Занятие по мнемотехнике
план-конспект занятия (1, 2 класс) по теме

Кондакова Наталья Владимировна

Развитие памяти (методика запоминания мнемотаблицы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_mnemotehnike.docx27.56 КБ
Файл tablitsy_dlya_zanyatiya_po_mnemotehnike.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дома детского творчества Петродворцового района  г. Санкт - Петербурга

Конспект открытого занятия

Тема занятия:       Развитие памяти (методика запоминания  мнемотаблицы)

Образовательная область:  Мнемотехника

Возраст детей: 8-9 лет

ФИО педагога: Кондакова Наталья Владимировна

Санкт – Петербург

2017 г.

План - конспект открытого занятия.

Тема:  Развитие памяти  (методика запоминания мнемотаблицы).

Цель: Развитие памяти.

Задачи:

I. Образовательные:

1. Познакомить детей с методом мнемотехники – мнемотаблица.

2. Научить приёмам работы с мнемотаблицей.

II. Развивающие:

1. Развивать  психические процессы (память, внимание, мышление, творческое воображение, волю), влияющие на качество познания окружающего мира.

2. Развивать координацию движений и мелкую моторику.

3. Отработка приёмов релаксации.

III. Воспитательные:

1. Помогать детям преодолевать неуверенность в себе, уметь реализовывать свой  природный потенциал.

2. Воспитывать качества, необходимые для работы в коллективе, умение прислушиваться к тому, что говорят другие, учитывать чужие интересы и возможности.

Оборудование занятия:

I. Дидактический материал для педагога:

1. Цветы из бумаги плоскостные с отрывными разноцветными лепестками для дыхательного упражнения;

2. Распечатка с логическими задачами;

3. Мнемотаблица;

4. Логические таблицы;

II. Дидактический материал для воспитанников:

1. Раздаточные материалы – бланки с таблицами;

2. Конструктор

III. Материально-техническое оснащение занятия:

1. доска магнитная; МУЛЬТИМЕДИА

2.  бумага, фломастеры;

3. столы, стулья для детей;

4. раздаточные материалы с таблицами.


Этапы и задачи занятия (план занятия).

Этапы и задачи занятия.

Деятельность педагога.

Деятельность учащихся.

Время.

Этап I.

Организационный момент:

знакомство с группой и эмоционально-психологический настрой детей.

Проведение

мини-тренинга.

Игра «Цветик-семицветик» (дыхание)

«Феи цвета» (внимание)

14.30-14.32

Этап II.

Введение в тему занятия:

систематизация и обобщение знаний детей.

-Создание проблемной ситуации, которую дети решают с педагогом;

- рассказ, демонстрация таблицы, изделий, выполненных детьми.

Логические задачи (мышление)

14.32-14.35

Этап III.

Объяснение темы занятия:

объяснение, рассказ педагога.

Рассказ, беседа о новом материале занятия.

Восприятие и анализ нового материала: Мнемотаблица «Космонавт» (запоминание стихотворения с помощью таблицы)

14.35-14.45

Этап IV.

Практическая деятельность:

практическая деятельность детей.

-Показ примеров практической работы;

- выявление первоначальных навыков у детей.

Работа с таблицами на логику (раздаточный материал)

14.45-14.55

Этап V.

Физкультминутка:

Показ релаксационных упражнений.

Повтор и выполнение упражнений «Царь», «Штанга»

14.55-15.00

Этап VI.

Практическая работа:

практическая деятельность детей.

- показ приемов практической работы;

- выявление первоначальных навыков у детей.

Повтор стихотворения.

Работа с конструктором (мелкая моторика)

15.00-15.10

Этап VII.

Подведение итогов.

Рефлексия.

- Предложение педагогом рассмотреть выполненные работы;

- выявление степени удовлетворенности детей занятием.

-ответы на вопросы;

- высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию.

15.10- 15.12

Этап VIII.

Организационный конец. 

Контроль и поверка выполненных работ.

Уборка рабочего места.

15.12-15.15

                             

                                                                                                 Всего: 45 минут.


Конспект занятия.

Этап

Ход занятия.

(слова, действия педагогов и воспитанников)

Время

45 мин.

I этап.

Приветствие.

Игра «Цветик - семицветик» (дыхание).

Педагог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла на занятие волшебный цветок, Выберите лепесток на свой вкус и вспомните считалку. Мы подуем на эти лепестки и окажемся в волшебной стране, где сбываются самые невероятные желания»

Настройка на занятие. Игра на внимание: «Феи цвета».

«Представьте, что вы превратились в фей и волшебников и можете повелевать предметами тех цветов, какого цвета лепесток вы выбрали. Проверим, не запутаетесь ли вы в своих предметах». Называть, дети встают, услышав предмет своего цвета: мак, апельсин, цыпленок, небо, море, фиалка, снег, ворона и т. д.

2 мин.

II этап.

Логические задачи (мышление).

«А теперь снова подуйте на свои лепестки и загадайте желание: пусть все сегодня на занятии научатся чему-то полезному. А для этого мало хорошего внимания, проверим, какое у вас логическое мышление. Решите, пожалуйста, задачи.»

1. Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. В каких домиках жили звери? (жираф в оранжевом, крокодил в синем, бегемот в красном)

 2. Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? (красная – квадратный, золотая – прямоугольный, зеленая – круглый)

3. У Миши три машинки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: человек – паук, черепашка - ниндзя, лего. В красной машине он повезет не паука и не лего. В желтой — не паука и не черепашку. Что повезет Мишка в каждой из машинок? (красная – черепашка, желтая – лего, синяя – человек - паук)

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле — не зеленую и не желтую. Оле — не желтое и не красное. Какая ткань для какой из девочек? (Ане – желтую, Юле – красную, Оле – зеленую)

4. В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины? (Бананы – розовая, апельсины – оранжевая, сливы – синяя)

3 мин.

III этап.

Объяснение темы занятия: Мнемотаблица «Космонавт» (запоминание стихотворения с помощью таблицы).

« Вспомните, пожалуйста, какой праздник мы отмечали 12 апреля. Сегодня мы выучим стихотворение:

В темном небе звезды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит,

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной - наш дом родной.

Вы помните, что памяти можно помочь. Например, с помощью приема: пиктограммы. Вы уже знаете, что это и как нарисовать пиктограмму. Посмотрите на мнемотаблицу. (1 минута)

Кто какой рисунок будет воспроизводить? (распределение по номерам таблицы. Раздача бумаги, фломастеров)

Дети выходят с рисунками, повторяют стихотворение хором.

8 мин.

IV этап.

Работа с таблицами на логику (раздаточный материал)

Педагог: «Проверим ваше логическое мышление. (Показ таблиц на экране, раздаточный материал). Каких не хватает цифр, геометрических фигур? Дорисуйте в своих таблицах»

15 мин.

V этап.

Физкультминутка. Дети выходят из-за столов.

«Царь»

Жил – был царь. (руки над головой с пальцами веером – «короной»)

У царя был двор. (руки в стороны)

Во дворе был кол. (одна рука согнута перед собой)

На колу – мочало. (развернуть кисть от себя и развести пальцы)

Его ветром качало. (покачать кистью в стороны)

Не начать ли все сначала?

Повтор 3 – 4 раза с ускорением темпа.

«Штанга»

Мы готовимся к рекордам,

Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем…

(наклон, напряжение кистей рук, подъем рук «со штангой»)

Крепко держим… и бросаем (сброс напряжения, расслабление кистей).

3 мин.

VI этап.

Повтор стихотворения.

Работа с конструктором (мелкая моторика). Тема поделок «Космос»

10 мин.

VII  этап

Подведение итогов.

 -ответы на вопросы;

- высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию.

2 мин.

VIII этап.

Организационный конец. Уборка рабочего места.

2-3 мин.

Приложение: Мнемотаблица «Космонавт».  

Логические таблицы



Предварительный просмотр:

1

2

 

4

 

1

2

3

3

4

 

 

2

 

4

1

1

2

 

4

 

1

2

3

3

4

 

 

2

 

4

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием мнемотехники, (к открытому занятию "Праздник для звука Р") 1 класс 7 вид

Конспект  открытого логопедического занятия для учащихся 1 класса (7 вида). Тема: Праздник для звука «Р» Цели: •     закрепление правильного произношения звука «р» в связной р...

"Мнемотехника на занятиях в группе предшкольной подготовки"

К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»Взяв в основу мнени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В данной разработке  я представила приёмы работы по мнемотехнике и наглядному моделированиюВажно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и вним...

ДОКЛАД «ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ (МНЕМОТЕХНИКИ) И ТРЕНИ-РОВКА ПАМЯТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ГПД»

Проблема развития связной  речи у детей  с ОВЗ хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связн...

Внеурочное занятие по «Мнемотехнике» на тему "Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания" на основе мультфильма "Просто так" СоюзМультфильм

Цель: способствовать формированию зрительной памяти, логического мышления, внимания обучающихся на основе системы развивающих заданий.ЗадачиОбразовательные: совершенствовать мыслительные операции...

Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники на музыкальных занятиях"

Использование приемов мнемотехники в работе музыкального руководителя в детском саду....

Использование приемов мнемотехники на занятиях группы продленного дня в начальной школе (обучающиеся с ОВЗ)

Использование мнемотехнических приемов не только ускоряет и упрощает процесс запоминания, но и развивает психические процессы у дошкольников. Дети с большим инт...