Рабочая программа внеурочной деятельности Мягкая игрушка 4 класс 2016-2017 учебный год
рабочая программа (4 класс) на тему

Рыбкина Татьяна Александровна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_myagkaya_igrushka_4_klass_2016-2017.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка

      Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Мягкая игрушка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения). Примерная программа художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» автор О.А. Кожина.

          В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

          Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

        Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

         Актуальность  программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия.

Цель:

       Обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями об изготовлении игрушки, формирование практических умений и навыков работы в материале, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • обучение основам кройки и шитья игрушки;
  • формирование у обучающихся  навыков ручного труда;
  • знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов;
  • совершенствование умений и формирование навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
  • развитие у обучающихся  художественного вкуса и творческого потенциала;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развитие умений ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • создание базы для творческого мышления;
  • обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
  • воспитание в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • создание условий для максимальной самостоятельности детского творчества.
  • воспитание культуры общения, умения работать в коллективе
  • воспитание трудолюбия, аккуратности.

На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

         Планируемые результаты освоения учебного курса

      Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Обучающиеся должны знать:

– технику безопасности при работе с инструментами;

– исторические сведения о народной игрушке;

– виды ручных швов;

– основы кроя;

– технику изготовления народных кукол и современной игрушки;

– сведения о сувенирных изделиях.

Обучающиеся должны уметь:

– выполнять простые ручные швы;

– правильно раскроить материал, используя выкройки  и шаблоны;

– работать индивидуально с методическими картами;

– эстетично оформить игрушку;

– ориентироваться на качество изделий;

– изготовить народную или современную игрушку своими руками из доступных материалов.

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

-наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

-добывать необходимую информацию (устную и графическую).

- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные:

- учебно – познавательный  интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Обучающиеся  получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

-уважать и ценить искусство и художественно - творческую деятельность человека;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства;

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- узнают  особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в творческой деятельности в целом;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно – прикладного искусства.

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

      В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

                                               Содержание учебного курса

Введение (2 ч). Традиционные и современные игрушки. Работа с тканью. История, традиции и современность. Виды традиционных игрушек, значение в жизни человека. Беседа об истории народной игрушки. Цветоведение при изготовлении и оформлении игрушек. Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции. Сочетание цветов.   Сопоставление цветовой гаммы.

Традиционная игрушка (6ч). Нитяная кукла. Кукла из природного материала (льняная). Куклы - обереги. Швы вперед иголка, назад иголка, петельный, стебельчатый, тамбурный. Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных, стебельчатых стежков. Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов .Соотнесение материалов, из которых изготавливаются национальные костюмы, с природными особенностями региона. Кукла льняная на конусной основе, выполненная с декоративной отделкой по низу юбки, поясу и окружности головы. Берегиня удачи. Назначение, традиционная техника изготовления куколки, ткани для изготовления. Куколка на здоровье. История, материалы для работы, традиционная техника изготовления.

Объемная игрушка (20 ч). Цельнокроеная игрушка «Мишка». Цельнокроеная игрушка «Котик». Цельнокроеная игрушка «Лягушка». Простая игрушка, выполненная из одной или двух деталей. Наполнение деталей синтепоном, соединение между собой. Отделка готовых игрушек Игрушка с минимальным количеством деталей « Снеговик». Игрушка с минимальным количеством деталей «Слоник». Игрушка с минимальным количеством деталей «Кит». Правила раскроя деталей. Простые швы для сшивания и соединения деталей. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочек и одежды для готовых игрушек.  Игрушка «Бельчонок», состоящая из нескольких деталей. Игрушка «Лисенок», состоящая из нескольких деталей. Игрушка «Собака», состоящая из нескольких деталей. Игрушка «Поросенок», состоящая из нескольких деталей. Правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя.

 Игрушки – помощницы (6 ч). Игрушка – прихватка «Неваляшка». Игрушка – прихватка «Матрешка».  Оборудование, инструменты и приспособления для шитья. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. О Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования. Раскрой деталей. Способы переноса узора на ткань. Соединение деталей аппликации с деталями прихватки, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Игрушка-подушка «Солнышко». Простая игрушка подушка, выполненная из одной или двух деталей. История, материалы, отделка, особенности изготовления.

                             

                                      Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата план

Дата факт

                                                 Введение (2 ч).

1

Традиционные и современные игрушки.

07.09

2

Работа с тканью.

14.09

                                      Традиционная игрушка (6ч).

3

Нитяная кукла.

21.09

4

Нитяная кукла (продолжение работы).

28.09

5

Кукла из природного материала (льняная).

05.10

6

Кукла из природного материала (льняная) (продолжение работы).

12.10

7

Куклы - обереги.

19.10

8

Куклы – обереги (продолжение работы).

26.10

                                         Объемная игрушка (20 ч).

9

Цельнокроеная игрушка «Мишка».

09.11

10

Цельнокроеная игрушка «Мишка» (продолжение работы).

16.11

11

Цельнокроеная игрушка «Котик».

23.11

12

Цельнокроеная игрушка «Котик» (продолжение работы).

30.11

13

Цельнокроеная игрушка «Лягушка».

07.12

14

Цельнокроеная игрушка «Лягушка» (продолжение работы).

14.12

15

Игрушка с минимальным количеством деталей « Снеговик»

21.12

16

Игрушка с минимальным количеством деталей « Снеговик» (продолжение работы).

11.01

17

Игрушка с минимальным количеством деталей «Слоник».

18.01

18

Игрушка с минимальным количеством деталей «Слоник» (продолжение работы).

25.01

19

Игрушка с минимальным количеством деталей «Кит».

01.02

20

Игрушка с минимальным количеством деталей «Кит» (продолжение работы).

08.02

21

Игрушка «Бельчонок», состоящая из нескольких деталей.

15.02

22

Игрушка «Бельчонок», состоящая из нескольких деталей (продолжение работы).

22.02

23

Игрушка «Лисенок», состоящая из нескольких деталей.

01.03

24

Игрушка «Лисенок», состоящая из нескольких деталей (продолжение работы).

15.03

25

Игрушка «Собака», состоящая из нескольких деталей.

22.03

26

Игрушка «Собака», состоящая из нескольких деталей (продолжение работы).

05.04

27

Игрушка «Поросенок», состоящая из нескольких деталей.

12.04

28

Игрушка «Поросенок», состоящая из нескольких деталей (продолжение работы).

19.04

                                     Игрушки – помощницы (6 ч).

29

Игрушка – прихватка «Неваляшка».

26.04

30

Игрушка – прихватка «Неваляшка» (продолжение).

03.05

31

Игрушка – прихватка «Матрешка».

10.05

32

Игрушка – прихватка «Матрешка» (продолжение работы).

17.05

33

Игрушка-подушка «Солнышко».

24.05

34

Игрушка-подушка «Солнышко» (продолжение работы).

Резерв

                         Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  1. Примерная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2014.-111с.
  2. Антоначчо Мара.  Шьем игрушки для детей / Пер. с итал. М.С. Меньшиковой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с.
  3. Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во «ЭКСМО – Пресс»; СПб.: «Валерии СПД», 2002. – 224 с; ил. (Серия: «Академия умелые руки».)
  4. Вали Берти Джанна Лоскутное шитье. От простого к сложному. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80 с., ил.
  5. Войдинова Н.  «Мягкая игрушка». М., ЭКСМО, 2004
  6. Городкова Т.В.; Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с; ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
  7. Дайн Г. «Игрушка в культуре России», коллекция книг (4 книги), Хотьково, Сергиев Посад, 2010-2012
  8. Дайн Г., Дайн М. «Русская тряпичная кукла», «Культура и традиции». М., 2008
  9. Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Валерии СПД, 2003. – 240 с., илл. (Серия «Академия «Умелые руки».)
  10. . Кузьмина М.  «Такие разные куклы».  М., «ЭКСМО», 2005
  11. . «Самоделки из текстильных материалов» Г.И. Перевертень М. Просвещение 1990
  12. Юкина Л. «Энциклопедия куклы». М., «АСТ – Пресс», 2001

Оборудование:

  1. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения: ножницы, швейные иглы, линейка.
  2. Набор демонстрационных материалов, коллекций.
  3. Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, копировальной и др.
  4. Лоскутки тканей.
  5. Синтепон.
  6. Материалы для отделки готовых изделий.
  7. Нитки № 40.
  8. Персональный компьютер.
  9. Аудио-колонки
  10. Мультимедийный проектор.
  11. Интерактивная доска.

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальной школы

Протокол заседания №____ от «____»_____________2016г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Н.Ф. Гембель

«___»__________2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 2 класс 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа составлена к учебнику "Информатика 2 класс" Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2016 – 2017 учебный год для 1 класса

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Рабочая программа русский язык 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России В. П. Канакина

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Окружающий мир 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России А. А. Плешаков

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Литературное чтение 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России Л. Ф. Климанова

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа кружка "Умелые ручки" на 2016-2017 учебный год.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (...

Рабочая программа по логоритмическим занятиям на 2016-2017 учебный год

Школа даёт базовый уровень знаний. Задачами обучения логоритмике являются: научить детей владеть основными движениями, управлять мышечным тонусом, владеть темпом, устойчивостью при выполнении движений...