"Путешествие в страну Скороговорок"
методическая разработка (1 класс) на тему

 «Путешествие в страну Скороговорок»  - итоговое занятия по теме «Игры разные в слова любит наша детвора». Во время занятия педагог проверяет знания скороговорок с помощью различных игровых заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           МБУ ДО «ЦДОД «Контакт»

Методическая разработка занятия

«Путешествие в страну Скороговорок»

                                                 Авторы:   Слесарева Наталья Валентиновна,

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                   Ревта Анна Андреевна,

                                                                   педагог дополнительного образования

                                         

Архангельск 2017

 Творческое объединение: Детский пресс-центр «Школьная пора»

 «Путешествие в страну Скороговорок»  - итоговое занятия                                                          по теме «Игры разные в слова любит наша детвора»

Цель: проверить знание скороговорок с помощью различных игровых заданий.

Задачи:

образовательные:

  1. проверка знания скороговорок;
  2. обогащение словарного запаса.

воспитательные:

  1. формирование умения работать в группе;
  2. формирование ответственности;
  3. формирование умения отстаивать свою точку зрения;
  4. создание ситуации успеха.

развивающие:

  1. способствовать развитию речевого аппарата ребенка;
  2. способствовать улучшение дикции.

Тип занятия: занятие проверки и оценки знаний.

Форма проведения занятия: путешествие, игра.

Форма организации занятия: групповая (учебная группа разделена на две команды)

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная, здоровье-сберегающая.

Методы обучении: наглядный, аудиовизуальный, метод практико-ориентированной деятельности.

Средства обучения: визуальные (игрушки, картинки, волшебная палочка, сундук), компьютерная презентация.

Время проведения: 35 минут 

Возраст участников: первоклассники (7-8 лет)

Предварительная подготовка: заучивание скороговорок, подбор необходимых к играм реквизитов, подготовка мультимедийной презентации «Путешествие в Страну Скороговорок» и грамот командам.

Литература:

  1. Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006. – 464 с.
  2. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.-176 с. – (Мастерская учителя).
  3. Лаптева Е. В. Учебное пособие по развитию речи. 1000 русских скороговорок для развития речи. Астрель, 2012.- 224 с.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, фотоаппарат.

Ход проведения занятия:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

Приветствие:

Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас на очередном занятии в нашем детском пресс-центре!

А теперь внимательно послушайте загадку!

Короткая фраза, где звуки похожи.

Её мы частенько промолвить не можем.

Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает.

Как называется? Кто отгадает? (Ответ: Скороговорка)

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Действительно, скороговоркам! Молодцы!

Скороговорка – это шуточный жанр народного творчества; фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Но замечательно тренируют нашу дикцию и произношение.

Два месяца мы с вами упорно трудились, понемногу времени на каждом занятии уделяя скороговоркам. И вот, наконец, подошли к нашему первому скороговорочному турниру.

  1. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Скороговорочный турнир – дело серьезное! И место для его проведения тоже – особое! Страна Скороговорок! Но вот проблема… Как же нам добраться туда? Ведь поезда в страну Скороговорок  не ходят и самолеты не летают! Ребята, как вы думаете?

А ведь еще можно воспользоваться волшебной палочной! Тем более, что она у нас есть!

Итак, взмах палочкой! И мы с вами оказываемся в Стране Скороговорок! А нашим помощником на протяжении всего путешествия будет – веселый любитель скороговорок - щенок по кличке Умка. Мы оказались на первом этапе нашего турнира!

  1. «Продолжи меня!» 

На этом этапе сначала для одной команды, а потом для другой (по очереди) - я буду называть первую часть скороговорки, ваша задача - дружно её продолжить! Итак, начинаем с первой команды. Если они вдруг не справятся с заданием, то вторая команда сможет предложить свой вариант. Задание понятно? Тогда начнем!

Скороговорки:

  • «Варвара нарвала в овраге травы,

А наврала, что не рвала»

  • Кукушка кукушонку купила капюшон

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

  • Перепелка перепелят прятала от ребят?
  • «По дороге бродил

бодрый добрый крокодил»

  • Марина грибы мариновала, марина малину перебирала.
  • У пчелы, у пчёлки почему нет челки?

Отвечаем почему: челка пчелке ни к чему!

Молодцы! Отлично справились! Чтобы попасть  на следующий этап Умка предлагает нам вновь взмахнуть волшебной палочкой!

  1. «Отгадай меня!»

Как вы уже поняли: на этом этапе вам нужно будет отгадать скороговорку! А делать мы это будем так: сейчас для каждой команды по очереди я буду доставать из волшебного сундука предметы. Вы должны внимательно на них посмотреть и всей командой сказать, какую скороговорку они вам напоминают. Задание понятно? Начнем!

Скороговорки:

  • «Шесть мышат в камышах шуршат» (мышка)
  • «Наш Полкан попал капкан» (собака)
  • «Саша любит сушки, а Соня – ватрушки» (сушка)
  • «Проворонила ворона вороненка»  (ворона)
  • «Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки» (штанишки)
  •  «Забавной обезьяне бросили бананы» (обезьяны)

Замечательно сыграли команды на этом этапе! А мы отправляемся дальше! Осталось только сделать взмах волшебной палочкой!

  1. «Покажи меня!»

На третьем этапе каждая команда должна будет показать команде-сопернику по 1 скороговорке! На подготовку у вас будет 2 минут! Задание понятно? Начнем!

 

Скороговорки:

«Приготовила Лариса для Бориса суп из риса,

А Борис Ларису угостил ирисом»

«Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель

И матросы 3 недели

Карамель на мели ели»

Обе команды отлично справились с заданием! А нам уже пора на следующий этап! Для этого мы вновь воспользуемся волшебной палочкой!

Сейчас мы с вами немого отдохнем!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ХОМКА-ХОМЯЧОК»

  1. «Передай меня!»

А вы знаете игру «Сломанный телефон»? Именно в нее мы сейчас сыграем, но только передавать будем не слово, а скороговорку. Когда скороговорка дойдет до последнего участника команды, он должен встать и громко произнести её. Задание понятно? Тогда начнем!

     Скороговорки:

  • Купили бабуся бусы Марусе
  • Ткёт ткач ткани на платки Тане
  • Рекс ест кекс
  • У осы не усы, не усища, а усики.

Молодцы, а у нас впереди осталось последнее испытание! Для перехода на пятый этап нашей игры мы воспользуемся волшебной палочкой.

  1. «Проговори меня!»

Сейчас обеим командам по очереди будут зачитываться скороговорки, а вы должны будете произнести их с различной интонацией и громкостью.

  • «Кошка-крошка на окошке кашку кушала по крошке
  • «У крошки-матрешки пропали сережки.

Сережки Сережка нашел на дорожке»

  1. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Молодцы! А теперь посчитайте, сколько жетонов у вас на столах!

Сейчас мы подведем итоги игры и вручим заслуженные награды!

Поздравляем победителей! Но и проигравших сегодня нет!

Все мы сегодня очень полезно провели время! Повторили и проговорили скороговорки, показали  и поотгадывали их! Показали себя дружными и находчивыми! А еще поняли, что нам нужно продолжать это полезное дело - учить и проговаривать скороговорки!

К сожалению, наше путешествие подходит к концу! И уже пора взмахнуть волшебной палочкой, чтобы вновь оказаться в нашем кабинете! Но мы обещаем вам, что ещё обязательно вернемся в эту удивительную страну Скороговорок!  

  1. ЭТАП  РЕФЛЕКСИИ

Вот, ребята, мы снова в нашем кабинете! У вас на столах осталась выигранные вами жетоны. Как вы уже успели заметить они разных цветов: зеленые и красные. Давайте сейчас те из вас, кому игра понравилась, и задания показались интересными, поднимут вверх зеленые жетоны, а кому игра показалась скучной и сложной – красные.

Спасибо вам ребята за занятие! До встречи в понедельник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран

Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...

Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"

Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...

Методическая разработка "Путешествие в страну Пионерию" ("Путешествие в детство наших родителей)

Данная работа рассказывает о путешествии ребят вместе с родителями в прошлое - в 1983 год (Путешествие в детство своих родителей)          Ребята 4б класса  через временн...