Отличие ФГОС от традиционных методов обучения.
статья на тему

Раупова Нияра Мидатовна

Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

муниципального образования

городской округ Симферополь  Республики Крым

Раупова Нияра Мидатовна учитель начальных классов

Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС?

Учитель – лучше званья нет на свете. А работать учителем начальных классов в школе – самая удивительная, уникальная и почётная профессия - самая добрая, чуткая и нужная. Я - классный руководитель, педагог начальных классов. Мой  день  - это  непрерывное общение с моими учениками, обучение, помощь, адаптация, развитие творческих способностей.

Условия труда  в нашей школе весьма комфортны – у меня просторный, светлый, тёплый класс - кабинет, оснащенный  современными ИКТ,  постоянно обновляемая выставка детских работ. Моя работа дает мне возможность много времени проводить с детьми, учить их, обогащать их внутренний мир и быть их первым связующим звеном в познании всего нового и неизведанного. Больше всего мне в моей работе нравится общение с детьми, проведение внеклассных мероприятий, проверка контрольных работ, где сразу видно, чему научились мои ученики. Я считаю, что в нашем деле не обойтись без выдержки, терпения, умения доступно объяснить непонятное. Хороший громкий голос, организованность и аккуратность тоже не помешают. Прежде всего, конечно, учитель должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. На сегодняшний день  он должен быть активным пользователем информационных технологий. 

Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС?

Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" 

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). 

Что же такое «универсальные учебные действия»?- это способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Нужно стать творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности учителя станет открытием мира души ребёнка. 

Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. 

Сегодня наше образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Учитель должен отказаться от традиционных уроков и проводить инновационные, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учащихся в ходе овладения знаниями и решения проблем. Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями. 

Как проходил обычный урок?

На учителя возлагалось множеству функций, его роль была ведущей

Учитель формулирует и сообщает цели и задачи

  • сообщает, что должны сделать для достижения цели
  • руководит выполнением практических задач
  • контролирует практическую деятельность
  • оценивает работу учащихся на уроке
  • выясняет, что запомнили учащиеся
  • задает домашнее задание, чаще одно на всех

Новые подходы к уроку

  • Тему урока формулируют сами учащиеся.
  • Цели и задачи формулируются учащимися.
  • Способы достижения цели планируют учащиеся.
  • Практическая деятельность осуществляется по намеченному плану с применением группового и индивидуального метода.
  • Контроль в форме самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
  • Оценка в виде самооценки и взаимооценивании.
  • Итог: рефлексия (осознание своей деятельности, самоосмысление).
  • Учащиеся самостоятельно выбирают домашнее задание из предложенных учителем, с учетом индивидуальных возможностей.

Как изменяется урок

  • урок становится личностно-развивающим;
  • урок становится компетентностно-ориентированным;
  • урок становится метапредметным;
  • наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы, стирается грань между обучением и воспитанием.

Структура урока по ФГОС

В соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Трудности, с которыми сталкивается учитель

  • Сложившаяся за предыдущие  годы устойчивая методика проведения урока.
  • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
  • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
  • Традиционный подход  к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
  • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
  • Контрольно-оценочная деятельность.

В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, а наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. Ведь это главное - дать ребенку инструмент для жизненных открытий, дать ему поверить в себя, а дать можно только то, что имеешь сам. Надо самим научиться учиться, быть успешными (выбирать, жить и т.д.), и тогда мы научим этому детей. Думается, что стоит все - таки начать с личностной «перестройки» и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого точно станет понятно, нужно ли что-то менять в педагогической деятельности. 

Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. 

Внеурочная деятельность обучающихся с 1 -го класса в нашей школе организована по пяти направлениям: 

  • спортивно – оздоровительное; 
  • духовно – нравственное; 
  • социальное; 
  • общеинтеллектуальное; 
  • общекультурное. 

В начальной школе ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений. 

К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. 

Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. 

Ребенка необходимо развивать и учить навыку саморазвития, самообучения независимо от класса обучения, но, конечно, с учетом возрастных особенностей. Раньше на этом не было акцента. Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, несформированностью внутреннего плана действий, трудностью логического мышления и воображения; 

Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого (или сверстника) в сотрудничество. Поэтому мной востребована технология работы в группах. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

  • дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
  • дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
  • дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
  • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить внутренний мир ребенка. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности. Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника игрового познавательного процесса.

Учитель должен учиться быть успешным в современном развивающемся обществе, осознавать, что каждый ребёнок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в развитии.

 Полезные советы для учителя  

  • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. 
  • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. 
  • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т. е они должны быть значимы для него. 

Ученику необходимо: 

  • Создать атмосферу успеха.
  • Помогать ребёнку учиться легко. 
  • Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.
  • Не скупиться на поощрения и похвалу. 

Хочется пожелать всем огромного терпения, замечательных учеников и крепкого здоровья для осуществления реализации ФГОС! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Цель уроков чтения – вызвать интерес к чтению, научить детей воспринимать художественную литературу, заложить основу формирования грамотного чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению л...

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.

Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик учится сам. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы ...

Использование развивающих методов при традиционной системе обучения

Использование развивающих методов при традиционной системе обучения...

Отличия урока по ФГОС от традиционного

Отличия урока по ФГОС от  традиционного...

УРОК С ПОЗИЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО. ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА. ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА

В настоящее время российская образовательная система в целом и начальной школы, в частности, постоянно претерпевает изменения, которые, прежде всего, связаны с реализацией Федерального государственног...

Место традиционных методов обучения и воспитания в инновационной школе: казнить нельзя, применять.

статья была подготовлена для выступления на школьном методическом объединении начальных классов....

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС...