Программа внеурочной деятельности "Мой мир" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Элекина Галина Федоровна

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и пред­ставляет собой важный компонент социального заказа для образования. При этом образовательному учреждению необходимо постоянно взаи­модействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

   Социализация и своевременное социальное созревание ребенка про­исходит посредством его добровольного и посильного включения в реше­ние проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравст­венное развитие происходит, если воспитание не ограничивается инфор­мированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

 

Цель курса:

·         формирование  у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; формирование всестороннего развития учащегося через  духовно – нравственное развитие, здоровьесберегающие технологии, занятия по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_mir.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 93 с углубленным изучением отдельных предметов

 г. о. Тольятти Самарской области

Утверждаю

Директор ________/Родионов А.Г./   «    »______________2013 г.

              М.П.

Согласовано

   «  »__________2013 г.

Зам. директора по УВР

________/Назина Н.В./

Программа рассмотрена на заседании  кафедры  учителей начальных классов

Протокол № ___  от « »______   2013г.

Руководитель  МО

________________/ Яшина Л.В. /

Программа

внеурочной деятельности

Мой мир

(модифицированная программа)

        

Возраст обучающихся: 8-9 лет

Срок реализации: 1 год

                                                             Составили:   учителя  начальных классов

                                                             МБУ  СОШ № 93

                                                         Ожиганова В.Д.

                                                     Элекина Г.Ф.

                                                     Наумова Г.В.

        Салмина О.А.

                             Иванова А.М.

г.о. Тольятти

  1.  г

  1. Пояснительная записка

   Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. При этом образовательному учреждению необходимо постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

   Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Цель курса:

  • формирование  у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; формирование всестороннего развития учащегося через  духовно – нравственное развитие, здоровьесберегающие технологии, занятия по развитию речи.

Задачи курса:

Обучающие:

  • освоить правила безопасности, правил поведения в общественных   местах;
  • научить умению находить выход из различных ситуаций, затруднений, возможных при передвижении по городу, поездках в транспорте, посещении общественных мест.
  • повысить уровень языкового развития школьников;
  • привить навыки здорового образа жизни.
  • воспитывать познавательный интерес к родному языку;
  • обогащать эмоциональный мир детей нравственными переживаниями;
  • формировать нравственные устои.

Развивающие:

  • развивать любознательность, познавательные интересы, творческие способности;
  • научить выходить из различных ситуаций, связанных с общественным транспортом, с общественными культурными местами;
  • развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение;
  • создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни;
  • способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
  • создавать обстановку комфорта и благоприятного психологического климата в детском коллективе;

Воспитывающие:

  • формировать основы российской гражданской идентичности;
  • воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного зрителя, обладающего художественным вкусом;
  • прививать навыки культурного общения;
  • формировать нравственную культуру учащихся, толерантное отношение к окружающим.

Оздоровительная: 

  • формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

II. Общая характеристика учебного курса

     Программа составлена на основе курса «Речь» Т.Н. Соколовой, курса «Хороших манер» А.Н. Армер, которая была модифицирована по количеству часов и содержанию.

    Данный курс создан на основе личностно – ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально – грамотной личности, готовой к активной деятельности, владеющей системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом нравственными и этическими принципами и нормами.

Основные направления работы:

  1. «Мой мир театра и кино»;
  2. «Мой мир родного языка»;
  3. «Мой мир здоровья».
  4. «Мой внутренний мир».

Основными принципами работы программы являются:

  • учёт современных требований;
  • учёт возрастных особенностей;
  • доступность;
  • последовательность;
  • системность;
  • эффективность;
  • личностно – ориентированный подход;
  • управляемость образовательным процессом;
  • сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

   Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

III. Описание места курса в учебном плане.

   В соответствии с учебным планом курс «Мой мир» изучается по одному часу в неделю. Общий объем времени составляет 68 часов в год. Время занятий – 40 минут. Форма занятий – комбинированные теоретические и  практические занятия.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса.

  Ценностные ориентиры изучения курса «Мой мир» позволяют заниматься всесторонним формированием личности, расширить набор ценностных ориентиров.

  • Ценность истины – это ценность познания культуры человечества, мироздания, бытия.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как членом общества, народа, представителя страны.
  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в желании служить Отечеству.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:

  • готовность и способность к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни
  •         гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие.
  • гуманистического сознания; эстетические потребности, ценности и чувства
  • эстетические чувства, прежде всего доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • применять установленные правила в планировании способа решения;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
    её реализации;
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  • составлять план и последовательность действий;
  •  адекватно использовать речь для планирования  и регуляции своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • осуществлять рефлексию способов и условий действий,
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строишь сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера:
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач,
  •  поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
  •  сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
  •  передач информации (устным, письменным, цифровым способами);

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • строить понятные для партнёра высказывания;

VI. Содержание курса.

Познавательный аспект

Формирование и развитие  общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу; умение найти нужную информацию).

Развивающий аспект

Развитие речи, мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты:

  • учить детей грамотно пользоваться своей речью;
  • подготовить театральную постановку;
  • организовать посадку рассады и уход за ней.
  • создать памятку садоводу-любителю.
  • активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески.

Итоговый продукт проекта: 

1.Ученики покажут театральную постановку.

2.Учениками будет выращена рассада цветочных культур для озеленения школьного двора.

3. Ученики изготовят памятку по уходу за цветочными растениями.

Планируемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня. Приобретение школьниками знаний об Общественных нормах поведения в различных местах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществ, о способах действий.

У ученика будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на основе положительного отношении к школе, городу, области;

Результаты второго уровня. Получение школьником опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (Отечество, мир, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У ученика будут сформированы:

-  навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им.

Результаты третьего уровня.

Получение школьником опыта самостоятельного  общественного действия.

У ученика будут сформированы умения:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать затруднения, предлагать помощь и сотрудничество;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.

Содержание учебного материала

Основные виды

деятельности учащихся

срок

Мой мир театра и кино.

Мы – зрители.

      1

Что такое вежливость.

Давать определение вежливости.

Приводить примеры важности общения в жизни людей.

Анализировать свою и чужую степень вежливости.

Разыгрывать этикетные диалоги, приветствия, прощания, благодарности.

  02.09-6.09

2

Так ли уж важно быть вежливым?

3

Моя любимая мамочка.

9-13.09

4

В стране Хороших Манер.

Поведение в общественных местах.

5

Учителями славится Россия.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

16-20.09

6

Поведение в театре, на концерте, в кино.

Мы пешеходы и пассажиры.

7

Мы пешеходы и пассажиры.

Владеть правилами дорожного движения.

Уметь различать  дорожные знаки. Оценивать заданную ситуацию.

23-27.09

8

Тротуар – дорога пешеходов.

9

Какой бывает транспорт.

30-4.10

10

Уроки Пети Светофорова.  «Сигналы светофора».  Игра «Красный, жёлтый, зелёный»

11

Уроки Пети Светофорова.  «Дорожные знаки»

7-11.10

12

Уроки Пети Светофорова.  «Элементы улиц и дорог». Игра «Будь внимательным!»

13-14

Уроки Пети Светофорова.  «Правила перехода улиц и дорог». Игра «Да или нет»

14-18.10

15

Уроки Пети Светофорова.  «Правила пассажиров»

21-25.10

16

Практическое занятие «Азбука дороги»

Оценивать заданную ситуацию.

Уметь применять полученные знания в разных жизненных ситуациях.

17

Конкурс рисунков.

28.10 – 1.11

18

Мы вместе.

Мой мир родного языка.

19

Путешествие в страну Слов.

Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.

Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

11-15.11

20

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

21

Синонимы в русском языке.

18-22.11

22

Слова - антонимы.

23

Крылатые слова. Многозначность слова.

25-29.11

24

В королевстве речевых ошибок.

25

Искусство красноречия.

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

2-6.12

26

Анаграммы  и  метаграммы.

27

Шарады и логогрифы.

Уметь  разгадывать анаграммы  и  метаграммы; шарады и логогрифы.

9-13.12

28

Откуда пришли наши имена.

29

КВН по русскому языку.

Уметь применять полученные знания в разных ситуациях.

16-20.12

30

«Умницы и умники»

31

Рождественские гулянья!

Уметь подбирать материал на заданную тему.

23-27.12

32

Здравствуй, здравствуй Новый год!

Мой мир здоровья.

Береги здоровье смолоду.

33

Мои физические возможности.

Оценивать свои физические возможности.

Понимать важность ситуаций.

13-17.01

34

Профилактика травматизма.

Причины травматизма младших школьников в школе.

35

Профилактика травматизма.

Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Уметь оказать первую необходимую помощь.

Владеть системой упражнений, поддерживающих правильную осанку.

20-24.01

36

Нарушение осанки.

Секреты здоровья в скороговорках.

37

 Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

Понимать важность ситуаций.

27-31.01

38

«Кто сколько жует – тот столько живет».  Правильное и рациональное питание.

39

«Страна Витаминия». Роль витаминов в питании младшего школьника.

Уметь подбирать материал на заданную тему.

3-7.02

40

Выпуск газеты «Здоровей-ка».

Мой внутренний мир.

41

Я познаю себя.

Формировать способность осознанию себя как личности.

10-14.02

42

Что в имени тебе  моем…

43

О честности.

Объяснять значение слов «честность, скромность», используя жизненные ситуации.

17-21.02

44

Скромность украшает человека.

45

О хитрости и неблагодарности.

Уметь оценивать такие нравственные качества, как ответственность, послушание.

24-28.02

46

К чему ведут капризы и упрямство.

47

История праздника 8 Марта.

Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником и отвечать на устное поздравление.

3-7.03

48

Загляните в мамины глаза.

49

Поговорим об аккуратности.

Объяснять значение слова «доброта», используя жизненные ситуации.

11-14.03

50

О доброте и бессердечии.

51

Учусь управлять своим телом.

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

17-21.03

52

Учусь управлять своими эмоциями.

53

Волшебное слово «Здравствуйте»

Уметь оценивать нормы поведения в конкретных ситуациях.

2-11.04

54

Вежливый разговор.

55

Без друзей так трудно жить на свете.

Уметь понимать другого человека, сопереживать ему и приходить на помощь.

14-18.04

56

О дружбе девочек и мальчиков.

57

Сделаем мир лучше.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать
собственное мнение и аргументировать его.

21-25.04

58

Планета – наш общий дом.

59

Забота о младших.

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры. Оценивать себя как члена семьи.

28-30.04

60

Я и мои родители.

61

Дети войны.

Осуществлять поиск необходимой информации. Описывать свои эмоции, свои чувства и впечатления.

5-8.05

62

Праздник со слезами на глазах.

63

В мире интересного.

Самостоятельно находить необходимую информацию в энциклопедиях  и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

12-16.05

64

Игра-путешествие.

65

Очевидное - невероятное.

Самостоятельно находить необходимую информацию в энциклопедиях  и справочниках или обращаться за помощью к учителю. Выражать свои эмоции, свои чувства.

19-23.-5

66

Конкурс стихов о лете.

67

Перелистывая страницы 2 класса.

26-30.05

68

Здравствуй, лето!

Использование ИКТ – 80%

VIII. Материально – техническое обеспечение.

1. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа» (сост. Е.С. Савинов)- М.: Просвещение, 2011

2. Т.Н.Соколова «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях. РОСТкнига. Издательство РОСТ, 2011г.

3. Компьютер

4. Мультимедийный проектор

5. Экран

6. Доска TRACEBoar

Список используемой литературы:

1. А.Н. Армер «Увлекательное путешествие в страну хороших манер». Издательство «Анфаст»,

г.  Тольятти, 2007г.

2. Т.Н.Соколова «Школа развития речи» Методические рекомендации. РОСТкнига. Издательство РОСТ, 2011г.

3. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». Москва «ВАКО», 2008г.

4. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу». Москва «ВАКО», 2008г.

5. Л.Г. Антонова Развитие речи  «Уроки риторики». Ярославль «Академия развития», 2005г.

5. Интернет – ресурсы.

6. Журнал «Начальная школа» - 2008, 2009, 2010, 2011 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...