Урок игротерапии во 2 классе коррекционной школы по теме "Развитие наблюдательности и памяти"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Ренжина Татьяна Александровна

Урок игротерапии во 2 классе, целью которого является организация деятельности учащихся, направленная на восприятие и первичное осознание нового материала. Урок представлен в виде путешествия  к Зимушке-зиме, где дети выполняя различные упражнения развивают наблюдательность и память. материалы к уроку содержат: технологическую карту, конспект урока и презентацию в программе  MSPowerPoint  (слайд – выполнен в режиме интерактивного плаката).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока игротерапии

Тема

 Развитие наблюдательности и памяти.

Тип урока (занятия)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Целевая аудитория

2 класс

Дидактическая задача

Организовать деятельность учащихся, направленную на восприятие и первичное осознание нового материала.

Задачи на урок (занятие):

1. Личностные

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать;

- воспитывать умение распознавать и передавать собственные эмоции.  

2. Коррекционно-развивающие

- познавательные

- коррекция и развитие  мыслительной деятельности  при выполнении упражнений на сравнение и анализ, классификацию;

- развитие воображения детей;

- коррекция и развитие моторики посредством выполнений упражнений  с кубиками;

- коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы через создание ситуаций, требующих эмоционального отклика.

- формирование умения применять полученные знания с опорой на инструкцию, уметь составлять целое из частей;

- регулятивные

- формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- формировать умение оценивать правильность выполнения своих действий;

- формировать умение оценивать свою деятельность во время выполнения упражнений;

- формировать умение слушать и слышать учителя;

- коммуникативные

- развивать компоненты устной речи в разных формах и видах деятельности

- учить умению поддерживать диалог с педагогом;

- развивать умение слушать друг друга, высказывать своё мнение;

- учить умению сотрудничать в совместной деятельности;

3. Предметные

- упражнять в умении быть наблюдательными и запоминании увиденного;

- учить применять на практике  полученные знания;

- способствовать развитию творческой активности детей;

Методы, приемы и принципы

Методы:

       •        по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

       •        по источнику знаний: словесный, наглядный, практический;

  • По дидактическим целям: методы формирования умений и знаний по применению на практике

Приемы:

  • - дидактические игры и упражнения:
  • - составление целого из частей;
  • - описание изображения;
  • - анализ и сопоставление объектов;
  • - выполнение задания по инструкции;
  • - прослушивание звуков природы;
  • - группировка объектов по определенным признакам;
  • - демонстрация картины;
  • - поощрения;

Принципы:

  • -доступности;
  • - наглядности;
  • -проблемности;
  • -активности и сознательности;

Формы работы

  • - фронтальная работа  
  • - работа в группах

Система средств

Техническое оборудование

  • - проектор
  • - компьютер

Программное обеспечение

  • - презентация в программе  MSPowerPoint  (слайд – выполнен в режиме интерактивного плаката)

Оборудование для организации дидактических игр

  • -наборы кубиков на магнитной основе;

Работа по  индивидуальному образовательному маршруту:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Коррекционная работа

Планируемые результаты

1.Организационный  момент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

- Дети, я очень рада вас видеть на своем занятии. Вы знаете, что при встрече все здороваются.

-Закройте глаза. Я прикоснусь к тому, кто стоит справа от меня, он примет мое приветствие и передаст своему товарищу. Так приветствие пройдет через всех вас и снова вернется ко мне.

Приветствуют учителя, желают друг другу добра.

Регулятивные (стабилизация эмоционального состояния для решения задач)

2. Мотивация и целеполагание

Прием «сравнение»

Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний

Настраивает детей на восприятие темы.

- Ребята, а какое время года сейчас идет?

 Назовите признаки зимы.

Организует работу с кубиками.

- На партах у вас кубики, там спрятана картинка с зимой, сложите ее.

- Внимательно рассмотрите  свою картинку. А сейчас найдите точно такую же на экране.  Слайд 1

Организует диалог. Подводит к теме урока.

-  Какая картинка отлична от вашей. Почему?

- А что вам помогло назвать   отличия?

-Правильно, вам потребовалось такие  свойства как память и наблюдение.

-Для чего человеку нужно такое свойство как память? 

- Каждый из вас хотел бы иметь хорошую память?

Что для этого нужно? (тренировать)

- Вы уже догадались,  чему будем учиться на уроке?

Акцентирует внимание детей на цели урока.

-Совершенно верно, мы будем учиться запоминать образы (картинки) и восстанавливать их на память.

- А хотелось бы и вам очутиться в  волшебном зимнем лесу?

-  Догадайтесь, кто может жить в волшебном красивом зимнем лесу?

- Итак, отправимся  в путешествие в зимний лес, где нас ждут неожиданности и сюрпризы и Зимушка-зима.

Наша цель…

Какая?  (учиться наблюдать и  запоминать).

(Свист синиц, звук метели.)

Отвечают на вопросы учителя

Складывают из кубиков картину зимы.

Сравнивают.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свой ответ.

Пытаются определить цель урока.

Представляют воображаемую картину.

Стимулирующая и направляющая помощь

( Максим, Ульяна)

Регуляция поведения

 ( Максим)

Личностные (наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уважение к чужой точке зрения).

Познавательные (уметь представлять воображаемую картинку; уметь обобщать и анализировать на основе распознавания объектов, на основе собственного жизненного опыта; уметь делать предположения).

Регулятивные (уметь предполагать и принимать учебную задачу; уметь слушать и слышать учителя, одноклассников).

Коммуникативные ( понимать обращенную речь; уметь вступать в диалог, точно выражать свои мысли, аргументировать).

Предметные (???).

2. Актуализация знаний и способов деятельности.

Прием «Определи на ощупь»

Игра «Лабиринт»???

Упражнение «Маршрут»???

 

Упражнение «Следы»

 

Прием «Исключи лишнее»

Игра «Кубики»

Игра «Заблудились»

Дыхательная гимнастика

Открывает слайд «зимняя поляна».

Слайд  2

- Вам нравится зимний пейзаж?

- Сколько деревьев на зимней поляне?

- Все деревья одинаковые?

- Как называются деревья?

- какие отличия у ели и сосны?

 - Чем похожи эти деревья? Чем отличаются?  Кнопка «Ель»

- Давайте рассмотрим и потрогаем, понюхаем веточки этих хвойных растений.

- Сейчас закройте глазки, я вам дам потрогать любую из этих веточек, а вы угадайте: сосна это будет или ель.

- Докажи, что это веточка ели?

-Докажи, что это веточка сосны?

-Что помогло вам правильно определить предложенную веточку?

Возврат со слайда кнопка «домик»

Слайд 2 «зимняя поляна»

- Для того, чтобы мы не заблудились на зимней поляне, давайте составим маршрут. От какого дерева к какому будем передвигаться?  Кнопка «Тропинка»

- Запомнили?  Найдите наш маршрут на схеме. Кнопка «Синий квадрат»  

- Что помогло правильно запомнить маршрут? Возврат Кнопка «домик»

- Отправляемся в путь?

Кнопка «След»

-Посмотрите, что такое виднеется под елкой?

- А знаете ли вы, какие звери могли оставить здесь свои следы?

- Разделитесь на две группы.

Показывает образцы следов для каждой группы.

- Два животных оставили следы в классе. Найдите как можно больше следов.

- сколько следов нашла 1 группа?

-Сколько 2я?

-  Следы каких животных вы нашли?

- Проверим ваши догадки?

Открывает слайд с изображением следов. Кнопка «Следы»

-Вот следы каких животных вы искали. Верно догадались?

- Что помогло вам правильно  угадать следы?

Возврат Кнопка «домик»

-  Что же  виднеется за следующей елочкой?

- Вот куда привели нас следы, и все животные спрятались здесь.

Кнопка  «Заяц»

-Скажите, какого животного мы не могли здесь встретить? Почему?

Кнопка « …»

- Посмотрите на экран и запомните ряд изображенных здесь животных.

- Выложите  у себя на кубиках  животных в таком же порядке.

- Проверьте правильность.  

-Сейчас ребята, сидящие за партой справа, закроют глазки. А те, кто сидит слева  за партой, поменяют местами два кубика.

- Глазки открываем, смотрим изменения у соседа, запоминаем и выкладываем  так же у себя. А вы закройте свой ряд.

- А сейчас – наоборот.

- Молодцы. Справились с заданиями.  А как вам это удалось?

Возврат Кнопка «домик»

- Посмотрите, что-то лежит под елочкой? Кнопка « Рукавичка»

- Наверно кто-то потерялся?

  Давайте выйдем и поищем.

 - Ребята, встаем в круг, водящий отворачивается. Все припеваем:

-«Оля ты сейчас в лесу, мы кричим тебе « Ау!».

Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай».

-Тебя звали все, но громче всех звал мальчик в ……

-Как ты узнал, что это тебя … звал?

Игра повторяется 3-4 раза.

- Вот мы подошли к следующей елочке.

- А за елкой – домик. Кнопка «Домик ж.» 

- Кто в нем живет?  Кнопка « Дом дер.» Окна замерзли…  

- Подуем, отогреем окна. Глубокий вдох-выдох. Кнопка «Круг»

- Да это же Зимушка-зима.

Она приглашает нас в гости…

 Зайдем?

Рассматривают слайд и сравнивают деревья.

Закрывают по очереди глаза, определяют и доказывают правильность выбора.

Делают вывод-цель урока.

Определяют маршрут передвижения по поляне.

Восстанавливают его на схеме.

Делают вывод-цель урока.

Повторяют и ассоциируют диких животных и их следы.

Ищут по группам следы в классе по образцу.

Актуализируют знания.

Делают вывод-цель урока.

Исключают, аргументируют.

Выполняют задания с кубиками.

Делают вывод-цель урока.

Играют в игру, соблюдая условия.

Делают вывод-цель урока.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Контроль за организацией деятельности (Кирилл, Ульяна)

Регуляция поведения при работе в парах

 ( Максим, Кирилл)

Регуляция поведения

 ( Максим, Кирилл)

Личностные (положительно относиться к учебной деятельности, проявлять интерес и желание участвовать в путешествии, стремиться хорошо выполнить работу и заслужить одобрение учителя; доброжелательно относиться к учителю и одноклассникам).

Познавательные (уметь применять полученные знания с опорой на  инструкцию  учителя; уметь анализировать, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).

Регулятивные (адекватно воспринимать указания учителя по исправлению ошибок; проявлять терпение по отношению к одноклассникам; уметь сохранять учебную задачу; уметь адекватно оценивать собственную деятельность; уметь самостоятельно выполнять и контролировать выполнение задания; уметь работать в сотрудничестве; сравнивать свою работу с образцом).

Коммуникативные (уметь понимать указания учителя; уметь участвовать в диалоге; строить понятное высказывание; уметь обращаться за помощью; уметь распределять роли  при работе в группе и принимать точку зрения другого).

Предметные  (уметь  применять при выполнении упражнений такие свойства как наблюдательность и память).

4. Рефлексия

 По содержанию урока

 

Игра «Снежки»

(рефлексия деятельности)

(рефлексия настроения и эмоционального состояния)

 Организует диалог.

- Как вы наши мой домик на зимней поляне?

- Сколько раз   в путешествии поворачивали направо?  

- Какие сюрпризы прятались под деревьями?

- Какое задание оказалось самым трудным?  Что вам показалось самым  

интересным?

Веселым?

- Что больше всего запомнилось?

- Чему вы учились в своем путешествии?

- Что нужно для того, чтобы запомнить увиденное?

- Погрелись мы в теплой избушке.

 Возврат Кнопка «домик»

- А Зимушка-зима приготовила еще один сюрприз… Смотрите…  (Кнопка «Снежный ком») снежный ком.

- У каждого из вас снежок. Кидать будете в того, чья работа понравилась на уроке    и почему.

- Интересно, что там под снежным комом?

- Зима заморозила ледышки и приготовила для нас леденцы.

- Почему Зимушка-зима решила Вас угостить?

- Правильно, вы отлично справлялись со всеми заданиями.

Кнопка « Звук»

Пение синиц.

-Вот мы и вернулись  в класс. Мы были в зимнем лесу, поэтому на парте у вас лежат разные по величине  снежинки. Сейчас вы выберите и поднимите ту снежинку, которая подходит вашему настроению:

- если вам было приятно и интересно на занятии – большую;

- если не совсем понравилось – среднюю;

- маленькую – совсем не понравилось, неинтересно.

- Я тоже поднимаю большую снежинку и говорю вам спасибо за занятие! Молодцы! Кнопка «Снежинка»

- Так и на нашей полянке пошел снег!

Отвечают на вопросы учителя.

Обобщают свою деятельность на уроке, опираясь на опыт и эмоции, делают вывод.

Оценивают работу товарищей, аргументируя свой выбор.

Раздают бабочки.

Анализируют  комфортность от урока.

Личностные (формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; умение определять свое эмоциональное состояние; уважительно относиться к чужой точке зрения).

Познавательные

( уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта).

Регулятивные

 ( уметь устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели).

Коммуникативные ( уметь высказывать свою точку зрения; уважительно принимать чужие высказывания; проявлять активность во взаимодействии).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

Урок в первом классе коррекционой школы VIII вида "Мыльные пузыри"

Цель: Обучение совместной деятельности. Задачи:>  снятие эмоционального напряжения и агрессии;>  преодоление стрессовых состояний у детей с СДА;>  снижение излишней ...

Интегрированный урок в 1 классе коррекционной школы 8 вида Тема: Согласный звук [г] и буква Гг.

Урок обучения грамоте и логопедии для учащихся с легкой умственной отсталостью 1 класса коррекционной школы....

Урок математики. 2 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Треугольники.Построение треугольников по трем вершинам".

« Треугольник. Построение треугольника по трем вершинам» Цель урока: "Учить построению треугольника по трем вершинам.", которая реализуются с помощью образовательной, коррекционной, воспитательной зад...

Урок рисования 2 класс (коррекционная школа)

Тема урока: "Рисование веточки ели"...