рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Рысакова Любовь Борисовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_matem_4.docx76.4 КБ

Предварительный просмотр:

ВЯЖЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УСТЬИНСКОЙ СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОРШАНСКОГО РАЙОНА

Рассмотрена и рекомендована методическим советом

МБОУ Устьинская СОШ

31.08.2016г.

Протокол № 1______

Утверждена

приказом по

МБОУ Устьинская СОШ

от 31.08.2016г. №290

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ 4 КЛАССА

Срок реализации 2016 – 2017 учебный год

      Составила:

Учитель начальных классов

Рысакова Л.Б.        

пос. Вяжли

2016г

                                                                                              Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.

В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.

Цели и задачи данного курса:

●  развитие образного и логического мышления, воображения;

● формирование предметных и метапредметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

● освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

● воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

● формирование у учащихся основ умения учиться;

● создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.

задач:

● формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

● приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

● духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

● формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

● реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;

● овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

● создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН №373 от 06.10.2009),

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- Закона РФ «Об образовании»,

-  Базисный учебный план общеобразовательного учреждения, реализуемого УМК «Перспектива».

- Учебный план образовательного учреждения на 2016//2017 учебный год.

- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы),

- Рабочие программы. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы,  Издательство Просвещение, 2011

Место предмета в базисном учебном плане

       В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Г.В.Дорофеева,Т.Н.Мираковой  из расчета 4 часа в неделю, 140 часов в год.  (изменения в авторскую программу не были внесены)

Учебно-методический комплект «Перспектива» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа по предмету «Математика» 4 класс создана на основе:

Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования; примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2014год; учебного плана школы на 2015-2016 учебный год. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. учебник «Математика». 4 класс. часть 1, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год., Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. «Рабочая тетрадь» часть 1, часть 2. М., «Просвещение» 2014 год.

Рабочие программы. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы,  Издательство Просвещение, 2011

Данная примерная программа соответствует базисному плану, направлена на решение государственных образовательных стандартов, соответствует целям и задачам образовательной программы нашей школы.

Обоснование выбора программы

Отбор содержания программы опирается на стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе. При этом учитываются индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

При отборе содержания программы учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме.

Педагогические условия и средства реализации стандарта

В  классе  обучаются учащиеся  разного  уровня  развития  памяти, внимания, мышления, общеучебных  умений  и  навыков, физического  статуса.  Всех  обучающихся  можно  условно  поделить  на  три  группы, в  зависимости  от  успешности  обучения. Для  достижения  всеми  обучающимися  положительной  динамики  успешности, при проведении уроков планируется использовать: беседы, практикумы, работу в парах, группах, организационно - деятельностные игры и другие формы.

Формы организации образовательного процесса : урок.

Типы уроков:

урок изучение нового материала;

урок совершенствования знаний, умений и навыков;

урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

комбинированный урок;

урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

урок –  сообщение новых знаний

урок-практикум

урок-исследование

урок-закрепление знаний

урок-повторение знаний

урок – игра

проверка знаний

 Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устного контроля и самоконтроля.

Принципы обучения:

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Формы подведения итогов:

Индивидуальный и фронтальный опрос

Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам

Работа в паре, в группе

Контрольные работы

Срезовые работы (тесты)

Математические диктанты

Графические диктанты

Контроль за результатами обучения  осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя самостоятельная работа, тестовая работа, устный опрос, проверочная работа, фронтальный опрос.

Ключевые компетенции: ценностно-смысловые, учебно-воспитательные, социально-культурные, коммуникативные, здоровьесберегающие

                                                                                          Общая характеристика курса

     Содержание обучения   в   примерной   программе представлено        крупными         разделами: «Величины», «Арифметические действия», «Сложение и вычитание»,  «Умножение и деление»,    «Скорость, время, расстояние»,    «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями», «Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число», «Геометрические фигуры», «Работа    с  информацией».      

             В   начальной   школе   у   обучающихся   формируются   представления    о  числах   как  результате    счета  и  измерения,     о  принципе записи   чисел.   Они   учатся:   выполнять   устно   и   письменно   арифметические      действия    с  числами,   находить    неизвестный      компонент    арифметического       действия    по  известным,    составлять    числовое    выражение       и  находить    его  значение     в  соответствии     с правилами       порядка    выполнения      действий;    накапливают      опыт решения      арифметических       задач.   Обучающиеся       на  опытно-наглядной     основе    знакомятся     с  простейшими       геометрическими формами,   приобретают   начальные   навыки   изображения   геометрических   фигур,   овладевают   способами   измерения   длин   и   площадей.   В   ходе   работы   с   таблицами   и   диаграммами   у   них   формируются   важные   для   практико-ориентированной   математической     деятельности       умения,     связанные      с   представлением, анализом   и   интерпретацией   данных.

             В   результате    освоения    предметного     содержания      курса   математики     у  учащихся     формируются      общие     учебные    умения    и способы   познавательной   деятельности.   Школьники   учатся   выделять   признаки   и   свойства   объектов:   простое   заучивание   правил и   определений   уступает   место   установлению   отличительных   математических      признаков     объекта    (например,     прямоугольника, квадрата),     поиску   общего    и  различного    во  внешних     признаках

(форма,   размер),   а   также   числовых   характеристиках   (периметр, площадь).   Ученики   выявляют   изменения,   происходящие   с   математическими   объектами,   устанавливают   зависимости   между   ними    в  процессе    измерений,     осуществляют     поиск   решения     текстовых    задач,   проводят    анализ   информации,       определяют     с  помощью       сравнения      (сопоставления)        характерные      признаки математических   объектов   (чисел,   числовых   выражений,   геометрических     фигур,    зависимостей,     отношений).     Обучающиеся       используют     простейшие      предметные,     знаковые,    графические      модели,   таблицы,   диаграммы,   строят   и   преобразовывают   их   в   соответствии   с   содержанием   задания   (задачи).

             В   процессе   изучения   математики   осуществляется   знакомство с   математическим   языком,   формируются   речевые   умения:   дети учатся   высказывать   суждения   с   использованием   математических терминов      и  понятий,   выделять    слова   (словосочетания,     предложения),     уточняющие      их  смысл.   Школьники      учатся   ставить   вопросы     по  ходу   выполнения      задания,    выбирать    доказательства верности   или   неверности   выполненного   действия,   обосновывать этапы     решения     учебной    задачи,    характеризовать      результаты своего   учебного   труда.

             Математическое        содержание      позволяет    развивать     и  организационные        умения:    планировать     этапы    предстоящей      работы,   определять      последовательность        учебных     действий;     осуществлять      контроль    и  оценку    их   правильности,      поиск   путей преодоления   ошибок.   В   процессе   обучения   математике   школьник    учится   участвовать    в  совместной     деятельности     при   решении   математических   задач   (распределять   поручения   для   поиска   доказательств,      выбора    рационального       способа,     поиска   и анализа   информации),   проявлять   инициативу   и   самостоятельность.

             Образовательные   и   воспитательные   задачи   обучения   математике     решаются     комплексно.     Учителю    предоставляется      право самостоятельного        выбора     методических      путей   и  приемов     их решения.       В  организации      учебно-воспитательного           процесса  важную   роль   играет   сбалансированное   соединение   традиционных    и  новых    методов     обучения,     использование      технических средств.

             Организуя  обучение,  целесообразно  использовать  дифференцированный   подход   к   учащимся.   Это   способствует   нормализации нагрузки     обучающихся,      обеспечивает     их  посильной     работой    и формирует   у   них   положительное   отношение   к   учебе.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец 4 класса

Личностные

У учащегося будут сформированы:

— навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

— понимание практической значимости математики для собственной жизни;

— принятие и усвоение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики;

— умение адекватно воспринимать требования учителя;

— навыки общения в процессе познания, занятия математикой;

—понимание красоты решения задачи, оформления записей, умение видеть и составлять красивые геометрические конфигурации из плоских и пространственных фигур;

— элементарные навыки этики поведения;

—правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;

— навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами.

Учащийся получит возможность для формирования:

—осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности — умения анализировать результаты учебной деятельности;

— интереса и желания выполнять простейшую исследовательскую работу на уроках математики;

– восприятия эстетики математических рассуждений, лаконичности и точности математического языка;

принятия этических норм;

принятия ценностей другого человека;

навыков сотрудничества в группе в ходе совместного решения учебной познавательной задачи;

 умения выслушать разные мнения и принять решение;

умения распределять работу между членами группы, совместно оценивать результат работы;

чувства ответственности за порученную часть работы в ходе коллективного выполнения практико-экспериментальных работ по математике;

— ориентации на творческую познавательную деятельность на уроках математики;

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

— понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели;

— находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

— самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов;

– самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

— самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике;

— корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;

– самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;

– осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

— адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

– самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;

– подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.;

– позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

– оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.

Познавательные

Учащийся научится:

— самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет;

— использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы, таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись, диаграмма);

— использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме;

— моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;

— проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, самостоятельно строить выводы на основе сравнения);

— осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

— проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;

— выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;

— рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;

— строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;

— понимать смысл логического действия подведения под понятие (для изученных математических понятий);

— с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и  родовидовые отношения между понятиями;

— самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

— под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг.

Учащийся получит возможность научиться:

— ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала;

— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;

— представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.

Коммуникативные

Учащийся научится:

— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;

— участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и  научно-популярных книг, понимать прочитанное;

— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

— выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.

Учащийся получит возможность научиться:

участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;

формулировать и обосновывать свою точку зрения;

— критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека;

— понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека;

– согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;

– приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;

— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Числа и величины

Учащийся научится:

— моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями;

— выполнять счёт сотнями в пределах 1000 как прямой, так и обратный;

— образовывать круглые сотни в пределах 1000 на основе принципа умножения (300 — это 3 раза по 100) и все другие числа от 100 до 1000 из сотен, десятков и нескольких единиц (267 – это 2 сотни, 6 десятков и 7 единиц);

— сравнивать числа в пределах 1000, опираясь на порядок их следования при счёте;

— читать и записывать трёхзначные числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;

— упорядочивать натуральные числа от 0 до 1000 в соответствии с заданным порядком;

— выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

— составлять или продолжать последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

— работать в паре при решении задач на поиск закономерностей;

— группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

— измерять площадь фигуры в квадратных сантиметрах, квадратных дециметрах, квадратных метрах;

— сравнивать площади фигур, выраженные в разных единицах;

— заменять крупные единицы площади мелкими: (1 дм2 = 100 см2) и обратно (100 дм2 = 1 м2);

— используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.

Учащийся получит возможность научиться:

— классифицировать изученные числа по разным основаниям;

использовать различные мерки для вычисления площади фигуры;

выполнять разными способами подсчёт единичных квадратов (единичных кубиков) в плоской (пространственной) фигуре, составленной из них.

Арифметические действия

Учащийся научится:

— выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000;

— выполнять умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда результат не превышает 1000;

— выполнять деление с остатком в пределах 1000;

– письменно выполнять умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;

— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и единицей);

— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

— находить значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок.

Учащийся получит возможность научиться:

– оценивать приближённо результаты арифметических действий;

– использовать приёмы округления для рационализации вычислений или проверки полученного результата.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

— выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертёж, схему и т. д.;

— выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального (методом приведения к единице, методом сравнения), задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);

— составлять задачу по её краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертёж и т. д.);

— оценивать правильность хода решения задачи;

— выполнять проверку решения задачи разными способами.

Учащийся получит возможность научиться:

— сравнивать задачи по фабуле и решению;

— преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;

— находить разные способы решения одной задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

— находить равные фигуры, используя приёмы наложения, сравнения фигур на клетчатой бумаге;

— классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники;

— строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника;

— распознавать прямоугольный параллелепипед, находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы: вершины, грани, ребра;

— находить в окружающей обстановке предметы в форме прямоугольного параллелепипеда.

Учащийся получит возможность научиться:

копировать изображение прямоугольного параллелепипеда на клетчатой бумаге;

– располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве, согласно заданному описанию;

– конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке.

Геометрические величины

Учащийся научится:

— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;

— вычислять периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;

— применять единицу измерения длины километр и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;

— вычислять площадь прямоугольника и квадрата;

— использовать единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, и соотношения между ними: 1 см² = 100 мм², 1 дм² = 100 см², 1 м² = 100 дм²;

— оценивать длины сторон прямоугольника; расстояние приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

—сравнивать фигуры по площади;

– находить и объединять равновеликие плоские фигуры в группы;

– находить площадь ступенчатой фигуры разными способами.

Работа с информацией

Учащийся научится:

— устанавливать закономерность по данным таблицы;

— использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач;

— заполнять таблицу в соответствии с выявленной закономерностью;

— находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать эту информацию;

— строить диаграмму по данным текста, таблицы;

— понимать выражения, содержащие логические связки и слова («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все».

Учащийся получит возможность научиться:

— читать несложные готовые столбчатые диаграммы, анализировать их данные;

— составлять простейшие таблицы, диаграммы по результатам выполнения практической работы;

– рисовать столбчатую диаграмму по данным опроса; текста, таблицы, задачи;

– определять масштаб столбчатой диаграммы;

– строить простейшие умозаключения с использованием логических связок: («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все»);

– вносить коррективы в инструкцию, алгоритм выполнения действий и обосновывать их.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

     Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Содержание курса

 (140 часов)

ЧИСЛА ОТ 100 ДО 1000 - 51 час

Повторение и обобщение пройденного – 8 часов

Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Чтение, запись и сравнение числовых выражений.  Умножение и деление на однозначное число.

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

Обучающиеся должны знать

- десятичный состав,

- порядок  следования чисел в натуральном ряду;

- что обозначает каждая цифра в записи числа;

- сколько единиц каждого класса в числе.

- как получить при счёте число, следующее за данным числом, и число, ему предшествующее;

Обучающиеся должны уметь

- читать и записывать многозначные числа;

- представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;

- считать тысячами прямым и обратным порядком;

- сравнивать числа в пределах миллиона

- называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 1000.

Числовые выражения - 9 часов

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия.

Запись решения текстовой задачи выражением

Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.

Обучающиеся должны знать

- порядок выполнения арифметических действий в числовых выражениях;

- свойства диагоналей прямоугольника, квадрата

Обучающиеся должны уметь

- читать, записывать и сравнивать числовые выражения, находить их значение;

- записывать решение текстовой задачи числовым выражением;

- проводить диагонали многоугольника;

- исследовать фигуру, выявлять свойства ее элементов.

Приемы рациональных вычислений – 34 часа

     Свойства арифметических действий, приемы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений. Сравнение разных способов вычислений. Нахождение наиболее удобного. Умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Способы умножения числа на произведение. Окружность и круг. Свойства окружности и круга.  Элементы окружности: радиус, диаметр, центр. Задачи, обратные данной. Среднее арифметическое. Понятие среднего арифметического нескольких величин. Способы его вычисления. Среднее арифметическое нескольких слагаемых. Умножение двузначных чисел на круглые десятки в пределах 1000. Умножение числа на произведение. Задачи на движение с использованием диаграммы и схемы. Задачи с недостающими данными и вопросом. Письменное умножение двузначного числа на двузначное. Виды треугольников. Равнобедренные, равносторонние и разносторонние треугольники. Деление  круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100.  Три способа деления числа на произведение. Цилиндр, боковая поверхность и основания цилиндра. Развертка цилиндра. Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. Задачи на пропорциональное деление. Деление круглых чисел на круглые десятки. Письменное деление на двузначное число. Алгоритм деления.

  Обучающиеся должны знать

- свойства арифметических действий, приемы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений;

- различные способы умножения числа на произведение;

- окружность, круг, их элементы: центр, радиус, диаметр;

- способ вычисления среднего арифметического;

- прием умножения числа на круглые десятки вида 16 х 30;

- зависимость между скоростью, временем, расстоянием;

- алгоритм письменного умножения двузначного числа на двузначное.

  Обучающиеся должны уметь

- использовать разные способы вычисления, находить наиболее удобный;

- выполнять умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100;

- планировать решение задачи;

- выполнять задания по образцу заданному алгоритму действий;

- сравнивать различные способы умножения числа на произведение, выбирать наиболее удобный способ вычислений;

- составлять и решать задачи, обратные данной;

- распознавать на чертеже окружность, круг, показывать их элементы;

- находить среднее арифметическое нескольких слагаемых;

- сравнивать длины отрезков на глаз и с помощью измерений;

- решать задачи на движение.

ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 – 89 часов

Нумерация - 14

Новая счетная единица — тысяча, десяток тысяч, сотня тысяч. Миллион. Счет тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. таблица разрядов и классов.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в  10,  100,  1000 раз.

Луч. Числовой луч.

Угол. Виды углов.

Конус. Боковая поверхность, вершина и основание конуса. Развертка конуса.

Миллиметр как новая единица измерения длины.

Величины. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Обучающиеся должны знать

- числа, которые больше 1000;

- названия классов (первый класс – класс единиц, второй класс – класс тысяч, третий класс – класс миллионов, четвёртый класс – класс миллиардов);

- что каждый класс содержит единицы трёх разрядов (единицы, десятки, сотни, единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч и т.д.).

- как получить при счёте число, следующее за данным числом, и число, ему предшествующее;

- таблицу единиц площади

Обучающиеся должны уметь

- составлять многозначные числа из единиц разных классов и, наоборот, заменять число суммой чисел разных классов, уметь на этой основе читать и записывать любые числа в пределах миллиарда;

- выделять в числе единицы каждого разряда, заменять число суммой разрядных слагаемых, называть общее количество единиц любого разряда, содержащегося в числе, заменять мелкие единицы крупными и, наоборот, крупные – мелкими как при счёте, так и при измерении.

- называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах миллиарда;

- выполнять вычисления в таких случаях, как: 2000+300+8, 75900-5000, 9909+1, 10000-1

- сравнивать числа в пределах миллиона;

- классифицировать углы на острые и тупые;

- вычислять площадь прямоугольника в квадратных метрах, километрах;

- устанавливать соотношения между квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром и квадратным миллиметром;

- находить длину одной из сторон прямоугольника по данной его площади и длине другой стороны.

           Сложение и вычитание - 11

   Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний). Сложение многозначных чисел столбиком. Задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.

Обучающиеся должны знать

- конкретный смысл сложения и вычитания;

 - названия действий, названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

- переместительное и сочетательное свойства сложения, а также свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа;

- связи между результатами и компонентами сложения и вычитания;

- приёмы письменных вычислений, овладеть навыками выполнения сложения и вычитания многозначных чисел в пределах миллиона

Обучающиеся должны уметь

- применять полученные знания при решении задач;

- применять эти знания при проверке вычислений и при решении уравнений.

                                                                                       Умножение и деление - 60

     Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение.

Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное.

Решение задач на пропорциональное деление.

Скорость, время, расстояние. Скорость. Единицы скорости. Время. Единицы времени, расстояния. Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении и др.). Письменное умножение и деление на двузначное и трехзначное число (в пределах миллиона. Умножение числа на произведение.

Приёмы устного и письменного умножения и деления на числа оканчивающиеся нулями.

Перестановка и группировка множителей.

Работа   с   информацией.           Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»). Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.

Обучающиеся должны знать

- связь умножения и сложения одинаковых слагаемых, деления с умножением;

- переместительное свойство умножения суммы на число;

 - связь между компонентами и результатом действия умножения;

- приёмы устного и письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное число для различных случаев;

- связь между скоростью движущегося тела, временем и расстоянием;

- свойство умножения числа на произведение;

- приёмы устного и письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями

Обучающиеся должны уметь

- применять эти знания при нахождении произведения, частного, при решении простых и составных задач;

- применять это свойство при выполнении вычислений;

- использовать эти знания при решении простейших уравнений, при проверке умножения и деления, при выполнении различных учебных упражнений;

- решать новый вид задач на нахождение четвёртого пропорционального;

- находить расстояние по данным скорости и времени движения; время – по данным расстояния и скорости; скорость – по данным расстояния и времени движения;

- решать простые и составные задачи, используя знание связи между величинами – скоростью, временем и расстоянием;

- умножать на числа, оканчивающиеся нулями;

- решать задачи на встречное движение

Итоговое повторение 4 часа  Систематизация и уточнение полученных детьми знаний, закрепление и совершенствование формируемых умений; отработка предусмотренных программой навыков.

        

Контрольные работы  в 4 классе

               

   

Тема работы

Кол-во

1

 «Повторение и обобщение пройденного».

1   (комплексная)

2

 «Задачи на движение».

1  комплексная

3

«Умножение и деление».

1    тест

4

«Нумерация чисел больше тысячи».  

1     тест

5

«Сложение и вычитание».

1    комплексная

6

«Нахождение дроби от числа».

1комплексная

7

«Задачи на движение».

1  комплексная

8

«Деление и умножение многозначных чисел».

1  комплексная

9

Итоговая контрольная работа за 4 класс

1 комплексная +тест

                     

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Количество часов

I.

Числа от 100до 1000.

51 час

Повторение и обобщение пройденного.

  8

  9  

Числовые выражения.

Приемы рациональных      вычислений.    

  34

II.

Числа, которые больше  1000.  

                   89 часов

Нумерация.

14 часов

Сложение и вычитание.

11 часов

Умножение и деление.  

Итоговое повторение

60 часов

4часа

Всего

140 часов

Основные требования к уровню подготовки учащихся  к концу 4 класса

Нумерация

Обучающиеся должны знать:

      - названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

- выполнять счет тысячами,  десятками и сотнями тысяч прямой и обратный;

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Обучающиеся должны знать:

       - названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

       - связь между компонентами и результатом каждого действия;

       - основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Обучающиеся должны уметь:

      - записывать  и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со

      - скобками и без них);

      - использовать способы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений;

      - выполнять задания по образцу и заданному алгоритму;

      - находить среднее арифметическое нескольких слагаемых;

   - находить   числовые   значения  буквенных  выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв

- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

- решать примеры на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

- решать задачи в 1 — 3 действия.

Величины

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Обучающиеся должны знать:

- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

  - находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

         - находить   площадь   прямоугольника   (квадрата),   зная длины его сторон;

  - узнавать время по часам;

  - заменять крупные единицы мелкими;

 - выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Геометрические фигуры

Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), цилиндр.

Обучающиеся должны знать:

- виды углов: прямой, острый, тупой;

         - виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;

- определение прямоугольника (квадрата);

- свойство противоположных сторон прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

         - строить заданный отрезок;

         - строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон;

-  распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать центр, радиус, диаметр;

- проводить диагонали многоугольника (прямоугольника, квадрата);

- находить предметы шаровой, конической и цилиндрической формы;

- конструировать модель шара, конуса и цилиндра по их разверткам

Владеть компетенциями:

– личностного самосовершенствования;
– коммуникативной;
– ценностно-смысловой;
– учебно-познавательной.
 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • переводить условие реальной задачи на математический язык;
  • решать простейшие расчетные задачи с использованием полученных знаний;
  • оценивать величину предметов «на глаз».

Литература и средства обучения

                                                                           Материально-технического обеспечения образовательного предмета

Состав учебно-методического комплекта по предмету

Литература для учащихся

1.Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. учебник «Математика». 4 класс. Часть 1, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.

2.Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. «Рабочая тетрадь». 4 класс. Часть 1, часть 2. М., «Просвещение» 2014 год.

3.Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. «Рабочая тетрадь» часть 1, часть 2. М., «Просвещение» 2014 год.

 

4. Презентации.

5.Тренажеры

Литература для учителя

1.Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. учебник «Математика». 4 класс. часть 1, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.

2.Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. «Рабочая тетрадь» часть 1, часть 2. М., «Просвещение» 2014 год.

3. Рабочие программы. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы,

Издательство Просвещение, 2015

II. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1  Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика», М., «Просвещение», 2010 год.

2. Варианты контрольных работ. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика», М., «Просвещение», 2009 год.

3. «Перспектива»: Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4  — М., Просвещение, 2011 год.

4. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 1998.

Таблицы:

Необходимый иллюстративный материал к урокам включен авторами в учебники и «Рабочие тетради»

Комплект таблиц по математике для 4 класса

Интернет ресурсы:

?  Министерство образования и науки Российской Федерации
http://mon.gov.ru/pro/fgos/

?  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
http://standart.edu.ru/

?  Портал "Начальная школа"
http://nachalka.edu.ru/ 

?  Портал "Введение ФГОС НОО"
http://nachalka.seminfo.ru/ 

?  Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/ 

?  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/

Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka

Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет
http://www.metodkabinet.eu/

III. Дидактические материалы:

  1. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 2010
  2. Голубь В.Т. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми. М., «ВАКО», 2004 год.

3.Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к  математической олимпиаде (2-4 классы). М., «Айрис-пресс», 2007 год.

  1. Перфокарты, карточки.

4.Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Новые олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 год.

Технические средства обучения.

1.Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок

2.Магнитная доска

3.Компьютер с монитором с диагональю 64 см

4.Принтер лазерный

5.Магнитофон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...