Развитие самоорганизации младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Cтатья о методах развития самоорганизации младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samoorganizatsii_mladshih_shkolnikov.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самоорганизации младших школьников
Младшие школьники учатся самоорганизации в деятельности – осваивают структуру деятельности и учатся управлять собой, овладевая учебными действиями в ходе решения учебной задачи. Умения управлять собой активно развиваются у ребёнка дошкольного возраста в процессе участия в сюжетной игре, в которой формируется воображение и умение исполнять роль. Поступление в школу позволяет ребёнку перейти к выполнению учебной деятельности, которая предполагает овладение очень сложными для ребёнка умениями: ребёнок должен освоить структуру деятельности, научиться понимать и ставить цели, организовывать свои действия соответственно имеющейся цели, фиксировать и оценивать результат деятельности в процессе решения учебных задач. Младший школьник обучается управлять своей деятельностью первоначально вместе с другими с помощью учителя, ученики поддерживают друг друга в принятии и решении задач, проводят диалоги и дискуссии о выборе лучшего пути поиска. Постепенно самоорганизацию в ходе решения учебной задачи начинает самостоятельно осуществлять каждый ученик [1,с. 120].
Однако фактором развития личности становится не только совершение трудовых операций, сколько получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. Именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемое субъектом как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении. Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными и невербальными средствами:
- подбадривающие слова и мягкие интонации
- мелодичность речи
- корректность обращений
- открытая поза и доброжелательная мимика.
Предлагая ребёнку выполнить какое-либо задание, вначале следует:
«снять страх» - помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робкость и боязнь оценки окружающих. Используются следующие фразы: «Мы всё пробуем и ищем. Только так может что-то получиться…», « Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому…», «В контрольной работе нет таких заданий, с которыми вы бы не справились…», «Подобные задания мы выполняли не один раз…».
Большое значение в стимулировании активности ребёнка имеет операция «внесение мотива» - смещение с цели на мотив (объясняется ради чего, ради кого свершается деятельность). Формула внесения мотива выглядит примерно так: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу никогда не справиться…»[2,с. 92].
Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть дополнена для ребёнка обозначением важности его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. Для этого предлагается использовать операцию «персональная исключительность» - персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат. Её парадигмы: «Только ты и мог бы…», «Никому, кроме тебя, я не могу обратиться с такой просьбой…»
Завершается технологический алгоритм операцией «педагогическое внушение», которое побуждает к выполнению конкретных действий: « Нам уже не терпится …», «Так хочется поскорее увидеть…». При произнесении этих парадигм педагогом большое значение имеет тон (он должен быть ровным, спокойным, убедительным), пластика и мимика.
Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживанием в связи с увиденным: «Больше всего в твоей работе мне понравилось…», особенно удалось…».
Итак, если правильно управлять классом, то на уроках:
- ученики больше времени уделяют учёбе – учитель не отвлекается на замечания ученикам, на различные отступления, у него не бывает позднего начала урока из-за неумения успокоить детей;
- управление используется для развития самоуправления – управляя правильно, учитель учит детей брать ответственность на себя (ответственность в самоуправлении), создаёт условия совместной деятельности.
Литература
1. Управленческая деятельность учителя начальных классов //Гегярлт («Просвещение»).-2005. - №5,6
2.Вавилов Ю.П. Специфика профессии учителя начальных классов //Педагогическое образование и наука. 2002. - №1.
Загрутдинова Н.М., Петрунина Н.Р.Шафикова Г.Ш.
учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №2»
им. Баки Урманче, г. Нижнекамск, Республика Татарстан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ
исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...
"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"
Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...
Статья в студенческий сборник "Деятельность учителя младших классов по развитию внимания младших школьников в учебной деятельности"
статья в студенческий сборник...
Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития
В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...
Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...
Выступление на тему: Формирование навыков самоорганизации младших школьников в процессе выполнения общественных поручений.
Материал для воспитателей интерната и ГПД...
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника...