Родительское собрание на тему:"Семейное чтение"
материал на тему

Шерстнева Екатерина Сергеевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_chtenie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы родительского собрания

                                                               Содержание родительского собрания

1. Представление учителя

Здравствуйте уважаемые родители! С сегодня мы с вами собрались для того чтобы обсудить одну очень значимую проблему, А именно «Семейное чтение. Проект Н.В Шилова» 

2.  Вступительное слово классного руководителя

         Сегодня мы поговорим о семейном чтении.  Тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры.

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели, бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться?

Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Немного статистики и интересных фактов:

Посмотрите на слайд

•        Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;

•        Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту;

•        Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А.Энштейн, А. Луначарский.

Также известно, что Ю.П. Мелентьева определяет семейное чтение как одну из моделей чтения  – наряду с деловым чтением, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным. Семейное чтение, по ее мнению, отличается от других следующими особенностями, внимание на слайд:

1.  В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя»;

2.  Модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие;

3.  Модель «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» как библиотеки особого вида.

4.  В модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, одномоментно реализуются практически все важнейшие функции чтения такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная. 

В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования, выраженная в системе Федеральных государственных образовательных стандартов базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих функций среды, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как полноценную развивающую среду.

Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов:

·     Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения;

·     Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие того, что эта потребность не сформирована в раннем детстве;

·     Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью. «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием - самое творческое время развития речи ребенка...»;

·      Семейное чтение - это альтернатива всем другим формам детского чтения. Суть альтернативы заключается в повседневном взаимодействии детей и взрослых при совместном чтении книг. Самая главная мотивация при этом - обретение общей жизни в семье.

Зачем детям необходимо читать? Обратите внимание на слайд.

1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми

2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.

3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально

4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.

5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.

В контексте вышесказанного представляется актуальным разработка и реализация проекта «Год семенного чтения в Челябинской области памяти Н.П.Шилова».(слайд) Многие задаются вопросом, как лучше читать книги Николая Шилова?

1. Обязательно вместе с ребенком!( прямой контакт)

2. Стихотворения читает взрослый! Поэтические книги нельзя использовать как тренажеры для отработки техники чтения. Чтение стихов должно быть безупречным, поэтому к нему надо готовиться. Первым читает взрослый, причем, если все идет удачно, стихотворение читается несколько раз. Чтение стихотворений детьми условно: обычно дети запоминают на слух текст, «симулируя» чтение, точнее, вспоминая строки с привязкой к тексту книги (и такое чтение-вспоминание надо поощрять!)

3. После каждого стихотворения (максимум разворота) нужна пауза. Посмотреть на ребенка, улыбнуться, увидеть и услышать его реакцию, возможно, поделиться своим мнением. Спросить, хочет ли он перечитать.

4. Оптимально, чтобы чтение вылилось в игру – подвижную, с беганием-прыганием и скандированием строк Шилова, изображением героев стихотворения – каркающей вороны, слона, смотрящего на падающего героя, мухи, у которой кислый вид и т.п.

5. Замечательно, если игры перейдут в рисования по мотивам стихотворения, а, возможно, и в собственное сочинительство.

3.Анализ анкетирования

 Недавно мы провели в нашем классе анкетирование и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий.

Анализ анкет показал, что любят читать лишь около трети наших детей, причём родители в своих оценках были более строги, чем дети. Не все родители читают сами, но самое печальное то, что очень мало семей, где практикуется постоянное коллективное чтение. А ведь желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его -семейное чтение.

Также обратите внимание на рисунке ваших детей. Рисунки на тему: « Что для тебя книга»

Обсуждение.

4.Обсуждение проблемы с родителями

А сейчас, дорогие родители, давайте сообща ответим на вопрос  «Почему чтение-это важно?» Каждый ваш аргумент-это ступенька на пути к вершине, которую ученик достигает, если становится активным читателем. Выслушав ваши аргументированные ответы, мы все убеждаемся в том, что обратите внимание на слайд:

1.Чтение будит эмоции.

2.Повышает интеллект.

3.Помогает в учёбе.

4.Формирует самообразовательные навыки.

5.Побуждает к нравственным поступкам.

 «Предлагаю объединиться  «пятёрками» и попытаться через 5 минут предложить присутствующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребёнка к чтению.

 Варианты советов:

   1.В доме обязательно должна быть библиотека, книги из которой не должны быть украшением интерьера, которые сын

или дочь воспринимают как антикварные безделушки, а служат источником радости, удовольствия.

   2.Родители должны постоянно поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, удивляться, выслушивать мнение ребёнка о том или ином событии, факте, прочитанном в книге. Но при этом не забывать о том, что чрезмерное вмешательство в процесс детского чтения так же вреден, как и пассивное наблюдение за чтением.

   3.Развитию интереса к чтению помогут и « маленькие хитрости», например: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне некогда, нужно готовить обед!» После чтения следует поблагодарить ребёнка, обсудить с ним прочитанное.

Так можно продвинуться вперёд – естественно и ненавязчиво.

  4. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Иногда можно подарить  ту книгу, которой

«зачитывались» вы в детстве. Это важно уже и потому, что об этих книгахвы сами будете говорить взахлёб, невольно « подбивая» ребёнка на прочтение её.

  5.Обязательно надо запастись терпением, не упрекать малыша за то, что он медленно или невнятно читает, а наоборот ободрить

его, хвалить за маленькие «шажки» вперёд.

  6.Иногда родителям следует превращаться в Незнайку, тогда обычно ребёнок с удовольствием предлагает: «А хотите я вам расскажу  (прочитаю) …»Такая беседа прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку.

Выступление библиотекаря.

Вывод: Чтение  – это труд. Но этот труд должен стать для детей желанным и радостным сейчас, когда он опустил глаза в книгу.

Думаю, что для вас не будет лишней памятка, которую я раздала вам.

       Копилка родительского опыта( слайд)

(Вывод)

  • В одной семье стало традицией отмечать «День прочитанной книги» (маленький семейный праздник). .
  • Игра-переписка с литературным героем. К примеру: литературный герой не погибнет, если ребенок прочитает книгу и напишет имя отрицательного персонажа книги в письме к нему. Далее переписка может быть продолжена. Мама, от лица героя, также письмом, поблагодарит за спасение.
  • Если у ребенка потерян интерес к книге, можно предложить написать свой вариант окончания книги. Другие члены семьи могут написать свои варианты. Каждый оглашает свою концовку, которую сравнивают с авторской версией, т. е. книга будет дочитана.
  • Следующий прием привлечения к чтению – это разгадывание кроссвордов, викторин по конкретному произведению. Чтобы их разгадать, ребенку придется прочитать произведение.
  • Создайте свой «самиздат» на дому. Поощряйте сына, дочку сочинять прозу, стихи. Пусть раз в месяц трудами ребенка, детей любуются вся семья и гости.
  • Чтобы привить у детей любовь к словам и буквам, нужно с ними больше играть в словесные игры: загадывать-разгадывать загадки, ребусы, учить забавные скороговорки, частушки-прибаутки и т. д.
  • Организуйте поход в библиотеку. Окунувшись в особенную библиотечную атмосферу, ребенок захочет быть и далее к ней причастным, ему станет интересно.

Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов.  Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут

5.Анализ успеваемости учащихся

6.Заключительная часть

Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!  

Всего Вам доброго, до свидания.

                                                 

   Приложение

Анкета  для детей  «Любишь ли ты читать?»

1.        Любишь ли ты читать?

2.        Какую книгу ты читаешь сейчас?

3.        Читают ли тебе родители?

4.        Читаешь ли ты вместе с родителями?

5.        В твоей семье любят читать взрослые?

6.        Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?

7.        Есть ли у вас дома интересные детские книги?

8.        Ходишь ли ты в библиотеку?

9.        Какую книгу сейчас читает мама? Папа?

10.Какие книги тебе больше всего нравится читать?

Анкета для родителей «Любит ли читать ваш ребёнок?»

1.Любит ли читать ваш ребёнок?

2.Какую книгу сейчас читает ваш ребёнок?

3.Читаете ли вы детям?

4.Читаете ли вместе с ребёнком?

5.Любят ли в вашей семье читать взрослые?

6.Как вы думаете, ваш ребёнок читает потому, что надо, или потому, что интересно?

7.Есть ли в вашей домашней библиотеке книги, интересные для вашего ребёнка?

8.Посещает ли ваш ребёнок библиотеку?

9.Какую книгу  читаете сейчас вы? Ваш супруг(а)?

10.Книги какого содержания предпочитает читать ваш ребёнок?

Памятка

5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей

  1. Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  3. Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.
  4. Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Анализ родительского собрания

Повесткой родительского дня была тема «Семейного чтения»

Был организован обмен опытом по привитию любви к чтению своим детям между родителями.

Были даны советы, как правильно читать с ребенком книги.

В течение всего собрания на  доске были вывешены работы детей по данной теме.

Анализ на данном родительском собрании занимал второстепенное место, были поставлены задачи, как прививать любовь к чтению в семье.

Родители обменялись мнением и опытом.

Анкетирование как детей , так и родителей было проведено до собрания. В ходе, которых были сделаны выводы. Принято решение. Корректное и реальное в своем достижении.

Также выступил библиотекарь. В своем выступление он дал рекомендации, какие книги лучше читать.

Классный руководитель был тактичен, вежлив при общении с родителями.

Помещение было оформлено выставкой детских книг. По ходу родительского собрания учитель использовала презентацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Лучшая форма наследства, оставляемая родителямиСвоим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.              ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ на тему: "Семейное воспитание и здоровье наших детей".

Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Тема нашего сегодняшнего собрания подсказана жизнью, желание к ней обратиться я думаю единодушно.Здоровье наших детей… нет ничего важне...

Родительское собрание по теме "Семейное чтение"

Данное родительское собрание направлено на создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению с...

Конспект родительского собрания на тему "Семейное чтение"

Тема  выступления: «Зачем читать ребёнку книги?» в рамках проекта «Год семейного чтения памяти Н. В. Шилова»....

Классное родительское собрание на тему: "Семейное чтение"

Родительское собрание на тему "Семейное чтение"...

Родительское собрание на тему "Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение"

Задачи: познакомить родителей с организацией досуга детей в семье.Форма: круглый стол, обмен опытом в воспитании детей.Вопрос для обсуждения: чем занять ребёнка в свободное время.Подгот...