Педагогические условия повышения культуры детского внимания.
статья на тему

Ширабокова Елена Михайловна

правилами поведения, как и умением учиться, дети овладевают не все одновременно и не все одинаково легко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия повышения культуры детского внимания.

      Очень часто в рассеянности детей повинен учитель. Если он ведет урок однообразно и скучно, если дает детям  выполнять давно знакомые им и слишком легкие виды работ, если обрекает их на безделие  или предъявляет, им задания, требующие совершения только трафаретных исполнительных действии, если он не пробуждает у учеников активной мыслительной деятельности — он неизбежно создает условия для появления рассеянности детского внимания. Детям скучно, и они непременно будут искать себе более увлекательное занятие на стороне: в болтовне с товарищем, в чтении художественной книги, в обмене писками, в шалостях и т. д.

   Если учитель суетлив или растерян, если ему не удалось в (статочной степени затормозить все своп реакции на личные :взгляды, радостные или тягостные переживания, если он недостаточно сосредоточен на проведении уроков и па своей работе детьми — класс чувствует это моментально. Дети становятся )возбужденными, громко кричат, ссорятся, шалят. Деловой, спокойный тон, быстрый темп урока, четкая его организация и насыщенность доступной детям содержательной деятельностью — более эффективные средства активизации детского внимания, вместе с тем и повышения работоспособности класса.

Так, очень часто в I классе на уроках чтения возникает шум, дети отвлекаются. Это совершенно естественно, поскольку основной массе учеников приходится лишь слушать то, что читают другие ребята, причем содержание читаемого всем хорошо известно, а многие,  лучше подготовленные ученики уже сами давно прочитали не только этот заданный рассказ, но и всю книгу для чтения до конца. Поэтому дети в данной ситуации не могут быть внимательными. Совершенно иначе работает класс тогда, когда каждый ученик получает карточку с тем текстом, который соответствует уровню сформированности его умения читать. В этом случае каждый ученик должен познакомиться с текстом и ответить на вопросы учителя или рассказать классу о прочитанном. Если у ученика есть серьезное дело, то и внимание его будет сосредоточенным.

    Вспомним, что физиологической основой внимания является могучий ориентировочно-исследовательский рефлекс, который был назван И. П. Павловым рефлексом «Что такое?». Такая познавательная направленность характерна для внимания. Но если ничего нового, интересного, удивляющего и увлекающего в рассказе, в демонстрируемой картине нет, если учитель пытается привлечь внимание учеников к тому, что им уже хорошо известно, то такую познавательную направленность сколько-нибудь долго сохранить не удается.

   Необходимо иметь в виду, что и сам учитель своим поведением может либо поддерживать детскую сосредоточенность, либо же мешать ей. Следует очень хорошо продумать всю организацию урока, заранее подготовить все нужные материалы и пособия, то, что возможно, записать в перемену на доске. Нельзя допускать пустых промежутков на уроке или пауз, для раздачи тетрадей (пособий), в эти моменты дети сразу теряют сосредоточение на учебной работе.                                                                                                                               

  Учителю, особенно неопытному или еще не установившему контакта с учениками, не рекомендуется надолго поворачиваться спиной к классу — все ученики должны быть в поле его внимания, и сам учитель должен быть в центре внимания каждого ученика. При обучении младших школьников недопустимо прерывать уже начатую детьми работу какими-то дополнительными указаниями, которые учитель дает громко «в догонку» («Не забудьте отступить на 4 клеточки слева», «Когда будете писать, вспомните нужные правила, которые вы учили»). Недопустимы также и громкие замечания отдельным детям: «Володя, не горбись», «Наташа, не оглядывайся» и т. и., Они нарушают хрупкое детское внимание, отвлекая ребят от начатой работы. Надо с самого начала приучать ребят к тому, что учитель объясняет работу  только один раз (в первый месяц учебы можно и два раза), потом же он никаких пояснений не дает. Но учитель должен при этом очень хорошо продумать свои объяснения, чтобы они были ясными и краткими.

    Конечно, и при соблюдении всех этих условий маленькие дети

сначала часто проявляют рассеянность. Они быстро устают от

непривычной позы за партой, от необходимости напряженно слушать учителя, точно записать то, что он сказал, и только там,

где он указал, от необходимости длительно тормозить свои естественные потребности к движениям, играм, болтовне и смеху. Эти проявления естественных потребностей нельзя просто запрещать. Важно продумать, чем и как занять перемены между уроками, чтобы они служили действительно хорошим отдыхом для ребят, а не являлись дополнительной нагрузкой на их нервную систему. Нельзя разрешать детям во время перемен читать художественную литературу, ведь это может только усилить уже наступившее на уроке утомление. Нельзя также водить детей парами по коридорам, так как это не снимает нервного напряжения из-за необходимости тормозить свою, активность и. желание сменить умственную активность на физическую.

Лучше всего, если на большой перемене дети могут выбежать во двор и поиграть там или просто побегать. Там, где это сделать нельзя, необходимо предоставить детям возможность свободно двигаться по коридорам и залам, подходить к тем, к кому они хотят, разговаривать друг с другом, но при этом не устраивая драк и возни, сильно возбуждающих ребят, особенно мальчиков, которые долго потом не могут сосредоточиться на уроке.

   Продуманный режим работы всей школы и каждого класса, установленный строгий порядок жизни детей, поддерживаемый не только администрацией школы и каждым учителем,  приучают маленьких школьников к сознательной дисциплине. Она становится нормой их поведения как в классе, так и на перемене.

     Конечно, правилами поведения, как и умением учиться, дети овладевают не все одновременно и не все одинаково легко. Поэтому нельзя сразу требовать от первоклассника устойчивого внимания, так же как невозможно требовать от него сразу соблюдения всех правил орфографии. Они постепенно научатся всему, и чем моложе дети, тем больше необходимо терпения, такта и подготовленности в повседневной работе учителя со всем классом и с каждым отдельным учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей 7 лет

Педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей  7 лет в процессе взаимодействия с родителямиСодержание 1.1   Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья»...

Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса

В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».

Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».               ...

Тема;"Современные педагогические технологии , как условия повышения качества образования»

Разработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы....

Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни....

«Использование современных педагогических технологий как условие повышения качества образования в школе»

Данная разработка поможет составить выступление на ШМО и много полезной информации....