Шашки
рабочая программа (1 класс) на тему

Загрутдинова Нурсиня Мавлютовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шашки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shashki.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа надпредметного курса «Шашки» для 1  класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе нормативных документов:

  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
  •  Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении и введении в действие федерального              государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)  
  •  Примерной  основной образовательной программы начального общего  образования (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от  8 апреля 2015 г. № 1/15)
  •  Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»;
  • Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;
  • приказ МО и Н РТ «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан», от   августа 2015 года;
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19\12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  •  Устава МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ;
  •  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ;
  •  Учебного плана  МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче  Нижнекамского муниципального района РТ на 2016-2017 учебный год  с учётом регионального компонента;
  • Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету на 2016-2017 учебный год.

                                                                                                                                                   Актуальность.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.

Шашки, как и любой вид человеческой  деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся  Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

Следует отметить, что в образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах..

Традиционно проводятся соревнования между техникумами и колледжами  города Саратова.

Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий.

Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.

Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. В программу введен раздел «Начальные сведения об игре в международные шашки».

 На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.

II. Цель и задачи программы:

Цель программы:

  • Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

выработать у учащихся

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение основам шашечной игры;
  • Подготовка квалифицированных спортсменов;
  • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • Осуществление  всестороннего физического развития воспитанников.

Программа имеет следующие разделы:

Общие положения

Знакомство с развитием физической культуры и спорта в стране, с вопросами гигиены и всестороннего физического развития, историей развития шашек в России.

Правила соревнований

Изучение шашечного кодекса в редакции 1986 года, т.е. правил игры и правил проведения соревнований.

Основы шашечной теории

Общие вопросы шашечной теории; «три кита» теории - оппозиция, размен, темп; значение центральных полей доски; связывание шашек; элементарные ловушки в начале партии.

Тактика и техника шашечной игры

Знакомство с различными способами выигрыша шашек, тактикой угрозы и окружения, понятием отсталых и изолированных шашек, опорных пунктов, тактикой жертвы, понятием комбинации и приемами их проведения.

Важнейшие данные об игре в окончаниях

Знакомство с расчетом ходов в окончаниях, поимкой одной дамки тремя, с понятиями «застава», «столбняк», с различными вариантами окончаний с простыми и дамками, с позицией Д. Саргина и ее значением.

Начальные сведения об игре в международные шашки Изучение правил игры в международные шашки. Простые комбинации и ловушки в начале партии.

Шашечная композиция

Знакомство с концовками, этюдами и задачами.

Элементы стратегии шашечной игры

Знакомство с планированием игры и его значением, с понятиями атаки и защиты.

Начальный курс шашечных дебютов

Знакомство с основными понятиями теории шашечных дебютов и основными схемами наиболее распространенных дебютов.

Общефизическая подготовка

Выполнение общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие различных групп мышц, занятия и тренировки по настольному теннису.

III. Отличительные особенности программы:

Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности.

Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.

Программа служит для того, чтобы учащиеся смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.                                                                                                                                                        

Ключевые понятия программы:

- комбинация;

- жертва;

- атака;

- защита;

- дебют;

- окончание;

- тактика;

- стратегия;

- угроза;

- связка и др.

Этапы реализации программы на каждый год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

На  подготовительном этапе первого года обучения учащиеся знакомятся с историей  развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.   На втором основном этапе учащиеся изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с игрой в международные шашки с композицией и дебютами. Вместе с этим проводят тренировочные игры и турниры на спортивные разряды.

На заключительном этапе учащиеся закрепляют полученные знания, проводятся опросы и зачеты, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

На подготовительном этапе второго года обучения учащиеся повторяют материалы первого года обучения, знакомятся с новыми понятиями.

На основном этапе учащиеся более углубленно изучают тактику и технику игры, стратегию, игру в окончаниях «дебюты», более сложные примеры в композиции, продолжают тренировочные игры, упражнения, анализ партий, участвуют в турнирах и соревнованиях.

Аналогично первому году обучения проводится третий заключительный этап.

IV. Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты: 

-  расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, - -----понимание образования как личностной ценности;

-  способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-  формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

-  проговаривать последовательность действий назанятии;

-  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями;

-  учиться работать по предложенному учителем плану;

-  учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  назанятии;

Познавательные УУД:

-  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;

-  делать предварительный отбор источников информации:

-  добывать новые знания: находить ответы на вопросы свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-  организация своего рабочего места.

Коммуникативные УУД:

-  донести свою позицию до других:

-  слушать и понимать речь других;

-  формирование норм поведения в классе;

-  норм общения, норм коммуникативного взаимодействия.

Предметные результаты:

-  правила игры,

-  стадии партии,

-  принципы равновесия сил,

-  понятия оппозиции, размена, темпа,

-  наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии,

-  простейшие приемы выигрыша шашки,

-  понятия «угроза», «застава», «столбняк»,

-  построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова»,

-  три отличия международных шашек от русских,

-  что такое концовка, задача, этюд,

-  уметь применять правила игры на практике,

-  рассчитывать соотношение сил в любой момент партии,

- производить размены, проводить простейшие комбинации,

- ставить известные ловушки и самому не попадаться на них,

- доводить до конца простые выигрышные окончания,

- выигрывать окончания построением «треугольника Петрова»,

- решать одноходовые и двухходовые концовки,

- играть в международные шашки.

Список использованной литературы

1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.

2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.

3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.

4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.

5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.

6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.

7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.

8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.

9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.

10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.

11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.

12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.

Список рекомендованной литературы для детей  и родителей

1.        В.Я. Вигман. Радость творчества, «ФИС» ,1986.

2.        А.Н. Виндерман, Б.М.Герцензен. Шашки для всех, «ФИС»,1963.

3.        Д. Саргин, П. Бодянский, А. Шошин. Русские шашисты, «ФИС»,1987.

4.        Э.Г. Цукерник. Антология шашечных комбинаций, «ФИС»  1987.

5.         И. Козлов. Самоучитель игры в стоклеточные шашки, «ФИС»,1965.

6.        Б.М. Блиндер, Избранные партии, окончания и  этюды, «ФИС»,1963

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

2

История развития шашек в нашей стране

1

3

Правила игры в русские шашки

1

4

Шашечная доска. Наименование диагоналей доски.

1

5

Цель игры. Ход.

1

6

Ходы шашки. Первый ход.

1

11.10

7

Момент совершения хода. Прикосновение к шашке.

1

18.10

8

Шашечная нотация. Определение результата партии.

1

25.10

9

Различные виды проигрыша. Различные виды ничьей.

1

8.11

10

Неправильности при ведении партии.

1

15.11

11

Три стадии партии.

1

22.11

12

Что дает знание теории игры.С чего начинать изучение теории шашечной игры.

1

29.11

13

Общее правило равновесия сил:

- потеря уже одной шашки ведет к проигрышу;

- дамка сильней шашки.

1

6.12

14

Принцип стеснения (ограничения) действий противника.

1

13.12

15

Понятие о шашечной позиции.

1

20.12

16

Позиционное преимущество - важнейший путь к достижению победы.

1

10.01

17

Показ силы центра на примерах.

1

17.01

18

Показ силы центра на примерах.

1

24.01

19

Что понимается под связкой. Связывание шашек .

1

31.01

20

Связка - один из важнейших приемов получения позиционного преимущества.

1

7.02

21

Простейшие схемы связок в центре.

1

21.02

22

Общее правило связывания шашек - меньшим количеством своих шашек сдерживать большее количество шашек противника.

1

28.02

23

Элементарные ловушки в начале партии. Показ и разбор примеров.

1

7.03

24

Элементарные ловушки в начале партии .

Показ и разбор примеров.

1

14.03

25

Элементарные ловушки в начале партии .

Показ и разбор примеров.

1

26

Тактика и техника шашечной игры. (Теория и практика)

1

27

Тактика и техника шашечной игры. (Теория и практика)

1

28

Тактика и техника шашечной игры. (Теория и практика)

1

29

Различные способы выигрыша шашки

1

30

Разбор различных способов выигрыша шашки.

1

31

Угроза как распространенный тактический прием и игре.

1

32

Практические занятия. Соревнования среди девочек и мальчиков.

1

33

Практические занятия.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Чудо-шашки".

Рабочая программа  кружка шашек для 1 класса....

Программа по внеурочной деятельности " Чудо-шашки

Программа по общеинтеллектуальной деятельности для 1 класса. В программе описаны цели,эадачи, тематическое планирование внеурочной деятельности "Чудо-шашки"...

Программа кружка "Чудо-шашки"

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа ста...

В настоящее время проводится творческий открытый интернет-проект "Шашки - народная игра!" Участвуйте с нами! https://sites.google.com/site/narodnayaigra/home/programma-meropriatij-proekta

Информация!В настоящее время проводится творческий открытый интернет-проект "Шашки - народная игра!".https://sites.google.com/site/narodnayaigra/homeВ рамках проекта проходят различные мероприятия, а ...

личное первенство по шашкам.

положение, отчет, график игр, объявление....

Шашки и шахматы.

Календарно-тематический план проведения занятий кружка "Шашаки и шахматы" 1 год обучения....

Методическая разработка по русским шашкам «Ловушки в миттельшпиле»

В данной методической разработке приводятся примеры применения тактического приёма "ловушка" в миттельшпиле. На примере 10 фрагментов из партий объясняется действия данного тактического приёма....