Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса "Я исследователь"
рабочая программа (4 класс) на тему

Дедова Маргарита Расимовна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_issledovatel.docx53.93 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 4 к основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано

на заседании методического совета школы

председатель В.М. Прохоревич______________  

протокол  № 1 от 29.08.2016г.                                                                                                        

Утверждаю:

директор школы                                                                      ________________А.Д. Грибецкая

Приказ от 29.08.2016г. № 388

     

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

Руководитель МО Л.В. Ганихина_________

Протокол № 1 от 29.08.2016г.                                                                                                        

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

для 4б класса

Дедовой Маргариты Расимовны

учителя начальных классов

пгт. Излучинск

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Мы - исследователи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности: 1 - 4 классы. - Самара: Издательство Учебная литература: Издательский дом Федоров, 2011.

Программа «Я – исследователь» – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности методики и программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова системы Л.В. Занкова.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках  направления «Проектная деятельность».

Реализация  программы рассчитана на 3 года обучения. Во 2 – 4 классах 34 часа (1 час в неделю). Всего 102 часа.  Данная программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом второй год.

Цель и задачи программы

Цель: развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно - исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.                

Основными задачами начального обучения проектированию (2-4 классы) является формирование следующих умений:

•        планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом;

•        планировать работу другого (других) для достижения определенного результата;

•        анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания;

•        ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;

•        анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;

•        предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.

Самоопределение:        готовность        и        способность        обучающихся        к

саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты и универсальные учебные действия (УУД)

Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Знаково-символические: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.

Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах.

Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представленной разными способами.

Содержание учебного курса

2 класс

34 часа  (1 час в неделю)

Тема занятия

Количество часов

1

«Украшение коробки»

2

2

«Украшение шапочки»

1

3

«Украшение ёлочки»

1

4

«Яблоки на яблоне».

1

5

«Цветок желаний».

1

6

«Одень куклу».

1

7

«Поздравительная открытка».

1

8

«Зоопарк».

1

9

«Венок».

1

10

«Мозаика из частей квадрата».

1

11

«Мозаика из частей ромба».

1

12

«Фантазия из частей ромба».

1

13

«Аппликация из геометрических фигур».

1

14

«Аппликация человечка».

1

15

«Дом моей мечты».

1

16

«Зона отдыха в парке».

2

17

«Поезд».

2

18

«Стол и стул».

1

19

«Стол».

1

20

« Машина ».

1

21

«Чайник».

1

22

«Набрать воды из реки».

1

23

«Винегрет».

1

24

«Куст сирени под окном».

1

25

«Гирлянда».

1

26

«Безопасный переход улицы».

2

27

«Фальшивая монета».

1

28

«Овсяная каша».

1

29

«Любимый бутерброд».

1

30

Обсуждение итогов года

Содержание учебного курса

3 класс

34 часа  (1 час в неделю)

Тема занятия

Количество часов

1

«Грибы в лукошке».

1

2

«Мебель для куклы: кровать и тумбочка».

2

3

«Мебель для куклы: стол и стул».

2

4

«Вода».

1

5

«Домашнее животное».

2

6

«Здоровый образ жизни».

2

7

«Безопасный переход улицы».

1

8

«Маршрут».

1

9

«Рукавицы для Пети».

1

10

«Новогодний праздник».

1

11

«Пригласительный билет».

1

12

«Рефлексия-1».

1

13

«Коврик».

2

14

«Детская площадка».

1

15

«Ленивые вареники».

2

16

«Школьное экскурсионное бюро».

2

17

«Сухарики».

2

18

«Рефлексия-2».

1

19

«Фитодизайн класса».

2

20

«Профессии наших родителей».

2

21

«Викторина».

2

22

«Рефлексия - 3».

1

23

Обсуждение итогов года.

1

Содержание учебного курса

4 класс

34 часа  (1 час в неделю)

Тема занятия

Количество часов

1

«Аквариум»

1

2

«Волшебный сундучок».

3

3

«Туесок».

2

4

«Вазочка».

2

5

«Конвейер».

2

6

«Стройка».

2

7

«Карнавал».

2

8

«Рефлексия - 1».«Мороженое».

2

9

«Информация печатных источников».

2

10

«Настольная игра».

2

11

«Школьный автобус».

2

12

«Школьная спартакиада».

2

13

«Кем быть?»

2

14

«Исследование».

1

15

«Кислотные дожди».

2

16

«Наш класс».

2

17

«Рефлексия - 2».

1

18

Обсуждение итогов года и всего курса.

2


Календарно - тематическое планирование 4 класс

Тема урока

Задания, цели, задачи

Формируемые понятия и умения, виды планирования, контроль

Дата занятия

По плану

По факту

1

«Аквариум».

Задание

Спланировать и осуществить следующее: изготовить панно «Аквариум» (обвести по шаблонам и вырезать из цветной бумаги рыбок; приклеить их на места, обозначенные при разметке на основе изделия с нарисованным аквариумом).

Для работы каждой группе даются: листы разноцветной бумаги, набор шаблонов рыб различных видов, ножницы, карандаши, клей и основа изделия - картина с аквариумом.

Цели: актуализация и закрепление умения составлять план по размещению деталей на изделии с подсчётом их количества, распределению работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом, используя табличную форму записи; введение рефлексивной активности.

Задачи

  • ставить задачу на планирование групповой работы;
  • осуществлять планирование изготовления изделия;
  • распределять работу в группах;
  • выполнять работу в соответствии с планом;

презентовать план и изделие, принимать публичное оценивание проделанной работы.

Умение планировать количество и расположение деталей на изделии.

Умение записывать план в виде таблицы.

Умение распределять работу в группе.

Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение представлять ход и результат проделанной работы.

2-4

«Волшебный сундучок».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы: выделить проблему, поставить цель, исходящую из проблемы, определить задачи для достижения цели. Затем действовать в соответствии с намеченным порядком и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки. Для изготовления изделия использовать шаблоны, для составления группового плана - листок «Оптимальный план» и карточки с отдельными операциями. После презентации провести анализ плана для фиксации моментов передачи деталей или шаблона для последующих операций.

Ситуация: 

изготовить упаковку для подарков - сюрпризов «Волшебный сундучок». Как распределить работу между членами бригады, чтобы время работы было минимальным и никто не простаивал, если один человек за 1 минуту выполняет 1 операцию: либо обводит.

Цели: 

актуализация и закрепление умения составлять план по операциям с учётом времени - составлять оптимальный план по времени, выполнять работу в соответствии с планом, использовать сокращенные обозначения (кодирование); введение рефлексивного анализа работы по плану; введение оптимизации планирования по количеству передач деталей или шаблонов.

Задачи:

  • выделять проблему из проблемной ситуации;
  • определять цель и пути решения проблемы в виде задач;
  • составлять план по операциям с учетом времени (оптимальный план), использовать кодировку при составлении плана;
  • выполнять работу в соответствии с планом;

оптимизировать планирование по количеству передач деталей или шаблонов.

Умение составлять план с разными параметрами оптимизации.

Умение выполнять рефлексию процесса работы через анализ оптимального плана

5-6

«Туесок».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформировать задание для работы группы: выделить проблему, поставить цель, исходящую из проблемы, определить задачи для достижения цели. Затем действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки. Для изготовления изделия использовать шаблоны, для составления группового плана- листок «Оптимальный план». В процессе составления плана проводится фиксации моментов передачи деталей или шаблона для минимизации числа таких передач.

Ситуация: 

изготовить упаковку для подарков – сюрпризов «Туесок». Как распределить работу между членами бригады, чтобы работа была выполнена за наименьшее время, если один человек за 1 минуту выполняет 1 операцию: либо обводит, либо вырезает, либо сгибает, либо приклеивает?

Цели: закрепление умения составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации; в процессе записи плана проводить фиксацию моментов передачи деталей или шаблона для минимизации числа передач; умения выполнять работу в соответствии с планом; умения выполнять работу в соответствии с планом; использовать сокращенные обозначения (кодирование); формирование умения рефлексивного анализа работы по плану. 

Задачи:

  • выделять проблему из проблемной ситуации;
  • определять цель и пути решения проблемы в виде задач;
  • составлять план по операциям с учетом времени (оптимальный план), использовать кодировку при составлении плана, фиксируя моменты передачи детали или шаблона для минимизации числа таких передач;
  • выполнять работу в соответствии с планом;

представлять полученные результаты на презентации, рефлексируя ход работы.

Умение составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации.

Умение использовать кодирование для записи плана.

Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение проводить презентацию с рефлексивным анализом работы по плану.

7-8

«Вазочка».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформировать задание для работы группы: выделить проблему, сформулировать цель, исходящую из проблемы, поставить задачи для достижения цели. Затем действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки. Для изготовления изделия использовать шаблоны, для составления группового плана - листок «Оптимальный план». В процессе составления плана проводится фиксации моментов передачи деталей или шаблона для минимизации числа таких передач. Ситуация: 

изготовить сувенир «Вазочка». Как распределить работу между членами бригады, чтобы работа была выполнена за наименьшее время, если один человек за 1 минуту выполняет либо обводит, либо сгибает, либо приклеивает, либо вырезает? (Чтобы вырезать дно вазы и боковую деталь 1, потребуется 2 минуты.)

Цели: 

актуализация и закрепление умения составлять оптимальный план по операциям с различными факторами оптимизации; в процессе составления плана проводить фиксацию моментов передачи деталей или шаблона для минимизации числа передач, использовать кодирование для записи плана; закрепление умения выполнять работу в соответствии с планом; формирование умений рефлексивного анализа работы по плану.

Задачи:

  • выделять проблему из проблемной ситуации;
  • определять цель и пути решения проблемы в виде задач;
  • составлять план по операциям с учетом времени (оптимальный план), использовать кодировку при составлении плана, фиксируя моменты передачи детали или шаблона для минимизации числа таких передач;
  • выполнять работу в соответствии с планом;

представлять полученные результаты на презентации, рефлексируя ход работы.

Умение составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации.

Умение использовать кодирование для записи плана.

Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение проводить презентацию с рефлексивным анализом работы по плану.

9-10

«Конвейер».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформировать задание для работы группы: выделить проблему, сформулировать цель, исходящую из проблемы, поставить задачи для достижения цели. Затем действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки. Оптимальный план составляется для группы из трёх человек и конвейера.

Ситуация: 

изготовить товары «Вишенка» (два коржа в виде квадрата, вишнёвая прослойка между коржами, два вида покрытия верхнего коржа и вишенки в качестве украшений), «Сливочный» (два коржа в виде сердечка, прослойка и покрытие из сливочного крема, узор по краю из заварного крема и присыпка) и «Апельсин» (два коржа в виде круга, сверху на торте и между коржами апельсиновое желе, самый верхний слой выкладывается апельсиновыми дольками мармелада и в центре цветок из половины свежего апельсина). Как организовать подачу коржей на конвейере, если один человек может делать только один вид торта, все операции выполняются по 5 минут, а конвейер движется 1 минуту?

Цели: 

актуализация и закрепление умения планировать работу по операциям с учетом времени - составлять оптимальный план работы бригады и конвейера; использовать кодирование для записи плана; формирование умения рефлексивного анализа работы по плану.

Задачи:

 выделять проблему из проблемной ситуации;

  • определять цель и пути решения проблемы в виде задач;
  • составлять план по операциям с учетом времени (оптимальный план), использовать кодировку при составлении плана;
  • выполнять работу в соответствии с планом;

представлять полученные результаты на презентации, рефлексируя ход работы.

Умение составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации. Умение использовать кодирование для записи плана. Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение проводить презентацию с рефлексивным анализом работы по плану.

11-12

«Стройка».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформировать задание для работы группы: выделить проблему, сформулировать цель, исходящую из проблемы, поставить задачи для достижения цели. Затем действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки. Ситуация: 

строится блочно - панельный дом без зоны складирования – блоки и панели с машины сразу ставятся в соответствующее место конструкции дома.

Порядок сборки

1.Цоколь - 4 балки укладываются в квадрат по периметру.

2.Перекрытие цоколя (пол) - 2 плиты перекрывают всю площадь дома.

3.Стены - 3 стены с окнами и одна с дверью.

4.Потолок - 2 плиты перекрывают всю площадь дома.

5.Крыша - 4 готовые конструкции образуют четырехскатную крышу.

Разгрузка и монтирование каждой детали происходит в течение 15 минут. По какому графику должны подвозиться блоки и панели с учетом порядка сборки?

Цели: 

формирование умения составлять план-график работы бригады с учетом времени подбора деталей; использовать кодирование; формирование умений рефлексивного анализа работы по плану; презентация с макетом.

Задачи:

  • выделять проблему из проблемной ситуации;
  • определять цель и пути решения проблемы в виде задач;
  • составлять оптимальный план-график;
  • выполнять работу в соответствии с планом;

представлять полученные результаты на презентации, рефлексируя ход работы.

Умение составлять оптимальный план – график с различными факторами оптимизации. Умение использовать кодирование для записи плана. Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение проводить презентацию с рефлексивным анализом работы по плану и с макетом.

13-14

«Карнавал».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы: выделить проблему, поставить цель, исходящую из проблемы, определить задачи для достижения цели. Затем действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки для рефлексии хода работы.

Ситуация: 

на новогоднем празднике пройдет конкурс на лучшее представление карнавального персонажа и его маски при следующих критериях оценки: название персонажа и его маски (1-3 балла); дизайн маски (1-3 балла); использованные материалы (1-3 балла); качество изготовления маски (1-3 балла); презентация [участие всей группы (1 балл), организованность группы (1 балл), содержание выступления (1 балл), артистизм демонстрации персонажа и его маски (1 балл), постановка речи (1 балл)]. Каким образом подготовить выступление и маску, чтобы выиграть конкурс масок на новогоднем карнавале с учетом критериев оценки жюри?

Цели: 

актуализация и закрепление умения составлять план (план как результат проектирования) анализа проблемной ситуации, ее условий; формирование умений рефлексивного анализа работы группы по обсуждению и выбору; ввод критериального оценивания и самооценки группы.

Задачи:

  • выделять из проблемной ситуации проблему;
  • анализировать условия проблемной ситуации;
  • формулировать цель, исходящую из проблемы;
  • определять, что будет результатом;
  • получать этот результат - проект, способ решения проблемы;
  • осуществлять проект;
  • представить осуществление проекта на презентации.

Понятия критериального оценивания и самооценки группы.

Умение составлять план как результат проектирования проблемной ситуации.

Умения анализировать условия и решаемую проблему.

Умения рефлексивного анализа работы группы по обсуждению и выбору. Умение проводить презентацию с рефлексивным анализом работы.

15-16

«Рефлексия - 1», «Мороженое».

Задание

Урок рефлексии и контрольная работа «Мороженое».

Цели: 

выявление степени сформированности рефлексивных умений, оценка представлений о сферах применения и эффективности полученных знаний, коллективная рефлексия впечатлений и ощущений от работы на уроках курса «Проектная деятельность», оценка степени сформированности представления о проектировании как универсальном методе; контроль степени сформированности умения составлять оптимальный план и инструкцию как результат проектирования, формирование рефлексивных умений на понятиях проектирования.

Задачи:

  • формулировать проблему, цель, ожидаемый результат проектирования;
  • использовать сокращенные обозначения;
  • записывать оптимальный план в таблице;
  • составлять инструкции для каждого учащегося.

Контроль форсированности умения составлять оптимальный план и инструкцию как результат проектирования.

Контроль сформированности представления об этапах проектирования и владения приемами проектной деятельности.

17-18

«Информация печатных источников».

Задание

Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы: проделать полный цикл от создания проекта до собственно решения проблемы. Рефлексируя ход работы, провести самооценивание в листе «Самооценка по этапам» и экспертное оценивание. Ход работы по осуществлению проекта представить на презентации.

Ситуация: 

необходимо составить инструкцию краткого описания выбранного рассказа с цитированием текста и библиографической ссылкой и сделать план-макет изготовления каталожной карточки.

Цели: 

актуализация и закрепление умения проектировать; выполнение полного цикла от создания проекта до собственно решения проблемы; составление инструкции и плана-макета карточки; формирование умений рефлексивного анализа своей работы; закрепление умения самооценивания.

Задачи:

  • выделять из проблемной ситуации проблему;
  • формулировать цель, исходящую из проблемы;
  • определять задачи для достижения пели;
  • определять способ решения проблемы;
  • выполнять полный цикл проектирования;
  • представлять осуществление проекта на презентации;
  • осуществлять рефлексию проделанной работы путем самооценивания и экспертного оценивания.

Умение проектировать, выполняя полный цикл от создания проекта до собственного решения проблемы.

Умения составлять инструкцию и план каталожной карточки. Умение рефлексивно анализировать свою работу. Умение самооценивания.

19-20

«Настольная игра».

Задание

Рассмотреть проблемную ситуацию, содержащую ряд проблем, и сформулировать задание для работы группы: выделить из проблемной ситуации проблему и ее подпроблемы, сформулировать цели, исходящие из подпроблем, определить задачи для достижения целей. Затем определить, что будет результатом при достижении каждой цели. После проектирования изготовить образец спроектированной игры. Провести презентацию проекта с помощью устного выступления и продукта. Рефлексия хода работы и презентации проводится с самооцениванием и записью в листке «Самооценка проектирования и презентации».

Ситуация: 

разработать проекты настольных игр для их последующего производства: название, описание игры, оснащение и правила, а также техническое задание на изготовление оснащения.

Цели: 

актуализация и закрепление умения проектировать, выполнение полного цикла от создания проекта до его реализации, разбиение проблемы на подпроблемы, цели на подцели, составление технического задания - инструкции; формирование умений рефлексивного анализа работы, закрепление умения самооценивания.

Задачи:

  • выделять из проблемной ситуации проблему и ее подпроблемы;
  • формулировать цели, исходящие из подпроблем;
  • определять задачи для достижения цели;
  • выполнять полный цикл проектирования;
  • представлять осуществление проекта на презентации;
  • осуществлять рефлексию проделанной работы путем самооценивания.

Умение проектировать, выполняя полный цикл от создания проекта до его реализации. Умение разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели.

Умение составлять техническое задание - инструкцию.

Умение рефлексивного анализа своей работы.

Умение самооценивания.

21-22

«Школьный автобус».

Задание

Рассмотреть ситуацию и проделать работу по проектированию, выделив проблему и ее подпроблемы, сформулировав цель и подцели, исходящие из подпроблем, определив результат проектирования и получив его. Осуществить проект. Рефлексировать ход работы и провести самооценивание записью на полях рабочей тетради с помощью обозначений: «+» - понял и сделал сразу, «+/—» - сделал и понял с чьей-то помощью, «—/+» - не понял и списал, «—» не понял и не списал.

Ситуация: 

как составить расписание школьного автобуса по оптимальному маршруту, если он начинает движение от школы, собирает детей и прибывает в школу к 8 часам утра? Расстояния указаны на схеме. Известно, что автобус проезжает 1 км в среднем за 2 минуты. Каждая остановка с посадкой занимает 5 минут. Как заполнить маршрутный лист школьного автобуса?

Цели: 

актуализация и закрепление умения проектировать, выполнять полный цикл создания проекта, разбиение проблемы на подпроблемы, цели на подцели, составление инструкции в виде расписания движения; формирование умений рефлексивного анализа работы, закрепление умения самооценивания.

Задачи:

  • проектировать, выполняя полный цикл создания проекта с разбиением проблемы на подпроблемы, цели на подцели;
  • составлять инструкцию в виде расписания движения автобуса;
  • рефлексивно анализировать работу;
  • проводить самооценивани

Умения выполнять полный цикл по созданию проекта, разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели, формулировать ожидаемый результат. Умения рефлексивного анализа своей работы и самооценивания.

Понятие об этапе

Осуществления проекта.

23-24

«Школьная спартакиада».

Задание

Рассмотреть проблемную ситуацию, в которой недостаточно условий. Определив дополнительные условия, необходимо проделать работу по проектированию: выделить из проблемной ситуации проблему и ее подпроблемы, сформулировать цель и подцели, определить результат проектирования и получить его. Затем представить проект. Рефлексируется ход работы и проводится самооценивание.

Ситуация: 

в спартакиаде принимают участие по два класса из каждой параллели с 1 по 4 класс. Девочки и мальчики выступают отдельно, кроме перетягивания каната, когда участвует весь класс. Как организовать спартакиаду, добавив дополнительные условия? Критерии оценки результатов проектирования:

  • как составлен график проведения соревнований для участников;
  • как составлена программа для зрителей;
  • как сделана таблица результатов;
  • какое придумано награждение.

Цели: 

актуализация и закрепление умения проектировать; выполнение полного цикла по созданию проекта с дополнением условий; умения разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели, составлять инструкции в виде графиков проведения соревнований, программы для зрителей, таблицы результатов соревнований; формирование умений рефлексивного анализа работы, закрепление умения самооценивания.

Задачи:

  • разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели;
  • проектировать, выполняя полный цикл по созданию проекта;
  • составлять инструкцию в виде графиков проведения соревнований, программы для зрителей, таблицы результатов соревнований;
  • проводить рефлексивный анализ работы;
  • проводить самооценивание.

Умение проектировать, выполняя полный цикл по созданию проекта.

Умение разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели.

Умение формулировать ожидаемый результат.

Умение проводить рефлексивный анализ своей работы.

Умение самооценивания.

25-26

«Кем быть?»

Задание

Проделать работу по проектированию: рассмотреть проблемную ситуацию, выделить проблему, сформулировать цель, наметить задачи. Выполнив намеченные задачи, представить проект - план основных действий для получения образования и выбранной профессии. Рефлексируется ход работы и проводится самооценивание с помощью закрашивания прямоугольников разными цветами (используются следующие обозначения: розовый цвет - «знаю», голубой - «примерно знаю», зеленый - «не знаю»).

Ситуация:

 для того чтобы выбрать профессию, необходимо узнать как можно больше информации о разных профессиях, проанализировать свои способности и возможности, представить, как ты проявишь себя в выбранной профессии, и построить свою образовательную траекторию. Это означает, что уже сейчас нужно для себя наметить задачи по развитию своих способностей, получению общих и специальных знаний, освоению житейских и профессиональных умений.

Цели: 

актуализация и закрепление умения проектировать; формирование умений рефлексивного анализа своих особенностей, способностей, достижений и желаний, умения самооценивания; формирование умения составлять план действий и деятельности, которые необходимо проделать при формировании проекта (замысла) способа решения проблемы.

Задачи:

  • проектировать, выполнять полный цикл по созданию проекта;
  • разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели;
  • составлять план действий и видов деятельности, которые необходимо проделать при формировании проекта (плана основных действий для получения образования и выбранной профессии);
  • провести рефлексивный анализ работы;

провести самооценивание.

Умение проектировать.

Умения рефлексивного анализа своих особенностей, способностей, достижений и желаний.

Умение самооценивания.

Умения составлять план действий и деятельности, которые необходимо проделать при формировании проекта (плана основных действий для получения образования и выбранной профессии).

27

«Исследование».

Задание

Исследовать некоторые вещества на растворимость. Оформить исследование в соответствии с правилами: сформулировать по проблеме цель исследования, гипотезу. Затем произвести опыты и записать наблюдения, сделать заключение и выводы. Ситуация: некоторые вещества при смешивании с водой как бы исчезают, растворяются. Например, сахар или соль. Другие, напротив, после смешивания с водой не изменяются. Проведем исследование на растворимость соли и песка.

Цели: 

формирование умений проводить исследование, выдвигать гипотезу, проводить опыты, наблюдения, делать заключение и выводы; закрепление умения формулировать проблему и цель исследования.

Задачи:

  • проводить проблематизацию и целеполагание;
  • познакомить с понятием «гипотеза»;
  • проводить исследование: опыты, наблюдения, описание наблюдений, делать выводы и заключение.

Понятия о методологии исследования.

Понятие гипотезы.

Умения ставить и проводить исследование.

Умение проводить опыты и записывать наблюдения.

28-29

«Кислотные дожди».

Задание

Проделать работу по проектированию и исследованию в рамках проектирования. В проектировании: рассмотреть проблемную ситуацию, выделить проблему, сформулировать цель, наметить задачи. Одна из намеченных задач проектирования - постановка и проведение инструментального исследования, для того чтобы получить новое знание. Выполнив намеченные задачи, сформулировать результат проектирования и результат исследования, сравнить и сопоставить методику их организации, представить проект - инструкцию.

Ситуация: 

кислотные дожди переносятся на громадные расстояния и при выпадении на землю повреждают флору, фауну, а также влияют на здоровье человека. Вещества, определяющие кислотность среды, - индикаторы метилоранж и универсальная индикаторная бумага - могут помочь. Каким образом с помощью индикаторов определить, кислая ли среда?

Цели: 

актуализация и закрепление умения проектировать; формирование умения ставить и проводить исследование.

Задачи:

  • выделять из проблемной ситуации проблему;
  • формулировать цели;
  • определять задачи;
  • ставить и проводить инструментальное исследование (получение новых знаний) в рамках проектирования;
  • составлять инструкцию;
  • представлять проект - инструкцию;
  • сравнивать методики проектирования и исследования.

Понятие о методологии исследования.

Понятие гипотезы.

Умение ставить и проводить исследование в рамках проекта.

Умения проводить опыты и записывать наблюдения.

Умение проектировать.

30-31

«Наш класс».

Задание

Рассмотреть ситуацию, состоящую из ряда проблем, и сформулировать задание для работы над проектом, то есть: выделить из проблемной ситуации проблему и ее подпроблемы, сформулировать цели, исходящие из подпроблем, определить задачи для достижения цели. Затем определить, что будет результатом при достижении цели. Работать по созданию проекта с распределением подпроблем по группам и соединением результатов в единый результат в группах по 4-5 человек. Каждая группа учащихся готовит и проводит презентацию проекта с помощью устного выступления и продукта - коллажа «Наш класс» - по выбранной теме. Записать самооценивание в рабочей тетради, закрашивая выбранные позиции. Баллы суммируются.

Ситуация: 

на выпускном вечере представить коллективный рассказ о своем классе сделать коллаж из плакатов на следующие темы: «Наши учителя», «Мы и спорт», «Мы отдыхаем», «Мы выступаем», «Мы на уроках проектной деятельности», «Мы учимся», «Родители в делах класса». Как организовать работу и сделать коллаж «Наш класс», если работать (по 4-5 человек) с листами формата АЗ, карандашами, красками, фотографиями, рисунками, используя свои творческие способности и фантазию?

Цели: 

актуализация и закрепление умения проектировать; выполнение полного цикла от создания проекта; разбиение проблемы на подпроблемы, цели на подцели; формирование умений рефлексивного анализа своей работы; закрепление умения самооценивания.

Задачи:

  • разбивать проблемы на подпроблемы;
  • формулировать цели, исходящие из подпроблем;
  • определять задачи для достижения цели, поиска способа решения проблемы;
  • распределять подпроблемы по группам;
  • соединять результаты проектирования отдельных групп в единый результат;
  • рефлексировать ход работы;

проводить индивидуальное самооценивание.

Умение проектировать, выполняя полный цикл по созданию проекта.

Умения разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели.

Умение формулировать ожидаемый результат.

Умение проводить рефлексивный анализ своей работы.

Умение самооценивания.

32

«Рефлексия - 2».

Урок рефлексии

Цели: выявление степени сформированности рефлексивных умений, оценка представлений о сферах применения и эффективности полученных знаний; личностная рефлексия впечатлений и ощущений от работы на уроках курса «Проектная деятельность»; оценка уровней индивидуальных достижений, степени сформированности представления о проектировании как универсальном методе; формирование рефлексивных умений.

Умение рефлексировать

33-34

Обсуждение итогов года и всего курса



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-юный исследователь" для 1-4 класа

Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя титульный лист, пояснительную записку. содержание программы, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа юных исследователей"

        Программа внеурочной деятельности "Школа Юных исследователей" направлена на обучение навыкам научного поискового исследования, рассчитана на учащихся 6-11 ...