Мои методические находки
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Живаева Ольга Дмитриевна

Полезный материал с играми, физминутками, стихами, загадками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_metodicheskie_nahodki.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

« Калейдоскоп

моих методических находок»

Выступление на заседании РМО начальных классов

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ п.Новозаволжский»

Живаева Ольга Дмитриевна.

2017 год

Мои методические находки

     Живем мы в огромном мире! Мой народ в нем как капелька в море! Нас очень мало и прилагаю все усилия для того, чтобы научить детей не забывать родной язык, культуру. обычаи, ведь без языка – нет народа.

     Сегодня с гордостью могу сказать: «Я – Учитель!». Уверена, что это моё призвание, а работа в школе – мой путь. Путь, по которому я иду вот уже 21 год и не собираюсь останавливаться или сворачивать. Я учитель начальных классов. Иногда представляю, что я – река, большая полноводная, как Волга, а мои ученики – маленькие звонкие ручейки. Они вливаются в реку, звенят, радуются. Река становится полноводной, а течение вод светлым, чистым, быстрым. И вот река несёт свои потоки к морю, где каждый мой ручеёк станет самостоятельным, где, я уверена, мой каждый ученик окажется на гребне волны! Мне всякий раз так жаль расставаться с ними, моими неугомонными ручейками! Но я уже спешу вновь к истоку, там я слышу слабое журчание новых ручейков. Найти свое призвание, утвердиться в нем – счастье. Поэтому великое желание учить детей и учиться самому, творить и побуждать к творчеству живет в каждом истинном Учителе. Я, как учитель, осознаю, что, безусловно, должна дать детям больше, чем просто знания, сформировать намного больше, чем просто умения и навыки.

     Ведь от меня зависит, будут ли дети знать и говорить на своем родном языке, гордиться своими предками, знать историю и культуру своего народа, знать сказки и легенды, писателей и поэтов своего народа. И при этом дать сильные предметные знания, для того, чтобы ребенок овладел профессией, стал успешным человеком.

     Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»

     Наше будущее – это наши дети.

     Известно, что начальный этап обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья.

     Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Задача современного учителя состоит в том, чтобы создать на уроке условия, не приносящие вреда здоровью учащихся. Для этого необходимо соблюдать гигиенические нормы и использовать в работе методы, которые позволяют укреплять и сохранять здоровье детей. Для решения этой задачи используются здоровьесберегающие технологии: профилактические; компенсаторно-нейтрализующие (физминутки); стимулирующие (создание ситуации успеха); информационно-обучающие (пропаганда здорового образа жизни).

     В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. У всех детей есть потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка. Урок русского языка отличается большой интенсивностью и требует от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Для снятия усталости учащихся и повышения работоспособности на уроке необходимо проводить разрядку. Одной из форм разрядки на уроках русского языка является физминутка. Она согласуется с детской психикой и обеспечивает условия для самовыражения и реализации заложенной в индивидууме свободы.

     На уроках русского языка в начальных классах, я активно применяю различные физминутки, направленные на развитие моторики рук, на снятие усталости во время урока, а самое главное, на усвоение новых слов на иностранном языке.

     В условиях, когда большинство детей плохо владеет русским языком, учителю русского языка надо создать такой комплекс упражнений, который бы смог вызвать у детей интерес к изучению русского языка как мощного фактора возрождения национальной культуры и искусства. Я уже который год работаю над созданием комплекса различных физкультурных минуток: для начальной школы, предметные минутки, гимнастика для глаз, гимнастика для рук (пальчиковые игры), дыхательная гимнастика, физминутки сидя за партой, физминутки стоя около парты, весёлые физминутки, алфавитные физминутки(фонетическая разминка).

     Физминутки на уроках русского языка обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и работоспособности, активизации лексического, грамматического материала по темам, согласно учебной программе русского языка. Физкультминутка тесно связана с темой занятий и является переходным мостиком от одной части занятия к следующей.

     Физминутки проводятся в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, стихотворений. Музыкальное оформление делает их насыщеннее и интереснее.

     Основная идея моей работы – создать условия для усвоения материала для каждого ученика независимо от степени его готовности к обучению.

     В первом классе при изучении новых звуков и слов я провожу фонетические разминки. Они учат детей правильному произношению звуков, слов на русском языке, развивают фонематический слух учащихся, способствуют лучшему усвоению материала.

     Так же детям очень нравится дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроках. Например, гимнастика «Ветер». Дети имитируют шум ветра, произнося разные звуки, дополнительно повторяют действия предмета:

1.Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Хэдун хэдундини «в-в-в-в»

Мова боялини «В-в-в-в»

Нэлэпси хэдундини, гойдами

Мова эуси, таоси туйкуйни: «Ф-ф-ф-ф».(нанайский язык)

2.Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.

Пролетел весёлый жук: жу-жу-жу.

Гуси шею выгибают: га-га-га.

Клювом перья расправляют: га-га-га.

Звонко квакают лягушки: ква-ква-ква.

Шарик тоже зарычал: р-р-р.

Зашумел в воде камыш: ш-ш-ш.

И опять настала тишь: тс-тс-тс.

     Практика использования физминуток даёт мне возможность утверждать, что уроки с их использованием не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Например, при изучении частей тела человека можно применять хороводную песню-физминутку. Дети становятся в круг, с удовольствием поют песню про части тела человека и руками трогают те части тела соседа, о которых поют. Например: «Дили-голова, дили-голова и т.д.». Если раньше дети с трудом запоминали части лица, тела человека, то теперь очень хорошо ориентируются, прикоснувшись к любой части, сразу говорят как оно называется на нанайском языке.

     Любая физминутка это не только возможность отдыха, но и усвоение новых слов на русском языке. Введение в структуру урока таких физических минуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

     Например: физминутка «Кто живет у нас в квартире – дегду уй балдини» проводится на уроке при повторении счета чисел и при прохождении темы «Дёнкан(Семья)».

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) эмун, дюэр, илан, дуин

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) дёгду уй балдини?

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)эмун, дюэр, илан, дуин, тойнга

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)хэмтувэ таонгои

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) ама, эниэ, ага, эгэ

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)кэксэ Муркэ, дюэр кэксэкэн

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)эй ми дёнкамби.

     В наше современное время, когда везде идет информатизация, когда уроки проводятся с применением новых информационных технологий, конечно, надо подумать и о зрительном переутомлении ребенка. Поэтому я стала применять физминутки, способствующие предупреждению зрительного утомления у детей. А так как эти физминутки на русском языке, то они повышают усвоение материала по разным темам.

     Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

 Верх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Эуси, таоси, эуси, таоси

Эмун, дюэр, илан, дуин, тойнга

Насалкампу пулсини

Эуси, таоси, эуси, таоси

Нюнгун, надан, дякпон, хуюн, дёан

Насалкапму ядахачи-якчиру, тэинду.

     В начальных классах обязательно надо проводить пальчиковые игры. Пальчиковые игры дают мне возможность играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют за мной тексты и движения.

Например, игра «Семья»:

Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка 
(указательный),
Этот пальчик - папочка 
(средний),
Этот пальчик - мамочка 
(безымянный),
Этот пальчик - я 
(мизинец).
Вот и вся моя семья. 
Хлопать в ладоши.

Эй чумчуэн – дама,

Эй чумчуэн – даня,

Эй чумчуэн – ама,

Эй чумчуэн – эниэ,

Эй чумчуэн – ми,

Хэмтудиэи – дёнкан.

Игра «Дружба»

     Пальцы рук, начиная с больших пальцев, здороваются на разных языках друг с другом, затем скрепляются «Буэ андана» (Мы друзья), крепко обнялись, затем вместе дружно называем каждый пальчик и декламируем стихи Понгса Киле. Попеременно, начиная с мизинца, пальцы начинают прощаться на разных языках.

     Хорошо известно, что одной из серьёзнейших проблем, затрудняющих обучение в начальной школе, является невозможность для большинства детей достаточно полно понимать и усваивать полученную на уроке информацию. Рисунок, схематический рисунок или схема являются тем средством, которое даёт ребёнку адекватную его мышлению опору для понимания, а значит, и эффективного присвоения нового знания или умения. Развитие у младших школьников умения «читать» информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с информацией. На уроках русского языка я стала применять физминутки со схематическими рисунками, показывающими действия человека в разное время года в разных условиях.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_3.png

Человечек с высоко поднятыми руками обозначает радость, удовольствие, восхищениеhttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_4.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_5.png


https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_7.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_8.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_9.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_10.png

Человек, едущий на лодке


https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_12.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_13.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_14.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/13/s_58c69495ee555/585397_15.png

     Готовясь к урокам, я подбираю такой материал и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика в течение всего урока. Стараюсь ввести в урок что-нибудь неожиданное, необычное, удивительное, веселое, что вызывает естественный живой интерес у учащихся. Вся моя деятельность направлена на поддержание интереса и желания у детей к изучению русского языка, своей культуры в единстве с русским языком, с русской культурой и культурой других народностей.

     Ученик берет пример с учителя. Поэтому я, как полноводная река Волга, постоянно должна наполняться и нести свои воды-знания моим детям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал конкурса Методическая находка

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК, МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

В творческой работе отражены рассуждения автора о творческом поиске и педагогических находках при переходе на стандарты второго поколения....

«Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Межпредметная интеграция - необходимое условие современного учебного процесса....

Творческая работа "Новый образовательный стандарт:мой творческий поиск, методические находки"

В творческой работе описана форма парно-групповой работы, как одно из форм формирования коммуникативной компетенции.С этой работой выступала на конкурсе "Учитель -2013 года"...

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки

В работе описаны мои собственные находки в свете внедрения стандартов второго поколения и их использование в учебном процессе начальной школы...