Неопределённая форма глагола 3 класс
материал по теме

Ондар Аянмаа Чан-ооловна

Разработка урока русского языка в 3 классе "Неопределённая форма глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol_karta_glagoly_neopredelyonnoy_formy_3_klass.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО педагога

Ондар Аянмаа Чан-ооловна, учитель начальных классов МБОУ Суг-Аксынской СОШ

Предмет

Русский язык (учебник для национальных  школ  Г.М. Селиверстовой и Ф.Т. Манзановой, 2015г)

Класс

3 класс

Тема урока

Глаголы неопределённой формы. (Кылыг созунун тодаргай эвес хевири)

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель

-познакомить учащихся с глаголами неопределённой формы

Задачи

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку. 

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Познакомиться с неопределенной формой  глагола,  её  грамматическими признаками.

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

решения задач, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, строить рассуждения  об объекте, обобщать.

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к

координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Самостоятельно добывать и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Организация пространства

Фронтальная, парная, групповая

Ресурсы

Проектор, компьютер , раздаточный материал (карточки для работы в парах, для самостоятельной работы в группах),

презентация, сигнальные карточки для самооценки

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Мотивация

 к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверка домашней работы детей по шаблону.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

Утром надо не зевать,

А проснуться и вставать.

(Слайд 1)

- А чтобы все вокруг было удивительно прекрасным, давайте улыбнёмся друг другу. Ведь улыбки располагают к приятному общению. На улице светит солнышко. У всех прекрасное настроение; и мы начинаем урок.

- Сегодня нас ждут новые открытия. Готовы?

- Давайте самостоятельно проверим свою домашнюю работу.

Шаблон: Упр.5, стр.33.

Снежная, снежинка, снег, заснеженный, снежок-снежочек – родственные слова;

Снегирь, снегириха, снегирёнок, снегириная (песня) – родственные (однокоренные) слова. Снег и снегирь не являются родственными словами.

Оцените свою работу (смайликами)

Приветствует обучающихся

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также атмосферу доброжелательности.

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя.

Личностные:

мотивация к

учебной

деятельности и

самоопределение.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: побуждение детей к активной мыслительной деятельности;

Выявление затруднений в деятельности учащихся.

 

 Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте.

- Эта часть речи любит действовать. Может путешествовать во времени. Дружит со словами, обозначающими предмет. Она придёт и всё в действие пойдёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Ребята, это какая часть речи?

О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе по алгоритму.

(Алгоритм «Части речи»)

(Слайд 2 ) 

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- С какой частью речи связан в предложении?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Как изменяется?

-А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе?

- Молодцы! Теперь вы легко справитесь со следующим  заданием.

 

Предлагает вспомнить, что уже знают дети о глаголе

( по алгоритму).

Организует работу в парах.

Работают в парах.

Самостоятельно формулируют ответы на поставленные вопросы.

Делают выводы.

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материальной громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

Использовать речь для регуляции своего действия.

3.Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации, выявить места и причины затруднения, осознать то, чем именно поможет  ранее изученный материал для выполнения нового задания

Работа в парах .

- Найдите здесь лишнее слово.

Светило,  летел,  играла,  стучать.

- Какое слово оказалось лишним? Почему?

- Какой частью речи оно является?

 

- К какой части речи относятся слова?

- Определите время, род и число.

-Что интересного заметили?

- В форме какого времени стоит глагол?

- В форме какого числа стоит глагол?

- В чём наше затруднение?

Вывод:  Мы не можем определить время и число глагола.

Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку

учебной задачи

Осуществляют действия, которые приведут к  формулированию темы  и цели урока .

Познавательные.

Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и  

неизвестно.

Коммуникативные:

формулировать в рамках учебного диалога фиксацию места , вызвавшего затруднение.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

-Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Новую форму глагола)                                                                                    

- Какова цель нашего урока? ( Узнать, что это за форма глагола и её отличительные черты)

- Что нам необходимо сделать для реализации поставленной цели?  ( Вывести правило)

- Как чаще всего мы выводим правило?  ( На основе  сравнения и наблюдения)

Подводит детей к определению темы и цели урока.

Формулируют тему урока.

Составляют план

достижения

цели и

определяют

средства,

аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Познавательные:

формулировать тему и цели.

Регулятивные:

планирование –

составление

плана действий (с

помощью учителя).

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание.

5.Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи

 Цель: построение учащимися нового способа действия;

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

-Вернемся к нашему глаголу. Смогли мы определить время глагола?

 - А число?

- Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время?

-  В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная. (Слайд 5)

1. Давайте прочтём правило, с.35

2. Проведем исследование глаголов неопределённой формы. Упражнение 3, стр.37

3. Задай вопрос и распредели глаголы в два столбика: рассказать, придумать, нести, везти, испечь, лечь, рисовать.

       Что сделать?                          Что делать?

- Сделайте вывод (Слайд 6)

(глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? Что сделать?)

- Что ещё заметили? (глаголы оканчиваются буквосочетаниями –ть, -ти, -чь.)

- Что вы можете сейчас сказать о глаголах неопределённой формы? (Слайд 7)

Организует исследовательскую  деятельность детей.

Подводит учащихся к выводу с помощью наводящих вопросов.

Контролирует выполнение работы.

Таблица, слайд 7

Отвечают на вопросы учителя.

Находят

признаки глаголов неопределённой формы.

Делают вывод.

Предметные:

проводить наблюдение за глаголами неопределённой формы.

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание.

6.Физминутка

 - А теперь немного отдохнём. (Слайд  8)

Нужно назвать действие в неопределённой форме, которое вы увидите на экране и повторить его. (Плавать, прыгать, чистить, вязать, спать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать)

Организует двигательную

физминутку

Дети  выполняют

движения.

7.Самостоятельная работа в группах.

Цель:  организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

  1. Икра «Корректор»

Деление детей на 3 группы.

 1 группа - Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы.

 Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет (радую) нас своей красотой.

-Прочитайте полученный текст.

-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)

- Найдите в последнем предложении главные члены предложения, подчеркните их.

 (Слайд  9,10,11 )

2 группа – Найти глаголы  неопределённой формы, подчеркнуть –ть, -ти, -чь).

 Красива и богата Россия. Её надо беречь. Нужно охранять леса, поля и луга. Защищать моря, реки и озёра от загрязнения. Озеленять  улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет радовать нас своей красотой.

-Прочитайте полученный текст.

-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)

3 группа – В выделенных  глаголах  неопределённой формы, подчеркнуть –ть, -ти, -чь).

 Красива и богата Россия. Её надо беречь. Нужно охранять леса, поля и луга. Защищать моря, реки и озёра от загрязнения. Озеленять  улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет радовать нас своей красотой.

-Прочитайте полученный текст.

-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)

2)  Упр.1, стр.35  Работа коллективная. Чтение стихотворения С. Баруздина «Будь хозяином времени»

1. Словарная работа

2. Работа по правильному произношению слов.

3. Чтение стихотворения.

4. Ответы на вопросы.

6. Находят глаголы неопределённой формы. Ставят вопросы, выписывают

3) Чтение стишка. Самостоятельная работа.

Школа, школа – ты наш дом,

Учишь нас читать, писать,

А ещё играть и бегать,

Слушать, думать, отвечать.

   Прочитайте, найдите глаголы неопределённой формы. Подчеркните их отличительную часть.

Организует самостоятельную работу детей в группах по карточкам.

Учатся образовывать глаголы неопределённой формы

Делают выводы.

Осуществляют взаимопроверку.

Предметные: развивать умение

работать самостоятельно.

Регулятивные:

действие по

намеченному

плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом

этапе.

Коммуникативные:

контролировать действия партнёра, владеть речью.

8.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

9. Домашняя работа.

 -  Подведём итоги.

-Какая тема урока у нас сегодня была?

-Какую мы ставили перед собой цель?

-Удалось ли нам её достигнуть?

- Чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек.

Упражнение 4, 5.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают

результаты

своей

деятельности

на уроке (показывают сигнальные карточки)

Предметные:

умение делать выводы, формулировать определение.

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

строить монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением современных образовательных технологий....

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...

Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс.

Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс....

Урок русского языка по теме: «Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме ». 4 класс. УМК «Школа России»

Урок русского языка в 4 классе,посвящён знакомству учащихся с неопределённой формой глагола....