Здоровьесберегающие технологии в начальных классах
статья по зож (2 класс) по теме

Дементьева Елена Витальевна

Анализ состояния здоровья детей за последние годы.Отечественные педагогизанимающиеся  проблемой здоровьесбережения обучащихся.Основные задачи в решении проблемы здоровьесбережения. Приложения с примерами различных физминуток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii2.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

Дементьева Елена Витальевна

(п.г.т. Суходол ГБОУ СОШ №2)

Здоровье - не всё,

                                                но всё без здоровья ничто.

                                                                                Сократ

        Выдающийся философ XX .в Бертран Рассеял заметил: «Если вы не думаете о своем будущем у вас, его не будет».

Наше будущее – это наши дети. И насколько им будет комфортно в жизни зависит лишь от нас взрослых.

 Еще в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение  развитие детей, убийство их здоровья».

Прошли годы, но и в XXI веке проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в совокупности с качественным образованием не перестает быть актуальной.

  Анализ состояния здоровья детей за последние годы подтверждает данные многолетних наблюдений об увеличении количества детей с различными заболеваниями в период обучения в школе. По данным НИИ педиатрии:

- 14% детей практически здоровы;

-50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата

- 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

 Чаще всего встречаются такие заболевания как:   сколиоз,   заболевания органов зрения ,  задержка психического и физического развития,  повышенная возбудимость, утомляемость, раздражительность как признаки ослабленной нервной системы. Всё это является одной из причин отсутствия у школьников положительных учебных результатов. Проблема сохранения и укрепления здоровья очевидна. Не решать ее было бы непрофессионально и безнравственно. Известно, что большую часть дня дети находятся в стенах школы. Значит, мы, учителя, ответственны наравне с родителями, а может быть и в большей мере за здоровье наших учеников. Физическое и психическое состояние наших детей диктует нам, педагогам, безотлагательную необходимость создания особой среды, которая позволила бы сберегать здоровье школьников.  

  В отечественной педагогике проблемой здоровьесбережения обучащихся занимаются ученые – педагоги Е.А. Ямбург, В.К.Крючков, М.М.Безруких. Согласно их утверждениям, успешным может стать ученик в той среде, которая способна создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, где используются технологии, позволяющие сохранить здоровье обучащихся.  Под здоровьесберегающей технологией  понимается наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья. Данная технология рассматривается как качественная характеристика образования, как совокупность приемов, принципов, способов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью образовательной системы, они учитывают разные аспекты, в том числе и уровень педагогической культуры учителей, условия проведения учебного процесса, т.е. те технологии, которые имеют непосредственное отношение к здоровью обучащихся.

Основные задачи в решении проблемы здоровьесбережения:

- Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий, сберегающих здоровье учащихся; методов профилактики утомляемости, методов повышения активности школьников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

 -  Создание комфортного микроклимата для развития интеллектуальной, эмоциональной и духовной сферы личности детей.

 - Организация совместной деятельности с учреждениями здравоохранения (школьным медиком).

Ведущим направлением данной деятельности является рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными и гигиеническими требованиями, предусматривающая увеличение двигательной активности учащихся не только на переменах, но и во время учебных занятий.

  При определении задач и конкретных методических приемов для решения данной проблемы учителю следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, их затруднения в учебной и коммуникативной деятельности, выявленные на основе педагогических наблюдений, психолого- педагогической диагностики. Постановка задач здоровьесбережения происходит в 2 этапа: На первом этапе воплощается принцип «Не навреди», который предусматривает такие условия обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Второй этап направлен на формирование у школьников физического, психического, духовно-нравственного здоровья, действенной мотивации на ведение ЗОЖ. На этом этапе здоровьесберегающие технологии способствуют формированию у школьников культуры здоровья. Здоровье во многом связано с успешностью ученика. Стимулировать развитие успешности ученика на уроке и вне его, по мнению В.К. Крючкова, возможно через систему продуманных психоло- педагогических приемов. Обязательным также является мотивационный этап урока: если ребенок испытывает потребность и готовность в достижении значимого для себя результата, уверен в себе и в своих силах, тогда он и будет успешным. Успешность школьников напрямую связана с их здоровьем. По авторитетному для меня мнению доктора педагогических наук, Е. А. Ямбурга именно переутомление, стрессы, страх допустить ошибку создают предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, нервных, психосоматических и других заболеваний. Для того чтобы выработать специальные педагогические приемы, с помощью которых   отслеживать у ученика положительную динамику успеха, необходимо учитывать признаки, свидетельствующие об успешном или неуспешном процессе формирования мотивации достижения успеха у конкретного школьника: Такими признаками являются: - умение   планировать свои действия на уроке для достижения цели; - желание  обращаться за помощью при необходимости к учителю или соучастникам творческого процесса; - желание   проанализировать свои действия при неуспехе, выявить причины затруднений; - желание   повторить действие при неуспехе; - готовность к выбору задания повышенного уровня при разноуровневых заданиях; - активность при работе в паре, группе. М.М. Безруких считает, что для сохранения здоровья учащихся очень важно то, насколько правильно будет выстроен урок с точки зрения здоровьесбережения.

   Снижению  утомления  школьников способствует применение дидактических игр; включение в урок физкультминуток   включение учеников в групповую или парную работу (Приложение 1), смена одного вида деятельности другим; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию. В  создание благоприятного психологического климата: включение ученика в беседу, дискуссию; доступность и преемственность информации; использование соответствующих средств обучения; доброжелательное отношение к ученикам; включение в учебный процесс жизненного опыта учащихся; обеспечение учебной дисциплины; создание условий для «ситуаций успеха» на уроке; психологическая подготовка учеников к этапу контроля знаний  заданиями; учет интенсивности самостоятельной работы;   выполнение санитарно-гигиенических условий: следование нормам освещения, температуры и состава воздуха; организация динамических пауз во время урока (Приложение 2,4,5); использование   игровых моментов на уроке(Приложение 3). Грамотно выстроить здоровьесберегающий урок мне позволяет учёт следующих характеристик, предложенных директором Центра образования №109 г. Москвы, заслуженным учителем России, доктором педагогических наук Ямбургом Е.А.:

1.Выполнение рекомендаций СанПиНа: - требования  к  освещенности кабинета, - проветривание кабинета, - уровень шума, - место и длительность применения ТСО 2.Динамическая  организация урока: -  физкультминутка (Приложение 1), - поза учащихся во время  урока. 3.Психологический    подход  при проведении  урока: - учёт индивидуальных особенностей учащихся, - учёт темперамента учащихся, - умение работать с различными группами, - дифференцированный подход в обучении. 4.Психологический климат урока: - мажорность урока, - проявление доверительного подхода к ученикам, - наличие на уроке эмоциональной разрядки, - создание ситуации успеха. 5.Некоторые педагогические знания и умения: - чередование различных видов деятельности, - чередование методов, их количество, - плотность урока, - темп окончания урока, - определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности, - умения учителя оценить уровень работоспособности учащихся.  

   И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов. 

Список литературы

1. Альмяшев К.А. Продленному дню – внимание и заботу // Народное обра-

зование . – 1984. – № 4 – С. 28-29.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – 3-е изд., доп., пераб. – М.: ФиС, 1987.

3. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья

школьников. – М., 1974.

4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС,

1988.

5. Вавилова Е.Н.. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986;

 

               

  Приложение1

Физкультминутки

1. Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

2.Повторяем движения за словами:

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

 

3.Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

 

4.Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.         

 5.Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

Приложение 2

Гимнастика для глаз

1.  «Буратино».

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

2. «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу скорей вокруг.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево.

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание

 После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

 

 

                         

Приложение 3

Пальчиковая гимнастка

Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП СССР было установлено, что УРОВЕHЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ находится в прямой зависимости от СТЕПЕHИ СФОРМИРОВАHHОСТИ ТОHКИХ ДВИЖЕHИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК. Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских учреждениях необходимо уделять внимания развитию движения пальцев рук. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неcкоoрдинированные).

(комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет // раз-два // пальцы врозь-вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет // раз, два, три // ).

3. Пальчики здороваются (на счет // раз-два-три-четы-ре-пять // соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка // ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК // .

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

(комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка // БЕЛКА // .

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

 (комплекс N 3)

1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опус тить пальцы вниз).

Потешка // ЭТОТ ПАЛЬЧИК // .

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка // БЕЛКА // .

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди .

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

 (комплекс N 5)

1. Замок (на счет // раз // - ладони вместе, а насчет // два // - пальцы соединяются в замок ).

2. Лиса и заяц (лиса крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед;

заяц убегает - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка // HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ//.

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

  Приложение 4               

Дыхательная гимнастика

При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге. 
Чудо – нос. 
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. 
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо, 
Как угодно. 
Выполню задание, 
Задержу дыхание… 
Раз, два, три, четыре – 
Снова дышим: глубже, шире. 
Охота. 
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.) 
Ныряние. 
Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает. 
Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения. 

Шарик. 
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают. 
Скороговорки. 
-музыкальные. 
После глубокого вдоха поётся любой слог. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью заканчивается. 
Каша кипит. 
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз. 
Ветерок. 
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок). 
Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.

 

     

Приложение 5

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

             Упражнения для снятия напряжения с  плечевого пояса и рук.

1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальных классах"

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических д...

Применение здоровьесберегающей технологии в начальных классах

Статья содержит рекомендации по применению здоровьесберегающей технологии  в начальной школе. Будет полезна учителям начальных классов и родителям младших школьников....

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

В работе представлены разнообразные здоровьесберегающие технологии,направленные на снятие усталости, напряженности....

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах сельской школы

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиб...

Физминутка и её оздоровительные функции, как один из методов здоровьесберегающих технологий в начальных классах

В  статье  рассказывается  об  основных  вопросах  по  здоровьесберегающим  направлениям. Здесь  же  повествуется  о  роли  физминутки...