Использование ИКТ в начальных классах в условиях внедрения ФГОС НОО.
статья на тему

Яруллина Ольга Николаевна

 

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что, ребёнок, переступающий порог школы, уже на практике знаком с современными технологиями передачи и обработки информации.

По стандартам второго поколения ИКТ-компетентностью должен обладать каждый ученик начальной школы. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями становятся в один ряд с такими качествами, как умения читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в начальных классах в условиях внедрения ФГОС НОО.

“Человек образованный – тот,

 кто знает, где найти то, чего он не знает”

Георг Зиммель

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что, ребёнок, переступающий порог школы, уже на практике знаком с современными технологиями передачи и обработки информации.

По стандартам второго поколения ИКТ-компетентностью должен обладать каждый ученик начальной школы. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями становятся в один ряд с такими качествами, как умения читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для её поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Реализация программы формирования УУД – в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта считается приоритетным активное включение формирование ИКТ-компетентности.

При этом мы должны понимать, что использование ИКТ-это не дань моде, а реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

Есть такая притча. Пришёл один голодный человек к берегу реки. Видит сидят два рыбака. Попросил он его накормить. Первый рыбак отдал ему весь улов, а второй – свою удочку. А вы как поступили бы в такой ситуации? Я выбираю второй путь! Так как с переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача научить ребёнка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их.

В своей работе я использую презентации на различных уроках. Имея в кабинете интерактивную доску, я смогла разнообразить уроки с применением ИКТ. Первоклассники научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Электронная доска позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую, а можно показать сразу две страницы и сравнить записи.

Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм использую “ волшебное перо”, с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Дети с интересом осваивают большинство инструментов доски. На каждом уроке мы работаем с интерактивной доской не более 10-15 минут.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, предлагаю самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

- в составлении кроссворда, ребуса по теме,

- в изготовлении учебного пособия,

- в подготовке различных творческих сообщений,

- в изготовлении презентаций и др.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление.

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. Решить эту проблему можно введением анимированных физминуток. Анимационная физминутка способна отвлечь ребенка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию. На своих уроках я использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе Power Point с музыкальным сопровождением.

В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению почувствовать настроение, определить характер героев. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки – викторины по сказкам.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью на протяжении всего обучения в начальной школе, это вызывает у них большую заинтересованность. Проекты готовим по темам с первого класса, начиная с недолговременных проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и классным проектам. Защита проектов требует у ребят навыков публичного выступления, умения аргументировано отстаивать свою собственную позицию. В урочной и внеурочной деятельности ребята выполняют различные проекты: “Моя семья”, “Воздух, которым мы дышим”, “Снег, как источник воды”, “Укоренение растений” и др. Особый интерес у школьников вызывают те проекты, для выполнения которых необходима работа на планшетах, ноутбуках. Такие работы всегда расширяют кругозор, развивают самостоятельность и инициативу, формируют практические навыки работы с компьютером. Учебная деятельность становится оптимально целесообразной. Продуктами проектной деятельности с использованием ИКТ становятся презентации опытов, рисунков, поделок, электронные викторины, электронные экскурсии, фотографии, а также рассказы, стихи, сочиненные детьми.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в разных направлениях: внеклассные мероприятия (КВНы, конкурсы, викторины, экскурсии, праздничные мероприятия), кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность, творческие задания и т.д.

Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

На родительских собраниях я рекомендую родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложила учащимся обучающие и развивающие игры, например: “Обучение с приключением”, “ Математика. Начальная школа 2 класс”, “Математика с Дядей Фёдором”, “Занимательная грамматика” и др.

Я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребенка.

Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1-м и во 2-м классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.

Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом задания (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест ит. д.).

В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку на вставку пропущенных букв и т. д. при этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося. Все задания выполняются на компьютере, т.е. идёт подготовка к дальнейшим дистанционным олимпиадам, в том числе и межвузовским, подготовка к выполнению контрольных работ в системе ЗНАК, тем самым повышается ИКТ-компетентность.

Учащиеся моего класса два года подряд участвовали во Всероссийской Дистанционной олимпиаде по русскому языку и математике. Ребята были награждены дипломами I, II, III степени. А также принимают участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах. Здесь учащиеся выбирают конкурсы по своим интересам. Вот такими методами и средствами я формирую ИКТ-компетентность учащихся своего класса.

В заключение хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: “Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобней для учителя, тем он удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики”. Будем же искать и применять те способы обучения, которыми будут довольны ученики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Материал представлен в виде презентации, где описывается опыт работы по данной теме....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

         Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

Доклад по теме:"Использование ИКТ в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

Доклад на районном семинаре учителей начальных классов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”

При составлении плана  урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...

Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях внедрения ФГОС

В статье раскрываются следующие вопросы: Какой он учитель, обладающий ИКТ-компетентностью?      Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облег...

Статья " Новые требования к учителю начальных классов в условиях внедрения ФГОС НОО"

   Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудир...

Особенности педагогической работы в начальных классах в условиях внедрения ФГОС НОО

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. Описанные особенности работы акттуальны не только н...