Самоанализ педагогической деятельности
материал на тему

Кунц Анастасия Сергеевна

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов Кунц Анастасии Сергеевны

по теме

 «Применение ИКТ на уроках, как один из методов активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся»

Татарск, 2016

Древняя мудрость гласит: "Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - и  я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".        

Для современного человека главное - не готовые знания, а умения учиться самостоятельно открывать новое, поэтому основная задача учителя не столько вооружить учащихся суммой знаний, сколько научить их добывать эти знания, развивать устойчивую мотивацию к учению.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал  обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младших школьников велики,  учу  их как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Исходя из новых целей и задач  современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю: достижение планируемых результатов и активизация познавательной деятельности обучающихся через применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

- способствовать активизации познавательной деятельности через использование информационно-коммуникативных технологий;

- применять методы, средства и приёмы с учетом индивидуальных потребностей и способностей обучающихся;

- развивать сообразительность и творческую активность обучающихся.

Считаю, что достичь поставленной цели возможно, опираясь на информационно-коммуникативные технологии. Поэтому тема, над которой я работаю: «Применение ИКТ на уроках, как один из методов активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся»

Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с должностными обязанностями учителя,  планом работы школы, руководствуясь «Конвенцией ООН о правах ребенка», Конституцией РФ.

При отборе содержания образования в начальной школе я ориентируюсь на Федеральный государственный образовательный стандарт  НОО, учебный план школы и нормативную базу по оценке достижения планируемых результатов обучающихся.

Материально - техническое обеспечение учебного процесса на достаточном уровне. Занятия провожу в кабинете, оснащенном техническими средствами обучения: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска. В школе имеется необходимая методическая литература, наглядные пособия, справочники, словари, дополнительная литература.

На своем опыте я убедилась, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной дидактической задачей уроков в начальной школе. В свою очередь, познавательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие.

Основной формой применения ИКТ является проведение уроков разной целевой направленности. Использование компьютерных технологий осуществляю на следующих уроках: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.

Работу веду по определенной системе. Прежде всего, начинаю с тематического планирования, при составлении которого продумываю, на каких темах и типах уроков целесообразно использовать ИКТ. После составления тематического планирования начинаю подбирать необходимый материал.

Прежде чем подготовить и провести мультимедийный урок, рассматриваю следующие моменты: психологические особенности учащихся; цели и результаты обучения (предмет начальной школы, тема урока, тип урока, форма проведения).

Структуру урока при использовании ИКТ принципиально не изменяю. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики.

В соответствии с поставленными целями и задачами я применяю информационно-коммуникативные технологии на любом этапе урока:  

- на этапе самоопределения к деятельности для создания мотивации и входа моих учеников в учебную деятельность;  

- на этапе актуализации для повторения знаний, необходимых и достаточных для построения нового способа, выполнения заданий, актуализирующих мыслительную деятельность, для создания затруднения в пробном действии;  

- на этапе построения проекта выхода из затруднения для выявления места и причины затруднения, уточнения темы урока, постановки цели, построения плана дальнейшей деятельности;  

- на этапе реализации построенного проекта для подведения итогов групповой работы, устранения затруднения в пробном действии, для использования программ, имитирующих опыты;  

- на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий на применение нового способа;  

- на этапе самостоятельной работы для самопроверки выполненной работы по эталону;  

- на этапе включения в систему знаний и повторения для решения различных заданий, связывающих новый способ с изученными ранее, а также для проверки этих заданий по подробному образцу, для использования диагностических и контролирующих материалов;

- на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия поставленной цели урока и результата, для самооценки деятельности моих учеников на уроке и моей оценки нашей совместной работы, для организации обсуждения и записи домашнего задания.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю  особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Возможности использования информационно-коммуникационных технологий при построении учебно-воспитательного процесса в моей педагогической деятельности велики. Опыт работы показал, что использование ИКТ:

-   повышает и стимулирует интерес у учащихся;

-   активизирует познавательную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;  

-   позволяет моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;  

- предоставляет ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;

-    предоставляет помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;  

-    позволяет развивать творческую активность учащихся;

-  дает возможность моделировать урок с учётом индивидуальных потребностей и способностей учащихся.

Использование информационно – коммуникативных технологий способствует повышению качества обученности по предметным областям уровня школьной мотивации, развитию творческих способностей учащихся и формированию ключевых компетенций, развитию памяти и внимания. 

О наличии прочных и стабильных знаний у учащихся можно судить по следующим результатам:

 В течение своей педагогической деятельности работаю со 100% уровнем обученности и высоким уровнем успешности.

Результаты освоения обучающимися учебной программы

Учебный год

класс

Учатся на 4 и 5

Всего учащихся

обученность

успешность

2012 – 2013

4

12

17

100%

70%

2013 – 2014

1 А

-

15

100%

-

2014 – 2015

2 А

7

16

100%

44%

2015 – 2016

3 А

10

17

100%

53%

Данные результаты подтверждаются результатами мониторинговых и текущих контрольных работ.

Учащиеся являются активными участниками различных международных и всероссийских конкурсов и олимпиад:

  • 2014 – 2015 уч. год – Всероссийская метапредметная олимпиада «Матрёшка», участие приняли 14 чел., 2 ученика заняли 2 место, 1 ученик – 3 место;
  • 2014 – 2015 уч. год – Международный конкурс – игра по русскому языку «Ёж», Диана Р. – сертификат участника;
  • 2014 – 2015 уч. год – Международный математический конкурс – игра «Кенгуру», приняли участие 4 учащихся;
  • 2014 – 2015 уч. год – Международная дистанционная олимпиада «Знаем, помним, гордимся», посвященная Дню Победы, Полина С. и Максим Ев. – заняли 1 место, Дарья З. и Владислав Ф. – 2 место, Максим Л. – 3 место, Денис Т. и Карина М. – сертификаты участника;
  • 2015 – 2016 уч. год – Всероссийская олимпиада для младших школьников «Центр поддержки талантливой молодёжи», Даша З. и Полина С. вошли в тройку победителей по региону, Илья В. – 4 место по региону;
  • 2015 – 2016 уч. год – Международный дистанционный блиц-турнир по логике и общему развитию «Умники и умницы», приняли участие 16 чел.;
  • 2015 – 2016 уч. год – IV открытая Московская онлайн – олимпиада по математике, Максим С. – победитель, 11 учащихся получили сертификаты участников;
  • 2016 – 2017 уч. год – IV Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс», Полина С. – 2 место по России, Карина М. – 4 место по России, Дарья З. – 5 место по России, Максим С. и Анастасия К. – 7 место по России;
  • 2016 – 2017 уч. год – I онлайн – олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным», дипломами победителя награждены Екатерина М. и Полина С., похвальными грамотами – Максим С., Карина М., Денис Т., Владислав Ф., сертификатом участника – Диана Р.;
  • 2016 – 2017 уч. год – Всероссийский метапредметный конкурс «Изучай-ка», приняли участие 14 учащихся.

(приложение 1)

В 2012 г. за подготовку победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников получила благодарность управления образования администрации Татарского района (приложение 2).

      Работая над проблемой применения  ИКТ на уроках в начальной школе как одним  из методов активизации познавательной деятельности учащихся,  систематически делюсь опытом с коллегами, провожу открытые уроки и занятия, обобщаю  опыт на  методическом объединении учителей начальных классов,  семинарах, педагогических советах, участвую в конкурсах профессионального мастерства. Создала авторские  разработки  (презентации и  конспекты уроков, внеклассных  мероприятий). Распространяю опыт работы через публикации в сетевых Интернет – проектах (ИнфоУрок, Метод-Копилка, учительский сайт, Портал педагога, МультиУрок, nsportal).  Имеются сертификаты о публикациях (приложение 3).

Создала личный сайт учителя начальных классов http://nsportal.ru/kunts-anastasiya-sergeevna  (приложение 4).

Также создала электронное портфолио учителя, которое пополняю своими достижениями( http://cuntsanast.netfolio.ru/ )(приложение 5)

Являюсь активным участником в работе семинаров и заседаний методического объединения по школьному округу.

2012 – 2013 уч. год -  выступление на заседании методического объединения школьного округа учителей начальных классов по теме «Организация внеурочной деятельности младшего школьника»;

2012 – 2013 уч. год – выступление на родительском собрании в детском саде №5 (школьный округ) по теме «Трудности адаптации первоклассников к школе»;

2013 – 2014 уч. год – выступление на школьном педагогическом совете «Адаптация первоклассников к школьному обучению»;

2014 – 2015 уч. год – выступление на заседании методического объединения школьного округа учителей начальных классов по теме «Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»;

2014 – 2015 уч. год – школьные педагогические чтения «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации».

Принимаю активное участие в конкурсах районного, областного и всероссийского уровня.

уровень

название конкурса, год

районный

Благодарность управления образования администрации Татарского района за участие в районном конкурсе «Молодой учитель - 2015», 2015 г.;

Диплом управления образования администрации Татарского района за участие в районном конкурсе «Молодой учитель - 2016», 2016 г.;

Сертификат участника районного конкурса педагогических идей «ИнфоШкола - 2016», номинация «Информационно-обучающая среда. Сайт учителя», 2016 г.

областной

Диплом I степени областной открытой интернет-викторины «Я – гражданин России», 2013 г.;

Диплом II степени областной семейной викторины «Родная семья», 2013 г.

всероссийский

Диплом Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества за представление своего педагогического опыта, 2014 г.;

Диплом победителя III степени Всероссийского тестирования «Росконкурс», 2016 г.;

Диплом победителя Всероссийского конкурса «ИКТ – компетентность современного учителя», образовательный портал «Просвещение», 2016 г.;

Сертификат участника Всероссийского педагогического конкурса авторских эссе «Портрет современного педагога», 2016 г.

(приложение 6)

Совершенствование и развитие информационно-коммуникативных технологий требует такого же совершенствования от учителя. Поэтому я активно занимаюсь саморазвитием и самообразованием.

Курсы повышения квалификации:

 1 - 10 декабря 2014 г. «Организация воспитания и обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации» (72 часа);

26 октября - 7 ноября 2015 г. «Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО средствами оценочной и проектной деятельности участников образовательных отношений» (72 часа);

сентябрь 2016 г. курс «Метод проектов» из серии тематических тренингов Intel «Элементы» (12 часов);

сентябрь 2016 г. «Расширенные возможности офисных приложений для повышения эффективности педагогического процесса» (16 часов);

с 21 сентября по 11 ноября 2016 г. принимала участие в работе III международной дистанционной практико-ориентированной конференции «Инновации для образования» (27 часов) (приложение 7)

Ещё одна форма самообразования – просмотр вебинаров издательства «Просвещение» (приложение 8)

Изложенное позволяет сделать  вывод о педагогической эффективности охарактеризованной мною системы работы,  в основу которой я  положила информационно-коммуникативную технологию как одного из методов инновационных технологий в образовательном процессе начальной школы.

Перспективы своей работы вижу в дальнейшем внедрении инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся с целью повышения качества обученности, формирования личностных компетенций и развития творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Материал к предстоящей аттестации...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности...

самоанализ педагогической деятельности

подведение итогов своей работы за несколько лет...

самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности за время работы в МОУ "Побединская СОШ"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...