внеурочная деятельность 4 класс "Микроша"
рабочая программа (4 класс) на тему

Сушилина Надежда Викторовна

внеурочная деятельность "Микроша" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…                                                                                        1 - 2

Пояснительная записка                                                                      2

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ  ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

1.1.Цели и задачи программы                                                         2 - 3

 1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины                 3 - 4

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Тематический план                                                                4 - 6

Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации

программы                                                                                     6

3.2. Рекомендуемая литература                                                        7 - 8


Актуальность

Актуальность данной программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению  предмета информатики, стремиться развивать свои информационно – коммуникационные компетенции.

Пояснительная записка

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания.

Внеурочная деятельность по предмету Информатика может помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Характеристика программы

          Программа «Микроша» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся  4 классов. 

         Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и  рассчитана на работу в учебном  компьютерном классе, в котором 16  учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.

Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз, для рук.  Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием  разнообразных дидактических игр.

Срок освоения программы – 1 год.

  Объем курса – 34 часа.

 

   Ожидаемый результат:

  1. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
  2. Умение самостоятельно осуществлять творческие проекты в текстовом редакторе.
  3. Создание банка данных детских работ (статей, рисунков) для использования в учебно-воспитательном процессе.
  4. Совершенствование материально-технической базы.     

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ  ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Цели и задачи программы 

Цель программы:

 формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

  1. Дать школьникам представления о современном информационном обществе, о значении информации в жизни человека.
  2. Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации.
  3. Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).
  4. Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
  5. Обучить учащихся пользоваться  программой  для работы с числовой, текстовой и графической информацией.
  6. Ознакомить учащихся с работой на интерактивной доске.
  7. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
  8. Приобщить детей  к проектно-творческой деятельности.
  9. Формировать эмоционально-положительное отношение к  предмету информатика.
  10. Организовать досуг учащихся в свободное от учёбы время.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • правила работы за компьютером;
  • виды информации и действия с ней;
  • назначение и возможности графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • возможности интерактивной доски;

должны  уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включать, выключать компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • свободно набирать информацию на русском  и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   Word, Paint, Калькулятор;
  • уметь самостоятельно создавать и защищать творческие мини-проекты.

                                 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины

1 год обучения

Название темы

Кол-во часов

Всего

Тео

рия

Прак

тика

1

Введение. Правила поведения в компьютерном классе. Правила техники безопасности

1

1

Информация вокруг нас

2

Человек и информация. Виды информации. Программно-методический комплекс  «Мир информатики»

1

0,5

0,5

3

Роль информации в жизни человека. Обучающая игра «Мир информатики»

1

0,5

0,5

4

Кодирование информации. Работа на интерактивной доске

1

0,5

0,5

5

Способы передачи,  обработки и хранения информации.

1

0,5

0,5

Знакомство с компьютером.

6

Роль компьютера в жизни человека. Презентация «Компьютер в жизни человека»

1

0,5

0,5

7

Основные устройства компьютера. Их назначение. Работа на интерактивной доске

1

0,5

0,5

8

Правила работы за компьютером

1

0,5

0,5

9

Наш помощник  - клавиатура. Назначение основных клавиш. Программа «Клавиатурный тренажёр»

1

0,5

0,5

10

Управляем мышью. Программно – методический комплекс  «Мир информатики»

1

0,5

0,5

11

Знакомимся с операционной системой

1

1

1

12

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Понятия: файл, папка, окно, ярлык

1

0.5

0,5

Учимся рисовать

13

Графический редактор Paint. Назначение, возможности.  Панель опций, панель инструментов

1

0,5

0,5

14,15

Графический редактор Paint.

Разработка и редактирование изображения.

2

1

1

16,17

Графический редактор Paint.

Создание рисунков

2

1

1

18

Программно-методический комплекс  «Мир информатики»

1

0,5

0,5

Создаем текст

19

Знакомство с программой WORD

1

0,5

0,5

20

Ввод числовой и текстовой информации.

1

0,5

0,5

21

Набор  и редактирование текста.

1

0,5

0,5

22

Набор  и редактирование текста.

1

0,5

0,5

23

Использование фигурного текста

1

0,5

0,5

24

Вставка рисунков в текст

1

0,5

0,5

25

Оформление текста-объявления, текста поздравительной открытки.

1

0,5

0,5

Считаем на компьютере

26

Число как средство представления информации времени, даты,  разные форматы записи. Устанавливаем на компьютере дату и время

1

0.5

0.5

27

 Помощники человека при счёте: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер

1

0,5

0,5

28

Работа в программе Калькулятор

1

0.5

0,5

29

Решение задач Международной игры –конкурса «Микроша»

1

1

Компьютер как игровое устройство

30

Логическая игра «Учимся думать»

1

0.5

0,5

31

Развивающая игра «Приключения на планете чисел»

1

0.5

0,5

32

Образовательная игра «Незнайкина грамота»

1

0.5

0,5

33

Обучающая игра «Приключения на планете чисел»

1

0.5

0,5

34

 Программно – методический комплекс  «Мир информатики»

1

0.5

0,5

Итого

34

РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации

программы.

Программы  Microsoft Windows, MS Word, Paint, Калькулятор.

Технические средства - мультимедийный проектор, компьютеры,  внешние носители информации, Интернет, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска.


3.2 Рекомендуемая литература.

Основная литература

  1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
  2. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
  3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
  4. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.
  5. Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.
  7. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989

Дополнительная и справочная литература

1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании

пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.

2.  Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -М.2008. № 1.С.56-58

Литература для обучающихся

  1. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
  2. Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
  3. Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991

Медиа - ресурсы

  1. CD - диск «Приключения на планете чисел». Игры для детей от компании «Бука»
  2. CD - диск «Незнайкина грамота» - сборник образовательных игр для детей
  3. CD - диск «Учимся думать» - сборник занимательных игр.
  4. CD - диск «Клавиатурный тренажёр «Бомбина»».
  5. CD - диск «Мир информатики» -программно -  методический комплекс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....