Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива", 1 класс.
рабочая программа (1 класс) на тему

Клюшкина Любовь Федоровна

Рекомендуется для учитлей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzh._mir_1_kl.docx94.75 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Человек и природа

 -узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

 

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Регулятивные: освоение способов ориентировки в пространстве  и способов сравнения.

Познавательные: систематизация знаний о форме предметов,

Планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками Целеполагание освоение способов ориентировки в пространстве  и способов сравнения.

систематизация знаний о форме предметов,

 выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

  осмысление взаимосвязи природы человека и культуры

  взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую)

выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

  осознание важности школы в процессе познания окружающего мира

  овладение способами взаимодействия со сверстниками осмысление соответствия окружающего мира; осмысление разницы между городом, деревней

 освоение времен года.

  умение объяснять свои действия

формирование алгоритма своего действия , перевод внешней речи на внутренний план

 формирование личного (эмоционального) отношения к школе, классу, другим ученикам

осознание алгоритма своего действия; перевод внешний речи на внутренний план.

формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям

формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).

формирование личного отношения к малой родине формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей

Человек и общество

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

  приобретение умения выражать свое позитивное отношение к семье и семейным ценностям

  осмысление понятий, связанных с темой: «семья», осознание своей роли в семье

  знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье

  выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

  осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живет

  овладение способами существования                                                                                             в городе и селе.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 -формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Правила безопас-ной жизни

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

   Регулятивные: освоение называть предметы окружающие детей.

Познавательные: освоение умения пользоваться словами, рассказывать о предметах.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Отношение человека к животным.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них

27

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Имена и фамилии членов семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство .Общественный транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Транспорт города или села.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.  Москва – столица России Святыни.  Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

29

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила перехода железнодорожных путей со шлагбаумом. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

10

                                                                             

                                                                                       Календарно-тематическое планирование

УМК Перспектива П.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Окружающий мир, 1 класс, М.:Просвещение, 2015)

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические

cроки

1 четв

Человек и природа – 7 ч

Человек и общество – 7 ч

Правила безопасной жизни – 2 ч

1

Правила безопасной жизни

Что  такое окружающий мир.

Безопасный маршрут от дома до школы.

1

08.09

 Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.

Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса.

Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы и обратно.

Запомнить домашний адрес и адрес школы.

2

Человек и природа

Природа. Природа- это всё, что нас окружает, но не создано руками человека.

1

09.09

Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов.

3

Человек и природа

Неживая и живая природа.

1

15.09

Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).

4

Человек и общество

Культура. Театр. Книги. Экскурсия в школьную библиотеку.

1

16.09

Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры.

Различать предметы культуры и произведения культуры.

Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно».

Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное.

Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края.

5

Человек и природа

Природа в творчестве человека. Объекты культуры из природных материалов.

1

22.09

Познакомиться с природными  материалами, из которых делают объекты культуры.

Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

 Рукотворная игрушка из природных материалов

6

Человек и общество

Мы - люди. Многообразие и красота внешнего облика людей разной этнической принадлежности.

1

23.09

Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края. Выявлять и перечислять их особенности

7

Человек и общество

Как мы общаемся с миром. Органы чувств и их роль в восприятии мира человеком.

1

29.09

Определять и называть органы чувств.

Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств.

Называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картинах, контролировать собственную речь, её четкость, правильность

Называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картинах, контролировать собственную речь, её четкость, правильность

8

Человек и общество

Люди-творцы культуры. Человеческий труд и его польза. Творчество. Общение друг с другом.

1

30.09

 Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.

 Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

9

Правила безопасной жизни.

Обобщающий урок по теме «Мы и наш мир». Безопасное поведение на улицах и дорогах. Номера телефонов экстренной помощи.

1

06.10

Анализировать репродукции и увиденные ситуации.

Выполнять задания творческого характера.

Выражать словами свои эмоции и чувства

10

Человек и общество

Наш класс в  школе. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.  

Культура поведения в школе и других общественных местах.

1

07.10

Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века

11

Человек и общество

Мы - дружный класс. Классный, школьный коллектив. Совместная учёба, игры, отдых.

1

13.10

Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока). Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности

12

Человек и общество

 Учитель-наставник и друг. Обращение к учителю.

1

14.10

Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель». Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома

13

Человек и природа

Природа в классе. Разнообразие комнатных растений. Практическая  работа по распознаванию названий  комнатных растений.

1

20.10

Рассуждать о целях выращивания комнатных растений.

Определять комнатные растения класса (2-3 названия) с помощью атласа-определителя.

Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки.

Рисовать и (или) фотографировать комнатные растения своего класса.

Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений .

14

Человек и природа

Как ухаживать за комнатными растениями. Условия, необходимые для жизни комнатных растений. Практическая работа по составлению правил по уходу за комнатными растениями.

1

21.10

 Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования .

15

Человек и природа

 Что растёт у школы. (Экскурсия)           Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Представители групп растений, встречающиеся возле школы

1

27.10

 Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя. Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение.

16

Человек и природа

Мир за стеклянным берегом.

Разнообразие обитателей аквариума. Практическая работа по составлению правил ухода за аквариумом.

1

28.10

Рассуждать о целях создания аквариумов.Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы).Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток. Определять обитателей школьного аквариума с помощью атласа-определителя. Соотносить изображения  аквариумных рыбок и их названия. Наблюдать за жизнью аквариума, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий. Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы

2 четв.

Человек и природа – 7 ч

Человек и общество – 6 ч

Правила безопасной жизни – 1 ч

17

Человек и природа

Кто ещё у нас живёт? Живой уголок и его обитатели. Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними.

1

10.11

Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку. Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя.

Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий.

Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка.. Подбирать корм для животных живого уголка

18

Человек и природа

Какие бывают животные? Классификация животных по  существенным признакам. Животные Татарстана. Практическая работа по определению групп животных.

1

11.11

Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.  Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям

19

Человек и общество

Делу - время. Организация труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков.

1

17.11

Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час». Давать характеристику школьному распорядку занятий.

Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Приводить примеры успешности работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры и др.

20

Человек и общество

Книга-друг и наставник. Роль и место книги в жизни человека и человечества.

1

18.11

Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами.

21

Человек и общество

Потехе- час. Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Практическая работа  по теме «Игры»

1

24.11

Обсуждать вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр, в том числе — игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Дополнять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно»

22

Человек и общество

 Обобщающий урок по теме «Наш класс».

1

25.11

 Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем

23

Человек и общество

Мы в семье.

Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Практическая работа по составлению схемы родословного древа, истории семьи.

1

01.12

Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Заполнять по образцу схему родословного древа Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье

24

Человек и общество

Моя семья- часть моего народа. Старинные семейные традиции. Практическая работа по составлению татарского орнамента.

1

02.12

Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения

25

Человек и природа

Природа в доме. Растения и животные в нашем доме.

1

08.12

Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий.

Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей  жизни, в жизни семьи, оценивать  своё отношение к ним.

Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме.

Работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их

26

Правила безопасной жизни

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.

 Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

1

09.12

Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества.

Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа  и электричества в наш дом.

Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме, предлагать и запоминать простейшие меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании

27

Человек м природа

Красивые камни в нашем доме. Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них. Практическая работа «Нарисуй своё украшение».

1

15.12

Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме.

Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку.

Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы

28

Человек и природа

Комнатные растения у нас дома. Разнообразие комнатных растений.

1

16.12

Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома.

Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1—2 растения), рисовать и (или) фотографировать их

29

Человек и природа

 Войдём в сад. Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения.

1

22.12

Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять самопроверку.

Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи.

Соотносить плоды и растения, на которых они созревают.

Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах.

Рисовать фрукты  и овощи своего сада, огорода

30

Человек и природа

Овощи и фрукты на нашем столе. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе. Практическая работа «Запрещающие знаки в природе».

1

23.12

Различать овощи и фрукты.

Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.).

Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов.

Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине.

Работать со взрослыми: учиться готовить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда

3 четв.

Человек и природа – 8 ч

Человек и общество – 5 ч

Правила безопасной жизни – 4 ч

31

Человек и природа

Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят.

1

12.01

Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем).

Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе.

Соотносить  растения и получаемые из них продукты питания.

32

Человек и общество

Народная традиция особого отношения к хлебу.

1

13.01

Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осуществлять самопроверку.

Фантазировать, придумывая и рисуя то, что можно испечь из теста.

Работать со взрослыми: распознавать крупы, кофе и чай на ощупь и по запаху (с закрытыми глазами), рассказывать об освоенном способе распознавания

33

Правила безопасной жизни

Дикорастущие и культурные растения. Что растет на полях Татарстана.  Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года

1

19.01

Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведенным в учебнике эталоном.

Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений.

Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие - культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку

34

Человек и природа

Собака в нашем доме. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой.

1

20.01

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком.

Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы.

Приводить примеры пород собак (самостоятельно или с помощью атласа-определителя).

Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях к ней,  об уходе за собакой.

Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать её

35

Человек и природа

 Кошка в нашем доме. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой.

1

26.01

 Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек в прошлом и теперь.

Знакомиться по учебнику с породами  кошек, узнавать на рисунках изученные породы.

Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей кошке и уходе за ней.

Составлять по фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки.

Работать со взрослыми: написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её.

Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради

36

Правила безопасной жизни

Дикие и домашние животные Когда четвероногие друзья опасны.

1

27.01

Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные.

Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопроверку.

Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным.

Рассказывать о домашних животных своей семьи и уходе за ними.

37

Человек и природа

Дикие и домашние животные Татарстана.

1

02.02

Знакомиться с разворотом «Моя коллекция» в учебнике; сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок, игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции (если она есть) и своих игрушках в виде животных.

Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи

38

Правила безопасной жизни

С утра до вечера. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила личной гигиены. Практическая работа «Мой режим дня».

1

03.02

Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. С помощью условных знаков представлять объём домашнего труда каждого члена семьи. Представлять  способы самоконтроля за соблюдением домашнего распорядка дня. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими

39

Человек и общество

Обобщающий урок по теме «Наш дом и семья».

1

09.02

Обобщать имеющиеся представления. Обсуждать правила здорового образа жизни. Представлять  способы самоконтроля за соблюдением домашнего распорядка дня. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени.

40

Человек и общество

Красота любимого города. Достопримечательности города Набережные Челны.

Экскурсия (заочная) по     городу. Дорожные знаки. Виды транспорта. Правила перехода железнодорожных путей со шлагбаумом.

1

10.02

Определять значение слов «земляки», «горожане» путем сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»;находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе).

41

Человек и общество

Мы в городе. Города России, их жители. Занятия и дела горожан.

1

20.02

Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села)

42

Правила безопасной жизни

 Красота родного села. Значение и происхождение названий сёл. Хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края.

1

02.03

Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей.

43

Человек и общество

Мы в селе. Сёла России, их жители. Занятия и дела сельских жителей. Села Татарстана. Правила безопасного поведения в лесу в разное время года.

1

03.03

Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села)

44

Человек и природа

Природа в городе  (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, зоопарк и  др.) - источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

        

1

09.03

Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставлять их с впечатлениями от наблюдений в своём городе.

Обсуждать, для чего нужна природа в городе.

Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с наблюдениями в своём городе.

Рассказывать о природе своего города.

Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы.

Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради

45

Человек и природа

Что растёт в городе. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях нашего города. Лиственные и хвойные деревья.

1

10.03

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам (деревья или кустарники).

Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради.

Приводить примеры деревьев и кустарников своего города.

Определять деревья и кустарники своего города (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя.

Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя.

Работать со взрослыми: участвовать в озеленении родного города, рисовать деревья или кустарники, посаженные собственными руками

46

Человек и природа

 Чудесные цветники. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города.

1

16.03

 Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе.

Знакомиться по материалом учебника с растениями цветника.

Рассказывать о цветниках своего города.

Определять растения цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя.

Организовывать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника».

Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, осуществлять самопроверку.

Выделять среди растений цветника те, которые особенно нравятся (любимые растения), отображать свои предпочтения в рисунке.

47

Человек и природа

В ботаническом саду. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду

1

17.03

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада.

Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку.

Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду.

Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.

4 четв.

Человек и природа – 5 ч

Человек и общество – 11 ч

Правила безопасной жизни – 3 ч

48

Человек и природа

Кто живет в в парке. Парки, скверы, заповедные места края – наше общее культурное богатство.

1

30.03

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам (насекомые — птицы — звери), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей.

Предлагать способы помощи животным парка (устройство кормушек, домиков для птиц и т. д.).

Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения в форме рисунков, фотографий, рассказов

49

Человек и природа

В зоопарке. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка.

1

31.03

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам (обитают в нашей стране — живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Рассказывать о зоопарке своего города.

Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке.

Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме

50

Человек и общество

Войдём в музей. Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Правила поведения в музеях и библиотеках. Экскурсия в городскую библиотеку..

1

06.04

С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях для мальчиков и для девочек. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам

51

Человек и общество

Мы помним наших земляков. Памятные места, названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти. Экскурсия в музей боевой славы.

1

07.04

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города ,как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!»

52

Человек и общество

Все профессии важны. Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Хлеборобы Татарстана.

1

13..04

Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий

53

Человек и общество

 Обобщающий урок по теме «Город и село».

1

14.04

Раскрыть важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойстве каждого культурного человека

54

Человек и общество

Россия – наша Родина. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Моя Родина – Татарстан. Практическая работа по карте России.

1

20.04

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесении с уже известными по учебнику городами России.

55

Человек и общество

Москва – столица России. Москва на карте России. Герб Москвы и его символическое значение. Казань – столица Татарстана.

1

21.04

Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл

56

Человек и общество

Мы - семья народов России. Своеобразие культур разных народов России. Народы Татарстана.

1

27.04

 Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира: удмуртские пельмени, украинские вареники, дунганские манты, бурятские позы, татарские чебуреки и т.п. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова для выражения впечатления от неё. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека, находить общее и различное. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку

57

Правила безопасной жизни

Природа России. Природа Татарстана.. Правила безопасного поведения в природе. Первая помощь при легких травмах.

1

28.04

Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких  хотелось бы побывать

58

Человек и природа

Охрана природы. Охрана природных богатств.  Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы.

1

04.05

Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в  этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий

59

Человек и природа

Красная книга России, Татарстана. Практическая работа  по составлению альбома редких растений и животных Татарстана.

1

05.05

Объяснять, что такое Красная книга. Познакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии

60

Человек и природа

Заповедные тропинки. Заповедники — особо охраняемые природные территории. Заповедники родного края.

1

11.05

Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках. Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему. Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников. Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на них поведение людей, формулировать правила поведения в заповедниках. Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о заповеднике родного края, написать рассказ о нем, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией

61

Правила безопасной жизни

Обобщающий урок  по теме «Родная страна».  Правила безопасного поведения на водоёме в разное время года.

1

11.05

 Понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению задачи . соблюдение безопасного поведения на водоёме в разное время года.

62

Человек и общество

Взгляни на человека.

Внешний облик человека; внутренний мир человека. 

1

12.05

Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний облик — внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния (строгий, мечтательный, весёлый, грустный и т. п.). Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной, смешливый, внимательный, непоседливый и т. п.). Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице

63

Человек и общество

Всему свой черед. Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни  

1

18.05

Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки)

64

Человек и общество

У каждого времени свой плод. Пословицы о достоинствах и жизни  человека  на разных возрастных этапах. ЗОЖ, как условие сохранения и укрепления здоровья.

1

19.05

Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображён один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах

65

Человек и общество

Я – часть мира.  Влияние каждого из нас на мир вокруг.

1

19.05

 Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов.

66

Правила безопасной жизни.

Обобщающий урок-экскурсия по теме «Я и окружающий мир». Я - пешеход. Правила поведения на улицах города.

1

25.05

Использовать атлас-определитель как источник информации..Уметь работать с дополнительной литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...