Рабочая программа по социальной коммуникации 7 класс с ТМНР
рабочая программа на тему

Хандажапова Сэсэг Баторовна

Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Обучение носит характер межличностного взаимодействия, которое заключается в передаче субъективного опыта от одного субъекта к другому.

 На первом этапе педагог проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку различные социальные ситуации. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «сюжетно-ролевая» игра. При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию.  Затем осуществляется выполнение задания по вербальной инструкции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_kommunikatsiya_7_klass.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа №2124 «Центр развития и коррекции»» СП-30

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_____________________

«____»__________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________ М.Л. Позывайлова

«____»______________20___г.

Рабочая программа

Название предмета: Социальная коммуникация.

Класс: 7 «г»

Учебный год: 2017-2018

Общее кол-во часов:  102 ч., кол-во часов в неделю - 3;

Учитель: Хандажапова С.Б.

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей средних и старших  классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Обучение носит характер межличностного взаимодействия, которое заключается в передаче субъективного опыта от одного субъекта к другому.

 На первом этапе педагог проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку различные социальные ситуации. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «сюжетно-ролевая» игра. При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию.  Затем осуществляется выполнение задания по вербальной инструкции.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по развитию коммуникативных навыков (вербальных и невербальных);

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения,  трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к межличностному общению и жизни в социуме.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

- формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Это – я», «Я в школе», « Я на прогулке», «Я в театре», «Я в магазине» и т.д.)

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, к явлениям природы);

- создавать условия для возникновения речевой активности и произвольной деятельности детей и использования полученного опыта (глобалицация навыков) в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- сформировать необходимую мотивацию для  общения  через создание  игровых ситуаций, которые в дальнейшем переносятся в реальные события (совместный поход в театр, магазин, кафе и т.д.);

- формировать и расширять эмоциональный, бытовой, игровой и трудовой опыт;

 - привлекать внимание учащихся к различным эмоциональным состояниям человека, развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных альтернативных средств коммуникации (паролингвистические средства);

 - формировать элементарные навыки использования  предметов быта, необходимых в жизни человека;

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;

 - закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и  требует от учащихся соблюдения четких норм поведения.

Программа составлена в соответствии с ФГОС, а также с методическими рекомендациями к АООП для учащихся с умеренными, глубокими, тяжелыми нарушениями интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Таким образом, создаются условия для гармоничного восприятия ребенком информации и знаний, а также воплощение полученных навыков в жизни.

Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:  

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать с помощью альтернативной коммуникации свои потребности;

- участвовать в совместной деятельности;

- следовать установленным правилам поведения и общения на уроке, перемене, внешкольном мероприятии.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные  умения учащихся:

- умение работать по предложенному учителем материалу;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации;

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;  

- умение применять полученные знания в повседневной жизни;

- умение применять простейшие навыки работы в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы:

Предполагается то, что учащиеся будут знать:

  1. Правила поведения на уроке.
  2. Эмоции людей.
  3. жесты и приветствия и прощания;
  4. свое имя, имена одноклассников;
  5. Азбуку вежливости.
  6. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  1. Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя доступные вербальные и невербальные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
  2. Уметь различать и показывать эмоции человека.
  3. Знать элементарные правила приличия и вежливые ответы.
  4. Взаимодействовать со сверстниками.
  5. Взаимодействовать с взрослыми.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • демонстрационный материал по темам,
  • сюжетные картины,
  • игры, пособия: (развивающие)
  • демонстрационные плакаты,
  • тематические пазлы и разрезные картинки,
  • фотографии детей,
  • набор  раскрасок   по темам,
  • наглядный материал для альтернативной коммуникации,
  • наборы для  сюжетно-ролевых игр,
  • музыкальный проигрыватель, диски,
  • просмотр презентаций

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 полугодие

Кол-во часов

Тема

Цели

Виды работ

1

Здравствуй, школа!

- вспомнить правила поведения в школе

Беседа, «Правила поведения в школе», знакомство с расписанием уроков, чтение стихотворения А.Барто «Почему сегодня Петя собирался 10 раз?», игра «Собери портфель». Экскурсия по школе, посещение соседних классов.

(плакаты, демонстрационный материал, портфель, школьные принадлежности)

1

Я – ученик!

- дать элементарные сведения о том, как правильно обращаться к учителям, одноклассникам;

- закрепить понятие «стол учителя»;

- учить содержать в чистоте своё учебное место;

- учить выделять понятия: «мои одноклассники»,  «мой портфель», «моя тетрадь»,моя парта».

- знакомить с зонами кабинета.

Учебник Г.В.Чиркина «Развитие речи» 1 класс, стр.17-20

Ролевая игра «Помоги другу собраться в школу».

3

 Воспоминание о лете!

- закрепить имеющиеся знания о времени года Лето;

- моделирование жизненных ситуаций летние забавы  (учим детей летним играм:  «резиночка», скакалки, вышибалы и т.д.);

 Просмотр презентации по теме, отгадывание загадок. Игровое занятие «Летние забавы», проведение ярмарки.

(скакалки, мяч надувной, пляжный, резиночка  для летних игр).

Выход с друзьями на пикник.

3

 На кухне

-  дать элементарные сведения о посуде, столовых приборах;

- познакомить с правилами поведения в столовой;

- провести экскурсию в школьную столовую;

- моделирование жизненных ситуаций: дежурство в столовой (накрываем самостоятельно столы: раскладываем вилки, ложки, тарелки, салфетки).

Учебник Г.В.Чиркина «Развитие речи» 1 класс, стр.43-49

Игра-сортировка «Из чего едим, чем едим, из чего пьём?», сюжетно-ролевая игра «Угостим гостей обедом».

Дежурство в столовой.

3

 Меня пригласили в гости

- моделирование жизненных ситуаций;

- знакомить с правилами поведения в гостях;

- знакомить с правилами поведения за столом;

- учить играть  с одноклассниками в настольные игры.

Наглядный материал, моделирование жизненной ситуации. Сюжетно-ролевая игра «К другу на день рождения».

 Поход на день рождения к другу,  в параллельный класс.

3

 Я приглашаю гостей

- моделирование жизненных ситуаций;

- учить приглашать гостей;

- учить встречать гостей;

Наглядный материал, моделирование жизненной ситуации, сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей!».  

3

Я гостеприимный хозяин

- учимся угощать гостей, делиться своими, книжками, игрушками;

- учимся прощаться с гостями.

- Ярмарка «Кладовая солнца»

3

Общественный транспорт

-моделирование жизненных ситуаций;

- познакомить с  правилами поведения в общественном транспорте;

(познакомить с обязанностями и правами пассажира).

Наглядный материал, просмотр презентации.

3

 Я - пассажир

- познакомить с правилами общения с другими пассажирами;

- познакомить с правилами обращения за помощью (если забыл свою остановку);

- познакомить с правилами предъявления проездного билета.

 Моделирование жизненной ситуации:  игра «Мой маршрут», игра «Если ты забыл свою остановку», сюжетно-ролевая игра «Внимательный пассажир».

Коллективная поездка на автобусе.

3

Я в поликлинике

- учить правилам этикета в общественных местах;

- знакомим с правилами вызова врача на дом;

- знакомим с правилами поведения в кабинете  у врача;

 Моделирование жизненной ситуации: сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача».

Экскурсия в кабинет школьной  медсестры.

3

Я в аптеке

- учить правилам этикета в общественных местах;

- познакомить с разными видами лекарств;

- закрепить знания о лекарственных растениях.

Моделирование жизненной ситуации: сюжетно-ролевая игра «Аптека».

Экскурсия в ближайшую аптеку

3

 Я в супермаркете

- познакомить с правилами поведения в магазине;

- дать элементарные представления о различных видах товаров;

- учить выбирать нужные товары;

- дать элементарные сведенья о правильном обращении с деньгами.

 Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» (по станциям).

Экскурсия в  ближайший супермаркет.

3

Я в театре

- формировать представление детей о театре, о его назначении;

Познакомить с правилами поведения в театре;

- познакомить с профессиями (актёр, режиссёр, музыкант, костюмер);

- познакомить с помещениями театра (касса, зрительный зал, сцена).

Беседа «Что такое театр, какие бывают виды театров».

Игра «Театральная  шкатулка» ( в сундучке есть различные маски, выбираем, наряжаемся, изображаем).

Коллективное изготовление театральной афиши.

3

Я - актёр

- Расширять знания детей о профессии актера;

- развивать  интерес к театрально – игровой деятельности.

-воспитывать у детей любовь к театру.

Коллективная постановка сказки «Колобок».

Поход в театр.

3

Я отправляю письмо другу.

- расширить знания детей о том, что такое почта, для чего она нужна;

- знакомить с профессиями почтальон, оператор (люди, которые принимают и выдают письма и посылки), сортировщик;

- знакомить с этапами отправки письма.

- Беседа «Для чего нужна почта»;

- игра «Весёлый почтальон» (отправляем рисунки о спектакле, который посмотрели, на свой домашний адрес).

2 полугодие

Кол-во часов

Тема

Цели

Виды работ

3

 Я иду в кафе

- продолжать воспитывать культуру поведения в общественных местах;

-  знакомить с профессиями администратора, повара, официанта, кассира;

- формировать представления детей о назначении помещений кафе.

 Беседа о правилах этикета, правилах поведения в общественных местах;

- беседа о предприятиях общественного питания: столовые, кафе, бистро, рестораны;

- сюжетно-ролевая игра «Кафе-Лакомка»

Коллективный поход в кафе «Му-Му».

3

 Домашние питомцы

- расширить знания о домашних питомцах;

- знакомить  правилами ухода за животными;

- воспитывать любовь к животным.

Беседа, просмотр презентации.

Сюжетно-ролевая игра «Мой друг» (ухаживаем за игрушечным животным, кормим, причёсываем и т.д.).

3

 Поход к ветеринару

- знакомство с профессией ветеринар;

- развивать чувство сострадания и ответственности за питомца;

- моделировать формы поведения в общественном месте ( соблюдать очередь, учиться ждать и т.д.)

Беседа, чтение сказки.

Сюжетно-ролевая игра.

3

 Я в парикмахерской

- моделировать формы поведения в парикмахерской;

- познакомить с профессией парикмахер;

- знакомить с работой электробытовых приборов.

Беседа, демонстрация наглядного материала.

Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской».

3

Грусть

- знакомить с эмоциями

- учить определять эмоции на картинках и в жизни.

Беседа, просмотр мультфильма. Сортировка карточек по развитию эмоционального гнозиса.

Игры-ситуации.

3

Злость

- знакомить с эмоциями

- учить определять эмоции на картинках и в жизни.

Беседа, просмотр мультфильма. Сортировка карточек по развитию эмоционального гнозиса.

Игры-ситуации.

3

 Радость

- знакомить с эмоциями

- учить определять эмоции на картинках и в жизни.

Беседа, просмотр мультфильма. Сортировка карточек по развитию эмоционального гнозиса.

Игры-ситуации.

3

Обида

- знакомить с эмоциями

- учить определять эмоции на картинках и в жизни.

Беседа, просмотр мультфильма. Сортировка карточек по развитию эмоционального гнозиса.

Игры-ситуации.

3

Книги - мои друзья. Я в библиотеке.

- закрепить представление для чего нужна библиотека;

- учить бережно обращаться с книгами;

- познакомить с профессией библиотекарь.

Беседа, демонстрация наглядного материала.

Экскурсия в библиотеку.

3

Музей

- дать элементарные представления что такое музей;

- учить правилам поведения в музее;

- знакомить с профессиями работников музея.

Беседа, просмотр презентации, демонстрация наглядного материала. Интерактивная игра «Музей».

3

 Плохая погода.

- учить узнавать прогноз погоды;

- учить пользоваться зонтом;

- знакомить с одеждой для дождливой погоды.

Беседа.  Демонстрация наглядного материала.

Сюжетно-ролевая игра «Дождливая погода».

3

Зоопарк

- закрепить представления о правилах поведения в поезде;

- учить правилам безопасности в зоопарке, при общении с животными и т.д.

Беседа. Демонстрация наглядного материала.

3

Зоопарк

- знакомим с профессиями работников зоопарка;

- знакомство с внутренним распорядком зоопарка.

Беседа. Демонстрация наглядного материала.

Экскурсия в зоопарк.

3

 Поездка на дачу.

- познакомить с правилами поведения в лесу;

- познакомить с посадкой растений;

- учить вешать кормушки для птиц.

Беседа. Демонстрация наглядного материала. Совместное изготовление кормушек для птиц.

Игра «Сажаем рассаду».

3

Привычки хорошие и не очень.

- формировать представление, что такое привычка;

- дать элементарные представления, какие бывают привычки

Беседа. Демонстрация наглядного материала. Игры-ситуации.

3

Я пешеход

- закреплять представления о правилах дорожного движения.

Беседа. Демонстрация наглядного материала.

Учимся правильно переходить дорогу на улице.

3

Я гуляю в парке

- формировать представление о правилах поведения в парке.

Беседа. Демонстрация наглядного материала.

Экскурсия в соседний парк.

3

Еду в поезде на море

- закрепить представления о правилах поведения в поезде;

- учить правилам безопасности на воде.

Беседа. Демонстрация наглядного материала.

Список литературы

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  5. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
  6. Учебник Г.В.Чиркина «Развитие речи» 1 класс,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по арифметике 6 класс с ТМНР

Рабочая программа по арифметике 6 класс с ТМНР. Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множествен...

Рабочая программа по чтению 6 класс с ТМНР

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» образовательной области «Родная речь»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана н...

Рабочая программа по чтению 7 класс с ТМНР

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» образовательной области «Родная речь»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана н...

Рабочая программа по ИЗО 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....

Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)

Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)...

Рабочая программа "Человек" 1-4 класс ТМНР

Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла чел...