначальных представлений о символах России;
  • формирование представлений о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России;
  • формирование представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе;
  • формирование умения отвечать за свои поступки;
  • формирование представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • воспитание уважения к защитникам Родины;
  • формирование представлений о народах Российской Федерации, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • развитие интереса к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни Российской Федерации, своей малой родины;
  • воспитание и уважение к школе, своему городу, народу, России.

Базовые национальные ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Наличие гражданской позиции – необходимое условие, ступень для восхождения к гражданской зрелости, которая подразумевает чувство долга и ответственности перед своей страной и обществом, чувство долга и ответственности перед самим собой за свою судьбу, понимание своего места в жизни, заботу о благополучии семьи и близких, самоутверждение, чувство общности с другими людьми, развитие понимания своих поступков и чувств, умение отвечать за свои поступки, развитие чувства собственного достоинства, справедливость, милосердие, честь, свобода совести и вероисповедания, чёткое понимание того, как поступить в конкретном случае.

*Соответствует п. 1 , 8 “Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях”.

Основные виды деятельности и формы занятий

В процессе внешкольной деятельности

Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященным государственным праздникам.

Посильное участие в социальнозначимых проектах и мероприятиях.

Экскурсии и путешествия.

Благотворительные акции и мероприятия.

В процессе общественно полезной деятельности

Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и военнослужащими.

Участие во встречах и беседах с выдающимися соотечественниками, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Участие в исследовательских и творческих проектах.

Изготовление и рассылка поздравительных открыток ветеранам и защитникам Родины.

В процессе взаимодействия с семьёй

Открытые уроки и тематические мероприятия для родителей.

Участие в семейных проектах.

Организация и проведение совместных праздников.

Совместные экскурсии и путешествия.


Страница Юного Гражданина  “Мое Отечество”

Виды деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Познавательные беседы, классные часы

Классный час “Я живу в России” (государственные символы РФ).

Беседа Народы, живущие на территории Российской Федерации и населявшие её в прошлом”.

Классный час Моя малая родина ”.

Классный час “Государственный флаг Российской Федерации”.

Классный час “Символы нашего города”.

Беседа Мы разные, но мы едины”.

Беседа Москва — столица нашей Родины”.

Классный час “Государственный герб Российской Федерации”.

Классный час “Государственный гимн Российской Федерации”.

Беседа Русский язык в нашем Отечестве”.

Классный час “ Урок России”.

Классный час “Моя Родина – Россия”.

Классный час “Что значит быть настоящим гражданином”.

Беседа “Права и обязанности детей в школе ”.

Беседа “Как вести себя в школе”.

Беседа “О правилах поведения в школе ”.

Беседа “Моя дорога в школу ”.

Классный час “Главный Закон Российской Федерации”.

Классный час “Я имею право ”.

Беседа “Моя семья”.

Беседа “Права ребенка в семье”.

Беседа “Азбука вежливости”.

Беседа “О правилах поведения в школе ”.

Классный час “Наши обязанности”.

Классный час “Знакомство с уставом школы”.

Классный час “Человек защищен Законом” (ст.6,7)

Беседа  “Чтобы достойно жить”.

Беседа “Легко ли быть дисциплинированным”.

Беседа “Как вести себя в общественном транспорте”.

Беседа “Зачем уступать место в транспорте?”

Классный час “Мои права и обязанности”.

Классный час “Конвенция о правах ребенка”.

Беседа “Разрешение конфликтов без насилия”.

Беседа “Проступок, правонарушение, преступление”.

Беседа “Что значит быть культурным? ”.

Беседа “Мы на экскурсии”.

Беседа “Герои Невской битвы (А.Невский)”.

Беседа “Покорители космоса (Ю.А.Гагарин) ”.

Беседа “Герои Куликовской битвы (Д. Донской, А. Л. Пересвет, Ослябя, Сергий Радонежский) ”.

Беседа “К. Минин и Д. Пожарский – герои народного ополчения в борьбе с поляками 1612г.”.

Беседа “Ленинград – город воинской славы России (70-летие снятия блокады)”.

Беседа “Покорители космоса (Е. Леонов)”.

Беседа “Героические страницы армии”.

Беседа “Страницы истории (князь Владимир I, креститель)”.

Беседа “И. Фёдоров — первый книгопечатник”.

Беседа “Кого можно считать героем”.

Беседа “В моей семье живет герой”.

Беседа “Патриотизм и верность воинскому долгу (основные качества защитника Отечества)”.

Беседа “Покорители космоса (В. Терешкова и С. Савицкая) ”.

Беседа “Герои Великой Отечественной войны 1941 –1945 гг. ”.

Беседа-обсуждение “Обсудим сочинение на тему “Пишу тебе письмо в далекий 1945-й ”.

Беседа “Героические страницы истории России: Ледовое побоище, Невская битва, Куликовская битва”.

Беседа “Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 г.”.

Беседа “Герои Отечественной войны  1812 года”.

Беседа “Герои Отечественной войны  1941-1945 г.г.”.

Беседа “Покорители космоса ”.

Беседа-обсуждение “Обсудим сочинение на тему ”  “Портрет героя ”.

Беседа “Полководцы во славу России”.

Беседа “История книги”.

Классный час “Моя семья”.

Классный час  Моя семья – моя гордость”.

Беседа “Права и обязанности членов семьи”.

Классный час “Традиции моей семьи”.

Классный час  Семья – сердце общества”.

Беседы из цикла занятий по правилам дорожного движения.

Библиотечный час “Обсудим прочитанные книги”.

Беседы Обсудим самостоятельные наблюдения за явлениями общественной жизни”.

Проекты

Творческий проект-конкурс: “Моя малая родина ”.

Творческий проект-конкурс: “Моя семья”.

Творческий проект-конкурс: “Мой класс и моя школа”.

 

Творческий проект-конкурс: “Родной город ”.

Творческий проект: “Азбука вежливости”.

Творческий проект: “Кодекс правил поведения младшего школьника”.

Исследовательский проект: “Родословная ”.

Исследовательский проект: “История российского герба”.

Исследовательский проект: “Я имею право”.

Исследовательский проект: “Кто придумал Новый год? ”

Исследовательский проект: “Русские православные традиции семьи”.

Исследовательский проект: “Откуда пошла земля русская”.

Исследовательский проект: “История появления гимна России”.

Исследовательский проект: “Права ребенка”.

Исследовательский проект: “Свод правил класса”.

Исследовательский проект: “Праздники моего народа”.

Исследовательский проект: “История моей семьи в годы Великой Отечественной войны”.

Исследовательский проект: “Составление книги памяти”.

Исследовательский проект: “Гордость моей земли”.

Исследовательский проект: “Мой край в годы войны ”.

Туристско-краеведческая деятельность

Экскурсия по школе “Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики”.

Заочное путешествие

 Путешествие по Москве”.

Обзорная экскурсия “Город на Неве”.

Заочное путешествие “Регионы России”.

Ознакомительная экскурсия “Мемориальные памятники родного города”.

Экскурсии в историко-краеведческий музей города.

Экскурсии “Гатчинский дворец-музей”, “Приоратский дворец“.

Участие в проведении Дня города.

Участие в кинофестивале “Литература и кино”.

Пушкинские места Гатчинского района.

Царскосельский Лицей.

Музей - диорама “Невская битва. 1240” (Усть-Ижора).

Господин Великий Новгород.

Петропавловская крепость.

Кронштадт.

Петергоф (Большой дворец).

Музей-заповедник “Прорыв блокады Ленинграда”.

Экскурсия в музей Хлеба.

Музей “Домик Арины Родионовны”.

Музей станционного смотрителя.

Эрмитаж.

Русский музей.

Творческая

деятельность

Конкурсы рисунков, чтецов, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д.

Проблемно-ценностное и досуговое общение

Встречи с интересными людьми.

4 Ноября – праздник  Народного единства.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и труда, жителями блокадного Ленинграда, бывшими детьми-узниками фашистских концлагерей.

Просмотр видео- и кинофильмов.

Праздник  “9 мая День Победы”.

Концерты для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.”.

Литературно-музыкальные композиции: “Этот день мы забывать не вправе”, “Защитники Отечества”.

Акция  “Свеча памяти”.

Праздничные мероприятия по плану гимназии, участие в праздниках России, включая красные даты календаря, народные праздники.

Диспут “Я – гражданин великой страны”.

Круглый стол “Человек – это звучит гордо” (ст. 3, 4, 5).

Круглый стол “Право на труд и право на отдых” (ст. 23, 24).

Диспут “Я имею право”.

Диспут “Что такое преступление ”.

Круглый стол “Дети и родители”.


Страница Добра  “Жизнь дана на добрые дела”

“Влияние нравственное составляет

  главную задачу воспитания”

К. Д. Ушинский

Направление. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. *

Цель: создание условий, способствующих формированию духовно-нравственной культуры  младшего школьника.

Задачи:

  • формирование представлений о различении хороших и плохих поступках;
  • знакомство с правилами поведения в школе, в семье, в общественных местах и закрепление их знания;
  • знакомство с правилами вежливого поведения, культуры речи и закрепление их знания;
  • стимулирование доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;
  • воспитание почтительного отношения к родителям; уважительного отношения к старшим;
  • воспитание стремления поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других;
  • изучение православной религиозной традиции;
  • изучение истории христианства;
  • изучение православной этики.

Базовые национальные ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

*Соответствует п. 2 ,9, 10 “Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях”.

Основные виды деятельности и формы занятий

В процессе внешкольной деятельности

Участие в творческой деятельности: театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народа России. Экскурсии в места богослужения, участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями

В процессе общественно полезной деятельности

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Изготовление поздравительных открыток.

Благотворительные мероприятия

В процессе взаимодействия с семьёй

Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях.

Тематические вечера вопросов и ответов. Проведение открытых семейных праздников.

Презентация творческих проектов.

Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.


Страница Добра  “Жизнь дана на добрые дела”

Виды деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Тематические беседы, классные часы

Классный час “Ежели вы вежливы”.

Классный час “Я люблю маму милую мою”.

Классный час “Правила поведения на уроке и перемене”.

Классный час “Мамы разные нужны, мамы разные важны”.

Беседа “Чему нас учат бабушки и дедушки”.

Беседа “Наши родители”.

Классный час “Чего в других не любишь, того и сам не делай”.

Классный час “Мой дом – моя семья”.

Классный час “Советуем друг другу”.

Классный час “Я иду в гости”.

Беседа “Поговорим о маме”.

Беседа “Вместе с братьями и сестрами”.

Беседа “Дружная семья”.

Беседа-обсуждение “О моем друге ”.

Беседа-обсуждение “Как победить свою лень”.

Классный час “Любим добрые поступки”.

Классный час “Отворите волшебные двери добра и доверия”.

Классный час “Коллектив начинается с меня”.

Классный час “Секретные советы мальчикам и девочкам”.

Классный час “Образ матери в стихотворениях русских поэтов”.

Беседа “Научись смотреть на себя со стороны”.

Беседа “Уважай старость”.

Беседа “Счастливая семья”.

Беседа-обсуждение “Загляни в мамины глаза”.

Беседа-обсуждение “Что означает товарищество и дружба ”.

Беседа-обсуждение “Как не бояться говорить правду (смелость)”.

Беседа-обсуждение “Если мне сделали зло, должен ли я простить или отомстить (проблема доброты) ”.

Классный час “Дорогою добра”.

Классный час “О дружбе мальчиков и девочек”.

Классный час “Тепло родного  дома”.

Классный час “Советуем друг другу”.

Классный час “Что такое хорошие манеры”.

Серия тематических бесед “Русская женщина-мать”.

Беседа “Дерево семьи”.

Беседа “Добрый привет и добрый ответ”.

Беседа-обсуждение “Твой самый решительный поступок в жизни”.

Беседа-обсуждение “Все проходит, все остается”.

Беседа-обсуждение “Как стать смелым”.

Беседа-обсуждение “Сила любви”.

Беседы по прочитанным произведениям.

Беседы на основе работы с пословицами и поговорками о поступках людей и их обсуждение.

Беседы на основе просмотренных видео- и кинофильмов и их обсуждение.

Серия тематических бесед “Святые имена земли русской”.

Чтение и обсуждение произведений духовно-нравственной тематики (духовная поэзия, произведения русской классики, фольклор (пословицы, поговорки).

Работа с фрагментами древнерусской книжности (летописей, житий, поучений, слов), несущих “этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный” (Д. Лихачев).

Проекты

Творческий проект-конкурс: “Подарок на Рождество”.

Творческий проект: “Портрет любимой мамочки”.

Творческий проект: “Волшебная сила слов и поступков”.

Исследовательский проект: “Русские святые-воины (благоверный  князь Александр Невский, Дмитрий Донской) ”.

Творческий проект: “Мамины золотые руки”.

Творческий проект: “Что такое хорошие манеры Исследовательский проект: “Я и мое имя ”.

Творческий проект: “Расскажу о маме”.

Творческий проект: “На добрый привет и добрый ответ”.

Исследовательский проект: “Как христианство пришло на Русь”.

Исследовательский проект: “Кирилл и Мефодий – святые равноапостольные просветители ”.

Туристско-краеведческая деятельность

Александро-Невская лавра.

Вырица (Часовня Серафима Вырицкого).

Часовня Ксении Блаженной (Санкт-Петербург).

Петергоф (Собор Петра и Павла).

Посещение православного театра “Странник” (спектакли “По сказкам В. И. Даля”, “Аленький цветочек”, “Рождественская сказка”) (Санкт-Петербург).

Музейный абонемент “Гатчинский дворец-музей”.

Творческая

деятельность

Конкурсы рисунков, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов, чтецов и т.д.

Операция “Подарок моим друзьям”.

Участие в богослужениях в домовом храме Александра Невского в гимназии.

Проблемно-ценностное и досуговое общение

Школьные праздники: “День Знаний”, “Посвящение в гимназисты”, “Праздник Букваря”.

Школьный праздник: “День Знаний”,

Школьный праздник: “День Знаний”,

Школьный праздник: “День Знаний”,

Школьные праздники: “Рождество Христово”, “Международный женский день”, “Масленица”, “Пасха”, “День славянской письменности”.

Этический диалог.

Диспуты: “Каким бы я хотел видеть своего друга?”

Может ли доброта исцелить человека?”

Диспуты: Почему важно беречь честь?”

Что значит быть милосердным?”

 

Акция Добра.

Операция “Помогай ветеранам”.

Творческие встречи в библиотеке гимназии.

Помощь старшим (родителям, учителям, пожилым людям), младшим (братьям, сестрам, малышам).


Разноцветная Страница “Город Мастеров”

“Воспитание должно развить в человеке привычку

 и любовь к труду; оно должно дать ему    возможность отыскать для себя труд в жизни”.

К. Д. Ушинский

Направление. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 

Цель: создание условий, способствующих формированию представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; о нравственных основах учебы, труда и творчества.

Задачи:

  • воспитание уважения к труду и творчеству старших и сверстников; ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности и бережному отношению к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • формирование первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • формирование личностных качеств, таких, как дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

Базовые национальные ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

*Соответствует п. 3  “Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях”.

Основные виды деятельности и формы занятий

В процессе внешкольной деятельности

Спортивные секции школы и внешкольных учреждений.

Подготовка и проведение подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований.

В процессе общественно полезной деятельности

Сюжетно-ролевые и деловые игры. Создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий (приобретение навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности).

Занятие народными промыслами. Природоохранительная деятельность. Работа в творческих мастерских.

Трудовые акции.

Сбор помощи.

Благотворительные мероприятия.

Участие во встречах и в беседах с выдающимися соотечественниками, показавшими достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Дежурство по классу. Выполнение общественно полезных поручений.

В процессе взаимодействия с семьёй

Встречи с родителями и прародителями «О профессии».

Участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных».

Выполнение трудовых поручений. Празднование дней рождения в семье. Просмотр и обсуждение видео- и мультфильмов.

Участие в подготовке и проведении семейных праздников.

Проведение профессиональных праздников в семье.

Проектная деятельность и проведение совместных исследований.

Изготовление подарков своими руками.


Разноцветная Страница “Город Мастеров”

Виды деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Тематические беседы, классные часы

Классный час “Порядок в доме и в учебе”.

Классный час “Труд в жизни людей”.

Классный час “Чтобы все успевать ”.

Классный час “Учеба – наш труд”.

Классный час “О значении творчества в жизни человека и общества”.

Классный час “Профессия и труд”.

Классный час “О происхождении профессий”.

Классный час “Важные профессиональные качества”.

Классный час “Труд – источник создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей”.

Классный час “Труд и экономика”.

Беседы на тему “Самые нужные профессии”.

Беседы по прочитанным произведениям детской художественной литературы.

Проекты

Исследовательский проект: “Как стать дисциплинированным”.

Творческий проект: “Профессии моих родителей”.

Исследовательский проект: “Мир профессий”.

Творческий проект: “Как умеют трудиться дети”.

Исследовательский проект: “ Труд в жизни людей ”.

Творческий проект: “Кем я хочу стать”.

Исследовательский проект: “ Все профессии важны ”.

Туристско-краеведческая

деятельность

Ознакомительные экскурсии на предприятия: “Виды профессий”.

Музей Хлеба.

Творческая

деятельность

Конкурсы рисунков, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д.

Школьная ярмарка изделий декоративно-прикладного творчества.

Сувениры, гирлянды и объемные игрушки в мастерской Деда Мороза.

Проблемно-ценностное общение

Встречи с интересными людьми.

Встречи с родителями различных профессий.

Социально-преобразующая добровольческая деятельность

Участие в разнообразных видах труда (уборка территории гимназии, закрепленной за классом, оформление класса, изготовление и развешивание кормушек для птиц).

Дежурство по классу. Выполнение общественно полезных поручений.

Изготовление открыток, подарков к праздникам.


Зеленая Страница “Этот удивительный мир”

“Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе…”

В. А. Сухомлинский

Направление. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). *

Цель: создание условий, способствующих воспитанию ценностного отношения к природе и всем формам жизни; бережному отношению к растениям и животным.

Задачи:

  • формирование понимания активной роли человека в природе, элементарного опыта природоохранительной деятельности;
  • воспитание бережного гуманного отношения ко всему живому;
  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.

Базовые национальные ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

*Соответствует п. 11 “Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях”.

Основные виды деятельности и формы занятий

В процессе внешкольной деятельности

Туристические походы.

Путешествия по родному краю.

Участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов.

В процессе общественно полезной деятельности

Участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке).

Экологические акции.

Десанты.

Посадка растений, создание цветочных клумб.

Очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц.

Изготовление кормушек для птиц. Участие в школьных экологических праздниках и проектах.

Конкурс рисунков или фотографий «Моё любимое животное».

В процессе взаимодействия с семьёй

Расширение опыта общения с природой. Забота о животных и растениях.

Совместные прогулки, экскурсии и путешествия.

Чтение природоведческих журналов: «Свирелька» (ежемесячный детский журнал о природе для дошкольного возраста), «Свирель» (детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и школе), «Юный натуралист» (журнал и серия книг для развивающего обучения детей), «Воробушек» (серия книг для развивающего обучения детей), «Лазурь» (популярный литературно-художественный альманах), «В мире животных» (журнал о природе для детей и взрослых), «Муравейник» (детский журнал о природе для семейного чтения).

Составление домашней библиотеки о природе.

Проведение совместного с ребёнком исследования («Почему не прорастают крупы в банках?», «Почему осенью разноцветные листья?»).

Празднование профессиональных праздников в семье.


Зеленая Страница “Этот удивительный мир”

Виды деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Тематические беседы, классные часы

Классный час “Человек и его четвероногие друзья”.

Классный час “Подарки леса”.

Классный час “Традиции новогодней елки”. Классный час “Откуда пришла к нам книга”.

Беседа “Природа и человек”.

Беседа “Как природа лечит человека”.

Беседа “Комнатные растения - путешественники”.

Беседа “Растения - подснежники”.

Классный час “Бережное отношение к природе”.

Классный час “Путешествие по страницам Красной книги”.

Классный час “Домашние питомцы – помощники человека”.

Классный час “Зимние сказки”.

Беседа “Редкие животные – правда и вымысел”.

Беседа “Почему весна торопится?”

КВН “Кто как весну встречает?”.

Классный час “Правила поведения на природе”. Классный час “Редкие растения”.

Классный час “Нужно ли охранять домашних животных”.

Классный час “Что значит безопасная среда? ”

Беседа “Растения и животные – хищники”.

Беседа “Обитатели морского дна”.

Беседа “Какие профессии нужны природе?”

Классный час “Ты в ответе за всех, кого приручил”.

Классный час “Путешествие с комнатными растениями по странам света”.

Классный час “Великие путешественники”.

Классный час “Что такое экологическая безопасность”.

Беседа “Вредная и здоровая пища”.

Беседа “Тайны гидросферы Земли”.

Беседы по прочитанным произведениям детской художественной литературы.

Чтение природоведческих журналов.

Проекты

“Экологические проекты”: “Уголок живой природы нашего класса“, “Мир животных вокруг нас“, “Хлеб – путь от поля до стола“, “Мой город на карте России“.

“Экологические проекты”: “Круглый год С. Я. Маршаки и народные приметы“, “Красная книга животных нашего края“, “Красная книга растений нашего края“.

“Экологические проекты”: “Мы – как часть природы“, “Природа – дом для всех“, “Экология нашего дома“, “Полезные ископаемые у нас дома“.

“Экологические проекты”: “Парк как природный комплекс“, “Луг как царство травянистых растений“, “Загадки лесных зверей“, “Птицы в городе“, “Деревья – долгожители в нашем городе“.

Туристско-краеведческая

деятельность

Экскурсии: “Что растет на школьном дворе”,  “В парк осенью”, “В парк зимой (Как узнаем деревья зимой”,  “Парк весной в период распускания листьев”.

Экскурсии: “На водоем”,  “Поможем лесным жителям зимой”, “По экологической тропе”.

Экскурсии: “Где птицы вьют гнезда?”, “С кем в парке дружат деревья?”,  “Куда девается снег весной”.

Экскурсии: “В краеведческий музей”, “Парк как природный комплекс”, “Природа – источник красоты и доброты”.

Зоологический музей.

Ботанический сад.

Музей Воды.

Зоопарк.

Лисино-корпус (в музей леса, на коневодческую ферму).

Зубровник (Токсово).

Творческая

деятельность

Конкурсы рисунков, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов, выставки, олимпиады и т.д.

Экологические акции

“Украсим свой класс комнатными растениями”,

 “Соберем луковицы тюльпанов и нарциссов для украшения школьного двора”,

“Сбор осенних листьев в парке”,

“Сделаем кормушку пернатому другу”,

“Чистый город”, “Чистый двор”, “Друзья Гатчинского парка”.


Прекрасная Страница  “Учимся видеть и слышать прекрасное”

“Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”.

К. Д. Ушинский

Направление. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). *

Цель: создание условий для воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи: 

  • расширение представлений о душевной и физической красоте;
  • воспитание интереса к занятиям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • формирование умений видеть красоту природы, труда и творчества.

Базовые национальные ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

*Соответствует п. 7 “Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях”.

Основные виды деятельности и формы занятий

В процессе внешкольной деятельности

Краеведческая деятельность.

Посещение конкурсов и фестивалей, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок. Участие в различных видах творческой деятельности, выставках, конкурсах и фестивалях художественного творчества. Просмотр детского спектакля.

Посещение выставок, экскурсии. Игра-соревнование «Кто больше увидит красивого вокруг?».

Беседа «Красивые и некрасивые поступки»

В процессе общественно полезной деятельности

Досуговая, творческая деятельность. Работа творческих мастерских.

Творческие конкурсы и фестивали, конкурс рисунков или фотографий. Организация и проведение национально культурных праздников.

Участие в художественном оформлении помещений.

В процессе взаимодействия с семьёй

Участие в создании выставок семейного художественного творчества. Музыкальные вечера. Экскурсионно-краеведческая деятельность.

Посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Участие в художественном оформлении помещений.

Организация и проведение национально культурных праздников в семье.

Занятие народными промыслами.


Прекрасная Страница  “Учимся видеть и слышать прекрасное”

Виды деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Тематические беседы, классные часы

Классный час “Добрые теплые чувства в нашей жизни”.

Классный час “Труд души”.

Классный час “Убегаем от болезни: в здоровом теле – здоровый дух!”.

Беседа “Настроение” (стимулирование эмоционального отклика на художественные произведения)

Беседа “Я аккуратен и опрятен”.

Классный час “Фольклор – душа народа”.

Классный час “Учись у них: у дуба, у березы”.

Беседа “Чуткое отношение к природе”. Беседа “Я соблюдаю культуру поведения”.

Классный час “Кто такой человек: хозяин природы или ее часть?”.

Беседа “Как выразить настроение”.

Беседа “Как видит и отображает мир художник”.

Беседа “Все, что волшебно, то манит”.

Беседа “Я забочусь о здоровье”.

Классный час “Кого мы называем добрыми?”.

Классный час “Целый мир от красоты”.

Беседа “В мире красоты музыкальных звуков”.

Беседа “Красота родной природы (в реальной жизни и в пейзажах художников”.

Беседа “Я умею правильно распределять время учебы и отдыха”.

“Час тихого чтения произведений этического содержания”.

“Уроки добра и красоты”.

Проекты

Творческий проект: “Сердца друзей бьются всегда вместе”.

Творческий проект: “Любимые персонажи литературных произведений в разных душевных состояниях” (войти в роль персонажа и обыграть, дать его оценку и характеристику: красота, кротость, надежность, грубость, сердечная черствость, преданность, храбрость, решительность).

Творческий проект: “Рукотворное чудо”.

Туристско-краеведческая

деятельность

Прогулки в природу “Как прекрасен этот мир”.

Творческая

деятельность

Конкурсы рисунков, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д.

Сюрприз для друга (обмен мини-подарками и красивыми словами).

Проблемно-ценностное и досуговое общение

Диспут “Чудная картина, как ты мне родна!” (красота мира)

Диспут “Красота нашего класса”.

Диспут “Красота души важнее красоты тела”.

Диспут “Красота сердца дорогого стоит” (на примере сравнения красоты души литературных героев)

Творческие встречи в библиотеке гимназии.

Кукольный театр.

Театр Сказки на Неве.

Театр Зазеркалье.

Музей Кукол.

Театр Юного Зрителя.

Театр Встречи.


Родительская Страница  “Семья и школа”

“Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального нравственного, эстетического и физического воспитания”.

В. А. Сухомлинский

Направление. Организация сотрудничества школы и семьи воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Цель: создание  условий  для  формирования  и  развития  личности обучающихся  в  тесном  сотрудничестве  семьи  и  школы.

Задачи:

  • Организация и совместное проведение досуга  детей и родителей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
  • Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.
  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Направления работы с родителями:

  • Изучение семей воспитанников, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка.
  • Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
  • Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
  • Сотрудничество с психологом школы, организующим консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка.
  • Привлечение родителей к организации работы с классом.
  • Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

В начальный период обучения в школе родители и организация жизни ребенка в семье являются наиболее важными факторами в развитии детей. Родителям необходима поддержка педагога в воспитании детей. Но и без активного участия родителей в жизни класса нельзя ожидать положительных результатов. Становления личности – процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись. Задача совместной деятельности педагога и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи.

Придерживаюсь следующих принципов:

  • полное взаимопонимание и   согласованность действий;
  • постоянный контакт с родителями;
  • опора на положительные черты в каждом ребенке.

Образовательно-просветительская деятельность включает изучение типов семей и приемов улучшения взаимодействия с ними, мониторинг уровня взаимоотношений семьи и школы, организацию родительского всеобуча, индивидуальные консультации.

Формы взаимодействия с семьей:

  • Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей.
  • Открытый урок (день открытых уроков).
  • Театрализованные представления и драматизации.
  • Лекция.
  • Конференция.
  • Посещение семьи.
  • Переписка с родителями.
  • Родительский комитет.
  • Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы; вечера-встречи.
  • Индивидуальные тематические консультации и беседы.  
  • Наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (печатные памятки).

Тематика родительских собраний

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Давайте познакомимся.

Трудности адаптации первоклассников к школе.

Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка.

Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие правильного воспитания.

Вот и стали мы на год взрослей.

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.

Эстетическое воспитание детей в семье.

Использование педагогических методов убеждения и приучения в условиях семейного воспитания.

Роль личного примера родителей в воспитании ребенка.

Трудовое воспитание младших школьников в семье.

Мой ребенок становится трудным.

Эмоциональная жизнь ребенка и воспитание его чувств.

Роль семейных традиций в воспитании детей.

Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению.

Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

О родных и близких людях с любовью.

Особенности нравственного воспитания подростка.

Используемая литература

  1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития. – М.: Просвещение, 2009.

  1. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я.Данилюк, А.А.Логинова. – М.: Просвещение, 2012.

  1. “Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях”

Точка доступа:  

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=561547

 

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казачёнок и др.]; под ред.А.Я.Данилюка. –М.:Просвещение,2012.

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса

Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической...