Конспект занятия курса "По ступенькам добра и справедливости" по теме "Разговор по телефону"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Кошлань Виктория Валентиновна

Цель: сформировать у учащихся представление об этикете общения по телефону.

Задачи:

-познакомить детей с наиболее необходимыми в целях личной безопасности телефонными номерами;

-развивать мышление, речь учащихся,

-воспитывать навыки общения по телефону.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_po_telefonu.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Разговор по телефону. 

Цель: сформировать у учащихся представление об этикете общения по телефону.

Задачи:

-познакомить детей с наиболее необходимыми в целях личной безопасности телефонными номерами;

-развивать мышление, речь учащихся,

-воспитывать навыки общения по телефону.

Планируемые результаты.

Личностные:

-создание условий , обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы

-включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения

- развитие этических чувств

- воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Метапредметные :

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

- умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

-использование различных способов поиска информации

-готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

-освоение начальных форм личной рефлексии

Предметные:

- усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование:  интерактивная доска, презентация по теме, два игрушечных телефона, таблица с правилами разговора по телефону, карточки для составления личного телефонного справочника, мультфильм по мотивам произведения    К. Чуковского «Телефон».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II.  Этап постановки учебной задачи.

                       1.  Отгадайте загадку:

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам —

Скажешь здесь, а слышно там.

Поверну волшебный круг,

И меня услышит друг

О каком предмете быта пойдет речь на уроке? (О телефоне)

                           2.  «Почему телефон занят»? (А. Барто)

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой —

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики —

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

— Андрей, что задано, скажи?..

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

— Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!...    

Не замолкают голоса,

Взывает в трубке кто-то:

— А по ботанике леса,

Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки...

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке —

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

                               

                        3.  История телефона.  

Первый практически пригодный для передачи человеческой речи телефон был изобретен Александр Грейам Белл в 1876 г.

В 1882 г. П. М. Голубицкий изобрел высокочувствительный телефон и сконструировал настольный телефонный аппарат с рычагом для автоматического переключения схемы с помощью изменения положения телефонной трубки. Этот принцип сохранился во всех современных аппаратах. К 1913 году телефонная связь была установлена между Москвой и Харьковом, Рязанью, Нижним Новгородом, Костромой. Телефонные линии были протянуты между Петербургом и Ревелем (Таллин), Баку и Тифлисом (Тбилиси), Петербургом и Гельсингфорсом (Хельсинки). На междугородной телефонной магистрали Москва - Петербург в сутки осуществлялось до 200 переговоров.

В 1969 г. телекоммуникационные компании всерьез озаботились созданием единой сети мобильной связи. Предполагалось, что ее абоненты смогут использовать один телефон и номер, даже пересекая границу государств. Первым подобное решение предложил выпускник Стокгольмской технической школы Эстен Мякитоло, которого считают отцом современной мобильной телефонии.

                   4.  Телефон всегда присутствовал в твоей жизни, ты пользовался им с самого детства, но хорошо ли ты знаешь правила телефонного этикета? Давай проверим.

 Когда можно звонить?

Если нет особой необходимости, то после 10 часов вечера и до 10 часов утра звонить не следует.

 Как ответить на звонок?

Очень просто:

Алло!

Алё!

Да. Я слушаю.

 Что делать, если старших нет дома?

Ни в коем случае не сообщай об этом незнакомому человеку по телефону – это опасно. Скажи, что никто из родителей сейчас не может подойти (и это будет правдой!), попроси позвонить позже, спроси, что передать.

 Ты позвонил, тебе ответили. Что нужно сказать?

Прежде всего, надо поздороваться, а потом представиться:

Здравствуйте! Это Дима.

Привет, это Дима.

Если ты звонишь не по делу, а просто так, поболтать, то сначала спроси: «Я тебе не мешаю?», «У тебя есть время?», «Ты сейчас не очень занят?».

 Что делать, если ты чувствуешь, что ошибся номером?

Если ты ошибся номером, нельзя спрашивать «А какой это номер?», нужно самому назвать номер, который ты набрал «Простите, это номер …?».

 Как закончить разговор?

Заканчивает телефонный разговор и прощается тот, кто позвонил. По правилам хорошего тона человеку, которому позвонили, не следует проявлять нетерпение и всячески «закруглять» беседу. Ты начинаешь прощаться, а человек, говорящий с тобой, возможно, ещё не всё узнал или не всё понял. 

Что делать, если связь прервалась?

Перезвонить должен тот, кто звонил, а не тот, кому звонили. Иначе линия будет долго занята – вы будете звонить друг другу одновременно.

 Что сказать автоответчику?

С автоответчиком надо разговаривать, как со своим знакомым: сначала поздороваться, потом представиться, потом сказать о деле, по которому ты звонил. Получится примерно вот что: «Вася, привет, это Дима. Тренировки завтра не будет. Перезвони мне, когда придёшь. Пока». Если ты предполагаешь, что тебе может ответить автоответчик, подготовь этот простой текст заранее.

                           5. А сейчас давайте послушаем, о чем нам расскажут телефоны. Выходят телефоны и рассказывают стихи.

Первый телефон

Ой, я бедный телефон,

Что мне делать, как мне быть,

От пустых, ненужных слов

Волком хочется завыть!

Создан я для нужных дел,

Сообщенья передать,

Но, похоже, мой удел –

Дать возможность лишь болтать!

Второй телефон

Пухнет трубка от тоски,

Бесконечных «да» и «ну»,

Как не плавятся мозги,

Ничего я не пойму…

А использовать меня,

Не назвавшись самому,

Это грубая возня

Не нужна ведь никому!

Третий телефон

Не смешно, а горько мне

Злые шутки изрекать,

И обиднее вдвойне

О ложных фактах сообщать!

Разговоры ни о чем.

Я от них с ума с хожу!

Ой, я бедный телефон,

Помогите мне, прошу!

Все вместе

Дайте, люди, отдохну.

Номер мой прошу забыть,

Хоть минуточку одну

Умоляю не звонить!

По-моему, телефоны очень кратко, емко и достаточно доходчиво объяснили, как не надо с ним обращаться.

III.  Работа над темой занятия.

                          1. Разговор по телефону.

Прочитайте текст и подумайте, почему Настя оказалась в такой ситуации?

“Насте на день рождения подарили диск. Она взяла его в школу, чтобы показать ребятам. Когда она пришла домой, то обнаружила, что диска нет. Последним, кто держал диск, был Саша, значит, он и забрал, подумала Настя и решила сразу ему позвонить. Вот она уже набирает номер телефона Саши.

- Алло! – слышен голос с того конца.

- Сашка! Если ты не отдашь мой диск, , я тебе покажу! Я учительнице скажу, я бабушке скажу, я тебе не знаю, что сделаю! – решительно заявила в трубку Настя.

Какой Сашка?! Какой костюм?! Это кто там хулиганит?! – ответил грозный мужской голос в трубку, а потом пошли короткие гудки”.

Итак, почему же Настя оказалась в такой ситуации?

- Как вы думаете, с чего нужно было начинать разговор по телефону?

- Давайте проверим наше предположение

а) Начало разговора может выглядеть примерно так:

- Здравствуйте!

- Здравствуйте.

Звонит Настя. Можно мне поговорить с Сашей?

Или:

- Доброе утро.

- Доброе утро.

Это Настя Петрова звонит. Пригласите, пожалуйста, Сашу к телефону.

- А если Настя звонила Саше и случайно попала в другую квартиру, где тоже живёт Саша, но другой, и у него тоже есть одноклассница по имени Настя. Поэтому при телефонных разговорах особенно нужны вопросы на понимание и вопросы на уточнение.

б) Выберите наиболее подходящие варианты ответов:

Вариант I.

Здравствуйте!

- Здравствуйте.

Звонит Настя, одноклассница вашего сына… Мы с ним сегодня хотели встретиться, я звоню, чтобы договориться. Можно мне поговорить с Сашей?

Вариант II.

- Доброе утро.

- Доброе утро.

Это Настя Петрова звонит. Пригласите, пожалуйста, Сашу к телефону. Я обещала ему позвонить.

- Подумайте, разве нельзя было задать такой вопрос тому, кто ошибочно позвонил. Тогда сразу бы обнаружилось, что ошиблись номером.

Ритор задаёт задание:

а) Объединитесь в группы и придумайте, как можно больше вопросов, которые помогли бы обнаружить ошибку при разговоре с неизвестным человеком.

б) Озвучьте, пожалуйста, свои варианты ответов.

- Итак, с чего же нужно начинать разговор по телефону?

“Разговор по телефону”

1. Приветствие.

2. Представление.

3. Просьба-приглашение адресата.

Как начать разговор по телефону, мы уже знаем. Попробуйте в группе составить начало телефонного разговора по правилам. Разыграйте эти ситуации.

- Возможен ли такой разговор?

- В какой группе разговор был наиболее удачным?

                      2. Просмотр отрывка из мультфильма по произведению К. И.     Чуковского “Телефон”.

- Все ли правила разговора по телефону были соблюдены?

- Что вы хотели бы изменить в репликах героев?

                        3. Распределите роли и разыграйте сценки следующего телефонного разговора по группам:

I группа:

Косте ошибочно позвонил неизвестный человек, не представился по правилам, и Костя сделал так, что ошибка была обнаружена.

II группа:

Косте позвонил его приятель Рома, и они поговорили по всем правилам телефонного разговора.

III группа:

Представьте себе, что вам звонит злоумышленник и хочет вас выманить из дома, чтобы затем украсть вас и шантажировать ваших родителей. Как нужно себя вести, чтобы не случилась беда?

- На что нужно обратить внимание при разыгрывании и при оценивании ситуаций?

                           4.Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть мини сценку, которая называется «Почему обиделась мама?». Выходят две ученицы и ведут диалог.

Маша: Алло, Катя, это ты?

Мама: Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?

Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?

Мама: Ее нет дома. Что ей передать?

Маша: Вот блин, обещала меня подождать, а сама куда – то слиняла!

Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.

(После сценки учитель задает учащимся вопрос, так почему обиделась мама? Давайте попробуем исправить ошибки разговора. Вместе с учителем ребята исправляют ошибки. После обсуждения эти же ученицы ведут диалог (правильный).

Мама: Алло, слушаю вас.

Маша: Здравствуйте, вам звонить Катина одноклассница Маша.

Мама: Здравствуйте. Слушаю вас.

Маша: А Катя дома?

Мама: Кати нет дома. Что ей предать?

Маша: Срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Я могу вам перезвонить?

Мама: Да. Позвоните часа через два. Я передам, что вы ей звонили.

Маша: Спасибо. До свидания.

Мама: До свидания.

                                  5.После разыгранных ситуаций, учитель вместе с учащимся формулирует основные правила пользования телефоном (Памятки лежат у каждого на партах). 

Памятка.

На телефонный звонок отвечайте сразу.

Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.

Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного ему человека, просит передать какое – нибудь сообщение.

Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения).

Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?».

Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи – «извините», «пожалуйста», «спасибо», - особенно полезны при телефонных разговорах.

IV.  Обобщение изученного материала.

                         1. Игра «Умеешь ли ты говорить по телефону».

Диалог по телефону (у учителя и ученика в руках телефонных трубки).

Алло. Здравствуйте.

Здравствуйте. Кто говорит?

Какой это номер телефона? (Ответ.)

Взрослые дома есть? (Ответ.)

Передай маме, что звонили из домоуправления. Ей нужно зайти во вторник с 2 ч до 7, чтобы выяснить ряд вопросов.

Учитель подводит итог и говорит, что ответы были разумны, т. к. ученик не дал номер своего телефона, не назвал адреса.

Второй вариант - ученик дает полную информацию. Учитель подводит итоги.

                              Каждое правило записывается на доске:

Не называй незнакомым людям адрес квартиры.

Никогда не называй номер своего телефона.

Не вступай в разговор с незнакомцами и тем более не говори, что родителей нет дома.

                             2.Составление личного телефонного справочника.

Бывает так, что телефон тебе просто необходим. Зачем дома вам может понадобиться телефон? (Можно позвонить и спросить о чем-то родителей, бабушку, дедушку, позвать на помощь соседей или вызвать милицию, пожарных, «Скорую помощь») Но для того чтобы это сделать, надо знать нужные тебе номера телефонов. Много цифр, конечно, трудно запомнить. Как же быть? Что сделать, чтобы в трудной ситуации нужные телефонные номера можно было легко вспомнить? (Можно выписать нужные номера на один листок и прикрепить его рядом с телефоном.) Это будет ваш личный телефонный справочник.

(Деловая игра «Телефонный справочник».)

Вы выбрали самые нужные номера. По этим номерам надо звонить, если ты остался дома или что-то произошло.

Кто знает, зачем записывать свой адрес и телефон? (Это нужно на случай, если в момент опасности ты забудешь их, такое тоже бывает.)

В каких случаях может понадобиться называть собственный адрес или телефон? (При вызове «Скорой помощи», милиции, пожарной команды.)

Иногда некоторые люди звонят в милицию, «Скорую помощь» или пожарным просто так, ради баловства. Они думают, что это очень смешно и интересно сообщить, что у вас в доме пожар, когда на самом деле его нет. Или их имущества. Как вы считаете, к чему может привести такая детская «шалость»? (Пожарные в ту минуту могут быть нужны в другом месте, где что-то горит на самом деле. Люди борются с огнем. А тот, кто говорит неправду, помогает огню погубить людей.) («Скорая помощь», например, выезжала по ложному вызову, а в это время умер человек, которому действительно был нужен врач, но она не успела добраться до больного.)

Люди могут погибнуть и от рук преступников, и от огня, если нужные службы вовремя не успеют прибыть на место происшествия, а будут в этот момент в том месте, куда отправил их «шутник».

Какие меры воздействия могут быть применены в отношении телефонных хулиганов?

V. Рефлексия.

- Что нового для себя открыли на занятии?

- Пригодится ли вам это открытие в жизни?

- Какие правила ведения телефонного разговора нужно соблюдать?

Мы на примерах разыгранных жизненных ситуациях в сценках показали и доказали, что тема нашего разговора актуальна и полезна и, вероятно, поможет всем задуматься и посмотреть не себя со стороны, исправить некоторые ошибки в совеем поведении, в контакте с друзьями, родными, знакомыми, в разговорах о общении между собой в школе, дома и по телефону.

Список использованной литературы:

1.  Сгибнева Е. П. Классные часы, Ростов – на –Дону. - Феникс, 2004 г.

2.  Большая Российская энциклопедия. Россия, М, Н-ое изд-во, 2004г.

3.  Чудинов Ю. В. , Чудинова А. Р. Риторика диалога. Учебное пособие для начальной и средней школы. Часть 1. – Пермь: ЗУУНЦ, 2001.

4.  И. А. Стернин. Книга для учащихся  “Культура общения”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Станем немного добрее"

В январе у нас в школе проходил смотр занятий по этике в рамках работы эксперементальной площадки. В первом классе прошло занятие по теме "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть". Я и...

Конспект занятия: " Что такое «добро» и «зло» "

Внеклассное мероприятие для 1 класса...

Конспект занятия курса "По ступенькам добра и справедливости" по теме "Время надо беречь"

Цели: учить чувству времени, умению использовать его разумно, с пользой для работы, учёбы; развивать познавательный интерес, внимание, активность, культуру труда....

Конспект занятия курса "По ступенькам добра и справедливости" по теме "Доброта спасёт мир"

Цель: воспитывать культуру общения друг с другом, с самовоспитание личности ребенка....

Конспект занятия курса "По ступенькам добра и справедливости" по теме "Твой внешний вид"

Цель: прививать детям стремление одеваться, соответственно гигиеническим требованиям, познакомить с историей костюма, изготовлением одежды, развивать эстетический вкус, воспитывать аккуратность, чисто...

Конспект занятия "Спеши делать добро"

Конспект занятия по внеурочной деятельности...

Конспект занятия на тему "Добрые слова на букву Д"

Цель занятия:  раскрыть значения Добрых слов на букву Д . Расширить понятийный аппарат в области человеческих отношений. Сформировать у детей понятие «дружелюбие»,  &la...