"Мнемотехника на занятиях в группе предшкольной подготовки"
статья по теме

Лапшина Светлана Алексеевна

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы стали в работе по обучению детей связной речи  применять приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники мы  решаем следующие задачи:

 

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  На занятиях по обучению грамоте начинаем   работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим   к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий  путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мы используем их  для:

  1. обогащения словарного запаса,

 

  1. при обучении составлению рассказов,

 

  1. при пересказах художественной литературы,

 

  1. при отгадывании и загадывании загадок,

 

  1. при заучивании стихов.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используем модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Опираясь на опыт педагогов,  разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.                                                                                      Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы.                                                                        Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Пересказ.                                                                                                               Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работу на занятиях по мнемотаблицам строим  в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаём  разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Параллельно с этой работой используем  речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми.

Используем интегрированные занятия по речевому и музыкальному развитию детей, которые оказывают эффективное воздействие на детей. Музыка, являясь мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, позволяет ребенку чувствовать себя свободно. На интегрированных музыкальных занятиях решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме. 

Решая задачи речевого и физического развития дошкольников, организуем проведение интегрированных занятий, на которых совмещаем физические и речевые упражнения. Некоторые интегрированные занятия по физической культуре разрабатываются в сюжетной форме. Ритм речи, стихов, поговорок, пословиц, используемых на этих занятиях, способствуют развитию общей моторики, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память. Такие занятия способствуют формированию у детей физических качеств, развитию координации движений и мелкой моторики, автоматизации в игровых упражнениях звуков, произношение которых наиболее часто нарушено у детей дошкольного возраста, правильному  дыханию, развитию фонематического слуха. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи.

Таким образом,  интегрированная деятельность на занятиях способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи  дошкольников.

   В результате поиска технологии, позволяющей решать спектр психологических проблем детей дошкольного возраста, используем элементы метода сказкотерапиии. [6, с.56]Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает многообразный окружающий мир, готовится к взрослой жизни. У дошкольников сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. Слушая сказку, ребенок сопереживает происходящему, анализирует события и поступки героев, самостоятельно решает этические задачи, усваивает нравственные нормы. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Она дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Ребенок, услышав и представив различные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе. С помощью сказочного путешествия дошкольник может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью).

Считаем, что чем  раньше мы будем учить детей рассказывать или  пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –  модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем  умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.  Выбранные  направления  помогут  нашим воспитанникам в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях  жизни, а приобретенный опыт в группе предшкольной подготовки  позволит успешно решать в дальнейшем учебные задачи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

ИМ. А.С. ПУШКИНА

«Инновационная деятельность - условие развития системы образования в 2014 году»

«Индивидуальное адаптивное развитие детей дошкольного возраста в группе предшкольной подготовки»»

   

Алтухова Ирина Викторовна

Лапшина Светлана Алексеевна,

учителя начальных классов, работающие в группе предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника»


                                                                   

                                                                 

Дошкольное детство, как известно, уникальный период в жизни человека, период, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняет всю жизнь. Чтобы развитие ребенка было полноценным и гармоничным, независимо от того, где  он воспитывается – в детском саду и семье  или только в семье,  необходимо создать эмоционально комфортные условия для раскрытия его способностей, сделать его жизнь интересной и содержательной, расширить круг его интересов, научить общаться со сверстниками и взрослыми. [ 1, с.35]

С 1 января 2014 года вступил  в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [4] Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку .

Учителя, работающие в группе предшкольной подготовки, изучили этот документ и внесли изменения в ранее составленную программу «Школа будущего первоклассника». Принципы работы в группе предшкольной подготовки  соответствуют  заявленным в ФГОС  принципам :[4]  

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-принцип взаимодействия с родителями;

- принцип преемственности с примерными основными программами начального образования.

Направления деятельности в группе предшкольной подготовки:

  «Грамотейка» обучение грамоте

  «Считайка» математические занятия

  «Знайка» познавательные занятия

-  «Умейка» художественное творчество

- «Домисолька» музыкальные занятия

 « Неугомон» физкультурные занятия

- «Коммуникация» – новый  модуль обучения, который направлен «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи,  связной речи – диалогической и монологической форм  в различных видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

         «Коммуникация» состоит из разделов

         - коммуникативный тренинг;

- коммуникативное художественное творчество;

- диалогическая речь и монологическая речь;

- сказкотерапия.

  Активизировать  коммуникативную  деятельность детей 5 – 7 лет помогает ежедневный коммуникативный тренинг. Проводить его удобнее всего в форме индивидуальных игр или игр с  малыми подгруппами детей. От того, как сформированы навыки коммуникативного общения в детском возрасте, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Повышению самооценки и самоутверждения способствует коммуникативное художественное творчество, где «изолированные» дети, в специально созданных условиях, объединяются в пары со сверстниками, к которым испытывают симпатию. В процессе совместной работы ребенку предоставляется возможность общения в непринужденной обстановке, он чувствует свою значимость, начинает понимать, что конечный результат зависит и от него. 

Один из  факторов, облегчающих процесс становления связной речи у детей по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы стали в работе по обучению детей связной речи  применять приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники мы  решаем следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  На занятиях по обучению грамоте начинаем   работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим   к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий  путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мы используем их  для:

  • обогащения словарного запаса,

  • при обучении составлению рассказов,

  • при пересказах художественной литературы,

  • при отгадывании и загадывании загадок,

  • при заучивании стихов.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используем модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Опираясь на опыт педагогов,  разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.                                                                                      Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы.                                                                        Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Пересказ.                                                                                                               Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работу на занятиях по мнемотаблицам строим  в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаём  разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Параллельно с этой работой используем  речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми.

Используем интегрированные занятия по речевому и музыкальному развитию детей, которые оказывают эффективное воздействие на детей. Музыка, являясь мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, позволяет ребенку чувствовать себя свободно. На интегрированных музыкальных занятиях решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме.  

Решая задачи речевого и физического развития дошкольников, организуем проведение интегрированных занятий, на которых совмещаем физические и речевые упражнения. Некоторые интегрированные занятия по физической культуре разрабатываются в сюжетной форме. Ритм речи, стихов, поговорок, пословиц, используемых на этих занятиях, способствуют развитию общей моторики, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память. Такие занятия способствуют формированию у детей физических качеств, развитию координации движений и мелкой моторики, автоматизации в игровых упражнениях звуков, произношение которых наиболее часто нарушено у детей дошкольного возраста, правильному  дыханию, развитию фонематического слуха. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи.

Таким образом,  интегрированная деятельность на занятиях способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи  дошкольников.

   В результате поиска технологии, позволяющей решать спектр психологических проблем детей дошкольного возраста, используем элементы метода сказкотерапиии. [6, с.56]Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает многообразный окружающий мир, готовится к взрослой жизни. У дошкольников сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. Слушая сказку, ребенок сопереживает происходящему, анализирует события и поступки героев, самостоятельно решает этические задачи, усваивает нравственные нормы. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Она дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Ребенок, услышав и представив различные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе. С помощью сказочного путешествия дошкольник может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью).

Считаем, что чем  раньше мы будем учить детей рассказывать или  пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –  модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем  умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.  Выбранные  направления  помогут  нашим воспитанникам в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях  жизни, а приобретенный опыт в группе предшкольной подготовки  позволит успешно решать в дальнейшем учебные задачи.

Литература:

1.Безруких М.М. Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении // Начальная школа. - Первое сентября. - 2008. - № 17. - С. 35- 39.

2.Волкова Ю.С. Опорные  схемы для составления описательных рассказов. - М.:  ТЦ Сфера, 2012 г., с. 38-40

3.Ильина М.В. Воображение  и творческое мышление.-М.: Книголюб, 2004г,  с.56

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

5.Управление начальной школой , №7, 2012 г., с.36

6. Юзбекова Е.А.Ступеньки творчества .Методические рекомендации                                    - М. : Линка-Пресс, 2006.- 128 с

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки и планирование занятий

В настоящее время в школу приходят дети с нарушениями речи. Эта проблема и дала толчок для введения в учебный процесс данного предмета. Программа содержит в себе краткую характеристику курса, тематиче...

Разработка занятия по математике в группе предшкольной подготовки

Технологическая карта к занятию по математике "Кронтик прыгает с кубика на кубик"...

Занятие по развитию речи в группе предшкольной подготовки

Занятие – путешествиеТема: Чтение и печатание слов с изученными буквами.Цель:  - повторить изученные буквы;- развивать зрительное и слуховое внимание,восприятие, память;- пополнять и активизирова...

В школу с радостью. Занятия в группе предшкольной подготовки в сельской местности

Первый день начинается с родительского собрания, на которое родители приходят вместе с детьми. Здесь решаются два вопроса:          1) Знакомство родителей...

Занятие по развитию речи в группе предшкольной подготовки

Тема: "Звук [Ф], буква ф.Цель  занятия:- познакомить детей с новым звуком, буквой;- развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, тактильные ощущения;- развивать фонематический сл...

Интегрированное занятие в группе предшкольной подготовки "Примула обыкновенная совсем необыкновенная"

Содержание  занятия направлено на  привлечение внимание дошкольников к защите первоцветов....

"Звук [г]. В лесу". Конспект занятия по обучению грамоте в группе предшкольной подготовки.

   Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном образовании. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подгото...