начальные классы
план-конспект на тему

 Ксения Владимировна Колпакова

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tomilova_urok.docx26.3 КБ
Office presentation icon tomilova_prezent.ppt1.67 МБ
Файл konspekt.docx32.17 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt426 КБ
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc60 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_izucheniya_temy.docx27.84 КБ
Файл prilozhenie_1.docx25.6 КБ
Файл prilozhenie_2.docx15.61 КБ
Файл podsnezhniki.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы (учитель начальных классов МОУ Белореченская СОШ Томилова К.В.)

Предмет

Окружающий мир

Класс

2 класс

Тема

Какие бывают животные

Цель

Дать представление о животных, показать их разнообразие; познакомить детей с группами животных, объединять однородные объекты в группы по существенным признакам; обучение выделению единственных признаков животных; учить детей анализировать, делать вывод,

развивать познавательную активность; развивать память, внимания, речь.

воспитывать любовь и бережное отношение к животным

Формируемые УУД

Предметные умения:

- различают группы животных, их отличительные признаки

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

-общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;                              

- уметь использовать приобретённые знания при выполнении работы.

- ориентироваться в учебнике

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

  - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Регулятивные умения:

 -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметькомментировать учебные действия при выполнении задания.

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные умения:

- уметь слушать и понимать речь других;  

- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать  им.

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные умения:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Педагогические технологии

Игровая, оценочная

Оборудование

Книгопечатная продукция:

- учебник,рабочая тетрадь.

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Задания для работы в парах

Экранно-звуковые пособия:

презентация  

Этап урока

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Формируемые  УУД

Примечания

1 Мотивационный

Учащиеся повторяют хором девиз и объясняют слова

Разговаривать будем тихо, так чтобы слышала только наша пара.
Будем уважать мнение другого человека, сказать свое мнение может каждый.
Мы не будем отвлекаться.
Работать будем дружно и активно, так как наш успех зависит от каждого из нас.

1 слайд

Девиз нашего урока перед вашими глазами, давайте его прочитаем

«Нельзя открыть нового мира, не зная старого»

Как вы понимаете эти слова?

Мы рады познавать себя и окружающий мир!

И это здорово!

-Вы  готовы открывать что-то новое?

Тогда вперед!

- Если сегодня вы снова будете внимательными, думающими и наблюдательными, будете работать дружно, сообща ,то сами сможете сделать важный вывод.

-Вначале урока вспомним правила работы в паре.

Личностные:

-формировать интерес к изучению предмета;

-воспитывать культуру поведения.

Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой

2 Целеполагание

Учащиеся объясняют значение ключевых слов.

Символы государства, национальности России,понятие природа, классификацию растений, богатства природы, существующую связь между живой и неживой природой.

-Что вы узнали на прошлых уроках?

- Вам помогут ключевые слова:

Слайд 2

Гимн, флаг, город, село,природа, живая,неживая, ,Кассиопея,
минералы,воздух,вода,растения,рыбы,звери, птицы, насекомые.

Какие новые слова вы увидели о которых мы еще не говорили?

Слайд 3.

Сформулируем тему урока, начав со слова «Какие…»

Слайд 4.

Узнаем..

 Научимся…

Будем учиться…

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку

3 Планирование

Физминутка

Пальчиковая разминка

Дети называют Звери, насекомы, птицы, рыбы

Дети определяют тему урока и раскладывают карточки

Сравнивают с текстом учебника

Учащиеся выбирают план по которому они будут

Дети в парах выбирают карточки с признаками животных. Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопросы учителя.

Распределяют животных по группам. Оценивают свою работу

 

Находят животных

Называют животных и сравнивают свои ответы

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Слайд 5.

Игра «Четвёртое лишнее»

-Выберите карточки и назовите лишнее

(сделать вывод, карточки)

-На какие группы мы разделили этих животных?

Приведите примеры животных из каждой группы?

С 60 учебника

Найдите и прочитайте кто такие насекомые? Рыбы? Птицы? Звери?

Слайды 6, 7, 8, 9

Рассмотрите картинки на с 60

-Под какими номерами на больших рисунках показаны насекомые, рыбы, птицы, звери?

-соедините стрелками большие и маленькие рисунки

-По каким признакам вы их соотнесли?

Физминутка музыкальная

С 62 учебника

Познакомтесь по учебнику с группами животных

(распределение по партам)

Что нового вы узнали о каждой группе животных.

Р.Т с 43 №3

Изобразите с помощью схематических рисунков главные признаки животных

(проверка)

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Р.Тс 43 № 4

На каждую группу приведите по три примера (проверка)

Слайд10

- папа сказал, что видел это животное в лесу.

Скажите, существует ли такое животное? (нет)

- Правильно, папа сам его придумал, но давайте разберём части каких животных здесь перепутаны?

- Какому животному принадлежит голова? Спина? (белке)

- К какой группе относится белка? (звери)

- Туловище и нижняя часть хвоста? (рыбе)

- Вторая половина хвоста, верхняя? (петух)

- К какой группе относятся?

- Кому принадлежит крыло? (птице)

- Ноги? (кузнечику)

- К какой группе относится кузнечик? (насекомые)

- Молодцы, вы замечательно справились с заданием!

Регулятивные умения: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Познавательные УУД: формирование проблемы учащихся, опираясь на субъективный опыт; введение практических умений; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: обосновывать свое мнение. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения

4 Самоконтроль

Учащиеся читают и сравнивают вывод учебника

Подсчитывают количество разноцветных полосок и оценивают свою работу на уроке.

Оцените свою работу на уроке, используя полоски разного цвета:

Зеленый- узнали много интересного, отлично поработали на уроке

Желтый- хорошо поработали, узнали новое для себя

Красный- не все получилось

Коммуникативные: Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он видит и знает; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи

5 Рефлексия

Подводят итог проделанной работе на уроке

С какими группами животных мы сегодня с вами познакомились?

- О чем бы вы рассказали своим родителям или друзьям?

 

А теперь подумайте и скажите, какая группа животных самая нужная и важная?

Чтение стихотворения

Все, все, все на свете, нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется

Регулятивные :осуществлять самоконтроль;- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; строить высказывания в рамках учебного диалога.

Регулятивные:- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Домашнее задание

Приготовить сообщение классу со с 61 о животных, о которых мы с вами не говорили.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Гимн, флаг, природа, живая,неживая, Кассиопея,минералы, воздух,вода,растения, рыбы,звери, птицы, насекомые.

Слайд 3

Какие бывают животные?

Слайд 4

Узнаем… Научимся… Будем учиться

Слайд 5

Узнаем на какие группы можно разделить животных. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться находить новую для нас информацию в рассказах о животных.

Слайд 6

Игра «Четвертый лишний»

Слайд 7

Звери Покрыты шерстью Имеют 4 лапы

Слайд 8

Рыбы Тело покрыто чешуей Плавники Живут в воде

Слайд 9

Птицы Две ноги, два крыла Покрыты перьями Могут летать

Слайд 10

Насекомые Имеют 6 ног Маленький размер

Слайд 11

Земноводные 4 ноги Голая кожа

Слайд 12

Пресмыкающиеся 4 ноги Роговые чешуйки

Слайд 13

1. Белка 2. Рыба 3. Петух 4. Птица 5. Кузнечик

Слайд 14

Узнали много нового и интересного, отлично поработали. Хорошо поработали, узнали на уроке новое для себя. Не всё получилось.

Слайд 15

Домашнее задание: приготовить сообщение классу о животном из любой группы

Слайд 16

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Урок  ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для ознакомления с органами чувств и их значением для человека.

Развивающая: способствовать развитию речи, мышления и внимания.

Воспитательная: прививать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье; содействовать воспитанию стремления к здоровому образу жизни.

Личностные БУД: 

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

-ответственно относиться к собственному здоровью

Коммуникативные БУД:

 - инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

 – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные БУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные БУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков,       по заданным критериям;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;

- строить монологическую речь в устной форме.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь  кивком головы.

- Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья.

- «Здравствуйте!»  - говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Посмотрите-ка на нас,

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться.

Не болтать, не отвлекаться,

А стараться и стараться!

II. Проверка домашнего задания.

– Какую  тему  мы  начали  изучать  на  уроках  окружающего  мира?  («Мы и наше здоровье».)

По плакату «организм человека» учащиеся называют главные органы человека.

– Мы продолжаем изучать свой организм и учиться беречь свое здоровье.

– Почему не только учёным, но и каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека? (Чтобы сохранять и укреплять своё здоровье, суметь оказать первую медицинскую помощь, вовремя заметить отклонения в своём здоровье и обратиться к врачу.)

– Во все времена человек заботился о своём здоровье. В народе сложено большое количество пословиц об этом.

-Перед вами разбросанная пословица (Здоров будешь, всё добудешь.)

-Соберите ее по ключу (3,2,1,4)

- Что эта пословица обозначает?

III. Повторение изученного материала: фронтальная работа.

Перед вами карточки с названиями органов человека

Соотнесите орган и какую работу он выполняет

1) Желудок (переваривание пищи);

2) сердце (движение крови в организме);

3) лёгкие (дыхание, снабжают организм воздухом);

4) печень (фильтр);

5) мозг (распоряжается функциями всего тела, контролирует все другие органы).

Взаимопроверка (зеленой ручкой)

IV. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

– Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем иследователями!

-Ребята , а как вы думаете, что значит иследовать? ( ответы детей)

Найдите в словарях определение этого слова

Урок научного исследования, на котором мы, как настоящие ученые, будем проводить опыты, находить ответы на свои вопросы.

Ребята, предлагаю вам сейчас разгадать загадки:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса 
Помогают нам... (глаза)

Запах хлеба, запах меда, 
Запах лука, запах роз
Различить поможет ... (нос)

Первым пробовать привык

Угощенья все…(язык)

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше…(ушки)

На доску вывешиваются отгадки.

- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человечек. Что                        

же в нём странного? (У него нет лица)

-Что это значит?   (У него нет глаз, носа, рта, ушей)

-Что общего у этих частей?

-Можем ли мы их назвать одним словом?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( Выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.)

Физминутка (ключик)

V. Открытие новых знаний.

1. Исследование органа зрения.

-Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?  (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)

Вывод.  Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

- Продолжаем наше исследование (на доске предметы для исследования.)

1) листы картона одинакового размера, но  различных цветов.   

Что общего и в чём различие предметов?                                

2) геометрические  фигуры  одного цвета, но разной формы и размера.

Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

- Проведите исследование  своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод.        

    Вывод:

- Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При  помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего?    (Орган зрения)   

С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

 Работа по учебнику. (с. 126, читать советы).

  • Самостоятельно прочитайте в учебнике, как надо беречь зрение.

Расскажите, какие правила надо выполнять, чтобы надолго сохранить хорошее зрение? (Глазам нужны отдых и гимнастика.)

– Итак, назовите орган зрения и как человек воспринимает мир с его помощью.

2. Исследование органа слуха.

Внимание

Учитель включает аудио музыки.

-Какая музыка прозвучала? (опишите)Что помогло вам это почувствовать, услышать?

(Нам помогли в этом уши)

-  Уши помогают  людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего?   (Орган слуха)

- Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.

(На доске появляется запись  « орган слуха»). 

 Работа по учебнику.

Чтобы сохранить хороший слух, уши надо беречь. Как их беречь? Об этом мы узнаем на страницах учебника.

Какие правила надо выполнять, чтобы сохранить хороший слух? Правильно. Вы внимательно прочитали текст учебника

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт.

Сможете ли вы с закрытыми глазами определить предмет? (чеснок, мандарин)

- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (Нос)

- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

А умение человека различать запахи получило название  «обоняние».

Дайте научное определение.    

( Делает запись « орган обоняния» на доске).

Работа по учебнику что нужно делать чтобы сохранить орган обоняния?

4. Орган вкуса.

Опыт.

– Чтобы узнать о следующем органе чувств, предлагаю посмотреть на слайд

-вспомните какие они на вкус? (лимон, сахар, соль)

– С помощью какого органа мы узнавали вещества на вкус? (Органа вкуса – языка.) 

На доске: Орган вкуса – язык.

Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, соленное или горькое, вкусное или безвкусное.

Найдите в учебнике

– Что мы должны делать, чтоб сохранить орган вкуса? (Не есть горячую пищу.)

-Дайте научное определение этому органу. Язык-это орган вкуса.

(Появляется запись «орган вкуса» .)

Физкультминутка (музыкальная)

5. Орган осязания.

                           Игра «Узнай, что в коробке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке . Все предметы одинакового размера и формы:

мяч, клубок ниток, яблоко. Коробка накрыта салфеткой.

-Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?

Дети отгадывают предмет и достают его из коробки.

-Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук.

 (При помощи кожи).

(На доске появляется запись «кожа».)

Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания.

(появляется запись «орган осязания».)

-Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Дадим им общее название. Посмотрите на доску (учитель показывает на левую сторону таблички)- это органы, а это - чувства (показывает на правую сторону таблички). Какое название отсюда следует? Как можно назвать эту талицу?

Органы чувств.(Учитель даёт название таблице «Органы чувств

Обобщение.

– Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Их работой руководит головной мозг. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию в виде чувств. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Для того чтобы все органы чувств работали хорошо, надо правильно за ними ухаживать, соблюдать правила гигиены и вести здоровый образ жизни, закаляться.

- а теперь давайте закрепим полученные знания

-Откройте тетради на с. 74 Выполните задания №.2 (1)

Физкультминутка

Игра «Полезно – вредно».
- Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.
1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

VI. Проверка знаний (в группах).

Класс делится на 6 групп.

Предлагается прочитать тексты , узнать о каком органе здесь ведется речь и расказать о интересном факте этого органа

IX. Итог урока. Рефлексия.

– Сколько органов чувств есть у человека?

– Какую роль они играют в нашей жизни?

– Как нужно беречь органы чувств?

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Расскажу дома, что …

Домашнее задание: учебник, с 126–129 пересказ; составить памятки: «Как нужно беречь органы чувств – зрение, слух», найти интересные факты об органах чувств

Урок хочу закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

 А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –

это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Всем спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Работа с числовым рядом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 3

Проверка В П Б Ш Ася - + - - Таня - - - + Ира + - - - Лариса - - + -

Слайд 4

5 -3 1+ 4 2 + 2 4 – 2 2 + 3 5 -2 4 + 1 3 +1 3 +2 1 +1

Слайд 5

Проверка 9 см > 6 см 9 см = 9 см 6 см < 9 см

Слайд 6

Увеличить на1: 3 6 8 5 7 4 7 9 6 8

Слайд 7

Уменьшить на1: 4 9 10 7 8 3 8 9 6 7

Слайд 8

Проверка

Слайд 9

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Увеличить на…Уменьшить на…

Тип урока: овладение новыми знаниями.

Цель: формировать представление о понятиях увеличить или уменьшить.

Задачи: Образовательные:

  • формировать представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания;
  • способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • готовить к усвоению решения текстовых задач

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: уменьшилось, увеличилось

Межпредметные связи: математика, окружающий мир, чтение.

Ресурсы:

Основные: учебник и тетрадь под редакцией М. И. Моро и С.И. Степанова

Дополнительные: презентация «Устный счет», набор цифр для каждого ученика, магнитная доска, печатные картинки для фронтальной работы, смайлики для рефлексии.

   Организация пространства: фронтальная работа,  индивидуальная работа, работа в парах.

                                         Ход урока.

I Организационный момент.

Слайд 1-приветствие классу.

        За окном пасмурно, а у нас  солнышко, подарите свои улыбки друг другу  и нашим гостям. Пусть в классе тоже будет солнечно и светло.

       Солнышко веселое, но оно одно на доске, и если мы будем хорошо работать , то в конце урока подарим солнышку веселых друзей –смайликов.

  Постараемся хорошо работать?

II Актуализация  опорных знаний.

Прозвенел, друзья, звонок, начался уже урок.

Отдохнуть вы все успели, а теперь вперед за дело.

  1. Работа с числовым рядом:                            (2 слайд)

 1    2   3    4   5    6     7     8   9     10       (в  это время 2 ч .–индивидуально)

- посчитайте от3 до 8;    от 9 до 2, от 4 до 10

- назовите чётные числа, нечётные числа

- покажите число, которое

  • Следует за числом 3, 5, 8;
  • Предшествует числу 4, 6, 9;
  • Стоит между числами 1 и 3, 3 и 5
  • Соседи чисел 2, 7, 9

2.Логическая разминка

- работа в парах:     (учащиеся заполняют таблицу  и отвечают на вопрос)

Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала. Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?   (3 слайд)

В

П

Б

Ш

Ася

-

+

-

-

Таня

-

-

-

+

Ира

+

-

-

-

Лариса

-

-

+

-

(Ася плавала, Ира играла в волейбол, Таня – в шахматы, Лариса – бегала)

2.Индивидуальная работа

(два ученика у доски заполняют пропуски.  Проверка с помощью сигнальных карточек)

3+2=                                                       6 – 1=         

6+1 =                                                      5 – 3=

4+1=                                                       9 -1=

1+2=                                                      4 -2=

4+= 5                                                     7 - = 6

3.Фронтальная работа

- Чем похожи примеры в 1 столбике?  (все примеры со знаком плюс)

- Что происходит с числом, когда к нему прибавляют другое число? (оно становится больше, увеличивается)

- Чем похожи примеры во 2 столбике?  (все примеры со знаком минус)

- Что происходит с числом, когда из него вычитают  другое число? (оно становится меньше, уменьшается)

- Соотнесите рисунок с записью.    (4 слайд)

5 – 3              1+4                    2+2             4 - 2           2+3                      

3+2                5 – 2                 4+1              3+1            1+1        

       

(К 1 рисунку – 2+2, 4 – 2; ко 2 рисунку – 5 – 3, 2+3, 3+2, 5 – 2.  Записи 1+4, 4+1, 3+1, 1+1 лишние)

Задачи в стихах:  (ответ веером)

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете? 3+2=5

                             На берёзе 3 синички

                            Продавали рукавички.

                             Прилетело ещё 5.

                            Сколько будет продавать? 3+5=8


III Самоопределение к деятельности

     (один ученик работает у доски)

- Положите 8 квадратов. Положите ещё 1 квадрат. Сколько стало квадратов? ( 9)

-  Как это записать?  (8+1=9)

- Что произошло с числом квадратов, когда прибавили 1 квадрат? (оно увеличилось)

- На сколько увеличилось? (на1)

-  А если положить ещё 1 квадрат, то на сколько увеличится количество квадратов? ( на 1)

- Почему количество увеличилось? (потому что прибавили к квадратам ещё 1)

- Как  это записать? (9+1=10)

Такие примеры можно читать так: к 9+1 получится 10; или 9 увеличить на 1 – получится 10.

- Перед вами 10 квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось? (9)

-  Увеличилось или уменьшилось число квадратов? (уменьшилось)

-  Почему? (убрали 1 квадрат)

-  На сколько уменьшилось число квадратов? ( на1)

- Было 10 квадратов, а осталось 9. Как это записать?   (10 – 1=9)

- Прочитайте пример. ( из 10 вычесть 1- получится 9)

- кто сможет прочесть пример, используя слово уменьшить? (10 уменьшить на 1 получится 9)

- Кто сможет назвать тему урока.

IV Работа по теме урока

     Работа по учебнику.

- Прочитайте на стр.68, чему мы будем сегодня учиться.

- Какие птицы изображены на рисунке? (ласточки)

- Сколько ласточек сидит на проводе? (8)

- Составьте по рисунку запись со знаком плюс. (8+2=10)

- Прочитайте запись двумя способами. (к 8+2 получится 10; 8 увеличить на 2 получится 10)

- Составьте по рисунку запись со знаком минус.  (9 – 1=8)

- Прочитайте запись двумя способами. (из 9 вычесть 1-  получится 8; 9 уменьшить на 1- получится 8)

- Прочитайте записи со словом увеличить (7 увеличить на 1- получится 8; 8 больше 7)

    ( по аналогии уч-ся читают остальные записи)

- Сделайте вывод. (когда увеличиваем, становится больше)

- Прочитайте записи со словом уменьшить…(10 уменьшить на 1-получится 9)

      ( по аналогии уч-ся читают остальные записи)

- Сделайте вывод. (когда уменьшаем, становится меньше)

V Физминутка

Потянулись на носочках

Столько раз, сколько

пальцев на руках у вас.

Раз, два, три, четыре, пять

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем руками.

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Тише сядем, руки на парту положим.

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

VI Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику.

- Какие геометрические фигуры нарисованы ниже?  (круги, квадраты, треугольники)

- Какие из них можно назвать многоугольниками?  (квадраты и треугольники)

- Объясните записи к кругам.  (1+3 – к 1 красному кругу +3синих  круга. Получилось 4 круга. Количество кругов увеличилось на 1.   4 – 1 – было 4 круга, убрали 3 синих круга, остался 1 красный круг. Кол-во кругов уменьшилось на 3.)

- Прочитайте записи к другим рисункам со словами увеличили, уменьшили. (1 увеличить на 4 – получилось 5;5 уменьшить на 4)

- Измерьте отрезки. Какое правило нужно помнить? (начало отрезка совмещаем с делением 0, число, с которым совпадает конец отрезка, показывает длину отрезка)

- Чему равны длины отрезков? (Розовый-9см, зелёный-6см, синий-9см)

- Составьте соответствующие равенства и неравенства.  ( 9см>6см, 9см=9см, 6см<9см)

        (Работа в парах.   Проверка на листах)    (5слайд)

 Физминутка

    Физминутка для глаз

  1. Работа в тетради на печатной основе.

- Самостоятельное выполнение заданий на стр. 25   (6-8слайд)

VII Рефлексия

Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока.

- Вспомните, какую  тему изучили?

- Чему мы научились?

- Что значит увеличить на…, уменьшить на…

- Оцените свою работу  и работу своих товарищей.

-Сможем мы прикрепить веселые смайлики солнышку?

Я хочу сказать вам спасибо за работу на уроке.

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы (учитель начальных классов МОУ Белореченская СОШ Томилова К.В.)

Предмет

Математика

Класс

2 класс

Тема

Закрепление изученного

Цель

Закрепить изученный материал. Уметь решать примеры на сложение и вычитание, задачи на разностное сравнение.

Развивать логику, мышление, смекалку, познавательную активность

Воспитывать умение работать в коллективе, в паре, дружеское отношение друг к другу.

Формируемые УУД

Предметные умения:

- создать условия для закрепления полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета 

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

-общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;                              

- уметь использовать приобретённые знания при выполнении работы.

- ориентироваться в учебнике

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

  - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Регулятивные умения:

 -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные умения:

- уметь слушать и понимать речь других;  

- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать  им.

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные умения:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Педагогические технологии

Игровая, оценочная

Оборудование

Книгопечатная продукция:

- учебник.

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Задания для работы в парах

Экранно-звуковые пособия:

презентация  

Этап урока

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Формируемые  УУД

Примечания

1 Мотивационный

Учащиеся читают хором слово и объясняют слова

Ребята  сегодня у нас с вами очень интересный урок в котором вас ожидает много интересного и если вы будете внимательными, аккуратными и помогать друг другу, то мы с вами сможем и все у нас получиться

1 слайд

Перед вами закодировано слово, которое мы с вами должны отгадать с помощью пляшущих человечков

«Теремок»

Ребята , а что такое теремок?(сказка)

Ребята ,а какой у нас сейчас урок? (Математика)

А теремок, мы изучали на каком уроке? (Литературное чтение)

Кто догадался, какой у нас сегодня урок? (урок-сказка)

Готовы ли вы отправиться в путешествие по сказке?

Личностные:

-формировать интерес к изучению предмета;

-воспитывать культуру поведения.

Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой

2 Целеполагание

Учащиеся предпологают свои дальнейшие занятия на уроке

Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься ? ( с помощью изученных знаний мы сегодня с вами построим свой теремок)

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку

3 Планирование

Физминутка

Дети находят периметр квадрата

Чертят ломанную прямую

Дети решают задачу и рисуют окна на теремке

У вас на столах лежат листочки с геометрической фигурой. Какой? (квадрат)

Как вы догадались что это квадрат? (все стороны равны)

Можем ли мы найти периметр этого квадрата? Как?

Пальчиковая физминутка


Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)
На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк: дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)

Молодцы!

Ребята, это будет основой нашего с вами теремка

А что нам еще нужно, чтобы у нас с вами получился настоящий домик? (дорисовать крышу)

Слайд 2

Перед  вами образцы фигур.

Как они называются? (ломаные)

А какая ломаная больше всего подойдет для крыши нашего теремка? (замкнутая)

Дорисуйте замкнутую ломаную в виде крыши.

Теремок мы с вами построили, а теперь откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Давайте послушаем саму сказку (аудиозапись)

(на словах вошла мышка в теремок)

И увидела, что окон в нем нет, и очень слезно просит вас ребят решить задачу, поможем?

Слайд 3

Лесные жители купили для строительства комнат в теремке 4 окна, но потом подумали, что это будет мало и докупили еще 2 окна.

Сколько окон было в теремке?

Решение: 4+2=6 (О)

Ответ: 6 окон было в теремке

Нарисуйте на своем теремке 6 окон

-Так кем первым была занята первая комната? раскрасьте окошко

Прослушивание сказки (на словах: а я лягушка квакушка)

Чтобы лягушке заселиться во вторую комнату нужно выполнить следующее задание:

Слайд 4

Напишите сумму разрядных слагаемых, но для начала найдите лишнее

35, 78, 2, 14

1 ряд- 35

2 ряд-78

3 ряд -14

Молодцы! Все хорошо справились! Закрасьте второе окно

Прослушивание сказки ( на словах, а я зайчик –побегайчик) предлагает вам всем встать и немного отдохнуть

Музыкальная физминутка

Вот и зайчик теперь стал жить с мышкой и лягушкой, закрасьте его окно.

Регулятивные умения: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Познавательные УУД: формирование проблемы учащихся, опираясь на субъективный опыт; введение практических умений; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: обосновывать свое мнение. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения

4 Самоконтроль

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу

 

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Прослушивание сказки (на словах, а я лисичка сестричка) нам нужно выполнить следующее задание чтобы  ее, тоже можно было заселить к нам в теремок

Слайд 5

Учебник с 54 № 16

Вычислите самостоятельно

1ряд- 1 столбик

2 ряд- 2 столбик

3 ряд- 3 столбик

Проверка. Молодцы! Закрасьте следующее окно

Прослушивание сказки ( на словах , а я волчок- серый бочок) следующее задание, которое нам нужно выполнить для заселения в теремок волчка

Слайд 6

Учебник с 55 № 26

Проверка, закрасьте следующее окно

Прослушивание сказки ( на словах, а я медведь косолапый)

Коммуникативные: Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он видит и знает; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи

5 Рефлексия

Подсчитывают количество разноцветных окон  и оценивают свою работу на уроке. Подводят итог проделанной работе на уроке

Слайд 7

А чтобы нам с вами заселить последнего героя, нам нужно с вами оценить свою работу на, используя карандаши разного цвета:

Зеленый- узнали много интересного, отлично поработали на уроке

Желтый- хорошо поработали, узнали новое для себя

Красный- не все получилось

Чем закончилась сказка?

На нашем уроке мы построили такой теремок, где у каждого жителя есть комната, поэтому, этот дом сломать нельзя.

А теперь посмотрите все на свои теремки, и скажите мы сегодня с вами заселили всех животных? Этот теремок вы забираете с собой.

- О чем бы вы рассказали своим родителям или друзьям?

 

Регулятивные :осуществлять самоконтроль;- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; строить высказывания в рамках учебного диалога.

Регулятивные:- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Домашнее задание

Дорисовать своему теремку окружение



Предварительный просмотр:

http://ffre.ru/files/38/9c3920ebc3c07a6747b8671106970573.html_files/4.png



Предварительный просмотр:

http://www.allmystery.de/i/t3Yc7mn_500px-Square_-_black_simple.svg.pnghttp://www.allmystery.de/i/t3Yc7mn_500px-Square_-_black_simple.svg.png



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Подснежники».

Объёмная аппликация из бумаги.

Коллективная работа.

Цели:

- формировать умение составлять композиции из цветов;

- закрепить способы изготовления цветов;

- развивать самостоятельность;

- воспитывать аккуратность и чувство взаимопомощи;

- формировать любовь к природе.

Оборудование.

Для учителя:

- Образцы композиций букетов из разных материалов;

- картины художников;

- презентация (программа Microsoft Power Point);

- Сказка про подснежник

Для учащихся:

- цветная бумага, картон;

- образцы цветов;

- шаблоны;

- карандаш, ножницы, клей ПВА;

- тряпочки.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Снова вам звенит звонок,

Начинается урок.

Ты на доску посмотри,

Ничего не упусти.

Учитель:  Ребята, отгадайте загадку.

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают         (цветы).

Учитель: Вот мы и попали в цветочную страну. Ребята, посмотрите, что вы видите перед собой?  

Дети: - Перед нами композиции из цветов, букеты цветов, которые составлены из разных материалов. Видим девочку и мальчика, и вазу с веточками.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: - Ребята, как вы думаете,  что хочет делать девочка. Чему она радуется?

Дети: - Составить букет. Она радуется цветам.

Формирование проблемной ситуации.

Учитель: - Давайте поможем девочке.

Текст 1) Тема урока: «Подснежники». Объёмная аппликация из бумаги.

Учитель: - Ребята, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Текст 2) Цели урока (Дети формулируют сами).

Дети: Мы поможем девочке составить композицию цветов «Подснежники»  из цветной бумаги.

Учитель: Что для этого мы с вами будем делать?

Дети: Мы будем делать цветы подснежники.

Учитель: Как мы будем  их делать?

Дети: Самостоятельно и аккуратно.

Учитель: Цветы это часть природы, поэтому, что будем формировать на уроке?

Дети: Будем формировать любовь к природе.

Учитель: Какие цвета подснежников вы знаете?

Дети: - Цвета бывают разные голубые, белые, желтые.

Учитель: Подснежники  украшают природу весной и радуют глаз. Подснежники - удивительное создание природы. Подснежники поражают своим многообразием, яркостью, красотой.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Подснежники нас окружают повсюду весной. Есть даже сказки про подснежники. Послушайте.

Подснежник

Прибежал подснежник

В мартовский лесок,

Заглянул подснежник

В чистый ручеёк.

И, себя увидев,

Крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна».

Автор: Л. Кудрявская

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Л. Чернышёва.

Сорвали цветок.

Сорвали цветок

И бросили в лужу.

Он шепчет печально:

— Не нужен, не нужен.

Зачем вы, ребята,

Сорвали меня.

Ведь жизнь моя длилась

Всего лишь три дня!

- Чему учит нас это стихотворение?

IV. Вводная беседа.

1. Беседа о подснежниках.

Учитель. Не только поэты, но и композиторы, художники воспевают в своих произведениях подснежники. Так они воспевают любовь к родному краю, передают свое восхищение красотой Родины. Я, думаю, вы тоже чувствуете красоту подснежников.Просмотр картин художников, композиции из цветов, выполненные из разных материалов.

Учитель.  Большой букет, маленький букетик, всего один цветок — всегда радость. Но живые цветы скоро вянут, даже если менять воду в вазе каждый день. Попробуйте создать букет (или  объёмную аппликацию) из цветной бумаги.

Вопросы  классу:

♦ Какую форму  имеют цветы?

♦ Какова их цветовая окраска?

Учитель. Знаете ли вы, что создать букет в вазе и даже на листе бумаги — не простое дело. Если сложить несколько цветочков вместе, то букета ещё не получится — будут просто цветы, и всё.  Составляя букет, необходимо выявить красоту каждого отдельного цветка. Не забывайте о гармонии цвета, форме растений. Составление букетов — аранжировка — это настоящее искусство, и оно имеет свою очень большую историю и законы.

V. Подготовка к выполнению работы

Учитель: - Что мы уже приготовили для работы?

1)    Выбрали образец цветка:

2)    Вырезали детали цветов;

3)    Приготовили клей, ножницы.

Учитель: Давайте вспомним правила безопасной работы.

Не забывай правила безопасной работы

1. Не отвлекайся во время работы.

2. Работай только исправным инструментом.

3. При работе не держи ножницы концами вверх.

4. Не оставляй ножницы открытыми.

Учитель: Как дальше вы будете выполнять работу?

 Этапы изготовления цветов:

1) согнуть лепестки и листья пополам:

2) «завить» ножницами лепестки и листья;

3) по образцу собрать цветы, склеивая детали.

VI. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная работа. Практическая работа.

- А сейчас постараемся собрать цветы по образцу, и  коллективно составим букет, используя при этом изготовленные цветы.

Самостоятельная работа. Индивидуальная.

1. Надрезание деталей.

2. Сгибание лепестков и «завивка» их ножницами.

3. При необходимости оказываю индивидуальную помощь.

4. Сборка цветов.

Тихо звучат песни в исполнении М.Боярского «Городские цветы»,  Ю. Антонова «Не рвите цветы».

Коллективная работа.

Составление букета из цветов сделанных детьми.

Учитель: Посмотрите на составленную композицию. Видели ли вы такой букет где – нибудь?

Дети: - Нет, наш букет единственный и неповторимый.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Понравилось вам создавать такую композицию?

- Чему мы учились сегодня на уроке?

(Мы учились делать цветы из бумаги и составлять композиции из цветов)

- Чему ещё научил нас урок?

(Работать коллективно. Быть аккуратными и старательными.

Бережно относиться к цветам. Не рвать их.)

Учитель: Что вы узнали интересного на уроке?

(Мы узнали  способы изготовления цветов и как правильно составлять букеты.)

Учитель: В дальнейшем мы с вами будем делать цветы, и составлять букеты из природных материалов и ткани.

В заключении дети читают стихи:

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельётся в ликованье,

Когда пред ней склоняются цветы –

Посредники живого пониманья.

Учитель: Спасибо, ребята!  Все работали хорошо. Молодцы!  До новых  встреч!

IX. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" с учетом введения ФГОС нового поколения на 2013-2014 учебный год...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...