Представление собственного инновационного педагогического опыта
материал на тему

Чугунова Ирина Ивановна

Представление собственного инновационного педагогического  опыта учителя начальны классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление педагогического опыта учителя                      начальных классов Чугуновой Ирины Ивановны

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

                                                                      Антуан Сент  -  Экзюпери.

История общества показывает, что процветание общества зависит не от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова.

                                                                               Ю. А. Рождественский.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Методическая проблема, над которой я работаю: «Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника». В чем актуальность проблемы? Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.

В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество - коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

            На идею формирования опыта оказали влияние требования ФГОС НОО, изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсы повышения квалификации.

В условиях значительных изменений во всей системе образования одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Младший школьный возраст -  оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Причины:

1.  С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

2.  У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности

3.  Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития

4.  В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.

5.  Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.

6.  У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.

7.  Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру  можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

                                           Теоретическая база опыта. 

Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калика, И.С. Якиманского и др.

Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства старшеклассников, А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.

Коммуникативная активность  рассматривается как взаимодействие субъекта с окружающими людьми, исходящее из его инициативы. Она проявляется в «субъект-субъектных» отношениях в виде содействия-противодействия, согласия-противоречия, сопереживания и так далее. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, коммуникативная активность включает в себя следующие компоненты:

– эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, эмпатия, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

– когнитивный (познание другого человека, способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

– поведенческий (способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата.

Основной единицей коммуникации является речевой акт. По мнению А. А. Леонтьева, осуществляя общение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие.

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А. Джекобе). Для обладания коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений:

– межличностная коммуникация;

– межличностное взаимодействие;

– межличностное восприятие.

Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной активности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

Способности к общению включают в себя:

– желание вступать в контакт с окружающими;

– умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;

– знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (М.И. Лисина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина).

Коммуникативная активность младшего школьника состоит из следующих параметров:

– комплекс индивидуально-психологических качеств личности ученика социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность);

– навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.;

– желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;

– умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.

Младший школьный возраст – это оптимальный период для формирования коммуникативной активности как основы их социальной компетентности, для усвоения коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

          Развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной  школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, ставятся задачи формирования у  выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Формирование данных умений  - поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.  

При обучении школьника чтению выделены задачи: овладеть оптимальным чтением, развить интерес к чтению, работать над выразительными средствами речи.

Обучение оптимальному чтению проводится с помощью пятиминуток чтения и коротких письменных упражнений с буквами, слогами, словами с допущенными ошибками.  Наиболее эффективными явились многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста и  хоровое чтение.

К.Д.Ушинский говорил: «Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой техники чтения». Упражнения со словами-анаграммами и постепенный переход к анаграммам–предложениям и текстам, упражнениям по сложению и вычитанию букв, всё это повышает скорость мышления и чтения, совершенствуют звуко–буквенный анализ слов, скорость мыслительных процессов детей.

Научить ребёнка читать выразительно – достаточно сложная задача. С первых этапов формирования этого навыка следует добиваться громкого и чёткого произношения. Далее – обучение детей выразительным средствам речи: дыхание, дикция, голос. Дыхание и дикцию развиваю проговариванием на вдохе и выдохе цифр, слов и предложений, произношением гласных, а затем гласных с любыми согласными звуками. Для развития голоса произносим звуки плавно, протяжно на выдохе с разной силой.

Постановку логических ударений проводим при работе над смыслом текста чтением его вслух  медленным, средним и быстрым темпом.  Меняя логические ударения и интонации в предложениях,  можно добиться от учеников выразительного чтения.

Важной стороной речевого общения является умение воспринимать информацию, что достигается развитием и совершенствованием умений восприятия, анализа и понимания услышанного. Обязательными условиями формирования таких умений являются: мотивация учителем предлагаемого задания, установка на восприятие, контроль за выполнением задания.

Формирование у младших школьников умения слышать должно расти от класса к классу, и проводиться на межпредметном уровне с помощью цепочки слов, рецензирования ответов, дополнения к услышанному на уроке, или обсуждения тем, волнующих детей. В итоге ученики должны научиться пересказывать, записывать тезисы или спорное положение, составлять план и кодировать информацию, осмысливать и оценивать услышанное.

Особое место в развитии данных умений отводится урокам русского языка, где дети учатся воспринимать текст: глобально, детально, критически. Элементами активного, практического усвоения учениками языка на таких уроках должны стать: произношение, словарь, синтаксический строй, связность речи.

Решая задачи развития умения слушать, учитель одновременно формирует у детей навыки письменной и устной речи. Опыт показывает, что обучение учащихся не следует сводить к умению выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях.  Развитие речи - это работа над речевой культурой учащихся, формирование умения создавать самостоятельные высказывания.

Обучение письменной речи состоит из этапов подготовительного и словесного творчества. Первоначально формируются умения задавать вопросы, конструировать слова, словосочетания и предложения, составляются загадки, телеграммы, короткие письма. На этапе словесного творчества применяются нестандартные, необычные приемы обучения письменной речи - создание сказок и сказочных историй. Эта работа включает в мыслительную деятельность воображение и фантазию, хорошо развитые у младших школьников.

Обучение устной речи состоит из произносительного и лексического этапов. На первом этапе школьники с помощью упражнений отрабатывают технику, правильное произношение  и интонации слов. Задачами лексического уровня являются количественное накопление в памяти слов с различными оттенками их значений, формирование готовности словаря  школьника к  речевой  деятельности. Развитие устной речи школьников достигается приёмами: устные высказывания и сочинения по иллюстрациям книг, пересказы, составление различных диалогов, речевые зарядки, работа со скороговорками и чистоговорками, пересказ по ролям, инсценирование.

Обращение к опыту отечественного педагога В.Я. Сухомлинского, позволяет расширить методику развития речи младших школьников. Экскурсии в природу,  уроки любования, побуждение к освоению окружающего в собственных образах, фантазии, всё это стимулирует работу сознания, вызывая у детей желание передать свои чувства и переживания, рассказать о красоте в минисочинениях.

Свойством коммуникативной личности является и способность слышать собеседника, которая формируется у учеников в ситуациях с разумными и красивыми формами общения. Это - диалогическое общение, упражнения-тренинги, анализ поведения, диагностика и рефлексия, этические игры. Так дети учатся осуществлять выбор собственных действий и, главное - почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе этических норм и правил.

Успешному развитию речи способствуют и отношения    между учителем и учащимися. Основанные на уважении личности ребенка, они должны создать атмосферу взаимного доверия, непринужденности и раскованности, столь необходимую для нормального протекания всякого обучения  как творчества. Развитие коммуникативной компетенции младшего школьника должно включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительную с родителями.

                             Анализ результативности 

Итогом работы по формированию коммуникативной компетенции стало накопление дидактического материала по данной проблеме, повышение техники чтения учащихся, обогащение словарного запаса. Речь детей стала более связной, содержание творческих работ - более полным и выразительным, отношения в классе стали теплее и доброжелательнее. Главный вывод: формирование коммуникативной компетенции должно стать важнейшей задачей педагога, т.к. позволяет научить школьника думать, мыслить, общаться.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудоемкость использования данного опыта  заключается в планировании системы работы, ориентированной на каждого учащегося, в умении предусмотреть возможные логические и технические приемы учебной работы. Сложности отмечаются и при переходе от традиционной роли  учителя-путеводителя  к роли педагога-наблюдателя, направляющего и контролирующего самостоятельную, творческую, познавательную деятельность учеников. Преимущества заключаются в повышении уверенности учеников в своих возможностях, пробуждении в них живого интереса к продуктивной речевой деятельности.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

 Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями, участвую  в работе семинаров , провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет.

Видео урок представлен на сайте http://nsportal.ru/user/430625/video


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.В статье рассматриваются технологии использования в обучении игровых методов, а кон...