Имеем право
методическая разработка (4 класс) по теме

Тазенкова Любовь Викторовна

«Для детей нельзя жалеть ровно две вещи – это своё время и любовь».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imeem_pravo.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатневская средняя общеобразовательная школа»

Час общения «Имеем право»

3 класс

Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция»; рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование).

Задачи:

1. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие.

2. Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся младших классов; развивать коммуникативные качества учащихся.

Ход мероприятия

1 этап. «Конвенция» - основной документ о правах ребенка.

- Ребята, сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших правах. Как вы думаете, какие права должен иметь ребенок? (ответы детей).

- Сейчас вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Но о детях заботятся не только в семье. Существует Организация Объединенных Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Так вот в 1989 году эта организация приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (показывает копию документа).

Конвенция – это соглашение, договор, в котором государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка.

- Ребята, а гражданами какой страны вы являетесь? (ответы)

Так вот, наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах. И вот мы с вами  на примере сказочных персонажей посмотрим, какие права вам гарантирует наше правительство.

2 этап. «Право на имя».

- Ребята, внимательно послушайте отрывок из известной вам сказки: «…И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали … Дюймовочка».

- Слово Дюймовочка это что?  (Ответы детей (имя)).

- А как назвал Папа Карло мальчика, которого он выстругал из полена? (Ответы детей).

Буратино – это что? (имя)

- Ребята, как вы думаете, о каком праве мы сейчас говорили? (Ответы детей).

- Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» говорится о том, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. Назовите, пожалуйста, ваши имена. (Дети по очереди называют свои имена).

-  Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении (показывает св-во о рождении). Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая заботится о его благополучии.

Итак, первое право, которое имеет каждый ребенок – право на имя.

 

3 этап. «Право на жизнь».

- И снова слушаем отрывок из сказки. Если вы почувствуете, что герою сказки угрожает опасность, тихонько поднимите руку.

- Какая опасность угрожает Колобку? Какое право нарушила Лиса? (ответы детей).

- Да, ребята, лиса нарушила право, которое имеет каждый человек, и оно также записано в Конвенции – это право на жизнь.

- А в каких сказках, которые вы знаете, также нарушается это право? (ответы детей «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка»),

- Каждый человек должен сам стремиться защищать себя и  свою  жизнь, в том числе и дети: прежде всего не впускать никого чужого в дом, не вступать в доверительные разговоры с незнакомыми людьми, соблюдать правила дорожного движения, не играть с огнем и др.

- Ребята, на примере Колобка с каким правом мы познакомились? (ответы детей – право на жизнь).

Физминутка

4 этап. «Право на свое мнение»

Стук в дверь. В классе появляются «тарелки», «корыто», «кочерга» (дети).

- Откуда вы, гости, милые?

- Из сказки «Федорино горе».

- Что же с вами случилось?

Вед: и ответило корыто:

Корыто: «На Федору я сердито».

Вед: и сказала кочерга:

Кочерга: «Я Федоре не слуга».

Вед: и тарелки вьются-вьются,

А Федоре не даются:

Тарелки: «Лучше в поле пропадем,

А к Федоре не пойдем!»

«Да, - промолвил медный таз, -

Поглядите вы на нас:

Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты».

и ответила посуда (хором):

«было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она.

Оттого-то мы от бабы

Убежали как от жабы,

И  гуляли по полям,

По болотам, по лугам,

А к неряхе - замарахе,

Не воротимся!»

-Ребята! Жалко вам посуду? Обратите внимание, что посуда тоже имеет право выражать свое мнение. И она высказала его, поступила так, как сочла нужным.

- Изменилась ли Федора после того, как посуда высказала ей свое мнение? (ответы детей)

Входит Федора:

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!».

- О каком праве мы сейчас говорили?

 5 этап. «Право на образование»

Перед детьми на доске вывешены плакаты с изображением ситуаций связанных с образованием

(Буратино идет в школу; мама учит сына читать; дети сидят за компьютером и др.)

Детям предлагается составить рассказ по картинкам.

Далее, обобщить сказанное одним словом, зашифрованном в ребусе.

ОБРАЗОНИЕ

В результате получили слово «ОБРАЗОВАНИЕ». Каждый ребенок имеет право на образование, он учится в школе, пишет, читает, играет с друзьями. У детей есть и «волшебные друзья», которые помогают им развивать свое мышление и сообразительность, помогают им учиться.

Загадки

Стоит дом:

Кто в него войдет,

Тот и ум приобретет     (школа)

 

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То найдешь на все ответ.   (буквы)

 

Грамоты не знаю,

А весь век пишу.          (ручка)

 

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.    (книга)

 

до чего же, скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я школьный …    (ранец)

- Ребята, назовите ваших «волшебных друзей». (ответы)

- Они любят, чтобы дети бережно обращались с ними (книга, ручка, карандаши и т.д.)

- Итак, о каком же праве мы сейчас говорили? Ребята, вы имеете право на образование и ваша задача хорошо учиться.

6 этап. Подведение итогов.

- Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, как вы усвоили свои права, о которых мы сегодня говорили. (детям раздаются карточки с заданием, один ребенок отвечает у доски).

Соедините линиями, какое право - к какой сказке относится:

«Право на жизнь»                         «Дюймовочка» 

«Право на образование»          «Красная Шапочка» 

«Право на имя»                                 «Федорино горе» 

«Право на свое мнение»                    «Буратино»

- Ребята, с какими правами мы сегодня познакомились? А как называется документ, в котором они записаны? (ответы). А еще в Конвенции записаны и другие права, но с ними мы познакомимся на следующих занятиях.

Подготовила и провела Тазенкова Л. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий классного часа на тему "На что имеем право" в 4-м классе

Целью проведения классного часа является формирование первоначальных правовых знаний. Форма проведения: учебно-игровое занятие...

Классный час "На что имеем право"

Учебно-игровое занятие, цель которого - дать первоначальные знания о правах ребёнка...

Презентация к уроку Знаний в 4 классе "Мы тоже имеем права!"

Презентация к уроку Знанийв 4 классе"Мы тоже имеем права!"...

Сценарий театрализованного внеклассного мероприятия "Мы тоже имеем права!" для 3 класса

Сценарий театрализованного внеклассного мероприятия "Мы тоже имеем права!" для 3 класса. Посвящается Дню прав человека, который празднуется 10 декабря....

" Мы имеем право"

Цель: формировать у детей представление о том, что каждый ребенок, каждый человек имеет права и обязанности, воспитывать уважительное отношение к людям, способствовать социально-нравственному развитию...

Классный час "Забыть не имеем право"

Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тво...