Гончарная мастерская
материал на тему

Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и народное декоративно – прикладное искусство, как его части.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goncharnaya_masterskaya.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по теме: « Гончарная мастерская»

Цель:  расширение знаний учащихся о гончарном ремесле.

Задачи:

-формировать представление о глине, как основе гончарного производства;

-продолжать знакомить со свойствами глины;

-способствовать развитию сотрудничества детей и творческого потенциала через игровую импровизацию.

Планируемый результат: расширение кругозора и культурного опыта обучающегося

Ход занятия

Стук в дверь, входит почтальон Печкин:

- Здравствуйте, ребята. Я вам принес письмо и посылку от дяди Федора. (В коробке лежит глина, а на коробке письмо)

- Спасибо, почтальон Печкин

- Ребята, как вы думаете, что это такое?

- Ребята, что вы знаете о глине?

- У вас в руках глина. Какая она?

- Она липкая, мажется?

- Сейчас мы с вами проведем эксперимент: намочим наши кусочки глины водой и посмотрим, что с ней станет.

- А пока наша глина мокнет, мы свами немного отдохнем.

Физкультминутка

- Хорошо, отдохнули, а теперь давайте посмотрим, что стало с нашей глиной. Какие изменения произошли, что вы заметили?

-Ребята, вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?

-Это свойство глины и узнали люди. Они стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения, и т.д.)

– Зачем же дядя Федор прислал нам глину? Может быть в письме есть ответ. Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята! Пишет вам дядя Федор из деревни Простоквашино. Скоро у меня день рождения. Кот Матроскин обещал мне испечь праздничный пирог, а пес Шарик устроить праздничный фейерверк. Приедут родители с подарками. Вот только для гостей у меня нет посуды. Помогите мне, пожалуйста!»

- Как же мы поможем дяде Федору?

- Слепим посуду из глины.

- Изготовить чашки и блюдца из глины непросто, но научиться этому можно у гончара. Гончар – это человек, который делает посуду из глины.

Предлагаю вам отправиться в гончарную мастерскую, где вы сможете обучиться гончарному делу и изготовить чайные пары для дяди Федора.

- Посмотрите, сколько разнообразных предметов изготовил гончар. Предлагаю вам посмотреть фильм о работе мастера.

Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление глины, она должна быть мягкой эластичной, затем из этой глины делают разные изделия, потом их сушат или обжигают в специальной печи, а затем расписывают. Вначале гончар крошит глину, смачивает водой, затем тщательно переминает, чтобы получилась однородная масса: мягкая, пластичная. Изготавливать посуду можно вручную или на гончарном круге. Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус, опускают вниз, нажатием большого пальца превращают в полый цилиндр. Во время работы гончар должен смачивать водой руки, чтобы пальцы легко скользили по изделию. Для получения нужной формы гончар использует деревянный резак. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. После просушки изделие расписывают.

Показ видеоролика.

- Хотите попробовать себя в роли гончаров? Тогда занимайте места за столами. Предлагаю вам слепить чайную пару (чашку и блюдце) для гостей дяди Федора. Посмотрите, как мы будем лепить из глины.

Сначала и для блюдца, и для чашки мы скатаем шар. Затем заготовку для блюдца плавными движениями расплющиваем, затем аккуратно разглаживаем. Чтобы не было трещинок, пальчики при необходимости смачиваем водой. Потом не спеша загибаем края вверх. Для чашки ком глины аккуратно надеваем на большой палец левой руки и обжимаем глину вокруг пальца, получился конус. Аккуратно снимаем с пальца и потихоньку начинаем вытягивать изделие вверх и в стороны, до нужного размера. После затираем неровности и трещинки, смочив руки водой.

- А вы заметили, что кусок глины у вас один? Почему? Правильно, вам предстоит решить, кто будет лепить чашку, а кто блюдце. И самостоятельно поделить кусок на две части так, чтобы чашка и блюдце подходили друг другу по размеру. Приступайте.

(Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь учителя)

- Посмотрите ,какую посуду вы слепили. Как вы считаете, наша посуда готова, чтобы ее отправить дяде Федору? Конечно, нет. Ей нужно высохнуть, чтобы она стала твердой, затем расписать, чтобы стала красивой. Только после этого мы сможем отправить посуду в Простоквашино.

- Где вы сегодня побывали, что узнали нового, чему научились? Все вы сегодня потрудились на славу. Когда наша посуда высохнет, мы вернемся в мастерскую, чтобы расписать её и только после этого мы сможем отправить её дяде Федору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Урок ИЗО "Гончарное дело"

Что такое гончарное дело? кто такие гончары? Что и как делают из глины....

"Гончарные мастера"

Знакомство с гончарными изделиями и мастерами из города Ивенца....

Паспорт проектной деятельности: «Гончарных дел мастера»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является проведение интегрированных занятий. С психолого-педагогической точки зрения такие занятия способствуют активизации ...

Игра-путешествие. «Гончарное чудо». Материал для урока технология. 2-3 класс

С помощью игры дети знакомятся с особенностями дымковской, филимоновской, каргопольской игрушкой, в конце занятия самостоятельно выполняют игрушку....

Проект "Судиславский гончарный промысел"

В проекте участвует 4 группы, которые собирают материал о гончарных изделиях: кашнике, корчаге, крынке, кувшине. Находят материал о их назначении. Каждая группа собранный материал оформляет ввиде през...

Статья." Творческая мастерская гончарного искусства"

Мастер класс   проведен по просьбе родителей.  Тема: "Символ Нового года - Козочка"....