Главные вкладки

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    статья на тему

    Усова Татьяна Юрьевна

    Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя ГПД в вопросах сохранения здоровья младших школьников. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx22.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Усова Т.Ю., учитель начальных классов

    ГБОУ школы №655 Приморского района

    Санкт-Петербугра

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

          Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.

         Отрадно заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.

         Проблема сохранения здоровья детей постоянно волнует специалистов в области начального образования. В её решении принимают непосредственное участие учителя начальных классов и воспитатели ГПД. В современных условиях эта проблема чрезвычайно остра в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушения экологии, питания, общее состояние социальной среды.

         Частую заболеваемость детей связывают с низким уровнем адаптивных реакций организма при поступлении в детский сад, при поступлении в школу, а также с негативным влиянием комплекса социальных условий воспитания и обучения.

         Для физически ослабленных, часто болеющих детей поступление в школу вызывает необходимость изменение привычного поведения в связи с трансформацией режима дня, что является стрессовым фактором и может привести к срыву нервной деятельности. При этом возникают процессы дезатаптации. Такие дети нуждаются в условиях, предусматривающих увеличение двигательной активности, организацию профилактических и оздоровительных мероприятий, обеспечение индивидуального подхода к обучению и воспитанию, что в условиях массовых образовательных школ является трудноразрешимой задачей.

          В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросли показатели заболеваемости болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.

          Школьники 7-9 лет имеют в среднем 2 диагноза. У детей наблюдается нарушение осанки и сколиозы, снижение зрения, патология со стороны ЛОР органов, неврологическая патология. Абсолютно здоровыми признаётся 5% обследованных.

          Задача учителей начальной школы и воспитателей ГПД сделать процесс перехода из детского сада в школу успешным для ребёнка, т.е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребёнок сумел со всеми проблемами, используя свои знания и умения.

          Физиологические особенности 7-10 летних детей таковы, что большую часть для них правильнее, а значит лучше для здоровья активно двигаться. В школе же они в основном сидят, склонившись над книгой или тетрадью. Поэтому важно обращать внимание на подбор мебели, на правильную посадку при выполнении работы на рабочем месте. А также использовать такой приём как смена динамических поз.

           Для снятия статического напряжения необходимо проводить на уроке физминутки. При этом важно приучать ребёнка к самостоятельному установлению частоты ритма выполнения того или иного упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей. Однако использование физкультурных пауз не снимает необходимости проведения тщательных и хорошо продуманных физкультминуток с соблюдением всех правил. Занимательные упражнения следует использовать не чаще чем за 2-3 раза за учебный день. Практика показывает, что оптимально на уроке использовать 2 физминутки и одну физкультурную паузу. Но на уроках, требующих значительной сосредоточенности внимания и деловой атмосферы, целесообразно отказаться от занимательных упражнений.

    Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В оздоровительной работе в школе большое значение имеют физические упражнения.

          Проведение физкультминуток является обязательным пунктом на каждом уроке и во время ГПД. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки.

    Физкультминутки можно проводить, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

          В состав упражнений для физ.минуток включаются:

    • упражнения по формированию правильной осанки,

    • укреплению зрения,        

    • укрепления мышц рук,

    • отдых позвоночника,

    • упражнения для ног,

    • релаксационные упражнения для мимики лица,

    • потягивание,

    • массаж области груди, лица, рук, ног,

    • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

          Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

          Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, её дети тоже очень любят. Такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки.

          Последние научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь:

    • подготовить руку к письму;

    • предотвратить появления писчего спазма;

    • развить внимание, терпение;

    • стимулировать фантазию;

    • научиться управлять своим телом;

    • активизировать работу мозга

          Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

          Итак, здоровьесберегающее обучение:

    - направлено на обеспечение психического здоровья учащихся;

    - опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);

    - достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появление и сохранение интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности;

    - приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

          В заключении хочется сказать, что задача учителей начальных классов и воспитателей  -  пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях и активно внедрять их в свою практику.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

    Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

    Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

    В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

    Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

    Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

    Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Родительское собрание "Двигательная активность младших школьников"

    Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность....

    Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

    Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....

    Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

    Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...