Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
рабочая программа (1 класс)

Полякова Ольга Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе авторской программы О.Г. Селивановой «Мой разноцветный мир».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Хочу всё знать. 1 класс39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе авторской программы О.Г. Селивановой «Мой разноцветный мир».

Нормативно-правовая основа реализации образовательных программ

на уровне начального общего образования

Документы, регламентирующие деятельность образовательной организации по реализации образовательных программ начального общего образования

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 г.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.   № 373).
  4. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 2015 (ред. от 01 марта 2019 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Документы рекомендательного характера по вопросам организации

образовательной деятельности на уровне начального общего образования

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования http://fgosreestr.ru/

  2. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык»                          для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования http://fgosreestr.ru/

  3. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827/

Актуальность: С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».

    Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы.  На  многие  вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».

Цель программы: создание условий для оптимального развития  детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

 Задачи:

  1. Создать условия для осознания  школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
  2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
  3. Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
  4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

Принципы построения программы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Формы занятия: кружок.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на детей  7 лет (учащиеся 1 класса). Срок реализации – 1 год.

Место курса в учебном плане: программа рассчитана на  66  занятий по 2 часа в неделю.

Формы подведения итогов: познавательные беседы,  конкурсы, турниры,  викторины, КВН, занимательные игры.

Результаты освоения программы.

Личностные результаты:

  • овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в  специальной литературе

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

- Учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.

- Пользоваться справочной и дополнительной литературой.

- Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.

- Повышение интеллектуального уровня учащихся,

- Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.

Содержание программы.

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

Кол – во часов

Теория

Практика

Знатоки окружающего мира (17 часов).

1.

Удивительные млекопитающие.

Познакомить учащихся с удивительным миром млекопитающих, с наиболее интересными его представителями, их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме.

Разгадывание кроссвордов о животных.

Работа с детскими энциклопедиями.

1

1

2.

Забавные пернатые друзья.

Познакомить учащихся  с наиболее интересными  представителями класса «Птицы», их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память.

Игра «Узнай птицу по описанию».

Работа с детскими энциклопедиями.

1

1

3.

Бабочки и мотыльки.

Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы.

Игра « Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек».

Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии).

1

1

4.

Тайны  растений.

Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память.

Разгадывание кроссвордов о растениях.

Составление описания экзотического фрукта.

1

1

5.

В царстве грибов.

 

Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память.

Игра «Узнай и расскажи о грибе».

1

1

6.

Загадки под водой.

Познакомить учащихся с тем, как изучают подводный мир; с его наиболее интересными представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать внимание, память, речь, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме.

Разгадывание кроссвордов о рыбах.

Работа с детскими энциклопедиями.

1

1

7.

Самые известные заповедники России.

Познакомить учащихся с самыми известными заповедниками России; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать память, творческое мышление.

Рисование природоохранных знаков.

1

1

8.

Решение олимпиадных заданий.

Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение олимпиадных заданий.

1

1

9.

КВН «Знатоки природы»

Закрепить знания учащихся по изученным темам; развивать коммуникативные умения.

Выполнение заданий по теме.

-

1

Знатоки литературного чтения и русского языка (31 часов).

10

Пословица недаром молвится.

Расширить знания учащихся о пословицах, познакомить с их классификацией; учить

находить народную мудрость в пословицах; развивать мышление.

Игра «Собери пословицу».

1

1

11

Литературные герои в ребусах.

Познакомить с понятием «ребус» учить разгадывать ребусы; развивать внимание, память, мышление.

Разгадывание ребусов.

1

1

12

Крылатые слова и выражения.

Познакомить с понятием «крылатые слова и выражения»; учить объяснять их; развивать мышление.

Составление словаря крылатых выражений.

1

1

13

Решение олимпиадных заданий.

Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».

1

1

14

Фразеологизмы.

Познакомить с понятием «фразеологизмы»; учить их объяснять; развивать мыслительные навыки учащихся.

Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком»

1

1

15

Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.

Познакомить с понятием «этимология»; развивать познавательный интерес, речь учащихся, внимание.

Чтение и анализ рассказов о происхождении слов

1

1

16

Литературные викторины.

Познакомить с понятием «Викторина»» развивать память, мышление, смекалку.

Выполнение заданий викторин.

1

1

17

Сказка ложь, да в ней намек…

Расширить знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать умение анализировать тексты, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память творческое мышление.

Сочинение сказки по заданному началу.

1

1

18

Поучимся разгадывать шарады.

Познакомить с понятием «шарада»; учить разгадывать шарады, развивать мыслительные навыки учащихся.

Разгадывание шарад

1

1

19

Волшебница анаграмма.

Познакомить учащихся с понятием анаграмма; учить разгадывать анаграммы; развивать мыслительные навыки учащихся.

Выполнение заданий по теме.

1

1

20

Кроссворды-

тесты.

Познакомить с понятием кроссворда-теста; учить разгадывать кроссворды-тесты; развивать память, мышление, учащихся.

Разгадывание кроссвордов-тестов.

-

1

21

Загадка, загадка, открой свою тайну.

Расширить знания учащихся о загадках, развивать внимание, память, творческое  мышление, речь учащихся.

Сочинение собственных загадок.

1

1

22

Текст.

Уточнить знания учащихся о тексте; развивать умение определять текст, составлять текст; развивать мышление, память, речь, учащихся.

Составление текстов по картинке, серии картинок.

1

1

23

Тема и основная мысль текста.

Развивать умение

 определять тему и основную мысль текста; умение работать с текстом; внимание, мышление, речь учащихся.

Определение темы и основной мысли текста.

1

1

24

Заголовок текста.

Развивать умение работать с текстом; подбирать заголовок к тексту; развивать мышление, внимание учащихся.

Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного  заголовка к тексту.

1

1

25

Составление текста на заданную тему.

Развивать умение учащихся составлять текст на заданную тему; развивать мышление, монологическую речь учащихся.

Составление текста на заданную тему.

1

1

Знатоки математики (17 часов).

26

Задачи в стихах. Задачи-шутки.

Познакомить  с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки»; развивать арифметические навыки устного счета; внимание , смекалку, мышление учащихся.

Решение задач в стихах, задач-шуток.

1

1

27

Нестандартные задачи.

Развивать навыки умения решать нестандартные задачи; развивать внимание, мышление.

Решение задач по теме.

1

1

28

Решение олимпиадных заданий.

Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру».

1

1

29

Графические диктанты.

Познакомить с понятием «Графические диктанты»; развивать пространственное воображение, внимание учащихся; умение ориентироваться на плоскости.

Выполнение графических  диктантов.

1

1

30

Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.

Познакомить с понятиями  «математические головоломки», «танграм»; развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение головоломок различных видов.

1

1

31

Спичечный турнир

Развивать  пространственное воображение учащихся,  мышление.

Выполнение заданий по теме.

1

1

32

Диаграммы.

Познакомить с понятием «Диаграмма»; различными видами диаграмм; развивать умение строить диаграмму; развивать мыслительные навыки учащихся.

Расшифровка диаграмм.

Построение столбчатой диаграммы.

1

1

33

Группировка предметов.

Поиск закономерностей

Познакомить с различными видами группировки; развивать умение выполнять группировку; развивать внимание, мышление учащихся.

Выполнение заданий по теме.

1

1

34

Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

Обобщить знания учащихся по изученным разделам; развивать память, мышление, внимание, речь; коммуникативные навыки.

Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

-

1

35

Итоговое занятие

Подведение итогов.

-

1

Итого                                                                                                         66 часов

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы.

  1. Компьютер и проектор.
  2. Плакаты по темам занятий.
  3. Сборники текстов для чтение.

Список литературы.

Для учителя:

  1. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников  / А.З. Зак // Психологическая наука и образование. . – № 2. –С. 36-42.
  2. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К. Фопель. Т. 2. – М.: Генезис, 2005.
  4. Козлова М.А  Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова -  М., Первое сентября, 2005/

Для детей и родителей:

  1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. – 2006.
  2.    Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Росткнига, 2012.
  3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» - 192с
  4. Бетенкова М.С , Фонин Д.С.  Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / /
  5. Сухин И.Г.  Занимательные материалы / Сухин И.Г., М., Вако, 2004.
  6. Керова  Н.М. Нестандартные задачи по математике / Керова Н.М., М., Вако, 2006.


Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» 66 ч.

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

Знатоки окружающего мира (17 часов).

1.

Удивительные млекопитающие.

3.09

5.09

2.

Забавные пернатые друзья.

10.09

12.09

3.

Бабочки и мотыльки.

17.09

19.09

4.

Тайны  растений.

24.09

26.09

5.

В царстве грибов.

1.10

3.10

6.

Загадки под водой.

8.10

10.10

7.

Самые известные заповедники России.

15.10

17.10

8.

Решение олимпиадных заданий.

22.10

24.10

9.

КВН «Знатоки природы»

5.11

Знатоки литературного чтения и русского языка (31 часов).

10

Пословица недаром молвится.

7.11

12.11

11

Литературные герои в ребусах.

14.11

19.11

12

Крылатые слова и выражения.

21.11

26.11

13

Решение олимпиадных заданий.

28.11

3.12

14

Фразеологизмы.

5.12

10.12

15

Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.

12.12

17.12

16

Литературные викторины.

19.12

24.12

17

Сказка ложь, да в ней намек…

26.12

9.01

18

Поучимся разгадывать шарады.

14.01

16.01

19

Волшебница анаграмма.

21.01

23.01

20

Кроссворды-

тесты.

28.01

21

Загадка, загадка, открой свою тайну.

30.01

4.02

22

Текст.

6.02

11.02

23

Тема и основная мысль текста.

13.02

25.02

24

Заголовок текста.

27.02

3.03

25

Составление текста на заданную тему.

5.03

10.03

Знатоки математики (17 часов).

26

Задачи в стихах. Задачи-шутки.

12.03

17.03

27

Нестандартные задачи.

19.03

31.03

28

Решение олимпиадных заданий.

2.04

7.04

29

Графические диктанты.

9.04

14.04

30

Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.

16.04

21.04

31

Спичечный турнир

23.04

28.04

32

Диаграммы.

30.04

7.05

33

Группировка предметов.

Поиск закономерностей.

12.05

14.05

34

Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

19.05

35

Итоговое занятие

21.05

Итого                                                                                                                    66 часов

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу знать" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Хочу знать" 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

       Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать!"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать!" 3 часа в неделю, 102 часа за год...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу всё знать"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу всё знать"...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Хочу всё знать"

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.Задачи:Выявлять интересы, склонности, способности, возможн...