Игра-путешествие "Права детей!"
методическая разработка на тему

Чебаненко Ольга Анатольевна

Цели: формирование системы правовых знаний; развитие умения определять свою личностную позицию; обучение подростков основам юридических знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_puteshestvie_prava_detey.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУ "СРЦН "Гармония"

Игра-путешествие "Права Детей"

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:

Чебаненко. О. А.

Цели: формирование системы правовых знаний; развитие умения определять свою личностную позицию; обучение подростков основам юридических знаний.

 

 

  1. Ведущий.

Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН – Организация Объединённых Наций, основанная в 1945 году в Нью-Йорке. Далее ООН признала необходимость разработать специальный документ по правам ребёнка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребёнка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. И 15 сентября 1990 года Конвенция вступила в силу.

Ведущий объясняет условия игры-путешествия от одной сказочной станции к другой.

 

2. Станция «Право на жизнь»

 

Ведущий. В Конвенции о правах ребёнка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребёнок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

(Учащиеся отвечают.)

 

Ведущий. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.  А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и её автора.

3.     Инсценировка по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».

 

(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.)

Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

            Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.

(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьёт по зеркальцу рукой.)

      Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

 (Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка.)

      Зеркальце. А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее.

(Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку.)

      Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову.) Веди царевну в глушь лесную и связав её, живую под сосной там оставь на съедение волкам!

(Девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)

Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…

Царевна. Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.

Ведущий. Та, в душе её любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…

Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Ведущий. Вспомнили название сказки? А кто её автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна? Несмотря на все злодеяния царицы, царевна всё же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы.

 

В наше время о сохранении жизни ребёнка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребёнка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребёнка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.

А теперь давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции. Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?

(Ведущий оценивает ответы и рисунки детей.)

 

4.     Станция «Права ребёнка на защиту государства от всех форм насилия»

 

(Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из мульфильма «Бременские музыканты».)

 

1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.

2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.

1-й разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть. Красота!

2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч  или злая Мачеха?

1-й разбойник. Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.

Ведущий. Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые – могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете?

(Учащиеся отвечают.)

Ведущий. Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во всё горло: «Помогите, я не знаю этого человека!» А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.

(Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой.)

Разбойники. Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдёмте с нами, у нас целый магазин сладостей!

Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдём с вами!

Разбойники. Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем вам сказки рассказывать!

Дети. Нет! Всё равно не пойдём!

Разбойники. Вот вы какие! А мы вас силой возьмём, вон у нас какие пистолеты!

Дети. Помогите! Мы не знаем этих людей!

 Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других найдём.

(Собираются уходить.)

Ведущий. Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!

Разбойники. Мы хорошие, мы ничего не сделали!

Ведущий. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребёнка записано, что государство защищает ребёнка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить. В Конвенции о правах ребёнка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?

(Ответы учащихся.)

Ведущий. Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать всё взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.

(Ведущий подводит итог.)

5.     Станция «Право на защиту от разлучения с родителями»

 

Ведущий. Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены с родными.

Дети. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведи», «Снежная королева».

Ведущий. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой? Кто поможет вам, если случится беда?

(Ответы учащихся.)

 

Дети исполняют песню на мотив "Учат в школе"

Как права ребятам знать

Интеллект свой повышать

Учат в центре,

Учат в центре,

Учат в центре.

И законы уважать

Малышей не обижать

Учат в центре,

Учат в центре,

Учат в центре.

На учебу есть права

И на отдых есть права

Учат в центре,

Учат в центре,

Учат в центре.

На заботу есть права,

На работу есть права

Учат в центре,

Учат в центре,

Учат в центре.

Свод законов есть большой

Вместе мы его с тобой

Учим в центре,

Учим в центре,

Учим в центре.

Чтоб сумел их применять

Смог себя ты защищать

Учат в центре,

Учат в центре,

Учат в центре.

Давайте теперь попробуем разобраться, какие права нарушены у героев песен из мультфильмов.

1. "Песня бременских музыкантов" "Ничего на свете лучше нету:" (Право на свободу передвижения.)

2. "Чему учат в школе" (Право на образование.)

3. "Песенка мамонтенка" (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)

4. "Чунга-Чанга" (Право пользоваться благами, право на отдых)

5. "Антошка" (право на труд и на отдых)

6. "Кабы не было зимы" (право на отдых)

7. "Пусть всегда будет солнце" (право на жизнь и свободу)

Ответы детей.

6.     Подведение итогов.

 

Никто не имеет права разлучить ребёнка с родителями без серьёзных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребёнка. Часто с детьми обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ – «Конвенция о правах ребёнка», где записаны основные права детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...