Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу все знать» 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Агагулян Надия Фатыховна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, на основе примерных программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Виноградовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_vse_znat_2_klass_2016.docx49.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

«Школа №2026»

Рассмотрено

на заседании МО

учителей _____ цикла

ГБОУ Школа № 2026.

Протокол № ______

от «    »________ 2016 г.

Руководитель МО

_______ /Зубенко А.В. /

Рассмотрено и

рекомендовано

на заседании МС

ГБОУ Школа № 2026

Протокол № ______

от «     »________ 2016 г.

Руководитель МС

______ /Скоромная Т.И./

Утверждаю

Приказ № ______

от  «    » _______2016 г.

Директор ГБОУ

Школа № 2026

______ / Матвеева Е.Ю./

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

                                «Хочу все знать»

2  класс

Тип класса общеобразовательный

Учитель Агагулян Н.Ф.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, на основе примерных программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Виноградовой.

2016


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, на основе «Сборника программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Виноградовой.

Актуальность

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!».

Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие учащихся.

Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа«Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС.

Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
  • Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Учебно-тематический план

Название раздела

Всего часов

1

Что такое экология

5

2

Солнечная система

3

3

Планета Земля

6

4

Растительный и животный мир материков

6

5

Моря и океаны

2

6

Сохраним нашу планету

6

7

Наша Родина

3

8

Что мы узнали об экологии

3

ИТОГО:

34

Содержание изучаемого курса
Работа над программой предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
          Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
        При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
        Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
       Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественнонаучные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
       Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.


                    Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы.

        Разнообразны также методы, приёмы и средства обучения. Так значительная роль отводится наблюдениям  в природе, практическим работам, наглядных  пособий. Важное место в учебном процессе должны занять ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной литературы и поиск в ней необходимой информации.

          Отличительными особенностями программы «Хочу все знать!» являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Принципы:

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность.

Формы и объем занятий:

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Место предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение курса во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели.

.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной

деятельности «Хочу все знать!»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:

- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

-формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

 -предвосхищать результат.

 -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

 -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

 -стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

 Коммуникативные универсальные учебные действия

 -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

 -предлагать помощь и сотрудничество;

  -определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

 -формулировать собственное мнение и позицию;

 - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

 Познавательные универсальные учебные действия

 - ставить и формулировать проблемы;

 - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

 -узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

 -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

 - установление причинно-следственных связей;

    Данная программа  создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики  учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

    Проектная деятельность несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка.  Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

    Особенностями содержания этой учебной деятельности являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Проектная деятельность вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные понятия

Виды контроля

Домашние задания

Обеспечение урока

  1. Что такое экология (5 часов)

1

 

Что такое экология.

Экология как наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Презентация

2-3

 

Экологические системы и взаимосвязи.

 Знакомство детей экологическими аспектами, системами и взаимосвязями в них. Макросиситемы и микросистемы.

Презентация

4

 

Сбор информации

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).

5

 

Этот загадочный мир.

Правила поведения в парке и у водоёма. Сбор природного материала. Беседа. Рассказы детей.

  1. Солнечная система (3 часа)

6

 

Звездное небо.

Беседа: «Что такое небесное тело?», астероиды, метеориты, метеоры. Конкурс рисунков «Планеты»

Презентация

7

 

Наша солнечная система.

Беседа «Как появилось солнце?».  Изготовление  объемного солнца из бумаги.

Презентация

8

 

Планеты- соседи.

Знакомство детей с названием планет, их расположением. Образованием планет. Аппликация «Звездное небо»

Презентация

  1. Планета Земля (6 часов).

9

 

Форма Земли. Всегда ли Земля была «шарообразной»?

История географии, представления древних народов о Земле.

Презентация

10

Земля- планета, на которой мы живем.

Внешнее строение Земли.  Знакомство детей с размерами земли, с глобусом. Изготовление из пластилина макета Земли.

Презентация

11

 

Части света.

Знакомство с названиями частей света, их расположением, формой и особенностями.

Презентация

12-13

 

Материки и океаны.

Знакомство с названиями, расположением на карте и глобусе  материков и океанов. История происхождения названий.

Презентация

14

 

Работа с картой.

Работа с пластилином. Размазывание пластилина по контуру знаков.

  1. Растительный и животный мир материков (6 часов)

15

 

Растительный и животный мир Африки.

Знакомство с растительным и животным миром Африки. Беседа о многообразии растительного мира. Рисование животных Африки.

Презентация

16

 

Растительный и животный мир Южной Америки.

Знакомство с растительным и животным миром Южной Америки. Беседа о многообразии растительного мира. Рисование животных Южной Америки. Беседа «Зоопарк». Для чего люди создают зоопарки

Презентация

17

 

Растительный и животный мир Северной Америки.

Знакомство с растительным и животным миром Северной Америки. Беседа о многообразии растительного мира. Рисование животных Северной Америки. Какие животные имеются в зоопарке Москвы

Презентация

18

 

Растительный и животный мир Австралии.

 Знакомство с растительным и животным миром Австралии. Беседа об уникальности животного мира Австралии. Рисование животных Австралии.  Фотоконкурс. «Я был в зоопарке»

Презентация

19

 

Растительный и животный мир Евразии.

Знакомство с растительным и животным миром Евразии. Беседа о многообразии растительного и животного мира. Беседа «Почему погибают растения», просмотр презентаций о редких растениях, о растениях, занесенных в Красную книгу России

20

Растительный и животный мир Антарктиды.

Знакомство с растительным и животным миром Антарктиды. Беседа об уникальности животного мира Антарктиды.

Презентация

  1. Моря и океаны (2 часа)

21

Мир морей и океанов.

Знакомство детей со свойствами воды. Растворение соли, сахара, соды. Рисование рек, ручейков.

Презентация

22

Мир морей и океанов.

Знакомство с растительным и животным миром морей и океанов.

Презентация

  1. Сохраним нашу планету (6 часов).

23

Экологические проблемы нашей планеты.

Беседа об охране воды. Что такое очистительные сооружения.

Рисование экологических знаков, сохраняющих качество воды.

Презентация

24

 

Экологические проблемы нашей планеты.

Беседа «какие бывают реки». Обсуждение экологических проблем в разные сезоны. Правила поведения у реки.

Презентация

25

Охрана окружающей среды.

Беседа «Что такое водоемы, водохранилище».  Какие кусочки природы человек может сделать у себя на участках. Лепка своего участка с водоемом.

Презентация

26

Охрана окружающей среды.

Беседа «Разнообразие животного мира водоемов». Прослушивание голосов птиц.  Раскрашивание цапли, утки.

Презентация

27

Богатства недр Земли.

Знакомство с понятием «полезные ископаемые»

Презентация

28

Богатства недр Земли.

Знакомство с богатствами недр России. Понятие о бережном отношении к ресурсам Земли

Презентация

  1. Наша Родина (3 часа).

29

Наша Родина на глобусе и карте

Знакомство с расположением России на карте и глобусе.

Презентация

30

Наша Родина на глобусе и карте

Особенности рельефа и природные достопримечательности нашей Родины

Презентация

31

Красота природы Подмосковья

Беседа «Заповедники».  Рисование животных «Медведь, заяц». Лепка лисы, зайца. Беседа о питании лесных животных.

Презентация

  1. Что мы узнали об экологии (3 часа)

32

Подведение итогов.

Защита минипроектов. Выставки творческих работ.

33

Обобщающий час.

Презентация к занятию, сценки с участием родителей и учеников, чтение стихотворений.

34

Встретимся в следующем году.

Знакомство детей с целями и задачами 3 года обучения.

Список литературы

1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2. Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

3.Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района  Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.

4. Времена года. Православный календарь.  Текст  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

5. Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

8. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

9. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли»  Текст  /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.

10. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.  Текст  / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.

11. Клёнов, А. Малышам о минералах  Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.

12. Крылов, Г. Растения здоровья  Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география  Текст  / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.

13. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению  Текст  / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

14. Мытарев, А. А. Наш край родной  Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.

15. Моисеев, В. Земля Кузнецкая   Текст /В. Моисеев. – Кемерово, 1986             

16. Мир и человек  Атлас. – М.,1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

       Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать!"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать!" 3 часа в неделю, 102 часа за год...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Хочу всё знать"

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.Задачи:Выявлять интересы, склонности, способности, возможн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образова...