Пед. ситуации
материал на тему

Педагогмические ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._situatsii.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Учитель дает 2 классу задание, а ученик Петя не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»

Проблема: отсутствие мотивации ребенка

Причины: -затруднение в работе из-за отсутствия тех или иных умений

- отсутствие интереса к выполнению работы, возможно данный вид задания слишком скучный для ребенка

- возможет конфликт с учителем

Задачи:

- сохранить доброжелательный стиль общения

- включить ребенка в урок, т.е. сделать так, чтобы в итоге он выполнил задание

- формирование коммуникативных, регулятивных и нравственных качеств личности и класса в целом

- Проведение классных часов

-проведение родительских собраний

Решение:

В данной ситуации есть несколько способов решения. Опираясь на собственные наблюдения, могу сказать, что многие учителя реагируют резко на подобное поведения ученика. Начинают ругаться, угрожать поставить плохую оценку, т.е. 2.

 По мне данный вариант является не действенным. Поэтому я бы поступила иначе. Я считаю, что необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Можно опереться на интересы ребенка и сделать задание индивидуальным. Например: «Хорошо, Женя, ты, наверное, хотел бы изобразить данное задание на рисунке» (Он рисует и любит рисовать). Женя улыбается. «Но чтобы рисунок отвечал тексту, надо сначала прочитать текст!» Женя охотно включился в работу. При подведении итога на уроке Жене была представлена возможность прокомментировать (описать) то, что он изобразил на рисунке.

Или можно предложить данному ребенку выступить экспертом по данному заданию. Ему предлагается оценить ответ учеников, но чтобы его оценить, он должен сам выполнить данное задание. Учитель должен быть убежден, что нет ученика, которого невозможно увлечь учением, и стараться использовать разные приемы в этой работе.

А далее, использовать на уроках задания для сплочения коллектива, а во второй половине дня различные игры, направленные на формирование регулятивных качеств личности. Можно провести классный час на тему: «Как надо разговаривать со взрослыми» или «Кто такой вежливый человек?»

  1. Учащийся 3 класса Алексей говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь»

Проблема: невыполнение требований по готовности к уроку

Причины:

- личностные особенности ребенка,

- отсутствие учебной мотивации,

- не до конца сформированы регулятивные качества личности,

- семейная ситуация (может ребенок из неблагополучный семьи, где он предоставлен сам себе)

Задачи:

- Обеспечить средства для обучения,

- сохранить доброжелательный стиль взаимоотношений,

- Выяснить причину такой забывчивости

- если данное поведение наблюдается систематично, то попытаться вовлечь в деятельность в другой роли (организатора)

- работа с классом по формированию регулятивных качеств личности

- Поговорить с родителями

Решение:

Есть несколько путей решения данной ситуации. Скорее всего, как показывает практика, многие учителя очень резко реагируют на подобные ситуации. Можно наругать ребенка, выставить его виноватым, поставить 2

Или же дать ему роль организатора, чтобы он руководил каким-нибудь процессом, но мы считаем, что данную проблему можно решить иначе. Я бы сохранила доброжелательный стиль общения. Спокойным тоном и улыбкой дала бы ребенку новую тетрадь, чтобы он работал на уроке вместе со всеми. А после урока, при личной беседе, выяснить причину его забывчивости.

Если же такое поведение наблюдается изо дня в день, то привлечь к работе психолога.

Далее проводить работу с классом по формированию регулятивных качеств личности в виде игр и тренингов.

Ну и поговорить с родителями ребенка, если они его забирают после уроков, чтобы обратили внимание.

3. В первом классе учительница заметила, что каждый раз у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызывает беспокойство. Кто виноват в исчезновении вещей? Наконец, в день, когда пропала очередная ручка… 

Проблема: недостаточная сформированность нравственных качеств

Причины:

  1. Особенности семейного воспитания
  2. Возрастные особенности

Задачи:

  1. Постараться предотвратить дальнейшие пропажи
  2. Провести профилактическую беседу с детьми

Способы решения:

  1. Игнорирование
  2. Учитель сама ищет пропажи и отдает детям
  3. Если ребенок случайно взял чужую вещь, то пусть положит ее в бюро скорых находок
  4. Предложить детям выделить "сыщиков" в классе, кто будет искать пропажи
  5. Заставить детей сознаться

4. В школе принято пользоваться сменной обувью. Ребята, придя на занятия, переобуваются, кладут обувь в специальные мешочки, которые из-за нехватки места в раздевалке вешают сбоку парты в своем классе. Двое учащихся 4 класса, чтобы первыми уйти домой, тайком переобувались во время урока. Некоторые стали подражать им. Чтобы пресечь это, классный руководитель поступила следующим образом…

Проблема: недостаточно сформирована культура детей

Причины:

  1. Дети подражают "За компанию" (влияние социума)
  2. Не подчинение уставу школы
  3. Особенности семейного воспитания
  4. Возрастные особенности

Способы решения

  1. Игнорирование
  2. Вызвать переобувшегося ребенка к доске, обратить внимание, что он  не в сменке, заставить всех переобуться в сменку, в целях дальнейшего не повторения ситуации оставить 2 зачинщиков дежурить вне очереди. Объяснить классу, что это непросто некрасиво, но еще и вредно для здоровья. Провести классный час "Я культурный человек".
  3. Отругать всех, задать большие домашние задания всему классу
  1. Учительница 2 класса на уроке математики зачитала отметки за контрольную работу и раздала тетради детям. Девочка Оля, услышав, что ее работа оценена четверкой, сразу поспешила посмотреть, где жe она допустила ошибку. В последнем примере 51 – 1 = 50 её ответ был зачеркнут красной чертой. Оля подняла руку и громко сказала учительнице: "Вы ошиблись. У меня правильный ответ".

Выделение проблем(ы): ученица публично указала на ошибку учителя, что учительница восприняла как попытку подрыва педагогического авторитета.

Определение возможных причин проблем(ы)

Проанализируй особенности младших школьников и мотив поступка ребенка: ученица увидела ошибочно выставленную отметку и, желая восстановить справедливость, указала на это учителю. Девочка проявила детское прямодушие, не думая о последствиях своих слов. Ученица приложила усилия, старалась правильно выполнить задания контрольной работы. В словах девочки не было ничего, что должно было вызвать такую реакцию учителя. Очевидно, учительница подумала, что признание собственной ошибки подорвет ее авторитет в главах класса.

Формулировка педагогических(ой) задач(и)

-восстановить доверительные отношения с ученицей;

-формирование коммуникативных, регулятивных, нравственных и др.качеств и компетенций учащегося.

-воспитание тактичности у учащихся, сдержанности, ….,….

Выбор способов решения педагогических(ой) задач(и)

Одно из решений (совсем не эффективное) проигнорировать ребенка или сказать, что ничего менять не будете.

Аргументация собственной позиции в выборе способов решения

Педагогическая оценка успеваемости и поведения ученика выполняет регулирующую функцию. Правильная и осознанная учеником педагогическая оценка стимулирует его активность в учебной деятельности и определяет самооценку своего поведения. Неправильная оценка иногда тормозит деятельность и порождает у ребенка равнодушие к учению и неуважительное отношение к учителю.

Умение учителя признавать свою ошибку скорее положительно скажется на отношении ученицы к самому учителю и процессу обучения. Это важно еще и для сохранения доверительных отношений в системе учитель-ученик, поддержания положительной учебной мотивации и т.д.

Можно решить ситуацию, используя чувство юмора или просто поблагодарить ребенка за внимательность и, конечно, исправить ошибочно поставленную отметку.

Продолжение работы – можно поручить хорошо знающей материал и внимательной ученице роль консультанта в групповой работе на уроке.

  1. Звенит звонок на урок. Учительница заходит в свой 1 класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стараясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг неё столпились одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» - дети наперебой рассказывают, что Таня не хочет угостить их виноградом.

Выделение проблем(ы)

В данном случае проблема касается формирования взаимоотношений учащихся классного коллектива, предупреждения негативных тенденций в нем.

Определение возможных причин проблем(ы)

Проанализируй особенности младших школьников: в силу возрастных  особенностей и недостаточности опыта взаимодействия они проявляют нетерпение, желание получить лакомство независимо от нежелания одноклассницы делиться; девочка не хочет делиться, возможно, из-за отсутствия такой привычки (очевидно, из-за особенностей семейного воспитания).

Формулировка педагогических(ой) задач(и)

Необходимо начать анализ с формулировки педагогических задач по работе с классом (формирование коммуникативных, регулятивных, нравственных и др.качеств и компетенций учащихся, установление благоприятного микроклимата и доброжелательных отношений в коллективе класса, сплочение коллектива класса, профилактика и предупреждение негативных тенденций - проявление негативизма, травля ребенка-изгоя, личностная деформация и т.п.).

Необходимо также спланировать работу с родителями по вопросам особенностей формирования нравственных качеств детей в семье и в школе.

Выбор способов решения педагогических(ой) задач(и)

Путей решения может быть несколько: например, совет убрать виноград и не приносить с собой, т.к. другим ребятам тоже захочется полакомиться. Или учитель может указать детям, что такое поведение недопустимо (воспитанные люди себя так не ведут), это опасно – можно подавиться ягодой, толкаться в классе травмоопасно и т.д.и запретить детям так себя вести, оставить девочку в покое и, если она сочтет нужным, то подлеится.  Но может быть и другой способ (см.ниже).

Аргументация собственной позиции в выборе способов решения

Принимая во внимание стоящие перед учителем-классным руководителем задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, на основе предположения о причинах поведения детей, можно предложить следующее решение:  

Нужно остановить детей и прекратить происходящее, чтобы девочка чувствовала, что ей сопереживает учитель и понимает ее чувства, а затем сказать: «Ребята, я думаю, что Танюша хотела вас угостить, но думала, что на перемене вы не все будете в классе. А теперь давайте сядем за свои парты, а Таня попробует в спокойной обстановке угостить вас. А мы с вами вспомним, как надо благодарить ее за угощение».

Можно продолжить этот способ решения: «А дома подумайте, что можно отблагодарить одноклассницу и так же угостить своих товарищей каким-нибудь лакомством». Не откладывая, на следующий день учитель может принести угощение в класс и показать пример, иллюстрируя свои слова, и показывая, что делиться приятно.

Дальнейшая работа – родительское собрание с обсуждением проблемы дружбы детей, формирования нравственных качеств личности в семье и в условиях школы, о проблемах формирования классного коллектива…

Можно также провести классный час «Настоящий друг» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Опасные и безопасные ситуации"

обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье ...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Ситуация успеха и ситуация неуспеха

Мотивация не оказывает прямого влияния на качество работы, так как оно зависит ещё и от способностей. Но она влияет на старания ученика. Задача учителя состоит в том, чтобы ученик был постоянно мотиви...