Доклад «Коррекционно- развивающие технологии в работе учителей, обучающих с умеренной умственной отсталостью»
статья по теме

Кошкарова Людмила Ивановна

Доклад на педагогическом совете школы. В статье говорится о том, что при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Коррекционно- развивающие технологии в работе учителей, обучающих с умеренной умственной отсталостью»

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.  

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Игровые технологии

Игра – по утверждению философов – это особый феномен детства, поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки в младших классах с  использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

-в  качестве части урока, как словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам),  как закрепление, как повторение и обобщение

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

В своей практике использую различный занимательный материал: дидактические игры и упражнения, коррекционно-развивающие задания, задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, игровые моменты.

Занимательный материал, используемый на уроках и во внеклассной работе, не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.

Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания и навыки. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

Поэтому использование коррекционно - развивающих упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.

Коррекционно - развивающие игры и упражнения:

1. «Найди лишнее слово».                                                                         

В каждой строчке найди «родственников»

Морозный, холодный, мороз

Смелый, храбрый, смелость

Быстрый, быстрота, скорый

 2  «Говори наоборот»

 Цель: формирование у учащихся умений сравнивать объекты и предметы.

Ход игры: Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

3. Игра «Аукцион»

Кто угадает больше слов на данную букву. Приготовлены листы по темам: предмет, признак предмета, действие предмета.

4. «Общие слова»

Цель: формирование у учащихся умений сравнивать объекты и предметы.

Назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

- Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- Назови слова, относящиеся к спорту.

- Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

5.. Выбери примеры с ответом 20.Запиши эти примеры в тетрадь.

20 -   6                25 + 5

30 - 8                100 - 20

40 - 20               50+  2

Технология разноуровневого обучения.

А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Особенно актуальна она в нашей школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контрольно - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).

Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения, можно сделать следующие выводы:

-Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

-Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

-Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Примеры разноуровневого задания

1.Письмо и развитие речи. 4 класс Теме «Слова, обозначающие предметы»

1 уровень. Прочитай слова. Какие вопросы ты к ним поставишь кто? или что?

Курица, девочка, береза, сарай, кот, повар, дедушка, трамвай, самолет.

2 уровень

Запиши предложения. Вместо точек вставь нужные слова, поставь к ним вопросы.

По небу плывут _______________. (______?)

Весной цветут _______________. (______?)

По реке плывет _______________. (______?)

Используй слова: цветы, облака, уточка.

2.Контрольные работы разработаны с учётом психофизических способностей и  возможностей обучающихся в соответствии с требованиями рабочей программы.

Задания контрольных работ составлены в двух вариантах, предусматривающих уровни освоения обучающимися рабочей программы учебного предмета:

-1 уровень -  минимальный;

- 2 уровень - достаточный.

1 вариант

1. Сравни числа (>, < ,=):

21 * 12          11 * 20                15 * 15

17 * 17          5  * 18                14 * 15

2. Реши выражения:

8 + 4                6 + 6                           14 – 4

9 + 3                7 + 6                          18 – 8

3. Реши задачу:

18 учеников помогали убирать свеклу. Из них 10 учеников закончили работу. Сколько учеников осталось убирать свеклу?

4.Реши примеры:

3 + 0 + 3             0+  0 + 1                     9 + 0 + 1    7 + 3+  0            1 + 0+  0                    10 + 0 + 0

2 вариант

1.Сравни числа:

12  и 20                          19 и 9

8 и 8                   10 и 11

14 и 16          16 и 13

2. Реши примеры:

8 + 4                15 – 6                            

7+7           14–5

5+6           12-8

2 + 9           17-9

3. Реши задачу:

 У Пети было 20 карандашей. Из них 6 красных карандашей, 8 зелёных, а остальные — синие. Сколько синих карандашей у Пети?

4.Реши примеры:

10– 1+ 1         9 + 0 + 1                    2 – 1 – 1

1 + 1 – 0         8 + 0+  0                    10 –  10 + 0

7- 6 - 1           0 + 0 + 0                     1 – 1 + 0

5. Запиши недостающие числа:

 4                 5                   6                 7                    

/\                 /\                          /\                   /\                  

2                3                     4               5                      

Внедрение ИКТ в специальных школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Информационные технологии на уроках я использую в следующих вариантах.

 Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

Технология проблемного обучения.

 Она направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На уроках во время беседы я ставлю перед учащимися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.

 Учащиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, я всегда стараюсь оказать учащимся коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.

Чаще всего на своих уроках я обычно стараюсь сочетать традиционное обучение с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач.

Примеры приёмов создания проблемных ситуаций. 

Математика .4 класс. Тема: «Четырёхугольники».

- Начертите четырёхугольник.

- Почему вы испытываете затруднения?

-Какие?

Дети оказываются в затруднении, так как передними встаёт проблема, какой четырёхугольник.

-Потому что четырёхугольники бывают разные.

Дети дают обоснованный ответ и приступают к выполнению задания.

Русский язык. 4 класс.Тема: « Правописание безударных гласных в корне слова».

Задание. Спишите из упражнения слова: зимовка, зелёный, вылепил.

- Поставьте в словах ударение.

- Подчеркните безударные гласные.

- В какой части слова находятся безударные гласные?

- Подчеркните их.

- Какое правило мы не знаем?

- Значит, какая сегодня тема урока?

- Правописание безударных гласных в корне слова. (Тема урока).

Здоровьесберегающие технологии.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу:

- физкультпаузы

-эмоциональную разрядку

-зарядку для глаз

-минутки для шутки

, -рефлексию;

Строго слежу за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических требований (проветривание помещений, озеленение кабинета, хорошая освещенность, чистота благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, соблюдение режима дня), правильной осанки, соответствие партии стульев по росту

Выполняем задания, связанные со здоровьем, и здоровым образом жизни и решаем задачи.

Например, списывание текста о здоровье

«Здоровье всего дороже. Чистота – залог здоровья. Береги глаз как алмаз.

Задача.

            Мальчик лёг спать в 10 ч вечера и проснулся в 8 ч утра. Сколько часов спал мальчик? Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни?

 Использование здоровьесберегающих технологий обучения помогает снятию усталости, напряжения, ослабить утомление на урок, проводить профилактику нарушения осанки, поддержание работоспособности, активного внимания,       т.е позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса,

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, рифмованное начало уроков, чтобы усилить мотивацию, например:

-Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

 Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Я тетрадь свою открою

 И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

 - Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я возьмусь.

Если класс перевозбужденный (например, пришли с урока физкультуры) провожу упражнения «надувание воздушного шарика», «сдувание пушинки с ладони», при этом дети соревнуются, кто ее удержит дольше (упражнение на «выдохе»). Если класс вялый, «спящий», мы выполняем упражнение «понюхать что-то приятное» (например, розу, клубнику – упражнение на «вдох»).

Технологии компенсирующего обучения

 К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Итак, коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Методический комплекс коррекционно-развивающих программ направленный на формирование социально-личностной сферы обучающихся с умеренной умственной отсталостью 7-15 лет

Цель: Создание условий для гармоничной и естественной социализации личности обучающихся с умеренной умственной отсталостью.Основные задачи:1.Способствовать оптимизации эмоционального состояния и повед...

Сборник контрольных работ по математике для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс

Сборник контрольных работ по математике для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс...

Доклад: «Психолого-педагогический мониторинг личностных результатов обучающихся с умеренной умственной отсталостью в процессе применения изо и игровой терапии»

Игровой подход в процессе взаимодействия с обучающимися с умеренной умственной отсталостью и ТМНР является самым распространённым, понятным и доступным для каждого ребенка средством, на любом этапе фо...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

Коррекционно - развивающие технологии в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ (ИН)

Коррекционно-развивающая технология - систематическое и последовательное воплощение личностно ориентированного, спроектированного процесса обучения; систему модифицированных способов, средств и методо...