ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
статья (1 класс)

Жак Ольга Валерьевна

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования ИКТ в начальной школе, все "+" и "-" использования компьютера детьми в раннем школьном возрасте. А также основные формы использования ИКТ в моей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Жак Ольга Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ школа №499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Все чаще педагоги стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с детьми начальной школы. Но передо мной, как и перед многими педагогами стоит вопрос. Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ на уроках в начальной школе?

Информационно-коммуникационные технологии в школе – актуальная проблема современного воспитания детей. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении детей к компьютеру.

Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние несколько лет ускоренно развиваются ИКТ в образовательных учреждениях.

• Принятие на государственном уровне «Стратегии развития информационного общества»;

• Принятие «Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года»;

• Реализация программы «Электронная Россия»

• Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»

• Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;

• Принятие поправок к Закону «Об образовании»;

• Формирование социальных сетей и др.

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы школ, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ОУ они необходимы.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

- с детьми

- с родителями

- с коллегами

- в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в раннем школьном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями учеников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

• Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.

• ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ОУ.

Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:

• Подбор иллюстративного материала к урокам, оформлению родительских уголков, класса, информационного материала для оформления стендов (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

• Подбор дополнительного познавательного материала к урокам (энциклопедии);

• Оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности уроков с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом урока или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока. Мною созданы серии презентаций к урокам, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. В рамках Программы развития по теме «Приобщение младших  школьников к русской культуре» я поставила задачу создать медиатеку презентаций по сказкам, басням, фольклору и т.д.

• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

• Использование фоторамки для ознакомления родителей с насыщенной и интересной школьной жизнью детей;

• Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker). Особенно нравится это направление работы родителям. Они с удовольствием смотрели созданные мной фильмы с участием детей.

• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в школе;

• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по направлениям образовательной работы;

• Оформление буклетов, электронного портфолио класса, материалов по различным направлениям деятельности;

• Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;

• Создание электронной почты, ведение личного сайта. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе классной жизни, образовательной деятельности;

• Использование компьютера в делопроизводстве ОУ, создании различных баз данных.

• Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.

• Для повышения квалификации использую дистанционное обучение.

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:

• Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

• Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

• Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации учеников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к школе, стали уважительнее относиться к учителям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в классных проектах.

Список литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

4.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

6.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

9. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...

Статья "ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

В статье рассматриваются актуальные вопросы информатизации образования, заключающиеся в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной,...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников в контексте модернизации российского образования

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьниковСовременные   технологии   в образовании Место информационно-коммуникационных технологий в обуч...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования

Презентация выступления на педагогическом совете школы на тему: "Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования"....

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовании начальной школы

Одним из результатов обучения в начальной школе должна быть готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать полученную информацию для дальнейшего самообразов...

Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...