" Предшкольная подготовка как средство повышения учебной мотивации"
материал на тему

Андросова Ирина Анатольевна

  Важную роль в подготовке ребенка к обучению в школе играет предшкольное образование. Оно позволяет создать равные стартовые возможности для успешного обучения. Предшкольное обучение направлено на развитие познавательных способностей ребенка, расширение его общих представлений и кругозора, формирование здоровых социальных отношений в группе сверстников, совершение речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Предшкольная подготовка20 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МОУ « Средняя общеобразовательная школа №27» г.о. Саранск

                                   Выступление на педсовете:

«Предшкольная подготовка как средство повышения учебной мотивации»

                                               

                                    Подготовила: Андросова И.А., учитель начальных

                                                                                                           классов

                                          2016 г.

  Важную роль в подготовке ребенка к обучению в школе играет предшкольное образование. Оно позволяет создать равные стартовые возможности для успешного обучения. Предшкольное обучение направлено на развитие познавательных способностей ребенка, расширение его общих представлений и кругозора, формирование здоровых социальных отношений в группе сверстников, совершение речи. Прохождение курса предшкольной подготовки способствует безболезненному прохождению процесса адаптации первоклассника в школе. Ведь не секрет, что сегодня значительно повысились требования учителей к уровню знаний детей, поступающих в общеобразовательную школу. И это объективный процесс, вызванный усложнением школьной программы. Однако стартовые возможности детей разные. Проблема разной подготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы”.

Как писал Василий  Александрович Сухомлинский: « От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»

 В МОУ « Средняя школа №27» в рамках предшкольного образования функционирует « Малышкина школа». Занятия в ней проходят по трем направлениям: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, математическое развитие. Занятия организуются для детей 6-летнего возраста. Продолжительность курса предшкольной подготовки- один учебный год( сентябрь- апрель). Для детей 5-летнего возраста организуется одна группа. Занятия продолжаются в течение полутора лет( январь-апрель, сентябрь-апрель). Работа по подготовке детей к школе организована в следующем режиме: один раз в неделю 3 занятия по субботам, продолжительность одного занятия не превышает 25 минут, перемена 5 минут.

Основные задачи предшкольной подготовки:

 формирование положительной учебной мотивации;

развитие основных психических функций, необходимых

 для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

развитие элементарных математических представлений;

развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;

развитие мелкой моторики;

развитие творчески активной личности

 Я остановлюсь на формирование положительной учебной  мотивации.

Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Как правило, учебная мотивация возникает естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми. В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах (бубне, дудке и т. д.) и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка.

 Вырастая в атмосфере любви, доброты, игры, интереса ко всему окружающему, ребенок к шести годам сам стремится научиться читать и считать, что говорит о возникновении у него учебной мотивации.

Каждый ребенок, достигнув шестилетнего возраста, осознает то, что впереди его ждет самая веселая и интересная пора – школьная жизнь. Но, к сожалению, не каждый ребенок воспринимает это как что-то удивительно важное. Зачастую многие даже боятся того, что их ждет, представляя свое будущее как непреодолимое препятствие, которое доставляет столько потерь и неудач, что просто затмевает все стремления и мечты ребенка. Почему же такие разносторонние позиции? Почему желание, стремления учиться иногда бывают так малы?

Оказывается, что представление шестилетнего ребенка об окружающей его действительности зависит от социально-психологических условий.

Какими сведениями о нашем мире обладает ребенок, зависит, прежде всего, от социального окружения (семьи, общения с родными и близкими, друзьями), эмоциональных отношений, национальных традиций, места жительства и других факторов. Тем более не все дети посещают детские сады, где осуществляется формирование первичных представлений о растениях, животных и человеке, о формировании коллективной и групповой работы и общественных навыков.  Именно поэтому основной задачей родителей и педагогов является выявление пробелов в развитии ребенка и их коррекция. Ведь для ребенка, психологически не готового к обучению, учеба представляет серьезную нагрузку, которая может нежелательно отразиться на его здоровье.

Развитие учебной  мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры, проблемные задания. Обязательны творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у школьника. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них. Все это мы делаем на наших занятиях.,

В работе с детьми 5-6 - и лет можно использовать разные программы. Мы используем программу «Преемственность»( авторы Нина Алексеевна Федосова, Светлана Ивановна Волкова и др.)  

Программа "Преемственность"  создает условия для обеспечения единого старта обучения для детей, поступающих в школу из детского сада и семьи.

«Преемственность»- комплект создан в соответствии с концепцией непрерывного образования, позволяет создать единую систему дошкольного и начального обучения. Содержание учебных пособий комплекта учитывает возрастные особенности детей и помогает бережно подготовить ребенка к обучению в школе. Все пособия созданы авторами школьных учебников, что исключает дублирование программ начального образования.

Содержание пособия « От слова к букве»( автор Н.А.Федосова ) соответствует временам года и делится на осенние,  зимние, весенние, летние странички. Дети рассматривают рисунки, составляют тексты, учат стихи, делают звуковой анализ слов, рассказывают сказки, составляют рассказы по иллюстрациям, отгадывают загадки, дополняют  рисунки, знакомятся с элементами букв.

Содержание пособия « Математические ступеньки» ( автор С.И.Волкова)  поможет детям научиться считать, складывать и вычитать числа, различать геометрические фигуры, развивать внимание, воображение, память и мышление. Работая в группе  формирует первоначальные учебные навыки: находить на странице нужное задание, рисунок,запись; слушать учителя; работать в едином темпе. В силу возрастных особенностей детей большая часть заданий имеет практическую направленность:  « Дорисуй», « Раскрась», « Нарисуй столько же ( больше, меньше)»

Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, а, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности. Такие, как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям и так далее. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нужно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы.

Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

                                                                                                                   Л.Венгер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение логопедических праздников в начальной школе, как средство повышения учебной мотивации

Как создать и поддержать интерес детей к правилам грамматики русского языка, развивать фонематические процессы и коммуникативные навыки, не усаживая их за парты? Об этом в следующей публикации : "Орга...

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области...

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, ...