Программа внеурочной деятельности для обучающихся 4-5 классов "Милый сердцу уголок"
материал (4 класс) на тему

Енькова Наталья Викторовна

Программа курса «Милый сердцу уголок» направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._vneur._deyat._milyy_serdtsu_ugolok.doc486 КБ

Предварительный просмотр:

Круглинский филиал имени Героя Советского Союза И.А. Хромова

МБОУ Кочетовской СОШ

 

Программа внеурочной деятельности

для обучающихся 4-5 классов

срок реализации 1 год

Составитель:

Енькова Наталья Викторовна учитель изобразительного искусства и музыки

Мичуринский район

 2014 г.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные  места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»

Д.С. Лихачёв

Пояснительная записка

Программа курса «Милый сердцу уголок» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Программа внеурочной деятельности «Милый сердцу уголок» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо  хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному  краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно  на территории села, города, области. Данная программа способствует усилению познавательного интереса к предметам окружающий мир и литературное чтение. Краеведение является эффективным способом вовлечения школьников в научный процесс на самой ранней стадии развития.

Новизна программы состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на природу, общество,  причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края  и  истории своей  семьи. Все  это предполагает  расширение  краеведческого  кругозора,  развитие  способностей  учеников.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Цель программы: пробуждение у школьников интереса к истории и культуре своего народа, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретать знания о природе родного края, его истории, населении, быте, культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, культуре, природе, сохранению традиций региона;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  •  воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать  нравственные и эстетические чувства;
  • развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • формировать навыки правильного взаимодействия с природой.
  • развивать творческие способности, научно-исследовательские умения.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала включающего современные научные знания;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора учащимся, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Условия реализации программы

Программа внеурочной деятельности  составлена для учащихся  9 - 10 лет и рассчитана на 1год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, всего 72 часа в год.

Программа позволяет дать учащимся базовые знания для дальнейшей краеведческой работы, заинтересовать школьников в исследовании  родного края, вооружить ребят системой прочных знаний,  привить им краеведческие навыки. Материал отбирается от простого к сложному, границы краеведческих исследований постепенно расширяются по мере овладения школьниками навыками краеведческой деятельности.

Методы работы:

Наряду с традиционными методами работы (словесные, наглядные) в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, интерактивные методы, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.

        Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.  

        

Объекты изучения:

История: история  своей  семьи,  села, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее родного края;

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.

Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.                                      

  Культура: народные обычаи родного края;  писатели  и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.  

Ожидаемые результаты от реализации программы

 Обучающиеся должны знать:

  • название  региона, родного города (села);
  • символику региона, города, школы;
  • традиции русского народа и семьи,
  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
  • правила ТБ в кружке.

Обучающиеся должны уметь:

  • видеть и понимать красоту живой природы;
  • вести простейшие наблюдения в природе;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является:

  •  развитие  целостной системы патриотического воспитания школьников, позволяющей  формировать у  учащихся  социально значимые патриотические ценности, взгляды и убеждения на основе исторических ценностей родного края;
  • воспитание гражданина, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории, культуры) и желающего принять активное участие в его развитии;
  • воспитание нравственных и духовных качеств личности.

Итоги работы программы:

- альбомы с работами детей

- фотовыставки: природа родного края, исторические места родного края;

- КТД, проведенное совместно с родителями;

- стенд «Моя малая родина»

-зачётные мероприятия

- выездная экскурсия

Формы проверки результатов освоения программы внеурочной деятельности:

На первых занятиях по программе внеурочной деятельности проводится вводная диагностика в виде анкетирования по теме: «Что я знаю о родном селе», которое отразит уровень исходных знаний учащихся по краеведению. В конце обучения также проводится итоговая диагностика, которая позволит понять, насколько дети расширили свои краеведческие знания.

В качестве зачетной работы  в первом полугодии проводится мероприятие «Край родной, нет места лучше». Дети оформляют стенд «Моя малая родина».

В конце года проводится мероприятие «Край родной навек любимый, где найдёшь ещё такой!» Учащиеся готовят фотовыставку «Таланты нашего края»

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы по программе (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;
  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;
  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;
  • проведение занятий совместно с родителями.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Общее количество часов

Теоретические часы

Практи-ческие часы

Введение. Вводная диагностика «Что я знаю о своём селе». Инструктаж по технике безопасности и ПДД.

1

1

1

История села Круглого

2

1

1

2.

Мой дом. Родословная семьи.

2

1

2

3.

Изба, что терем

2

1

1

4.

«На всякий случай свой обычай»

2

1

1

5.

Предметы крестьянской утвари

2

1

1

6.

Народные гуляния

2

1

1

7.

Старинные детские игры.

2

1

1

8.

Родная школа. Её история и традиции

2

1

1

9.

Памятные места родного села

2

-

2

10.

Наше село сегодня

2

1

1

11

Анкетирование «Село, в котором я живу»

1

1

12

Путешествие по карте области

3

1

2

13

Летопись города-крепости Козлова.

Мичуринск – наш родной город.

3

1

2

14

Драгоценное ожерелье нашего города

3

1

2

15

История г. Мичуринска. Хронологическая таблица.

3

1

2

16

Жизнь и труд И.В. Мичурина

3

1

2

17

Мичуринск – общероссийский центр садоводства

3

1

2

18

Памятники духовной архитектуры

3

1

2

19

Культурная жизнь родного края

3

1

2

20

Современная литературная жизнь нашего края

3

1

2

21

Герои Великой Отечественной войны – наши земляки.

2

1

1

22

Фольклорное наследие родного края

3

1

2

23

Народные таланты нашего края

4

1

3

24

Природа родного края

3

1

2

25

Водоёмы нашего края

3

1

2

26

Растениеводство и животноводство в нашем крае

2

1

1

27

Будущее нашего города

1

1

Итоговое занятие. Анкетирование «Край родной, я горжусь тобой!»

1

1

Итого:

68

24

44

Содержание программы внеурочной деятельности

«Милый сердцу уголок»

Введение. Диагностика «Что я знаю о своём селе». Инструктаж по технике безопасности и ПДД. 1ч.

Что изучает краеведение, его значение для человека. Знакомство с задачами, которые предстоит решать учащимся в процессе изучения краеведческого материала.

1. История с. Круглого. 2ч. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации, газеты, журналы, книги тамбовских писателей и др. История изучения края (возникновение села, его название, географическое положение, историческое название улиц, местные диалекты)

Практическая работа. Исследование на тему: «Первые поселенцы с. Круглое»

2. Мой дом. Родословная семьи. 2ч.

Родной дом и семья. Члены семьи. Отношения в семье. Профессии  родителей.  Труд  и отдых в семье. Творческий  конкурс  «Старая фотография рассказала…» Практическая работа. Составление учащимися  родословной своей семьи.

3. Изба, что терем. 2ч.

Расширение у детей понятий «дом», «семья», «школа», «Родина», «Земля».

Изба, её устройство; «красный угол», русская печь, баня.  Украшение русской избы, её интерьера.  Русская домовая резьба. Праздничное и повседневное убранство дома.

Практическая работа. Сбор  сведений о народных умельцах родного края.

4. «На всякий случай свой обычай» 2ч.

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем.

История национального костюма.

Практическая работа. Обычаи родного села.

5. Предметы крестьянской утвари. 2ч.

Предметы крестьянского быта, искусство в быту народа; утварь: деревянная, глиняная, металлическая.

Практическая работа. Организация выставки с предметами старины.

6. Народные гуляния. 2ч.

Как отмечались праздники в деревне. Народные обряды и обычаи широко известных праздников – Масленицы, Пасхи, Троицы.

Практическая работа. Организация праздника «Деревенские гуляния»

7. Старинные детские игры. 2ч.

Классификация игр по их роли в развитии детей: игры физического развития, познавательные, предметно-трудовые, массовые. Методика собирания и изучения игр. Описание старинных детских игр.

Практическая работа. «Игры наших бабушек и дедушек»

8. Памятные места родного села. 2ч.

Урок-экскурсия по улицам родного села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов.  

Практическая работа. Составление альбома зарисовок по итогам экскурсии.

9. Родная школа. Её история и традиции. 2ч.

Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Практическая работа. Создание учащимися летописи «Моя школа» с момента открытия до наших дней.

 10. Наше село сегодня. 2ч.

Современные преобразования в селе. Сравнение жизни села в XIX – XX – XXI веках. Будущее родной земли.

Практическая работа. Рисунки детей на тему: «Наше село в будущем»

11. Анкетирование «Село, в котором я живу» 1ч.

12. Путешествие по карте области. 3ч.

 Понятие  край, область, регион. Территория и географическое положение тамбовской области. Знакомство с картой области, границы, история образования. Символика г. Тамбова. Достопримечательности  г. Тамбова.

Практическая работа. «Известные личности города»

13. Летопись города-крепости Козлова.  Мичуринск – наш родной город. 3ч.

Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Появление на карте города-крепости Козлов. Развитие Козлова в XVIII – XIX вв. Определение положения Мичуринского района на карте, основные черты рельефа, его влияние на жизнь населения.

Практическая работа. «Легенды и предания о городе Козлове»

14. Драгоценное ожерелье нашего города. 3ч.

Знакомство с символикой города Мичуринска. История создания герба города.

Экскурсия в исторический отдел краеведческого музея.

Практическая работа. Фотовыставка по итогам экскурсии в краеведческий музей.

15. История г.Мичуринска. Хронологическая таблица. 3ч.

Работа с информацией в библиотеке. Составление детьми хронологической таблицы  событий по годам.

16. Жизнь и труд И.В.Мичурина. 3ч.

Знакомство и изучение биографии выдающегося селекционера и естествоиспытателя.

Экскурсия в дом-музей И.В.Мичурина.

Практическая работа. Проект  на тему «Его имя носит город»

17.  Мичуринск – общероссийский центр садоводства. 3ч.

Мичуринск – колыбель селекционно-генетической науки. История создания в 1918 г. селекционного питомника. Мичуринск – город Наукоград.

 Экскурсия во Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и селекции растений им. И.В.Мичурина.  

Практическая работа. Фотовыставка «Мичуринск – яблочный край»

18.  Памятники духовной архитектуры. 3ч.

История создания известных храмов г. Мичуринска.

Боголюбский собор – гордость современного Мичуринска.

Церковь «Всех скорбящих», построенная в 1808г. на средства купца И. Воронова.

«Утраченные святыни».

Экскурсия в Боголюбский собор и Ильинскую церковь.

Практическая работа. Ученический проект «Православные святыни»

19. Культурная жизнь родного края. 3ч.

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа. Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях.

Известные люди, жившие в Козлове-Мичуринске.

А.М. Герасимов – художник-земляк. Экскурсия в дом-музей А.М. Герасимова.

Выдающиеся композиторы нашего края С.Рахманинов, А. Верстовский.

Поэт и друг А.С.Пушкина – Боратынский. Экскурсия в дом-музей братьев  Голицыных.

20. Современная литературная жизнь нашего края. 3ч.

 Литературные объединения, общества, кружки, клубы. "Литературные страницы" в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов. Тамбовские писатели и их произведения для детей.

Практическая работа.  Составление летописи "Современная литературная жизнь нашего края". Встречи с местными писателями и журналистами. Проведение конференций по книгам местных писателей. Составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.
21.  Герои Великой Отечественной войны - наши земляки. 2ч.

Исследовательская работа учащихся по данной теме.

Создание фотоальбома с героями Вов.

22.  Фольклорное наследие родного края.  3ч.

  Жанровое разнообразие устного народного творчества. Частушки, песни: свадебные, бытовые, хороводнические, лирические, трудовые, нескладухи, шуточные.

Русские народные танцы. Классификация, особенности.

Практическая работа. «Козловские сказы. Легенды, предания, былины».

23. Народные таланты родного края. 4ч.

 Сказители, авторы и исполнители песен. Мастера по поделке музыкальных инструментов; резчики по дереву, мастера художественной росписи; кружевницы; . Творческая самобытность, исполнительские манеры народных умельцев; традиции и новаторство их мастерства, влияние жизни и природы родного края на их творчество.
Практическая работа. Собирание сведений о сказителях и народных умельцах родного края. Встречи с ныне здравствующими из них. Запись произведений устного народного творчества. Собирание образцов народного художественного творчества (зарисовка или фотографирование наличников, коньков, балясин, крылец, предметов домашнего быта, одежды, вышивок, рукоделий, изделий из дерева, глины, жести, музыкальных инструментов, игрушек и др.).
24. Природа родного края. 3ч.

Видовой состав растительного покрова и животного мира нашей природной зоны. Растительный мир. Лекарственные  и  комнатные растения.  Редкие  и  исчезающие  виды  растений (Красная   книга). Охрана  растений. Лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом).

Животный  мир. Дикие  и  домашние  животные. Роль  животных  в  жизни  человека.  Редкие  и  исчезающие  виды  животных (Красная  книга)   Численность животного мира нашего края; животный мир рек, водоемов.

 Птицы.  Птицы  нашей  области. Группы птиц: перелетные,  оседлые,  кочующие. Хищники. Зимовка  птиц.  Охрана  и  подкормка  птиц.  Красная  книга.  

Практическая работа. Описание состояния лесов нашего края; оказание помощи лесничеству в восстановлении лесов нашего края; пропаганда знаний о пользе растительного и животного мира нашего края.

Памятники природы родного края. Одиночные памятники природы. «Дерево любви» — сросшиеся дуб и сосна. Семиствольный дуб «Семь братьев» — сросшиеся семь деревьев дуба.

Екатерининский дендрологический парк, расположенный на правом берегу реки Польной Воронеж, на окраине села Екатеринино (Никифоровский район).

Экологические проблемы родного края.

25. Водоёмы нашего края. 3ч.

Определение с помощью карты естественных и искусственных водоёмов нашего края, их названий. Составление списка наших водоёмов. Экологическое состояние водоёмов.

Изменения, произошедшие в природе за последнее время под влиянием человека. Что предпринимается в нашей местности для охраны природы.

Практическая работа. Составить описание реки Лесной Воронеж. Акция «Здоровье» реки в наших руках». Составить список мероприятий по охране водоёмов.

26. Растениеводство и животноводство в нашем крае. 2ч.

       Отрасли растениеводства  в нашем крае, каковы их особенности. Как эти особенности связаны с природными условиями края.

 Русские традиции, связанные с выращиванием хлеба на Руси.

Отрасли животноводства, их особенности.

Труд животновода  и хлебороба.  Встреча с местными хлеборобами и животноводами.  

Практическая работа. Мероприятие «Хлеб – всему голова»

27. Будущее нашего города. 1ч.

Каким бы вы хотели видеть город в будущем?  Что предпринимается вами для развития и процветания родного города? Хотели бы вы в будущем остаться учиться, работать и жить в родном городе?

Практическая работа. Выставка книг «Мой славный город»

Итоговая диагностика. Анкетирование «Край родной, я горжусь тобой!»  1ч.

Методическое обеспечение

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Источником информации являются материалы, имеющиеся в фондах библиотек, материалы ежегодных краеведческих конференций, газет «Мичуринская правда», «Наше слово», личные встречи с культурными деятелями села, посещение городских музеев, экскурсии к историческим и культурным памятникам, изучение архивных документов.

Теоретические задания помогают выполнить образовательную функцию. Формы их проведения разнообразны: беседа, лекция, работа с архивными документами, обзор печатного материала на краеведческую тематику.

Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и развивать творческие способности учащихся. Виды практической деятельности: экскурсии по историческим и литературным местам, музеям, конкурсы чтецов стихотворений поэтов-земляков, конкурсы рисунков, ролевые и интеллектуальные игры, КВНы, викторины, ведение дневниковых записей и др.

Программа внеурочной деятельности включает в себя материал, знакомящий учащихся с фольклорным наследием края: обычаями и обрядами, историей национального костюма, русским бытом и орудиями труда, народными играми, песнями, сказками, частушками, загадками и т.д., а также предусматривает поисковую работу в этом направлении: собирание и запись фольклора, нахождение и описание предметов старины.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В результате изучения программы «Милый сердцу уголок» у школьников будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия: 

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Оценивать правильность выполнения действия;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия: 

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • Проводить самостоятельно наблюдения.

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Задавать вопросы;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Литература для учителя

  1. А. И. Бахарева. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. // Начальная школа, 1991 №8. - С.48-51.
  2. Т.А. Бабкова Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. // Начальная школа, 1993 №9. - С. 16-20
  3. Г. Сомов «По обе стороны Цны», 1984.
  4. И. Илешин «Литературная тропинка отчего края».
  5. Коршикова Е.А. Проект вариативной программы «Наша малая родина»//Начальная школа. 2007 №7.-С. 11-15.
  6. Краеведение. Пособие для учителя. М. 1987 г.
  7. Козлов – Мичуринск. Выдающиеся люди нашего края. 1991 г.
  8. Козлов – Мичуринск. Прошлое и настоящее. 1990 г.
  9. Козлов – Мичуринск. Литература и культура. 1992 г.
  10. В. Константинов, В. Коробов «Город старый, город новый».
  11.  Книга памяти. Тамбовская область. 1995 г.
  12.  Солдаты Победы. Тамбов. 1995 г.
  13.  Лепешев И.Я. Литературно-краеведческий кружок.
  14.  Литературное краеведение в школе. Пособие для учителя.
  15.  Тамбовская область в художественной литературе.
  16.  Очерки из истории Тамбовского края. 1993.
  17.  В. Кученкова «Неизвестный Тамбов». 1993.
  18.  Русский фольклор. Сборник. 1985.
  19.  Хрестоматия по истории Тамбовского края. 1993.
  20.  И.Г. Рахманинов и русская журналистика. М. 1995.
  21.  П.А. Стеллиферовский «Е.А. Боратынский». М. 1988.
  22.  Е.В. Авдошенко «Поэт Г.Р. Державин в Тамбове», 1962.
  23.  В. Корнеев. «Тайна старинного парка». 1994.
  24.  Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и  

       поэзия». М. 1990.

Литература для учащихся

  1. История Тамбовской области. - Воронеж: Центр-Чернозём, кн. Изд -во, 1971.
  2. Николаева Н. «Милая сердцу природа…»//Читаем, учимся, играем, 2006 №4.-С.103
  3. Попова Т.И. Сказы о Земле Тамбовской.- Тамбов. 2004
  4. Реки Тамбовской области. Каталог.- Тамбов.1991
  5. Сохранский А. В. Легенды и предания тамбовского края. - Тамбов:
    ООО «Изд. Юлис» 2004.
  6. Тамбовская энциклопедия: /Гл. научный редактор Л.Г. Протасов. ПЗ 1 - Тамбов: Администрация Тамбовской области, Тамбов: ООО «Изд. Юлис», 2004.
  7. Тамбовские писатели в детском чтении, ТОИПКРО,Тамбов.2006

Внутренняя рецензия

на программу внеурочной деятельности

«Милый сердцу уголок»

Программа внеурочной деятельности «Милый сердцу уголок» составлена для младших школьников и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, всего 68 часов в год.

Программа имеет краеведческую направленность. Ценность краеведческой работы состоит в расширении и обогащении знаний школьников о родных местах, способствует познанию и пониманию законов общественного развития, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь  истории своего народа с историей Родины, воспитывает чувство гордости за героическое прошлое своего края.

В пояснительной записке четко изложены цель, задачи, четко определены разделы, темы и содержание обучения. Программный материал учитывает основные принципы обучения, педагогом выбраны обоснованные, доступные и интересные формы организации образовательного процесса. В методической части программы указаны необходимые условия для ее реализации, раскрыта методика, отслеживание результатов; указан список литературы. Все это позволяет педагогу успешно реализовывать поставленные задачи.

Занятия по данной программе носят  познавательную, воспитательную и практическую направленность. Предусмотрена поисковая и исследовательская деятельность учащихся, которая учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Данная программа  адаптирована к условиям  школы. Общеобразовательное учреждение  очень тесно сотрудничает с сельской библиотекой, где учащиеся могут найти богатый материал для своей работы.

Предварительно проведенное анкетирование показало, что ребятам интересно данное направление внеурочной деятельности.

Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к программам внеурочной деятельности и может быть рекомендована для реализации в общеобразовательных учреждениях.

Директор МБОУ Кочетовской СОШ  _____________________ Т.А. Петрищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся младшего школьного возраста "7 ключей".

Данная программа рекомендована для тех образовательных учреждений, которые выбрали модель дополнительного образования на основе муниципальной системы дополнительного образования, предполагающего созда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования "Играем в театр"

Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Образ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "В мире народного творчества"

Данная программа составлена путем выделения материала по декоративно-прикладному творчеству из программ по изобразительному искусству. Программа рассчитана  на 1 год обучения (33 учебных...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-2 классов

    Программа «Творческая мастерская» реализует общекультурное направление во  внеурочной   деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государстве...