Система оценивания
статья на тему

Шамаева (Иликбаева) Алена Анатольевна

Система оценивания результатов освоения

основной образовательной программы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenivaniy.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания результатов освоения

основной образовательной программы

I. ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями система оценки обеспечивает комплексный подход к оценке образовательных  результатов и дает  возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования.

 Приоритетными в диагностике являются продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание обучающимися личного информационного продукта и метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.

Соблюдая правила личностной безопасности и конфиденциальности диагностику личностного развития проводят в виде неперсонифицированных работ, выводы делаются по классу и по школе в целом.  

Форма письменной контрольной работы дополняется новыми методами контроля результатов:

  •   целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых обучающимися действий и качеств по заданным параметрам),
  •  самооценка школьника по принятым формам (листы саморефлексии конкретной деятельности),
  • результаты учебных проектов,
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений  обучающихся.

Традиционная оценочно-отметочная шкала («пятибалльная») построена по принципу  «прибавления» и «уровнего подхода» – решение школьником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень.

Главным средством накопления информации об образовательных результатах обучающего НОО являются:  официальный классный журнал, рабочий журнал учителя и  портфолио обучающихся НОО (портфолио). Решение о переводе на следующую ступень образования принимается на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных), накопленных в портфолио за 4 года обучения в начальной школе. Для обеспечения комплексной оценки результатов педагог сводит все данные диагностик в таблицы образовательных результатов.

II. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

   1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и    

личностные.

   2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и обучающий вместе определяют оценку и  отметку.

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач. 

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных

результатов и в «Портфолио обучающихся начального общего образования».

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные

работы – обязательно.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?  По признакам трёх уровней успешности:

необходимый уровень (базовый), повышенный уровень (программный) , максимальный уровень

(НЕобязательный)

   7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?  Предметные четвертные

   оценки/отметки согласно требованиям учреждения.

III. ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1 год обучения

1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

1-е правило (Различие оценки и отметки). Результаты обучающегося  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Результаты учителя НОО– это разница между результатами обучающихся  в начале и в конце обучения (входная и выходная диагностика). Прирост результатов говорит об успешности обучения.

Учитель учит  обучающихся различать словесную оценку любых действий и отметку.

В первом классе используется положительная и не различаемая по уровням фиксация- «+»,

или закрашивается кружок (см. «Личный еженедельник первоклассника», изд. «Баласс»).

2-е правило (Самооценка). Учитель учит обучающихся оценивать результаты по «Алгоритму самооценки»:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать  ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

2 год обучения

2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.

1-е правило (Различие оценки и отметки). 

Во 2-4  классах отметка ставится за самостоятельное решение обучающимися учебной задачи (выполнение задания).

2-е правило (Самооценка).

К вышеназванному  алгоритму добавляются вопросы:  «Как мы различаем отметки и оценки?»,

  «Какую себе поставишь отметку?».

3-е правило (Одна задача – одна оценка) Учитель и обучающиеся оценивают каждое задание в отдельности. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем обучающимся в рабочий журнал. Одна отметка (среднее арифметическое) выставляется в официальный журнал.  За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию обучающегося, так как он овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

4-е правило (Таблицы результатов и «Портфолио»). 

Таблицы образовательных результатов – составлены из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть обучающийся и занесены в рабочий журнал.

«Портфолио обучающихся начального общего образования» – это сборник работ и результатов, показывающий достижения обучающего в разных областях. На основании портфолио делается анализ текущих достижений и недостатков, позволяющих определить цели дальнейшего развития.

5-е правило (Право отказа от отметки и право пересдачи) вводится в 3  классе. Обучающийся имеет право пересдать контрольную работу или часть материала.

6-е правило (Уровни успешности) При оценивании заданий предметных и метапредметных работ учитель ставит отметку и фиксирует уровни успешности, руководствуясь шкалой. При текущем оценивании учитель руководствуется привычными правилами контроля и оценивания.

7-е правило (Итоговые оценки)  При определении четвертных и годовых оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.

Приложение

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ

1-е правило: «Оценка результата и отметка»

Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

Результаты обучающего  это действия (умения) по использованию знаний. Отдельные успешные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака).

Оценка −

это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»)

Отметка −

это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)

Оценивать можно любое действие обучающегося (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой обучающийся осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

В конце урока класс определяет точные и интересные гипотезы, которые помогли найти решение общей проблемы. Авторы гипотез коллективным решением даётся оценка и (или) ставится отметка «отлично» (решение задачи повышенного уровня) на то умение, по которому формулировалась проблема урока.

2-е правило: «Самооценка». Оценку определяют учитель и обучающийся сообща!

На уроке обучающийся сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Обучающийся имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена.

Для адекватного оценивания образовательных результатов с обучающимися  проводится работа по освоению алгоритма самооценки.

1 класс  1-й шаг (на первых уроках).

 Обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок

(день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях

тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.

Даём детям возможность оценить содержание письменной работы. Раздав тетради с проверенными

работами, учитель ведёт диалог с обучающимися, в котором главным являются такие вопросы:

– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома?    

   (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка  обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)

3-й шаг (примерно через месяц).  Устанавливаем порядок оценки работы.

 К уже известным обучающимся  пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3

(«правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только

успешные решения. В качестве «награды» за решение  задачи учитель предлагает обучающимся в

тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.

4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.

Учитель предлагает обучающемуся (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.

Далее учитель помогает обучающимся на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем предлагает кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия обучающегося) обозначаться незакрашенным кружком.

6-й шаг. Используем умение самооценки.

Когда все (или почти все) обучающиеся хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает обучающимся самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему). Подробнее см. в издании «Личный еженедельник первоклассника», с. 123128 (изд. «Баласс»).

2-4 класс

1-й шаг. Учим обучающихся  оценивать работу. Для этого проводится беседа по вопросам: «Вы уже

опытные ученики, скажите, как лучше: чтобы вы сами научились оценивать  свои результаты  или

чтобы всегда это за вас делали другие?», «С чего начнем оценивать свою работу?», «Что  сделаем

после этого?» и т.д.

2-й шаг.

По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки

из 4 основных и 2 дополнительных пунктов:

 1) В чём заключалось задание?

 2) Удалось получить результат?

 3) Полностью правильно или с ошибкой?

 4) Полностью самостоятельно или с помощью? (далее – кроме 1-го класса)

 5) По каким признакам мы различаем оценки и отметки?

 6) Какую сам поставишь себе отметку?

 Отводимое время для развития умения самооценки:

1-й шаг.  Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного

материала.  Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у обучающихся умения

    самооценки.

2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для

использования алгоритма   простое задание, после выполнения которого одному из обучающемуся

будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки (опорный сигнал).

3-й шаг.  Когда у всех обучающихся умение работать по «Алгоритму самооценки»

сформировалось, учитель, планируя урок, перестаёт сокращать его содержание до минимума. Он

вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.

4-й шаг.  Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя оценить свой ответ

следует фраза обучающегося: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с

помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что

соответствует отметке «4»  хорошо».

Если мнение обучающегося и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения обучающегося (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.

5-й шаг.  После проверки письменных работ обучающийся получает право аргументировано

оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ребенка «я не согласен с выставленной отметкой»

учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя алгоритм самооценки.

Если обучающийся прав, стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти свою ошибку при проверке.

Если обучающийся не прав, учителю необходимо объяснить, на

основании чего он принял соответствующее решение,

постараться согласовать позиции. !!! Не все ребята будут

готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный

разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом,

всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

3-е правило: «Одна задача – одна отметка».

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач) ставится отдельная отметка. Обучающийся дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки. Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.

В официальный журнал выставляется  одна отметка (усредненная), а все отметки – в рабочий журнал. Таким образом, учитель получает  информацию о том, какие именно типы заданий вызвали у детей трудности, над чем необходимо поработать.

Исключения в правиле «Одна задача – одна отметка»:

На уроках математики и русского языка при отработке навыков (вычислительных, орфографических и т.п.) часто используются однотипные примеры и упражнения. В этом случае «задачей» считается не каждый из них, а целая группа подобных примеров и упражнений.

Если задание успешно выполнено не отдельным обучающимся, а всем классом, то учитель проводит с ребятами следующий диалог: «Можем ли мы за выполненное задание кому-нибудь поставить отметку?» - «Нет, так как это задание мы выполняли все вместе – командой».

Если ребёнок активно работал в течение всего урока фронтально, но не выполнял определённое задания, а только дополнял ответы других, такой обучающийся заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.

4-е правило – «Таблицы образовательных результатов» (часть 1) и «Портфолио обучающихся НОО» (часть 2)

Виды таблиц образовательных результатов:

  • Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.
  • Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные, познавательные,  коммуникативные универсальные учебные действия
  • Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов.

Таблицы образовательных результатов размещаются  в рабочем журнале и не является отчётным документом. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития обучающегося, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.

Дневник школьника (в т.ч. «Личный еженедельник первоклассника») не является отчётным документом. Это инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника.

В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Если, решая задачу, обучающийся демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было ведущим, то есть без которого конечный результат, решение невозможно было бы получить.

Правила пользования таблицами образовательных результатов:

1-й шаг:  Взять контрольную одного обучающего, проверить первое задание, выставить отметку на

полях работы рядом с заданием.

2-й шаг.  Перенести эту отметку в таблицу результатов в колонку соответствующего умения

рабочий журнал.

Пример:

Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой

Задание № 2

Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека

Задание № 3

Приводить примеры живых организмов разных «профессий»

Задание № 1

Петя В.

4

3-й шаг.  Проверить второе задание, выставить отметку на полях работы и так же перенести её в

таблицу умений.

Пример:

Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой

Задание № 2

Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека

Задание № 3

Приводить примеры живых организмов разных «профессий»

Задание № 1

Петя В.

5

4

4-й шаг.  Проверить работу обучающего до конца, перенести отметки за каждое задание в

соответствующие графы таблицы.

5-й шаг.  Проверить работы всех обучающихся, перенося отметки за каждое задание в

соответствующие графы.

2) Анализ таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов:

1-й шаг.  Проанализировать таблицу по вертикали по классу в целом. Сделать вывод о том, какие

умения  на каком уровне развиты. Спланировать дальнейшие действия.

Пример:

Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой

Задание № 2

Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека

Задание № 3

Приводить примеры живых организмов разных профессий»

Задание № 1

Петя В.

5

3

4

Таня А.

4

3

5

Выводы:

Например:

Более половины обучающихся освоили умение на «хорошо» и «отлично»

Например: Большая часть обучающихся лишь осваивает это умение («норма» и «ниже нормы»). Требуется дополнительная система заданий в следующей четверти.

2-й шаг.  Проанализировать таблицу по горизонтали -результаты каждого обучающегося. Сделать

вывод о необходимой помощи в развитии. Спланировать дальнейшие действия.

Пример:

Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой

Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека

Приводить примеры живых организмов разных профессий

Выводы:

Маша К.

4

0 (или – 2)

4

Все умения освоены хорошо, кроме умения «объяснять значение круговорота». Необходима индивидуальная коррекция.

3 шаг Перенести отметки за контрольные работы из таблиц предметных результатов в официальный журнал. Выставляется одна отметка за контрольную в целом, выводимая как среднее арифметическое.

Правила пользования  таблицами ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов:

1-й шаг.  В конце четверти выделить время на уроке для анализа таблиц образовательных

результатов в дневниках.

2-й шаг. Предложить обучающимся прочитать первое умение в таблице результатов и устно

привести примеры, когда и в каких заданиях им требовалось это умение.

3-й шаг. Попросить детей: «Самостоятельно оцените, насколько вы этому научились –поставьте

«+» или не ставьте «+». Или попросить их поставить себе отметку по принятой в классе шкале.

Например:«5»    (делаю это отлично, без ошибок), «4»(делаю это хорошо, иногда с ошибками) и т.д.

4-й шаг. Обсудить с обучающимися, на проверку каких умений были направлены задания

контрольной (итоговой) работы. Показать, как поставить их номера в таблицы результатов в

дневниках.

5-й шаг. Раздать обучающимся контрольные работы (с выставленными отметками) и попросить их

перенести отметки в соответствующие графы таблицы результатов в дневниках.

6-й шаг. Предложить каждому сравнить свою самооценку с результатами контрольной работы

и сформулировать вывод: «Какие у меня достижения и что мне надо сделать лучше?»

7-й шаг. Выборочно обучающиеся озвучивают выводы. Подчеркнуть: «Сейчас

каждый из вас ставил перед собой цель, которую надо достичь в следующей четверти».

Точно так же нужно работать с таблицами МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов, только их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», «+»/отсутствие «+».

5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдачи». 

При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится только по желанию  обучающегося. За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем, но обучающийся имеет право пересдать материал, исправить отметку. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ребенка, так как он ещё только овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать.

Порядок действий:

1-й шаг: Закончен ответ обучающего по решению задачи на новый материал.

2-й шаг: Проведён диалог по оценке и самооценке ответа (краткий, в две реплики).

3-й шаг. В конце диалога совместно учителем и обучающимся определена и названа отметка.

4-й шаг: Следует вопрос учителя обучающемуся: «Ты хочешь, чтобы эта отметка была выставлена

в рабочий / официальный журнал

5-й шаг:  Если обучающийся отвечает «да», учитель выставляет отметку. Если «нет», уточняет:

«Ты понимаешь, что на проверочной работе такое решение заслуживает именно такой отметки?»

 Исключением является задание, которое даётся на уроке по изученным темам (по которым уже прошли контрольные работы). В этом случае учитель заранее, до того как дать задание детям, предупреждает, что это изученный материал, и отказаться от отметки они не смогут.

Причины пересдачи материала контрольной работы:

Обучающийся ОБЯЗАН пересдать,  если не справился с какой-то задачей (заданием) проверочной работы или не присутствовал на ней, то:

1-й шаг. В соответствующей графе (графах) таблицы требований ставится кружок без отметки.

2-й шаг. Учитель напоминает обучающему, что до определённого срока необходимо пересдать

соответствующий материал, пока не будет продемонстрировано успешное решение.

3-й шаг. Когда обучающийся пересдаёт соответствующий материал, в кружке ставится отметка, и

только она учитывается при выведении итоговой отметки.

Причины  пересдачи и получения отметки выше неудовлетворительной:

Если обучающийся ХОЧЕТ пересдать или его не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока.

1-й шаг.  В таблице требований в кружках выставляются все отметки, полученные за данную

проверочную работу.

2-й шаг.  Обучающийся принимает решение, какие отметки (виды заданий проверочной работы) он

будет пересдавать.

3-й шаг.  В установленном порядке (см. ниже) обучающийся пересдаёт материал.

4-й шаг.  Прежняя отметка в таблице требований стирается, и на ее место в кружке ставится более

высокая отметка.

Решение о пересдаче материала контрольной работы:

1-й шаг. Учитель заранее оговаривает с обучающимися порядок реализации их права на пересдачу.

2-й шаг.  После проверки контрольной работы учитель раздаёт тетради с отметками.

3-й шаг.  Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, не называя детей, которые их

допустили.

4-й шаг. Обучающиеся просматривают работы, могут оспорить выставленную учителем отметку,

 осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).

5-й шаг. Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием

(кружок без отметки) – должны их пересдать!» и спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который

вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться  правом пересдачи?» Каждый

обучающийся принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу (задание) из контрольной

(итоговой) работы или нет. Учитель объявляет или напоминает сроки и порядок пересдачи.

Организация процесса пересдачи контрольной (итоговой) работы:

1-й шаг. Учитель оговаривает с обучающимися срок пересдачи. Срок назначается в течение недели

после проведения контрольной работы, чтобы не происходило наслаивание одного материала на

другой (исключение  в случае болезни обучающегося или учителя).

2-й шаг.  Обучающиеся, которые решили пересдавать материал, должны подготовиться: выполнить

задания на соответствующие умения (из рабочей тетради, проверочных и т.п.). Если учитель сочтёт

необходимым, он требует от детей показать выполненную работу. Другой вариант: учитель не

исправляет в контрольной работе ошибки  обучающегося (только указывает на их наличие –

отметкой за задание), а обучающийся должен провести работу над ошибками, самостоятельно

исправить их и показать учителю – как «допуск» к пересдаче работы.

3-й шаг.  В оговоренный срок обучающийся приходит на пересдачу  контрольной (итоговой) работы

и  показывает учителю то задание, которое хочет пересдать.

4-й шаг.  Учитель выдает обучающему тот же вид задания (на то же умение), но из другого варианта

(контрольной работы, рабочей тетради).

5-й шаг. Если обучающийся выполняет лучше, чем на контрольной работе, прежняя отметка из

Таблицы требований стирается (зачеркивается) и на её место ставится более высокая. Если

улучшить результат пока не удаётся, то сохраняется прежняя отметка. По окончании срока пересдачи

может остаться «0» (что соответствует «2» в 5-балльной системе).

6-й шаг. Если ребенок не пришёл или не подготовился и не смог воспользоваться своим правом

пересдачи, (если нет особых обстоятельств, например Болезнь ребенка) жёстко соблюдать общее

условие – сохранять полученную ранее отметку.

6-е правило: «Уровни успешности». При проверке контрольных (итоговых) работ применяется  шкала уровней  успешности, в которых каждое задание соотнесено с уровнем успешности. На основании уровня успешности (оценки-характеристики) определяется предметная отметка по  5-балльная шкале.  Шкала оценивания.

Уровни успешности

5-балльная шкала

100% -

Уровни успешности

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, задача

«2» (или 0)  ниже нормы,

Неудовлетворительно. Обязательное задание, которое не удалось выполнить

0-49%

Пустой кружок-

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3» норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

50-64%

//или 69

1 б.у. частичное усвоение

«4» хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

65-74%

Или 70-100 н.у.

2 б.у.

 полное   усвоение

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,  либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+»  близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

75-89% или

50-70% п.у.

3 б.у.

частичное освоение

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

90-100%

Или

70-100% п.у.

4 б.у.

полное освоение

Максимальный (необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5+» - превосходно

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала: 50-69%

5 б.у.

Приближение  к максимальному уровню

«5 и 5»  превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Отдельная шкала:

70-100%

6 б.у.

полное освоение

В диагностических работах выполнение каждого задания соответствует определённому баллу, переведенная в 100-балльную шкалу. По каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано обучающимся (сформировано у него). В графах таблицы учитель

отмечает уровни необходимый (базовый) или к повышенный (программный) уровень.

Максимальный уровень

«Превосходно»

В заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 61100 % действий

Повышенный (программный) уровень

«Отлично»

В заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 5060 % действий

Необходимый

уровень

«Хорошо»

В заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 61100% действий

«Нормально»

(«зачёт»)

В заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 5060% действий

Определение комплексной  оценки по материалам Портфолио:

Обязательные материалы (пополняются педагогом): предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают портфолио уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности (см. выше). Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов.

Материалы, которые пополняются ребенком, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим обучающимся (см. листы самооценки в правиле 4).

Пример:

Максимальный уровень

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Повышенный (программный) уровень

«Отлично»

Решена необычная, в чём новая задача

Необходимый

уровень

«Хорошо»

Известная задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Известная привычная задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

Комплексная накопленная оценка – это вывод по всем материалам портфолио, который должен содержать ответы на вопросы листа-опросника.

 «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений обучающегося ________

1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Например:

  • появилось ли умение ставить цели личностного развития? (обозначение этих целей в начале каждого года).
  • возросла ли способность к саморефлексии? (наличие самооценки своих достижений, включение ребенком в портфолио материалов по самым разным достижениям в учёбе и вне учебы);
  • в материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого обучающегося и педагога) «нормально» («зачёт») или «хорошо», «отлично», «превосходно».

Недопустимо делать выводы по другим сферам личностных результатов.

2. Каковы метапредметные результаты?

 Сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат?

а) Не сформировано  нет материалов о результатах достижений.

б) Сформировано нормально  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого обучающегося и педагога) «нормально» /«зачёт».

в) Сформировано хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого обучающегося и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

 умеет ли обучающийся работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах?

а) Не умеет  нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (обучающегося и педагога) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (обучающегося и педагога) «хорошо» и «отлично»;

  • умеет ли ребенок вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?

а) Не умеет  нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (обучающегося и педагога) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (обучающегося и педагога) «хорошо» и «отлично».

3. Каковы предметные результаты? По каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?

а) Не освоил  нет материалов о результатах достижений.

б) Освоил нормально  в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (обучающегося и педагога) «нормально» /«зачёт».

в) Освоил хорошо или отлично  в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (обучающегося и педагога) «хорошо» и «отлично».

Правило использования уровней успешности:

Признаки уровней успешности надо совместно (в течение нескольких уроков) выработать в диалогах с обучающимися. В итоге в классе появится плакат с таблицей «Признаки уровней успешности» (см. пример выше). Этот текст, как совместно принятый «закон», должен висеть рядом с доской, чтобы к нему постоянно обращались при оценке ответов. Принципиально важно, чтобы сначала обучающиеся по определённым признакам решали и проговаривали, какого уровня задача, насколько успешно она решена, и только потом делали вывод – какой балл они заработали. Сначала качественная оценка (уровень) и только потом количественная отметка (балл).

В начале учебного года (3-м классе) учитель обращается к детям: «Вы уже опытные ученики и наверняка можете определить, какие задачи для вас простые, какие - посложнее и какие - трудные. Давайте теперь делать это каждый раз».

Когда обучающиеся привыкнуть делить задачи (задания) на три группы по сложности, учитель предлагает определить, почему одни задачи «простые», а другие «трудные». Здесь необходимо, чтобы обучающиеся сами осознали и произнесли: «простые – потому что мы такие задачи уже давно решаем, в них ничего нового»; «посложнее – потому что это для нас новая задача, мы только сейчас учимся её решать» и т.д. (см. выше формулировки признаков). Учитель вывешивает рядом с доской большой лист бумаги, на котором записывает заголовок: «Признаки уровней задач», а ниже в столбик  слова: «просто», «посложнее», «трудно». Каждый раз признак, о котором договорились обучающиеся и учитель, записывается напротив соответствующего уровня. Таким образом, в течение нескольких уроков на листе создаётся таблица: три уровня задач и их признаки.

Когда обучающиеся осознали и назвали все признаки (см. таблицу выше), учитель в диалоге с ними обозначает каждый уровень новым словом: «необходимый», «повышенный», «максимальный», поясняя, что достижение каждого из них – это успех. Диалог может выглядеть так:

Учитель

Обучающиеся

  • Кому необходимо уметь решать простые задачи, то есть применять знания так, как учили?
  • Верно, значит – это «необходимый уровень», его по любому предмету должен достичь каждый. (Записывает новое название на плакат рядом со словом «просто».)
  • Как вы считаете, успех такого уровня – это «плохо», «хорошо» или «отлично»?

  • Кому может пригодиться умение решать задачи «посложнее», то есть применять свои умения и знания в новой, непривычной ситуации?
  • Верно – решать такие задачи и учит программа, по которой мы занимаемся,  «Школа 2100». Это повышенный (или программный) уровень успешности. (Записывает.)
  • А каждому из вас удаётся все время правильно решать все такие задачи по всем предметам?

  • Значит, успех на повышенном уровне – это «хорошо» или «отлично»?
  • А почему нельзя от каждого из вас требовать решать задачи «трудные»?

  • Почему же кому-то из вас удаётся решать такие задачи?

  • В жизни это может пригодиться?
  • Значит, трудные задачи – это максимальный уровень успешности. Каждый может его достичь в том, что ему интересно. (Запись.)
  • Как мы назовем этот успех, это больше чем «отлично»?
  • Это каждому человеку необходимо.

  • Это вовсе не плохо, но делать только так, как учили это еще не отлично. Необходимый уровень  это «хорошо» (Слово «хорошо» также записывается.)
  • Всем может пригодиться!

  • Нет, это удаётся не всегда. У кого-то лучше по русскому языку, у кого-то по математике. Но мы к этому стремимся!
  • Это «отлично»! (Запись.)

  • Потому что это задачи о том, что мы никогда в классе не изучали.
  • Те, кому интересны какие-то из этих задач, сами что-то дополнительно узнавали.
  • Конечно!

  • Лучше всех, превосходно. (Запись.)

На следующих уроках обучающиеся привыкают обозначать решение той или иной задачи как успех на необходимом, программном или максимальном уровне. При этом они привыкают сводить качественную оценку своей работы (по алгоритму из 1-го правила) к словам «хорошо», «отлично», «превосходно».

Вероятно, уже сразу возникнет проблема, что не всегда задача решена полностью правильно или не всегда полностью самостоятельно, и к слову приходится прибавлять характеристики «не вполне хорошо», «близко к отлично». Остаётся последний шаг. Учитель с детьми определяет, что на каждом уровне задача может быть решена полностью успешно (без ошибок и полностью самостоятельно) или частично успешно (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент). Слова «полностью» и «частично» записываются напротив каждого уровня (необходимого, программного, максимального). Так на плакате в таблице «Признаки уровней успешности» возникает шесть позиций. Остаётся каждой из них присвоить по одному баллу. Также в диалоге учитель договаривается с ребятами, что «частично достигнут необходимый уровень» – это 1 балл успешности, «полностью необходимый уровень»  2 балла успешности и т.д. На следующих уроках уже любую задачу можно не только оценить, но и соотнести с баллами успешности. Введение способа оценивания по уровням успешности завершено.

В курсе русском языке и математики некоторые умения и навыки невозможно проверить через нестандартные задачи (например, орфографические умения или вычислительные навыки). Задания на выбор написания, например, являются заданиями, которые выполнялись много раз, и поэтому признаку они являются заданиями необходимого уровня. Однако правильное выполнение рассматривать как повышенный уровень, чтобы не ущемлять интересы ученика, который иначе лишается возможности получить за такие задания оценку выше «хорошо» (4).

Если обучающийся проболел, изучил материал самостоятельно и верно выполнил задание необходимого уровня, рекомендуется оценить его как задание программного уровня.

      Если материал не пройден до конца в силу объективных причин, а проверочная работа должна быть проведена по плану, то для школьников, которые верно выполнили задание по неизученному материалу, уровень также сдвигается на один в сторону увеличения. Необходимо поощрять обучающихся, стремящихся выполнять задания на максимальном уровне, поддерживать их авторитет, не допускать неоправданной критики в их адрес со стороны одноклассников.

7-е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка». 

Четвертные и годовые оценки выставляются по установленным правилам.

В конце четверти дается возможность каждому обучающемуся высчитать четвертную отметку. Для этого необходимо, чтобы у него был перечень всех текущих отметок.

1-й шаг.  За неделю до выставления итоговых отметок учитель предлагает обучающимся самостоятельно подсчитать итоговую отметку либо по своим дневникам, если там выставлялись отметки, либо по Таблице требований учителя.

2-й шаг. Учитель задаёт вопрос: «Всех ли устраивает та итоговая отметка, которая у вас сейчас получается?»

3-й шаг. Обучающиеся, недовольные своим результатом, договариваются с учителем о сроках пересдачи своих худших результатов контрольной работы, чтобы улучшить свой средний балл. Если у обучающегося все задания контрольной работы успешно выполнены на необходимом уровне, он может выбрать задания повышенного уровня.

4-й шаг.  После пересдачи учитель высчитывает средний балл и объявляет обучающимся окончательные четвертные отметки.

5-й шаг.  Эта отметка переносится в классный журнал.

Итоговая оценка за ступень начальной школы состоит из:

  • комплексной оценки по материалам  портфолио;
  • результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике;  
  • результатов предварительных диагностических работ по УУД;
  • итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

 На основе итоговых показателей формулируется выводов-оценка результатов по предметам и УУД:

Вывод-оценка

(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели

(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)

Комплексная оценка

(данные Портфолио

Итоговые работы

(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»

Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня 

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

     При неоднозначных показателях  решение об оценке принимается на основании динамики  в пользу обучающегося.

     По  результатам итогового оценивания принимается решение педагогического совета образовательного учреждениям о переводе обучающегося на следующую ступень образования и  составляется характеристика обучающегося:

1. Основные образовательные достижения следующие: ….

2. К проблемным вопросам личностного развития можно отнести: …

3. Для решения проблем и новых задач на следующей ступени образования даются психолого-

     педагогические рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов

 Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

"Система оценивания достижений планируемых результатов"

Доклад и презентация на педсовет. ФГОС...

Система оценивания, ФГОС (презентация)

Презентация знакомит с системой оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС второго поколения....

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...