Рабочая программа внеурочной деятельности ЮИД 1-4 класс
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения» составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» начального общего образования и направлена на формирование у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yuid.docx | 71.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №17»
«ЮИД»
Рабочая программа для учащихся 1-4 классов
Составитель: Амосова М.Ю. учитель начальных классов | |
Программа утверждена на педагогическом совете Протокол № ______ от «____»________________2016г. | Программа обсуждена на заседании методического объединения Протокол №_______ от «____»________________2016г. |
Директор МБОУ «Лицей №17» _______________В. А Лебедева | Руководитель методического объединения_________________ |
Березовский ГО
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования детей в данный период времени. На протяжении целого ряда лет в России реализуется программа "Здоровье детей". Ее результативность, безусловно, зависит от полноты решения комплекса поставленных задач. Это достигается прежде всего четким взаимодействием между различными ведомствами. Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности лицея является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Проживая в городе, дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на лицей родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.
Программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения» составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» начального общего образования и направлена на формирование у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Целями программы являются:
• создание условии для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
• формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;
• обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.
Достижение поставленных целей невозможно без решения конкретных задач:
• привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
• вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Для выполнения намеченной работы необходимо подготовить: кабинет для теоретических занятий по ПДД, спортивный зал для ОФП, наглядные пособия, методическую литературу и велосипеды.
Структура курса
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Программа рассчитана на 4 года.
Методы достижения цели :
Уровень освоения программы – общекультурный. Ребята не только обучаются сами, они передают свои знания другим: участвуют в общешкольных мероприятиях по безопасности, выступают с агитационной программой. Внеурочная деятельность направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи, получают навыки фигурного вождения велосипеда. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков. Программа имеет два этапа. Особое внимание уделяется первому этапу, т.е. пропаганде безопасного поведения на дорогах. Получение знаний об основных правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках, проведение театрализованных игр с детьми, т к. эмоционально окрашенные сюжеты запомнятся куда лучше, чем сухо изложенные правила. Второй этап по пропаганде основ безопасности – проводятся ролевые игры, театрализованные представления. К подготовке мероприятий привлекаются работники ГИБДД, родители. Пропаганда безопасного поведения на дорогах ведется и через творческие формы работы. Дети участвуют в конкурсах плакатов и рисунков, отгадывают кроссворды по основам безопасности. Новые понятия расширяются и углубляются, когда дети моделируют ситуацию на макете и пытаются ее разрешить. Ребята анализируют и комментируют дорожную ситуацию, пытаются ее разрешить. Все это проводится в кабинете ПДД. В рамках программы учащиеся школы приобретают знания по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам; усваивают правила дорожного движения и оказания первой доврачебной медицинской помощи. У учащихся формируется интерес к регулярным занятиям велоспортом, улучшается физическая и психологическая подготовка. Полученные результаты позволяют оценивать состояние работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения. Программа способствует решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового поколения. Она оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств детей, обогащение их положительного опыта.
Требования к результатам обучения младших школьников
Первого года обучения:
- знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог;
- знать название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков;
- определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.
Второго года обучения:
- знать название, назначение дорожных знаков, изученных за два года обучения и места их установки;
- знать значение сигналов светофоров, регулировщиков;
- знать правила безопасного поведения на городских улицах и загородных дорогах;
- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.
- знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах;
- знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной на улице;
- безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников.
Третьего и четвертого года обучения:
- уметь разбираться в видах дорожных знаков;
- оказывать первую доврачебную помощь;
- знать и выполнять правила безопасного поведения пешеходов;
- знать правила поведения пассажиров и пешеходов;
- знать основы безопасности при езде на велосипеде (скутере)
Уровни воспитательных результатов
1 уровень
Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
Личностные и метапредметные результаты,
которые будут достигнуты учащимися:
Приобретение учащимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
УУД:
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах.
Ученик получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Сроки реализации программы :
4 года (135 часов – 1 час в неделю
33 часа - первый год обучении
34 часа - второй год обучения
34 часа – третий год обучения
34 часа – четвертый год обучения
Возраст детей, участвующих в реализации программы :6-10 лет
Формы организации детского коллектива: работа с классом и в малых группах
Содержание программы
Тема 1.Улица полна неожиданностей. (11 часов)
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Безопасность на улице. Наш город, посёлок, где мы живём. Опасности на наших улицах. Мы идём в школу. Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. Школа безопасности. Посвящение в пешеходы. Добрая дорога
Тема 2. Наши верные друзья.(10 часов)
Наши друзья – дорожные знаки. Знакомство со знаками. Дорожные знаки – пешеходам. Светофор и его сигналы. Виды пешеходных переходов. Чтение дорожных знаков. Творческая мастерская. Безопасный путь в школу. А знаешь ли ты. Почитаем знаки?
Тема 3. Это должны знать все. (12 часов)
Правила движения в колонне. Где можно играть? Мы пассажиры общественного транспорта. Мы едем, едем, едем…Мы пассажиры личного транспорта. Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. Мой друг – велосипед. Учимся соблюдать ПДД. Итоговое занятие
Тема4. Дорожная азбука (13 часов)
Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице. «Безопасный путь : Дом-школа-дом». Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Улица .Тротуар .Проезжая часть. Где и как надо переходить дорогу? Дорожные знаки. Дорожная разметка и её предназначение. Перекресток и его виды. Итоговое занятие
Тема 5. Наш друг – светофор (6 часов)
Светофор и его сигналы. Сигналы регулирования дорожного движения. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. «Красный, желтый, зеленый». Своими руками. Итоговое занятие
Тема 6. Мы – ЮИД (15 часов)
Мы - пассажиры. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Правила поведения в общественном транспорте. «Учимся соблюдать правила дорожного движения» . Что такое –хорошо?. ПДД. Мой друг – велосипед. Ремень безопасности. Гимн ЮИД. ЮИД. Безопасное лето. Вместе. Подготовка праздничной программы. Мы – ЮИД.
Тема 7. Правила дорожного движения (12 часов)
« Улица и мы». Обязанности пешеходов. Сигналы светофора. Пешеходные переходы. Правила поведения на улице. Элементы улиц и дорог. Движение по улицам и дорогам. Переход улицы на нерегулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Виды дорожных знаков. ГИБДД – помощник и друг.
Тема 8. Мой друг – велосипед! (5 часов)
Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части. Езда на велосипеде. Устройство велосипеда. Устройство велосипеда. Требования к велосипеду. Фигурное вождение велосипеда. Порядок движения группы велосипедистов. Освоение приемов профилактики и ремонта велосипеда. Устройство велосипеда.
Тема 9. Безопасность и правила безопасности ( 16часов)
ПДД и пешеход. Правила безопасности пешехода. Безопасное пользование общественным транспортом. Общественный транспорт. Правила безопасности пешехода. Я- пешеход. Я б в водители пошел, пусть меня научат! Я – водитель! Поведение во дворах и парковых зонах.
Мой двор. Запрещается, разрешается. Мастерская дорожных знаков. В мире дорожных знаков.
Тема 10. Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов)
Общие принципы оказания доврачебной помощи. Знай и умей. Я сам.Состав и назначение автоаптечки. Чрезвычайные ситуации на дороге. Поведение при аварийной ситуации. Техника наложения повязок. Первая помощь при общих ранениях. Наложение жгута и повязок. Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей. Остановка кровотечений. Первая помощь при несчастных случаях. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Первая помощь при ожогах и отморожениях. Транспортировка при различных видах травм. Оказание первой доврачебной помощи.
Тема 11. Пропаганда ПДД (18 часов).
Знаешь ли ты правила дорожного движения? В объективе- безопасность. «Друзья светофора». Красный , желтый, зеленый. Школа светофорных наук. Встреча с интересными людьми. Дорожная азбука. «Перекресток». «Мой друг – велосипед». Автогородок. Безопасность на дороге. Автогородок. Оказание первой доврачебной помощи. Способы оказания первой доврачебной помощи. «Внимание, дети!». ЗОЖ. Дети-дорога.
Учебно-тематический план:
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Формы организации учебных занятий |
1 | Улица полна неожиданностей | 11 | Игры, выступления презентации | |
2 | Наши верные друзья | 10 | Активно играть, расшифровывать выражения, рисовать и иллюстрировать. | Викторина, беседы, презентации, беседа с работником ГИБДД |
3 | Это должны знать все | 12 | Агитбригада | |
4 | Дорожная азбука | 13 | пользоваться правилами ПДД | Викторина, беседы, презентации |
5 | Наш друг – светофор | 6 | Изготовление поделок своими руками | Выставка поделок |
6 | Мы - ЮИД | 15 | Праздник | |
7 | Правила дорожного движения | 12 | Игры, беседы, презентации | |
8 | Мой друг – велосипед! | 5 | Соревнования | |
9 | Безопасность и правила безопасности | 16 | Выставки, турниры, викторины. | |
10 | Основы доврачебной медицинской помощи | 16 | Викторина | |
11 | Пропаганда ПДД | 18 | Спектакли, выступления агитбригады, концерты. | |
итого | 135 |
Формы и виды контроля
Игры, выставки, турниры, викторины, соревнования, спектакли, выступления агитбригады, концерты
Календарно - тематическое планирование:
1 класс- 33 часа
№п\п | Дата план | Дата факт | Кол-во часов | Наименова- ние темы | Форма деятельности учащихся |
Тема 1. Улица полна неожиданностей. (11 часов) | |||||
1 | 1.1 | Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | Беседа с учащимися о ПДД. Просмотр фильма «Волшебник Продобрей» (теоретич) | ||
2 | 1.2 | Безопасность на улице. | Заочная экскурсия на проезжую часть. Игра «Я – пешеход» (практич) | ||
3 | 1.3 | Наш город, где мы живём. | Дискуссия на тему «Дороги нашего поселка» (теоретич) | ||
4 | 1.4 | Опасности на наших улицах. | Сообщения детей об опасных ситуациях на дороге (теоретич) | ||
5 | 1.5 | Мы идём в школу. | Составление плана-маршрута из школы домой (практич) | ||
6 | 1.6 | Школа безопасности. | Игра «Светофорчик» (практич) | ||
7 | 1.7 | Движение пешеходов и машин. | Беседа с учащимися о ПДД (теоретич) | ||
8 | 1.8 | Правила перехода через дорогу. | Занятие в кабинете безопасности (теоретич) | ||
9 | 1.9 | Школа безопасности. | Подготовка сценария (практическое) | ||
10 | 1.10 | Посвящение в пешеходы | Праздник (практическое) | ||
11 | 1.11 | Добрая дорога | Конкурс рисунков (практическое) | ||
Тема 2. Наши верные друзья (10 часов) | |||||
12 | 2.1 | Наши друзья – дорожные знаки. | Расказ учителя о знаках (теоретич) | ||
13 | 2.2 | Знакомство со знаками. | Презентация дорожных знаков (практич) | ||
14 | 2.3 | Дорожные знаки – пешеходам. | Занятие в кабинете безопасности (практич) | ||
15 | 2.4 | Светофор и его сигналы. | Рисуем светофор (практич) | ||
16 | 2.5 | Виды пешеходных переходов. | Беседа (теоретич) | ||
17 | 2.6 | Чтение дорожных знаков. | Работа в кабинете безопасности (практич) | ||
18 | 2.7 | Творческая мастерская | Изготовление дорожных знаков (практич) | ||
19 | 2.8 | Безопасный путь в школу. | Беседа с учащимися (теоретич) | ||
20 | 2.9 | А знаешь ли ты. | Викторина (теоретич) | ||
21 | 2.10 | Почитаем знаки? | Занятие в кабинете безопасности (практич) | ||
Тема 3. Это должны знать все. (12 часов) | |||||
22 | 3.1 | Правила движения в колонне. | Беседа (теоретич) | ||
23 | 3.2 | Где можно играть? | Беседа (теоретич) | ||
24 | 3.3 | Мы пассажиры общественного транспорта. | Игра (практич) | ||
25 | 3.4 | Мы едем, едем, едем… | Презентация «Виды транспорта» (теретич) | ||
26 | 3.5 | Мы пассажиры личного транспорта. | Беседа (теоретич) | ||
27 | 3.6 | Загородная дорога. | Заочная экскурсия (теоретич) | ||
28 | 3.7 | Пешеход на загородной дороге. | Занятие в кабинете безопасности (практич) | ||
29 | 3.8 | Мой друг - велосипед | Основыбезопасности (теоретич) | ||
30 | 3.9 | Учимся соблюдать ПДД. | Занятие в кабинете безопасности (практич) | ||
31 | 3.10 | Итоговое занятие | Подготовка агитбригады (практич) | ||
32 | 3.11 | Выступление агитбригады | Подготовка агитбригады(практич) | ||
33 | 3.12 | Праздник «Мы – ЮИД» | Выступление агитбригады(практич) |
Календарно-тематическое планирование
2 класс – 34 часа
(второй год обучения)
№п\п | Дата план | Дата факт | Кол-во часов | Наименование темы | Форма деятельности учащихся |
Тема 4. Дорожная азбука (13 часов) | |||||
1 | 4.1 | Вводное занятие | Мотивация на систематические занятия по программе. (теоретич) | ||
2 | 4.2 | Улица полна неожиданностей | Экскурсия «Наш город где мы живем» (практич) | ||
3 | 4.3 | Безопасность на улице | Викторина «Азбука безопасности» (теоретич) | ||
4 | 4.4 | «Безопасный путь : Дом-школа-дом» | Разработка схемы (Практич) | ||
5 | 4.5 | Школа безопасности | Игра «Знающий пешеход» (Практич) | ||
6 | 4.6 | Движение пешеходов и машин | Экскурсия «Я – пешеход» (Практич) | ||
7 | 4.7 | Улица .Тротуар. Проезжая часть. | Игровая программа «Правильное движение» (Теоретич) | ||
8 | 4.8 | Где и как надо переходить дорогу? | Просмотр видеофильмов по правилам дорожного движения (теоретич) | ||
9 | 4.9 | Дорожные знаки | Игра «Найди пару» (практич) | ||
10 | 4.10 | Дорожные знаки | Конкурс рисунков «Правила дорожного движения - наши верные друзья» (практич) | ||
11 | 4.11 | Дорожная разметка и её предназначение | Беседа (теоретич) | ||
12 | 4.12 | Перекресток и его виды | Игра «Перекресток» (практич) | ||
13 | 4.13 | Итоговое занятие | Викторина (теоретич)) | ||
Тема 5. Наш друг – светофор (6 часов) | |||||
14 | 5.1 | Светофор и его сигналы | Беседа (теорет) | ||
15 | 5.2 | Сигналы регулирования дорожного движения | Игра «Сигналы светофора» (практич) | ||
16 | 5.3 | Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика | Игра «Регулировщик» (практич) | ||
17 | 5.4 | «Красный, желтый, зеленый» | Развлекательная программа (практич) | ||
18 | 5.5 | Своими руками | Творческая мастерская (практич) | ||
19 | 5.6 | Итоговое занятие | Тестирование по итогам программы (теоретич) | ||
Тема 6. Мы – ЮИД (15 часов) | |||||
20 | 6.1 | Мы - пассажиры | Правила пользования транспортом (теоретич) | ||
21 | 6.2 | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров | Викторина «Мы за безопасность на дорогах» (теоретич) | ||
22 | 6.3 | Виды транспорта (наземный, водный, воздушный) | Беседа (теоретич) | ||
23 | 6.4 | Правила поведения в общественном транспорте | «От пешехода до пассажира» - игра (практич) | ||
24 | 6.5 | «Учимся соблюдать правила дорожного движения» | занятие – викторина (теоретич) | ||
25 | 6.6 | Что такое –хорошо? | Игра «Дисциплинированный пассажир» (практич) | ||
26 | 6.7 | ПДД | Занятие в кабинете безопасности (практич) | ||
27 | 6.8 | Мой друг - велосипед | Основы безопасности при вождении велосипеда (теоретич) | ||
28 | 6.9 | Ремень безопасности | Беседа, просмотр фильма (теоретич) | ||
29 | 6.10 | Гимн ЮИД | Прослушивание и разучивание песни (практич) | ||
30 | 6.11 | ЮИД | Творческая встреча с ребятами из команды ЮИД (теоретич) | ||
31 | 6.12 | Безопасное лето | Беседа по безопасности (теоретич) | ||
32 | 6.13 | Вместе | Подготовка праздничного концерта (практич) | ||
33 | 6.14 | Подготовка праздничной программы | Подготовка агитбригады (практич) | ||
34 | 6.15 | Мы - ЮИД | Праздник, выступление агитбригады (практич) |
Календарно-тематическое планирование
3 класс – 34 часа
(третий год обучения)
№п\п | Дата план | Дата факт | Кол-во часов | Наименование темы | Форма деятельности учащихся | ||
Тема 1. Правила дорожного движения (12 часов) | |||||||
1 | 1.1 | Вводное занятие «Улица и мы» | Инструктаж Беседа (теоретич) | ||||
2 | 1.2 | Обязанности пешеходов | Диагностика знаний детей по ПДД, анкетирование (теоретич) | ||||
3 | 1.3 | Сигналы светофора | Игра «Светофор» (практикум) | ||||
4 | 1.4 | Пешеходные переходы | Беседа (теоретич) | ||||
5 | 1.5 | Правила поведения на улице | Викторина (практич) | ||||
6 | 1.6 | Элементы улиц и дорог | Работа по таблицам (практикум) | ||||
7 | 1.7 | Движение по улицам и дорогам | Беседа, игра (теоретич) | ||||
8 | 1.8 | Переход улицы на нерегулируемом перекрестке | Беседа (просмотр фильма) | ||||
9 | 1.9 | Сигналы регулировщика | Беседа (встреча с инспектором) | ||||
10 | 1.10 | Дорожные знаки | Экскурсия в «Страну дорожных знаков» (теоретич) | ||||
11 | 1.11 | Виды дорожных знаков | Игра (практикум) | ||||
12 | 1.12 | ГИБДД – помощник и друг | Беседа (теоретич) | ||||
Тема 2: Мой друг – велосипед! (5 часов) | |||||||
13 | 2.1 | Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части | Беседа о правилах езды на велосипеде. (теоретическое) | ||||
14. | 2.2 | Езда на велосипеде | Овладение умений безопасного вождения велосипеда. (Практикум) | ||||
15 | 2.3 | Устройство велосипеда | Беседа. Занятие в кабинете ПДД | ||||
16 | 2.4 | Устройство велосипеда | Практикум | ||||
17 | 2.5 | Фигурное вождение велосипеда | Освоение приемами моневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Практикум | ||||
Тема 3: безопасность и правила безопасности (16 часов) | |||||||
18 | 3.1 | Общественный транспорт | Беседа «Правила для пассажиров» | ||||
19 | 3.2 | Я –пассажир | Ролевая игра (практикум) | ||||
20 | 3.3 | Правила безопасности пешехода | Инструктаж по безопасности Работа творческой группы | ||||
21 | 3.4 | Контроль знаний | Игра «Безопасная дорога» | ||||
22 | 3.5 | ПДД и пешеход. | Игра-викторина (практикум) | ||||
23 | 3.6 | Правила безопасности пешехода | Беседа | ||||
24 | 3.7 | Я- пешеход | Викторина. (практикум) | ||||
25 | 3.8 | Я б в водители пошел, пусть меня научат! | Беседа «Правила для водителя» | ||||
26 | 3.9 | Я – водитель! | Ролевая игра (практикум) | ||||
27 | 3.10 | Поведение во дворах и парковых зонах | Анкета | ||||
28 | 3.11 | Мой двор | Конкурсный рисунок (практ) | ||||
29 | 3.12 | Запрещается, разрешается. | Закрепление о правилах поведения и дорожных знаках | ||||
30-31 | 3.13 3.14 | Мастерская дорожных знаков | Изготовление запрещающих дорожных знаков (практикум) | ||||
32 | 3.15 | В мире дорожных знаков | Игра – викторина (практикум) | ||||
33 | 3.16 | Итоговый урок | Тест-опрос | ||||
34 | 3.17 | Праздник | Безопасная дорога | ||||
Календарно-тематическое планирование 4 класс – 34 часа (четвертый год обучения) | |||||||
№п\п | Дата план | Дата факт | Кол-во часов | Наименование темы | Форма деятельности учащихся | ||
Тема 4. Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов) | |||||||
1 | 4.1 | Общие принципы оказания доврачебной помощи | Беседа | ||||
2 | 4.2 | Чрезвычайные ситуации на дороге | Просмотр фильма | ||||
3 | 4.3 | Знай и умей | Беседа об основных умениях и навыках оказания доврачебной помощи | ||||
4 | 4.4 | Я сам | Практическое занятие (тест) | ||||
5 | 4.5 | Поведение при аварийной ситуации | Беседа | ||||
6 | 4.6 | Техника наложения повязок | Мед практикум | ||||
7 | 4.7 | Первая помощь при общих ранениях | Беседа | ||||
8 | 4.8 | Наложение жгута и повязок | Мед практикум | ||||
9 | 4.9 | Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей | Беседа | ||||
10 | 4.10 | Остановка кровотечений | Мед практикум | ||||
11 | 4.11 | Первая помощь при несчастных случаях | Беседа, опрос | ||||
12 | 4.12 | Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца | Мед.практикум | ||||
13 | 4.13 | Первая помощь при ожогах и отморожениях | Викторина | ||||
14 | 4.14 | Транспортировка при различных видах травм | Мед практикум | ||||
15 | 4.15 | Оказание первой доврачебной помощи | Круглый стол | ||||
16 | 4.16 | Контроль знаний | Игра – соревнование «Санпост» | ||||
Тема 5: Пропаганда ПДД (18 часов) | |||||||
17 | 6.1 | Знаешь ли ты правила дорожного движения? | Беседа. Викторина | ||||
18 | 6.2 | В объективе- безопасность | Оформление альбома фоторабот (практич) | ||||
19 | 6.3 | «Друзья светофора» | беседа | ||||
20 | 6.4 | Красный , желтый, зеленый. | Конкурс рисунков (практич) | ||||
21 | 6.5 | Школа светофорных наук | беседа | ||||
22 | 6.6 | Встреча с интересными людьми | Встреча с инспектором ГИБДД | ||||
23 | 6.7 | Дорожная азбука | Беседа по темам пройденного курса | ||||
24 | 6.8 | «Перекресток» | Ролевая игра (практич) | ||||
25 | 6.9 | «Мой друг – велосипед» | Правила для велосипедистов . Беседа | ||||
26 | 6.10 | Автогородок | Практикум | ||||
27 | 6.11 | Безопасность на дороге | Беседа по ПДД | ||||
28 | 6.12 | Автогородок | Игра -соревнование | ||||
29 | 6.13 | Оказание первой доврачебной помощи | Беседа. Викторина | ||||
30 | 6.14 | Способы оказания первой доврачебной помощи | Практикум | ||||
31 | 6.15 | «Внимание, дети!» | Выпуск агитационных листовок | ||||
32 | 6.16 | ЗОЖ | Конкурс рисунков (практ) | ||||
33 | 6.17 | Дети-дорога | Викторина | ||||
34 | 6.18 | Мы-ЮИД | Праздник для детей |
Литература:
Права ребёнка. Нормативно-правовые документы, - Москва: ТЦ «Сфера», 2005.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51- 433/16).
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13).
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28 – 16).
Весёлый светофор. Музыкальная игра. – М.: «ВЕСТЬ–ТДА», 2003.
Внимание, дорога. Плакат для дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения / В.В. Головко. – М., 2007.
Горский В.А., Смирнов Д.В., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.
Детям о ПДД. Альбом из 10 плакатов. – М.: «СОУЭЛО», 2007.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М., 2008.
Добрая дорога детства (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP-газета».- М., 2000-2002.
Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком / С.Ф. Зеленин. – М., 2007.
Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
Клочанов Н.И. Дорога, ребёнка, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Клочанов Н.И. – М., 2004.
Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.
Куперман А.И. Безопасность дорожного движения / Куперман А.И., Миронов Ю.В. – М., 2007.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал. – М.: «ВЛАДОС», 2000.
Руденко В.И. Новые школьные КВН и конкурсы. Лучшие сценарии, 4-е издание.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 1-4 классы, 2-е издание. – М.: «Просвещение», 2007.
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: «Сфера», 2002.
Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.- М.: ТЦ «Сфера», 2010
Приложение 1.
ПОЛОЖЕНИЕ
о детских и подростковых объединениях в сфере безопасности дорожного движения - отрядах юных инспекторов движения
1. Общие положения
1.1.Детские и подростковые объединения, осуществляющие свою деятельность в сфере безопасности дорожного движения, - отряды юных инспекторов движения (далее - ЮИД) - объединения учащихся образовательных учреждений и других организаций независимо от формы их принадлежности.
1.2.Движение ЮИД является общероссийским. Отряды ЮИД создаются на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей органами управления образованием при содействии ГИБДД, местных отделений Всероссийского общества автомобилистов, других общественных организаций как образовательные объединения учащихся системы дополнительного образования детей.
1.3.Отряды ЮИД действуют в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании", иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и настоящим Положением.
1.4.Отряды ЮИД могут иметь свою форму, флаг, эмблему, вымпелы, другую символику и атрибутику, не запрещенную законодательством РФ.
2. Цели и задачи организации
2.1. Основными целями ЮИД являются: совершенствование внеурочной и внешкольной работы по общеобразовательному курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"; воспитательная работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков, формирование у подростков культуры безопасного поведения на дорогах и улицах; знание и соблюдение правил дорожного движения (далее - ПДД); развитие детской инициативы.
2.2. Для достижения своих целей ЮИД решает следующие задачи:
• предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних;
• изучение и закрепление знаний учащимися ПДД;
• вовлечение детей в занятия техническими видами спорта; формирование у них основ транспортной культуры;
• привлечение учащихся к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
• овладение умениями оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
• организация социально-полезного досуга детей и подростков.
3. Члены организации, их права и обязанности
3.1.Членами ЮИД могут быть физические (индивидуальные члены) и юридические лица, заинтересованные в совместном решении целей и задач. Индивидуальными членами ЮИД могут быть учащиеся в возрасте 9-16 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
3.2.Прием в члены ЮИД осуществляется на основе письменного заявления. Решение о принятии в члены организации принимается на общем сборе ее членов.
3.3.Члены ЮИД - физические и юридические лица - имеют равные права и обязанности. ЮИД пользуется правами общероссийского объединения и исполняет обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
3.4.Для осуществления своих целей и задач отряды ЮИД в соответствии с действующим законодательством имеют право:
• свободно распространять информацию о движении ЮИД как системе воспитания, организовывать курсы, семинары и лекции, используя средства массовой информации;
• разрабатывать и реализовывать программы и методики обучения детей, достигших шестилетнего возраста;
• организовывать подготовку и обучение руководящего состава ЮИД;
• принимать участие в проведении массовых мероприятий, конкурсов, соревнований и т. д.
3.5. Отряды ЮИД обязаны:
• соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы права, касающиеся сферы его деятельности;
• оказывать содействие представителям органа управления образованием в ознакомлении с деятельностью ЮИД в связи с достижением целей, предусмотренных настоящим положением;
• допускать представителей вышестоящих органов власти на проводимые ЮИД мероприятия.
3.6. Юные инспектора движения имеют право:
• избирать и быть избранным в штаб отряда;
• носить атрибутику ЮИД, а во время проведения слетов и других спортивно-массовых мероприятий форму одежды ЮИД;
• участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения;
• обращаться за помощью и консультацией по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и общественного порядка к сотрудникам милиции;
• под руководством сотрудников милиции участвовать в патрулировании и рейдах по предотвращению правонарушений среди детей и подростков;
• за активную работу в отряде быть награжденными почетными грамотами, ценными подарками, путевками в детские оздоровительные лагеря.
3.7. Юный инспектор движения обязан:
• знать Положение об отрядах ЮИД, дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в работе отряда, незамедлительно выполнять указания и задания штаба и командира;
• изучать ПДД, знать методы их пропаганды и быть примером в их неукоснительном соблюдении на улицах и дорогах;
• вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по ПДД;
• всемерно содействовать преподавателям в укреплении общественного правопорядка, участвовать в мероприятиях по предупреждению правонарушений среди сверстников;
• укреплять свое здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом;
• знать основы оказания первой доврачебной медицинской помощи и уметь их применять.
4. Организационные основы ЮИД
4.1.Отряд ЮИД создается как образовательное объединение учащихся системы дополнительного образования детей на основании приказа руководителя учреждения, при котором он создается.
4.2.Прием детей и подростков в отряды ЮИД проводится на добровольной основе. Для реализации образовательных целей отряды могут быть организованы по принципу самоуправления, т. е. учащиеся могут избирать и быть избранными в органы самоуправления (штаб, совет).
4.3.Администрация учреждения, на базе которого создается отряд ЮИД, подбирает по согласованию с подразделениями ГИБДД педагога-организатора для работы с отрядом ЮИД (или педагога дополнительного образования).
Переподготовка педагогов-организаторов для работы с отрядами ЮИД осуществляется органами управления образованием при участии ГИБДД, комиссий по делам несовершеннолетних на базе: институтов повышения квалификации педагогических работников, городских и районных методических кабинетов; методической службы учреждений дополнительного образования детей (домов и дворцов творчества детей, станций и центров технического творчества детей, юношеских автошкол и автогородков).
4.4.Педагог-организатор отряда ЮИД (педагог дополнительного образования) осуществляет свою деятельность в соответствии с квалификационными требованиями к должности, а также правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными в установленном порядке, организует воспитательную работу и обучение учащихся на основании образовательной программы и плана работы отряда на предстоящий учебный год.
4.5.К работе с отрядами ЮИД могут привлекаться сотрудники ГИБДД, других подразделений органов внутренних дел, медицинские работники.
4.6.Отряды создаются при наличии не менее десяти желающих участвовать в них. В школах с небольшим числом учащихся (в сельской местности) допускается создание отрядов ЮИД численностью менее 10 чел. Отряды могут создаваться как в целом учреждении, так и в отдельно взятом классе (группе).
4.7.Высшим органом управления отрядом ЮИД является общий сбор его членов, проводимый не реже одного раза в год. В начале учебного года на общем сборе заслушивается отчет командира отряда и членов штаба о проделанной работе за год, проводятся выборы на новый срок, составляются планы работы отряда, формы учета работы и отчетности.
В период между общими сборами руководство отрядом осуществляет штаб. Штаб из своего состава избирает командира, заместителя командира и старших по группам. В малочисленных отрядах избирается только командир.
4.8. Причинами для переизбрания командира являются:
• достижение предельного для членов ЮИД возраста;
• неудовлетворительная работа за отчетный период;
• самоустранение от управления отрядом;
• постановка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних;
• нарушение правил поведения на улицах и дорогах.
5. Основные направления деятельности ЮИД и задачи педагога-организатора
5.1. Образовательное направление деятельности предполагает:
• изучение ПДД, овладение практическими навыками безопасного поведения на улицах и дорогах и оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
• организацию подготовки юных велосипедистов, автомобилистов, автомоделистов и картингистов.
5.2. Массовая клубная деятельность включает в себя;
• участие в соревнованиях, слетах, конкурсах, фестивалях и мероприятиях, проводимых в рамках детского творчества: художественного (участники театральных коллективов и кружков художественной самодеятельности, юные художники и корреспонденты и т. д.), технического, спортивно-технического;
• проведение полезного каникулярного досуга (профильные лагеря и смены, авто- и велопробеги).
5.3. Пропагандистская деятельность предполагает:
• проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде безопасности дорожного движения в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей с использованием различных форм и методов пропаганды;
• участие в патрулировании на дорогах совместно с сотрудниками ГИБДД с целью выявления среди детей и подростков правонарушителей в сфере дорожного движения.
5.4. Основные задачи педагога-организатора отряда ЮИД:
• воспитание у учащихся преданности своей Родине, формирование у них правосознания, создание у подрастающего поколения позитивного мнения о деятельности органов правопорядка, ГИБДД;
• формирование культуры личной безопасности и транспортной культуры;
• организация связи отрядов ЮИД с другими образовательными учреждениями, ГИБДД и Инспекцией по делам несовершеннолетних;
• активизация деятельности автогородков и автоплощадок в работе по обеспечению безопасности дорожного движения.
6. Финансирование деятельности отрядов ЮИД
6.1.Расходы на проведение работ с отрядами ЮИД осуществляются за счет ассигнований из бюджетов разных уровней, а также средств, поступающих от органов управления образованием, страховых и банковских структур, общественных объединений.
6.2.Поступающие средства могут направляться на:
• организацию профильного лагеря и проведение слетов ЮИД, изготовление формы и атрибутики, приобретение различной техники для работы формирований ЮИД и технических средств обучения детей ПДД;
• проведение викторин, смотров, конкурсов и соревнований, приобретение призов для награждения победителей;
• аренду транспорта, помещений и спортивных сооружений;
• изготовление специальных стендов и других средств наглядной агитации;
• приобретение учебных и методических пособий, технической и специальной литературы;
• размещение информационных сообщений в средствах массовой информации;
• издание печатной продукции, кино-, видеофильмов.
6.3.Учреждения образования, подразделения ГИБДД и другие заинтересованные ведомства и организации для проведения конкурсов, соревнований и сборов отрядов ЮИД оказывают возможное содействие в предоставлении транспортных средств, оборудования, снаряжения, а также выделяют необходимых специалистов.
6.4.Руководство образовательного учреждения, при котором создано движение (отряд ЮИД), имеет право изыскивать дополнительные средства для покрытия расходов в соответствии с законодательством РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классовС любовью к городу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»
Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....