Особенности педагогической работы в начальных классах в условиях внедрения ФГОС НОО
статья

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. Описанные особенности работы акттуальны не только на уроке, но и на занятиях в группе продленного дня. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности педагогической работы в начальных классах в условиях внедрения ФГОС НОО

Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других.

Например, технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии дифференцированного обучения. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов. Потому что, если соотнести этапы современного урока и перечень названных педагогических технологий, то можно увидеть, что на каждом этапе предполагается целостное или частичное использование одной из них. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектировать, он должен в достаточной мере владеть современными педагогическими технологиями, так как без нужного багажа знаний и умений правильно организовать свою деятельность и деятельность ученика на пути к достижению поставленных целей невозможно.

Целесообразным представляется также рассмотрение технологии продуктивного чтения и технологии оценивания учебных успехов.

Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учителю необходимо знать шесть основных правил технологии продуктивного чтения.

Правило 1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст можно взять целиком, абзац, формулировку правила, таблицу, схему и т.п.).

Правило 2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);

подтекстовую (то, о чём сказано «между строк»);

концептуальную (основная идея, главная мысль текста).

Правило 3. Определите роль данного текста на уроке:

на каком этапе урока используется данный текст (на этапе введения нового знания или на этапе развития умений);

какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке – например, выполнение продуктивного задания на уроке (составить список особенностей, причин, доказать что – либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.п.).

Правило 4. Сформулируйте задания для работы с текстом с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям/ автору) – о чем будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т. п. Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, однотипные вопросы использовать не рекомендуется. Этот этап работы должен быть коротким, плавно переходящим в самостоятельное чтение.

Правило 5. Выделите в тексте места остановок во время чтения текста вслух. Остановки нужны:

для коротких комментариев с целью облегчения понимания каких – то слов, оборотов;

для кратких реплик, которые позволят включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);

для вопросов, облегчающих ученикам ведение диалога с автором. Диалог с автором можно выстроить по схеме: «вопрос к автору → прогнозирование своего ответа → проверка своих предположений».

Все вопросы, комментарии к тексту должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – обеспечить его глубокое понимание.

Правило 6. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения – вопрос на осмысление концептуальной (основная идея, главная мысль) информации или организуйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

Применение данной технологии, позволит учителю создать условия для формирования не только познавательных УУД, но и коммуникативных, т. к. подразумевается речевое взаимодействие участников процесса.

Рассматривая деятельность учителя в условиях введения ФГОС, следует также помнить о третьей составляющей «Результатов образовательной деятельности», регулятивных универсальных учебных действиях. Если в процесс обучения будет внедрена специальная система, например, технология оценивания учебных успехов, то это будет способствовать формированию у школьников регулятивных универсальных учебных действий, повышению качества предметных знаний, воспитанию ответственности, целеустремлённости, самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

         Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”

При составлении плана  урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...

Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях внедрения ФГОС

В статье раскрываются следующие вопросы: Какой он учитель, обладающий ИКТ-компетентностью?      Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облег...

Статья " Новые требования к учителю начальных классов в условиях внедрения ФГОС НОО"

   Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудир...

Использование ИКТ в начальных классах в условиях внедрения ФГОС НОО.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что, ребёнок, переступающий по...

Использование проектной методики на уроках английского языка и во внеклассной работе в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например, метод ...