Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первые прогулки по Петербургу"
рабочая программа (1 класс) на тему

Корнева Любовь Ивановна

Программа рассчитана на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_spb_1_klass_na_1_chas.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №454

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Согласовано        Утверждаю

На Методическом совете школы        Директор школы

Протокол №______        _______________Т.В. Ларионова

От «____»_____________2016 г.        Приказ № ______

                                                                                                                                                                              От «____»_____________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПЕРВЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ПЕТЕРБУРГУ

ДЛЯ 1 "Б" КЛАССА

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                       Составитель программы                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                        Корнева Л.И.

Санкт-Петербург  

ПЕРВЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ПЕТЕРБУРГУ 1 КЛАСС - 66 Ч

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые прогулки по Петербургу"  для обучающихся  1 класса разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой и "Первые прогулки по Петербургу" Е.А. Никоновой.

Программа рассчитана на 33 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе).

  Рабочая программа составлена на основании  следующих нормативных правовых документов:  

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6» октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями);
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
  3. Учебного плана внеурочной деятельности ГБОУ школы 454;
  4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам.        

Рабочая программа ставит следующую цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а Себя - как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

     

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Колпинского района.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на уроках. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Формы организации.

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу "Первые прогулки по Петербургу" является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа "Первые прогулки по Петербургу" предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

Применение ИКТ на уроках по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет проводить уроки различных типов:

  • демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
  • уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе "учитель-ученик".
  • уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.

Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

            Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Формы учета результатов обучения

- Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даются  вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала.

- В конце курса проводится итоговая игра - путешествие или викторина «Знаете ли вы свой город?».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание занятия

Форма проведения

Дата план

Дата факт

Введение

Введение. Что такое краеведение?

Моя школа. Мой дом.

1

Что мы будем изучать на занятиях.

Техника безопасности

Классное мероприятие

Наш город - Санкт Петербург.

1

Общее представление о городе.

Виртуальное путешествие

Город на берегах Невы

Удивительный Санкт- Петербург.

1

Имя города. Возраст города. Петр Первый - основатель Петербурга. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

Интерактивное путешествие, творческая работа

Крепость на Заячьем острове.

1

Животное -  символ острова. Первый петербургский зодчий.

Классное мероприятие Игра-наблюдение

Первые городские постройки.

1

Домик Петра Первого. Троицкая площадь.

Круглый стол. Творческая работа в группах

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны.

1

Флот. Андреевский флаг. Набережная. Шкиперский проток. Биржа. Тома де Томон - автор Стрелки.

Классное мероприятие. Творческая работа.

Адмиралтейская верфь.

1

Устройство верфи, происхождение её названия. Начало истории судостроения.

Архитектор. Адмиралтейская набережная.  Кораблик - символ города

Презентация

Круглый стол

Летний сад. Постройки Летнего сада.

1

Решетка летнего сада. Аллеи. Памятники. Летний дворец и его история. Чайный и кофейный домики.

Интерактивное путешествие

Викторина

Невский проспект.

1

Символическое число 3, связанное с Невским проспектом. Транспорт проспекта.  Дворцы простпекта.

Презентация

Дворцовая площадь – главная площадь города.

1

Ансамбль Дворцовой площади. Арка Главного штаба. Александровская колонна.

Интерактивное путешествие

Зимний дворец.

1

История дворца. Обитатели дворца. Экспонаты Эрмитажа.

Интерактивное путешествие

Викторина "Первые постройки города"

1

Заячий остров. Васильевский остров. Адмиралтейство. Дворцовая площадь. Летний сад.

Игра - викторина

Площадь Искусств. Русский музей

1

Ансамбль площади Искусств - Русский музей, Малый театр оперы и балета, памятник Пушкину. Исория Русского музея

Интерактивное путешествие

Санкт - Петербург - город рек и каналов.

1

Нева. Мойка. Фонтанка. Канал Грибоедова. Цветные мосты.

Интерактивное путешествие

А.С. Пушкин на берегах Невы

1

Мойка 12. Жизнь и смерть поэта.

Интерактивное путешествие

Канал Грибоедова

1

Дом книги. Храм Спас- на - Крови. Казанский собор. Банковский мост.  Грифоны.

Интерактивное путешествие

Река Фонтанка

1

Аничков мост. Конные скульптуры.  Египетский мост. Мост Ломоносова.

Интерактивное путешествие

Сенатская площадь. Медный всадник.

1

Ансамбль площади. Здание Сената и Синода. История создания памятника.

Презентация. Творческая работа в группах.

Исаакиевская площадь.

1

Исаакиевский собор. Мариинский дворец. памятник Николаю I. Конногвардейский манеж.

Исследовательская работа

Ленинград - город герой

1

Блокада Ленинграда

Презентация

Храмы и церкви Петербурга.

1

Казанский собор. Исаакиевский собор. Петропавловский собор. Храм Воскресения Христова. Чесменская церковь.

Работа в группах.

Торговля в Санкт-Петербурге.

1

Гостиный двор. Елисеевский магазин. Дом книги.

Интерактивное путешествие

Дворцы Петербурга

1

Аничков дворец. Юсуповский дворец. Тавричекий дворец. Меншиковский дворец. летний дворец.

Игра-экскурсия

Я - архитектор

1

Рисование проекта дворца.

Творческая работа

Музеи Петербурга

1

Кунсткамера. Зоологический музей. Военно  - морской музей. Артиллерийский музей. Железнодорожный музей. Музей кукол.

Классное мероприятие

Кунсткамера. Зоологический музей.

1

История создания.

Интерактивное путешествие

Военно - морской музеи и Артиллерийский музей

1

История создания.

Интерактивное путешествие

Музеи Петербурга

1

Обобщение

Викторина

Театры Петербурга для детей. Цирк.

1

Разнообразие театров Петербурга. Большой театр кукол. ТЮЗ.

Работа в группах. Создание афиши.

Петербург - культурная столица России

1

Обобщение

Творческая работа.

Колпино - район Петербурга

1

История создания Колпино. Символы Колпино. Ижорские заводы.

Презентация

Петербуржцы и победа. Колпино - город воинской славы

1

Экскурсия в школьный музей

Экскурсия

Знаете ли вы свой город?

2

Обобщение по курсу.

КВН - викторина

ЛИТЕРАТУРА

1. Е.В. Дмитриева "Санкт -Петербург" Пособие по истории  города. / Корона принт, СПб.: 2015

2. Е.А. Никонова "Первые прогулки по Петербургу" / Паритет, СПб.:  2015

3. Е.А. Никонова "Мы - горожане" / Паритет, СПБ.: 2015

4. В.К Дмитриев "Символы Санкт - Петербурга" - альбом -  раскраска / Корона принт, СПБ.: 2015